SpaceX сообщила о вынужденной задержке запуска ракеты Starship как минимум до конца ноября из-за затянувшегося процесса получения лицензии Федерального управления гражданской авиации (FAA) США. Несмотря на готовность первой ступени Super Heavy и корабля Starship к полёту с начала августа, регулятор, по мнению SpaceX, затягивает процесс по несерьёзным и откровенно абсурдным причинам. Эта задержка может отложить планы NASA по возвращению американцев на Луну в рамках программы Artemis.

Источник изображений: SpaceX
Во время следующего пуска SpaceX планирует осуществить возвращение Super Heavy на стартовую площадку. Этот ускоритель, превосходящий по длине и ширине Boeing 747, должен совершить вертикальный спуск, используя мощь двигателей Raptor, замедлиться почти до зависания, после чего два механических захвата должны «поймать» стального гиганта в воздухе над стартовой площадкой. Как и первая ступень ракеты Falcon 9, ступень Super Heavy предназначена для многократного использования, но компания намерена сажать их непосредственно на стартовую площадку, а не на морскую посадочную платформу за сотни миль.
«Понятно, что такая уникальная операция потребует дополнительного времени на анализ с точки зрения лицензирования», — признаёт SpaceX. Тем не менее, компания утверждает, что вместо сосредоточения ресурсов на критически важном анализе безопасности, процесс лицензирования неоднократно сходил с рельсов из-за несерьёзных и откровенно абсурдных проблем. Это не первый случай, когда SpaceX ссылается на препятствия со стороны регулирующих органов. В прошлом году компания активно призывала FAA удвоить штат сотрудников, занимающихся рассмотрением заявок на коммерческие запуски космических аппаратов.

По мнению компании, задержки лицензирования вызваны целым комплексом проблем: бюрократической медлительностью, отсутствием прозрачности, некачественными методиками, а также неэффективностью и дублированием нормативных актов. В качестве примера SpaceX привела задержки с рассмотрением заявки на пятый испытательный пуск корабля Starship. «Эта задержка вызвана не новыми проблемами безопасности, а избыточным экологическим анализом», — заявила компания, подчёркивая, что четыре открытых экологических вопроса наглядно иллюстрируют трудности, с которыми сталкиваются космические компании в нынешней нормативной среде.
Среди экологических проблем, вызывающих особое недоумение SpaceX, — вопрос о сбросе воды в окружающую среду вокруг стартовой площадки Starship в Техасе. Стартовая площадка использует воду для охлаждения стального пламеотражателя, расположенного под 33 основными двигателями ускорителя Super Heavy. Компания категорически заявляет, что штрафы, наложенные на неё в этом году Комиссией по качеству окружающей среды Техаса (TCEQ) и Агентством по охране окружающей среды (EPA), были «полностью связаны с разногласиями по части бумажной волокиты», а не с каким-либо фактическим сбросом загрязняющих веществ в окружающую среду.
Другой аспект, вызывающий задержку, связан с изменением траектории полёта Super Heavy в предстоящей миссии. Это техническое решение означает, что стальное кольцо, отделяющееся от верхней части ускорителя, упадёт в другом месте Мексиканского залива, недалеко от места запуска и посадки ракеты. SpaceX заявляет, что это незначительное изменение побудило FAA инициировать 60-дневные консультации с Национальной службой морского рыболовства (NMFS) для переоценки влияния падения кольца на морскую фауну.
Ещё одна проблема, требующая дополнительного рассмотрения, связана с тем, что новая траектория возвращения ускорителя Super Heavy на сушу в Техасе, а не в Мексиканский залив, как это было в июне, подвергнет большую территорию воздействию звукового удара. Это обстоятельство побудило FAA одобрить ещё одни 60-дневные консультации, на этот раз со Службой охраны рыбных ресурсов и диких животных (USFWS), для изучения влияния звукового удара на земную фауну. Кроме того, FAA требует от запускающих компаний поддерживать страховое покрытие для защиты от претензий третьих лиц по возмещению ущерба.

SpaceX, со своей стороны, заявляет о полном понимании этой ответственности и готовности идти на компромиссы, когда речь идёт об обеспечении общественной безопасности. Однако компания выразила серьёзную обеспокоенность, что задержки в испытательных полётах Starship, вызванные затянувшимися проверками, могут нанести ущерб национальным интересам США в космосе. Китай поставил цель высадить своих космонавтов на Луну к 2030 году, и директор NASA Билл Нельсон (Bill Nelson) настаивает на том, чтобы американские астронавты вернулись туда первыми.
Напомним, что NASA выбрало аппарат Starship в качестве пилотируемого посадочного модуля для доставки первых двух экипажей программы «Артемида» между лунной орбитой и южным полюсом Луны. Ранние испытательные полёты Starship критически важны для доказательства надёжности ракеты и тестирования более сложных технологий, таких как дозаправка в космосе, необходимых для осуществления лунных посадок в рамках американской космической миссии.
Источник: