Сегодня 23 ноября 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Процессоры и память

Core i5-14600K против Ryzen 7 7800X3D — кому нужнее хорошая память (такая как Adata XPG Lancer RGB DDR5-6000 2×16 Гбайт)

⇣ Содержание

О необходимости настройки подсистемы памяти в современных платформах — повышении её частоты и подборе оптимальных таймингов — говорилось уже не раз. Статьи, показывающие, как с помощью переключения DDR5 SDRAM на более скоростной режим получить дополнительный (и довольно весомый!) прирост быстродействия, можно найти и на нашем сайте — например, эту про Socket AM5 или эту про LGA1700. Однако многие до сих пор считают, что получить такую прибавку к производительности можно только за счёт дополнительных материальных затрат, потому что на высокой частоте и с низкими таймингами умеют работать только дорогие оверклокерские комплекты памяти, специально рассчитанные на скоростные режимы. В действительности же это не совсем правда. Эффективный разгон DDR5 возможен и со сравнительно доступными модулями, но, чтобы преуспеть в этом деле, нужно правильно подойти к их выбору и найти такой вариант, который имеет необходимый потенциал. И сделать это не настолько сложно, как кажется, поскольку среди производителей памяти есть такие, которые устанавливают качественные и разгоняемые чипы DDR5 не только во флагманские и дорогие продукты, но и в более массовые решения.

В этом обзоре речь как раз пойдёт об одном из таких продуктов — памяти серии XPG Lancer Blade RGB компании Adata. Её изюминка состоит в удачной элементной базе — чипах SK Hynix, которые, как правило, отличаются не только работоспособностью на высоких частотах, но и стабильностью при весьма агрессивных задержках. При этом паспортные характеристики этих модулей Adata никак не выдают оверклокерского потенциала — в серию XPG Lancer Blade RGB входят комплекты объёмом 32, 48 и 64 Гбайт, рассчитанные лишь на работу в режимах DDR5-6000 и DDR5-6400. И это определённо играет на руку энтузиастам, ведь такая память стоит сравнительно недорого. Но если для несведущего человека она выглядит как довольно ординарное решение с радиаторами и RGB-подсветкой, то для осведомлённого потребителя такие модули могут стать отличным объектом «рационального оверклокинга», главная идея которого — заставить недорогие железки работать не хуже флагманских. И далее мы проверим, насколько такой принцип срабатывает применительно к самому недорогому двухканальному комплекту в серии XPG Lancer Blade RGB — рассчитанному на режим DDR5-6000 и состоящему из пары планок по 16 Гбайт.

При этом у модулей XPG Lancer Blade RGB есть и ещё одна заслуживающая внимания особенность — они позиционируются как хорошо подходящие и для процессоров AMD, и для чипов Intel. Для этого такая память снабжается одновременно профилями EXPO и XMP, благодаря чему её легко конфигурировать как в платформе Socket AM5, так и в LGA1700. Такая её всеядность позволит нам попутно провести ещё одно любопытное исследование, касающееся того, насколько эффективно современная DDR5 работает в системах AMD и Intel по умолчанию, и владельцам каких процессоров следует задуматься об оптимизации настроек более серьёзно. Однако перед тем, как перейти к изучению прироста производительности от оптимизации параметров подсистемы памяти, давайте подробнее познакомимся с комплектом DDR5, благодаря которому такое исследование вообще стало возможным.

#Модули Adata XPG Lancer Blade RGB DDR5-6000 2×16 Гбайт

Итак, для подробного исследования был выбран наиболее интересный комплект памяти Adata XPG Lancer Blade RGB с артикулом AX5U6000C3016G-DTLABRBK или AX5U6000C3016G-DTLABRWH. В него входит два модуля DDR5-6000 по 16 Гбайт каждый, то есть суммарный объём комплекта — 32 Гбайт. Эти модули рассчитаны на эксплуатацию на довольно невысокой по современным меркам частоте 6000 МГц, но зато могут предложить неплохую схему таймингов 30-40-40, которая, согласно спецификации, достигается при сравнительно невысоком напряжении 1,35 В и является косвенным (но не стопроцентным) признаком применения в этой памяти разгоняемых чипов SK Hynix.

При этом модули XPG Lancer Blade RGB интересны не только своей начинкой, но и внешним видом, с которого и начнём. Хотя речь идёт о сравнительно недорогой памяти, Adata не поскупилась не только на радиаторы, но и на RGB-подсветку. Причём, в отличие от многих других подобных комплектов, планки XPG Lancer Blade RGB сохранили относительную компактность. Их высота составляет всего 40 мм, что делает их совместимыми с конфигурациями, в которых процессор охлаждается не СЖО, а воздушным суперкулером, нависающим над слотами DIMM.

Радиаторы охлаждения, установленные на модулях, представляют собой довольно незатейливые теплорассеивающие пластины из алюминия, которые, тем не менее, не лишены рельефа, добавляющего модулям некоторую декоративность. Но если вам важен внешний вид комплектующих, то есть и гораздо более приятная новость: модули XPG Lancer Blade RGB выпускаются с двумя вариантами окраски радиаторов — белого и чёрного цвета. При этом чёрные модули имеют гладкую поверхность, а белые — шершавую.

Обе стороны модулей подписаны контрастным логотипом XPG, плюс на одной из сторон каждого модуля имеется наклейка с артикулом и характеристиками комплекта.

Ещё один важный элемент экстерьера — брусок полупрозрачного пластика, которым увенчана верхняя грань рассматриваемых планок. Это — часть RGB-подсветки: изнутри он подсвечивается восемью светодиодами и мягко рассеивает исходящее от них свечение.

Управлять работой светодиодов можно как с помощью утилит, предлагаемых производителями материнских плат, так и собственной программой XPG Prime авторства Adata.

Стоит заметить, что без управляющего ПО подсветка XPG Lancer Blade RGB будет полностью рассинхронизирована, то есть пара установленных в соседние слоты модулей будет переливаться всеми цветами невпопад — каждый модуль с собственным периодом. Но эта проблема не уникальна для Adata и касается памяти многих производителей.

Радиаторы модулей XPG Lancer Blade RGB держатся на чипах памяти при помощи двухстороннего теплопроводящего скотча и довольно легко снимаются, особенно со стороны рифления, которое уменьшает площадь соприкосновения скотча и теплорассеивателя.

Поскольку речь идёт о планках памяти объёмом 16 Гбайт, собранных из восьми чипов обычной для DDR5 ёмкости 16 Гбит, модули имеют одностороннее одноранговое исполнение. Впрочем, как ранее выяснилось в тестах, это почти не сказывается на быстродействии благодаря архитектуре DDR5 с двумя 32-битными субканалами в рамках каждого отдельно взятого модуля.

Но самое интересное в XPG Lancer Blade RGB DDR5-6000 — компонентная база. Она выглядит максимально многообещающе: несмотря на то, что данная память рассчитана на частоту 6000 МГц, Adata не поскупилась на чипы SK Hynix A-die (H5CG48AGBDX018), которые другие производители, как правило, ставят в память класса DDR5-7200/7600.

И это очень большой плюс именно комплектов XPG Lancer Blade RGB: в DDR5-6000-памяти других разновидностей мы скорее обнаружили бы менее разгоняемые чипы SK Hynix M-die, даже если бы такая память предлагала агрессивные тайминги с низким CAS Latency.

За питание чипов DDR5 в рассматриваемых модулях отвечает контроллер Richtek, который по какой-то причине не соприкасается с радиатором — в месте его расположения теплопроводящий скотч получил вырез. То есть система питания XPG Lancer Blade RGB охлаждается только через текстолит.

В SPD рассматриваемых модулей DDR5-6000 записано два профиля, ориентированных на разные платформы. Для систем с процессорами Intel предназначен профиль XMP, а для систем на базе чипов AMD — профиль EXPO. Их содержимое при этом идентично: они описывают штатный режим с частотой 6000 МГц и напряжением 1,35 В, а для первичных таймингов предлагают использовать закреплённую в спецификациях схему 30-40-40-76.

Не лишена рассматриваемая память и средств мониторинга. Благодаря встроенному термодатчику можно быть уверенным, что модули не разогреваются до высокой температуры, которая может спровоцировать появление ошибок. Как показала проверка, нагрев XPG Lancer Blade RGB DDR5-6000 при работе в паспортном режиме не превышает 62 градусов даже в специализированных тестах стабильности.

В настоящее время 32-Гбайт комплект памяти Adata XPG Lancer Blade RGB DDR5-6000 можно найти в продаже за 13-14 тыс. руб., и это довольно невысокая цена для брендового комплекта с радиаторами, многолетней гарантией и RGB-подсветкой, имеющего к тому же характеристики, которые позволяют выжать из современных процессоров несколько дополнительных процентов производительности.

#Описание тестовой системы и методики тестирования

Проверка возможностей комплекта Adata XPG Lancer Blade RGB DDR5-6000 интересна, поскольку эта память должна позволять как заметный разгон, так и результативную оптимизацию таймингов. Причём, согласно обещаниям производителя, она подходит и для платформы Socket AM5, и для LGA1700, поэтому тестирование проводилось сразу в двух системах, основанных на процессорах разных производителей.

Вопросы, на которые мы постараемся ответить далее, формулируются следующим образом:

  • Насколько хорошо разгоняются модули памяти Adata XPG Lancer Blade RGB DDR5-6000 и насколько серьёзно можно сократить их тайминги в системах на процессорах AMD и Intel?
  • Что даёт такой разгон и оптимизация в платформах Socket AM5 и LGA1700?
  • Какая из платформ отзывается на настройку подсистемы памяти сильнее? Владельцам каких процессоров не стоит пренебрегать настройкой памяти, а каких — такую настройку можно отложить до лучших времён?

Обычно тестирование модулей DDR5 проводится в системах, построенных на флагманских CPU, поскольку именно они демонстрируют наибольшую зависимость от быстродействия подсистемы памяти. Но в рамках этого исследования мы решили пойти несколько иным путём и посмотреть, что могут получить от оптимизации подсистемы памяти обладатели систем попроще. Поэтому тестовые конфигурации, использовавшиеся в этом обзоре, основывались на процессорах стоимостью $300-400: AMD Ryzen 7 7800X3D и Intel Core i5-14600K.

Как мы знаем из предыдущих исследований, Ryzen 7 7800X3D, оснащённый дополнительным 3D-кешем объёмом 64 Мбайт, обладает немного лучшей игровой производительностью в сравнении с Core i5-14600K. Поэтому одновременное участие этих процессоров в одном тестировании памяти позволит ответить и ещё на один интересный вопрос: можно ли при помощи качественной DDR5 компенсировать отставание Core i5-14600K и сделать так, чтобы этот процессор стал сравним по производительности с Ryzen 7 7800X3D?

В конечном итоге в состав тестовых систем вошёл следующий набор комплектующих.

  • Процессоры:
    • AMD Ryzen 7 7800X3D (Raphael, 8 ядер, 4,2-5,0 ГГц, 96 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-14600K (Raptor Lake Refresh, 6P+8E-ядер, 3,5-5,3/2,6-4,0 ГГц, 24 Мбайт L3).
  • Процессорный кулер: кастомная СЖО из компонентов EKWB.
  • Материнские платы:
    • ASUS ROG Maximus Z790 Apex (LGA1700, Intel Z790);
    • MSI MPG X670E Carbon WiFi (Socket AM5, AMD X670E).
  • Память: Adata XPG Lancer Blade RGB DDR5 32GB 6000MHz AX5U6000C3016G-DTLABRBK (2 × 16 Гбайт DDR5-6000 SDRAM).
  • Видеокарта: GIGABYTE GeForce RTX 4090 Gaming OC (AD102 2235/2535 МГц, 24 Гбайт GDDR6X 21 Гбит/с).
  • Дисковая подсистема: Intel SSD 760p 2 Тбайт (SSDPEKKW020T8X1).
  • Блок питания: ASUS ROG-THOR-1200P (80 Plus Titanium, 1200 Вт).

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 11 Pro (22H2) Build 22621.1555 с использованием следующего комплекта драйверов:

  • AMD Chipset Driver 5.08.02.027;
  • Intel Chipset Driver 10.1.19600.8418;
  • NVIDIA GeForce 546.01 Driver.

Для измерения вычислительной производительности использовались следующие инструменты:

Синтетические бенчмарки:

  • AIDA64 Engineer 7.20.6800 – тест подсистемы памяти Cache and Memory Benchmark.
  • Geekbench 6.2.2 — измерение однопоточной и многопоточной производительности процессора в типичных пользовательских сценариях: от чтения электронной почты до обработки изображений.

Тесты в приложениях:

  • 7-zip 23.01 — тестирование скорости компрессии и декомпрессии. Используется встроенный бенчмарк с размером словаря до 64 Мбайт.
  • Adobe Photoshop 2023 24.7.1 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Используется тестовый скрипт PugetBench for Photoshop V0.93.7, моделирующий базовые операции и работу с фильтрами Camera Raw Filter, Lens Correction, Reduce Noise, Smart Sharpen, Field Blur, Tilt-Shift Blur, Iris Blur, Adaptive Wide Angle, Liquify.
  • Adobe Photoshop Lightroom Classic 12.5 — тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Используется тестовый скрипт PugetBench for Lightroom Classic V0.95, моделирующий базовую работу с библиотекой и редактирование, а также импорт/экспорт, Smart Preview, создание панорам и HDR-изображений.
  • Adobe Premiere Pro 2023 23.6.0 — тестирование производительности при редактировании видео. Используется тестовый скрипт PugetBench for Premiere Pro V0.98, моделирующий редактирование 4K-роликов в разных форматах, применение к ним различных эффектов и итоговый рендер для YouTube.
  • Blender 4.0 — тестирование скорости финального рендеринга на CPU. Используется стандартный Blender Benchmark.
  • Cinebench 2024 — стандартный бенчмарк для тестирования скорости рендеринга в Cinema 4D 2024.
  • Microsoft Visual Studio 2022 (17.8.0) — измерение времени компиляции крупного MSVC-проекта — Blender версии 4.0.

Игры:

  • Baldur’s Gate 3. Настройки графики: Vulcan, Overall Preset = Ultra.
  • Cities: Skylines II. Настройки графики: Global Graphics Quality = High, Anti-aliasing Quality = Low SMAA, Volumetrics Quality Settings = Disabled, Depth of Field Quality = Disabled, Level of Detail = Low.
  • Cyberpunk 2077 2.01. Настройки графики: Quick Preset = RayTracing: Medium.
  • Hitman 3. Настройки графики: Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = Ultra, Shadow Quality = Ultra, Mirrors Reflection Quality = High, SSR Quality = High, Variable Rate Shading = Quality.
  • Marvel’s Spider-Man Remastered. Настройки графики: Preset = Very High, Ray-Traced reflection = On, Reflection Resolution = Very High, Geometry Detail = Very High, Object Range = 10, Anti-Aliasing = TAA.
  • Shadow of the Tomb Raider. Настройки графики: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = TAA, Ray Traced Shadow Quality = Ultra.
  • Starfield. Настройки графики: Graphics Preset = Ultra, Upscaling = Off.
  • The Witcher 3: Wild Hunt 4.04. Настройки графики: Graphics Preset = RT Ultra.

Во всех игровых тестах в качестве результатов приводится среднее количество кадров в секунду, а также 0,01-квантиль (первая перцентиль) для значений FPS. Использование 0,01-квантиля вместо показателей минимального FPS обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.

#Работа в номинальном режиме и разгон в платформе Socket AM5

Использовать модули XPG Lancer Blade RGB DDR5-6000 без применения профиля EXPO (или XMP), естественно, смысла нет. Без его включения память запустится в медленном «режиме совместимости» DDR5-4800 с ослабленными таймингами 40-39-39-77. Но зато после включения EXPO ситуация приходит в норму — частота памяти повышается до паспортных 6000 МГц, а тайминги снижаются, как и должны. Полностью все параметры памяти с включённым профилем в платформе Socket AM5 приведены на скриншоте.

Задержки здесь не слишком агрессивные, особенно если говорить о таймингах tRFC и tREFI, но так уж работает автоматическое конфигурирование — оптимальных настроек с его помощью не добиться. При измерении практической пропускной способности и латентности получаются следующие показатели.

Поскольку тесты проводятся на восьмиядерном процессоре с одним CCD-чиплетом, измеренная пропускная способность получается такой, как будто в тестах участвует более старая и медленная DDR4. Примерно так же выглядит и показатель практической латентности.

Впрочем, для настоящих энтузиастов это лишь точка старта. Поскольку рассматриваемые модули построены на чипах SK Hynix A-die, их производительность можно существенно улучшить. Правда, в случае платформы AMD разгон DDR5 по частоте не даёт особого эффекта, а применение режимов быстрее DDR5-6400 и вовсе противопоказано, так как требует перевода контроллера памяти в режим половинной частоты. Поэтому лучшая стратегия для повышения эффективности подсистемы памяти заключается в поиске минимальных таймингов именно в режиме DDR5-6400, в котором контроллер и модули памяти имеют возможность работать синхронно.

При таком небольшом увеличении частоты модули Adata XPG Lancer Blade RGB DDR5-6000 запускаются без каких-либо проблем. Но самое интересное касается таймингов. Даже при повышении напряжения до 1,43 В у нас не получилось сохранить CAS Latency на уровне 30, поэтому пришлось остановиться на первичных таймингах 32-38-38-50. Но зато вторичные и третичные тайминги удалось серьёзно улучшить. Как всякая уважающая себя DDR5 на чипах SK Hynix, исследуемая память оказалась полностью работоспособна при tRFC = 416 и tREFI = 65535 (эти два параметра, пожалуй, влияют на производительность сильнее всего), а в целом набор таймингов, подобранных вручную, получил следующий вид.

И хотя частота работы модулей в результате проведённой настройки выросла всего на 6,7 %, оптимизация оказала заметное влияние на практические характеристики подсистемы памяти.

Скорость чтения из памяти выросла на 8 %, записи — на 17 %, а копирования — на 7 %. Практическая латентность при этом упала на 6,7 нс, дойдя до 62,1 нс, что для платформы Socket AM5 можно считать довольно неплохим показателем. Иными словами, немного шаманства с настройками — и модули Adata XPG Lancer Blade RGB DDR5-6000 становятся определённо лучше.

#Работа в номинальном режиме и разгон в платформе LGA1700

Если говорить о системе на основе LGA1700-процессора, то модули памяти XPG Lancer Blade RGB DDR5-6000 с включённым профилем XMP загружаются в ней со следующими настройками.

По частоте, напряжениям и первичным таймингам тут нет отличий от платформы AMD — модули запускаются в режиме DDR5-6000 с задержками 30-40-40-76. Зато большое отличие есть в tRFC — платформа Intel по умолчанию использует гораздо более низкое значение 480, а не 860, как в случае платформы AMD.

С этими настройками можно получить пропускную способность памяти на уровне 87-89 Гбайт/с и латентность 63,5 нс.

Сразу же отметим, что процессоры Intel умеют гораздо более эффективно распоряжаться полосой пропускания DDR5-памяти. Так, здесь Core i5-14600K удаётся достигать значений пропускной способности, составляющих 93 % от теоретического максимума. В платформе на процессоре Ryzen 7 7800X3D этот показатель гораздо ниже — там при конфигурировании модулей по EXPO практическая пропускная способность достигает лишь 62 % от теоретически возможной.

К тому же с платформой Intel возможен гораздо более результативный разгон памяти. В неё не заложено никаких искусственных пределов частоты DDR5, подниматься выше которых нет практического смысла. Поэтому в системах с LGA1700-процессорами для достижения максимальной производительности целесообразно разгонять память до предела — пока она работает без сбоев.

В случае XPG Lancer Blade RGB DDR5-6000 такой предел – 7600 МГц: с повышением напряжения до 1,475 В эта память демонстрирует способность сохранять стабильность в режиме DDR5-7600. Причём речь тут идёт не о каком-то везении с экземпляром модулей, а о повторяемом результате. В нашем случае его удалось достичь дважды: как на комплекте с чёрными радиаторами, так и на его белом собрате. И честно говоря, такой разгон не кажется чем-то сверхъестественным — для планок, в основе которых лежат чипы Hynix A-die, его можно назвать распространённым и даже ожидаемым. Проблемы здесь могут возникнуть скорее из-за материнской платы, которая должна иметь качественную схемотехнику в области слотов DDR5 DIMM.

Что же касается конкретно XPG Lancer Blade RGB DDR5-6000, то ускорение этого комплекта до состояния DDR5-7600 не отменяет и возможности дополнительной подстройки таймингов. Так, первичные тайминги в этом состоянии можно довести до значений 36-46-46-58, а в целом оптимизированные настройки получили следующий вид.

Стоит заметить, что дорогие оверклокерские модули памяти на базе чипов SK Hynix A-Die, изначально рассчитанные на работу в режиме DDR5-7600, скорее всего, смогут обеспечить задержки пониже, потому что чипы для них проходят более строгий отбор. Но в действительности разница не столь высока, чтобы принципиально влиять на показатели практической пропускной способности. А они у разогнанного комплекта XPG Lancer Blade RGB DDR5-6000 получаются следующими.

По сравнению с номинальным режимом DDR5-6000 прибавка в практической пропускной способности подсистемы памяти составляет 27-31 %, а латентность уменьшается на 21 %. И на первый взгляд это выглядит куда более весомым результатом, чем получилось при настройке той же памяти в системе AMD. Да и в целом увидеть значения пропускной способности выше 100 Гбайт/с в системах на базе Ryzen практически невозможно. А это значит, что и после ручной настройки эффективность работы с DDR5 SDRAM в платформе LGA1700 определённо выше.

#Производительность в синтетических тестах

Обобщим данные, полученные при тестировании комплекта XPG Lancer Blade RGB DDR5-6000 в Aida64 Cache & Memory Benchmark. По сути, это те же показатели, которые можно увидеть на скриншотах выше, но при построении итоговых диаграмм бенчмарк в каждом случае последовательно запускался пять раз подряд, а в качестве конечного результата бралось среднее значение.

С точки зрения производительности подсистемы памяти Core i5-14600K наносит сокрушительное поражение Ryzen 7 7800X3D. В архитектуре современных процессоров AMD для сопряжения чиплетов с вычислительными ядрами и контроллером памяти используется шина Infinity Fabric, обладающая пропускной способностью 64 Гбайт/с, и она серьёзно ограничивает скоростные возможности общения процессора с памятью. Именно поэтому в платформе Socket AM5 увеличение частоты DDR5 даёт не так много, и гораздо больший эффект можно получить при оптимизации таймингов. Например, в сборке на базе Ryzen 7 7800X3D переход от DDR5-6000, настроенной по EXPO, к DDR5-6400, настроенной вручную, почти так же снижает практическую латентность, как разгон памяти с 6000 до 7600 МГц в платформе Intel.

Общий же вывод из приведённых диаграмм вполне очевиден — настраивать и разгонять память полезно в любой системе. Эффект от этой процедуры более чем заметен, по крайней мере, если судить по результатам измерения скорости взаимодействия процессора с памятью синтетическими тестами. А вот что это даёт в реальных задачах, покажет дальнейшее тестирование.

#Производительность в приложениях

Некое усреднённое представление о производительности в общеупотребительных приложениях можно получить с помощью бенчмарка Geekbench 6. Он показывает, во-первых, что Core i5-14600K быстрее, чем Ryzen 7 7800X3D, как в однопоточных, так и в многопоточных нагрузках. И во-вторых, что настройка памяти даёт хорошо ощутимый эффект, особенно если речь идёт о более ресурсоёмких многопоточных задачах.

Также можно сделать вывод о том, что на Core i5-14600K оптимизация параметров DDR5 влияет более благотворно. Этот процессор после разгона и настройки памяти улучшает свой результат в многопоточном тесте на 6,5 %. Рост того же показателя у Ryzen 7 7800X3D при этом составляет лишь 5 %.

Однако обе приведённые диаграммы говорят скорее в пользу того, что и в платформе Intel, и в платформе AMD пренебрегать тонкой настройкой памяти не стоит. Даже используя в системе совсем неоверклокерский комплект Adata XPG Lancer Blade RGB DDR5-6000 с довольно доступной ценой, можно практически «из воздуха» получить неплохой прирост быстродействия. Причём он будет заметен не только в синтетических тестах, но и при реальной творческой работе с цифровым контентом, правда, с некоторыми оговорками.

Система на процессоре Core i5-14600K получает наибольшую выгоду при архивации, редактировании изображений в Photoshop и в компиляции кода в Visual Studio. В этих случаях настройка и разгон подсистемы памяти может дать прирост производительности выше 5 %. А вот производительность Ryzen 7 7800X3D от увеличения частоты DDR5 и оптимизации задержек возрастает не так заметно. Если не считать архиватора, где скорость сжатия файлов увеличивается на 5 %, прирост быстродействия процессора Ryzen не превышает 2-3 %. Фактически настройка памяти в платформе Intel даёт вдвое более сильный эффект, чем в платформе AMD.

Рендеринг:

Обработка цифровых фотографий:

Нелинейный видеомонтаж:

Компиляция:

Архивация и разархивация:

#Производительность в играх

Предыдущие исследования зависимости игровой производительности от скорости работы памяти не оставили сомнений, что современные геймерские конфигурации должны оснащаться быстрыми модулями DDR5. В этом плане комплект Adata XPG Lancer Blade RGB DDR5-6000 предлагает неплохой компромисс: это сравнительно недорогая память, но её можно настроить так, что она будет работать не хуже флагманских комплектов модулей с высокой паспортной частотой.

Например, когда эта память работает в Socket AM5- и LGA1700-системах в своём номинальном режиме DDR5-6000, с точки зрения игровой производительности Ryzen 7 7800X3D оказывается на 11 % быстрее, чем Core i5-14600K. Но если в системе с процессором Intel заняться разгоном модулей Adata с одновременной оптимизацией таймингов, то отставание Core i5-14600K от Ryzen 7 7800X3D сокращается до почти незаметных 2 %. Причём по минимальной кадровой частоте LGA1700-система окажется даже лучше конкурирующего решения на процессоре AMD с 3D-кешем.

Впрочем, конфигурация на базе Ryzen 7 7800X3D не остаётся в долгу — в ней комплект памяти Adata XPG Lancer Blade RGB DDR5-6000 тоже можно подвергнуть соответствующей настройке. Упор в этом случае, правда, придётся делать не на частоту, а на тайминги, но тем не менее игровую производительность можно улучшить примерно на 3 %, что позволяет Ryzen 7 7800X3D отстоять первенство в средней частоте кадров.

Тем не менее настройка памяти всё-таки может поставить под вопрос лидерство «лучшего игрового CPU», по крайней мере, если система на базе Ryzen 7 7800X3D используется с настройками подсистемы памяти, взятыми из профиля EXPO. Причём оспорить его первенство может даже отнюдь не флагманский процессор, а 300-долларовый Core i5-14600K.

Таким образом, оптимизация параметров памяти, если речь идёт о комплекте на базе гибких и разгоняемых чипов Hynix A-Die, даёт больший эффект в системе с процессором Intel. В этом случае существенное увеличение частоты DDR5 вместе с подбором минимальных таймингов приносит эффект в виде прироста среднего FPS (посчитанного по набору из восьми игр) на 8-9 %. Актуальная платформа AMD ограничивает пределы разгона DDR5 по частоте и заставляет опираться в первую очередь на оптимизацию таймингов, а это — не столь эффективный подход, прирост FPS за счёт которого будет в 2-2,5 раза ниже.

Сказанное выше можно проиллюстрировать результатами в отдельных играх. Они подтверждают, что Core i5-14600K с разогнанной памятью становится серьёзным соперником для Ryzen 7 7800X3D. И сохранить статус-кво процессору AMD позволит тоже лишь настройка памяти, которая, впрочем, у него не даёт столь же впечатляющего результата, как в случае платформы Intel.

#Выводы

Главная неожиданность в результатах тестов — сильное выступление Core i5-14600K против Ryzen 7 7800X3D. С одной стороны, сюрпризом совершенно не является тот факт, что этот процессор Intel, располагающий шестью производительными и восемью эффективными ядрами, быстрее восьмиядерника AMD в вычислительных ресурсоёмких задачах. Но с другой — оказывается, что и в играх из Core i5-14600K можно выжать производительность, сравнимую с быстродействием Ryzen 7 7800X3D. Компенсировать обширный 3D-кеш Ryzen 7 7800X3D позволила быстрая память: система на Core i5-14600K с разогнанной и настроенной вручную DDR5 приблизилась по игровой производительности к «лучшему геймерскому процессору AMD», который работает с DDR5-6000, сконфигурированной по умолчанию в соответствии с профилем EXPO.

Причём этой «быстрой памятью» не обязательно должна быть дорогая оверклокерская DDR5-7600 или DDR5-8000. Как показало тестирование, вполне достаточно взять добротные модули среднего класса, в которых использованы чипы SK Hynix A-Die. Например, на эту роль прекрасно подходит проверенный нами комплект Adata XPG Lancer Blade RGB DDR5-6000 2×16 Гбайт, который показал свою способность работать в платформе LGA1700 в режиме DDR5-7600 с довольно агрессивной схемой таймингов — 36-46-46-58. В номинале он рассчитан на режим DDR5-6000, но это для него — лишь стартовая позиция. Разгон и оптимизация таймингов добавляет к игровой производительности Core i5-14600K порядка 10 %, чего может оказаться достаточно, чтобы скорректировать табель о рангах современных геймерских CPU.

Впрочем, память на чипах Hynix A-Die вроде XPG Lancer Blade RGB DDR5-6000 хороша не только для усиления систем на процессорах Intel. Пусть её способность работать на высокой частоте не слишком востребована в платформе AMD, в этом случае может сыграть её второй козырь — податливость при минимизации задержек. С процессором Ryzen 7 7800X3D эту память можно сконфигурировать как DDR5-6400 32-38-38-50, что по сравнению с номинальным режимом DDR5-6000 позволяет увеличить игровую производительность ещё на несколько процентов.

Тем не менее справедливости ради нужно отметить, что разгон памяти даёт ощутимо больший эффект в платформе LGA1700. И именно для таких конфигураций имеет смысл выбирать планки DDR5 с чипами Hynix A-Die. Системы же с процессорами AMD нуждаются в подобной памяти не столь остро. Даже если держать в уме возможность улучшения таймингов, для процессоров Ryzen вполне могут подойти также и модули с микросхемами SK Hynix M-Die, и даже с чипами Samsung B-Die, которые тоже позволяют выставлять довольно агрессивные задержки.

Однако в конечном счёте Adata XPG Lancer Blade RGB DDR5-6000 — отличный вариант для любой современной конфигурации. Его сильная сторона — в универсальности. Наверняка найдут в нём то, что им нужно, и владельцы LGA1700-систем, и обладатели процессоров Ryzen 7000. Те, кто не приемлет разгон ни в каком виде, смогут воспользоваться профилем XMP или EXPO. А тем, кому захочется потратить некоторые усилия на улучшение производительности своей системы, такая память предоставит как немалый разгонный потенциал по частоте, так и простор для оптимизации таймингов. А в дополнение к этому модули XPG Lancer Blade RGB прекрасно впишутся в любую сборку и по внешнему виду. Они строго выглядят, существуют в версиях с белыми и чёрными радиаторами, а кроме того, обладают RGB-подсветкой, совместимой с ПО материнских плат всех производителей.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Microsoft открыла доступ к скандальной ИИ-функции Recall — пользователям разрешили ограничить её «подглядывания» 2 ч.
Новая статья: Death of the Reprobate: что не так на картине? Рецензия 3 ч.
Главный конкурент OpanAI получил $4 млрд на развитие ИИ без следов Хуанга 4 ч.
Valve раскрыла часть игр, которые получат скидку на осенней распродаже Steam — официальный трейлер акции 4 ч.
Threads получила «давно назревавшие улучшения» в поиске и тренды 5 ч.
Ubisoft рассказала о возможностях и инновациях стелс-механик в Assassin's Creed Shadows — новый геймплей 6 ч.
Создатели Black Myth: Wukong удивят игроков до конца года — тизер от главы Game Science 7 ч.
У Nvidia больше не самые прибыльные акции — ажиотаж вокруг биткоина победил ИИ-бум 8 ч.
Заждались: продажи S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl за два дня после релиза превысили миллион копий 9 ч.
YouTube добавил в Shorts функцию Dream Screen — ИИ-генератор фонов для роликов 10 ч.