За восемь месяцев текущего года Роскомнадзор (РКН) заблокировал 456 млн мошеннических звонков, сообщили «Ведомости» со ссылкой на информацию регулятора. Для блокировки вызовов с подменных номеров используется автоматизированная система «Антифрод», созданная РКН в 2022 году, к которой подключены операторы, владеющие 99,6 % номеров. В прошлому году с её помощью было заблокировано более 750 млн звонков.
В своей деятельности преступники используют серые SIM-карты без установленного владельца. С августа 2023 года РКН запрашивает у операторов сведения о номерах. По данным регулятора, за период с ноября 2023 года по сентябрь 2024 года было выявлено 93,9 млн нарушений в достоверности сведений об абонентах, из которых 85,7 млн были устранены. По 6,2 млн SIM-карт расторгнуты договоры или выполнена блокировка, а по 2 млн ещё проводится расследование. К нарушениям относятся отсутствие подтверждения достоверности сведений об абоненте, некорректное заполнение полей в базе и недостаток данных. «Актуализация сведений об абонентах как раз и необходима для предотвращения правонарушений, в том числе мошенничества», — пояснил «Ведомостям» представитель РКН.
По словам операторов, наиболее распространённая сейчас схема мошенничества — уведомление абонента о том, что у него якобы заканчивается срок действия SIM-карты. На неё приходится около 90 % обращений клиентов в группу быстрого реагирования, связанных с продлением договора, сообщил представитель «Билайна». В этом случае следует помнить, что договор на оказание услуг мобильной связи с физлицами является бессрочным, отметили операторы. Хотя, если абонент не пользуется услугами связи и не оплачивает их в течение 90 календарных дней, оператор может расторгнуть договор.
Также распространён среди мошенников такой способ обмана, как звонки от якобы представителя банка, сообщил представитель «Мегафона». Согласно данным ЦБ, во II квартале 2024 года мошенники украли 4,8 млрд рублей, что является рекордом за всю историю наблюдений. 97,2 % от этой суммы пришлось на хищения со счетов граждан. До этого, в I квартале были похищены 4,3 млрд рублей. Доля возвращённых средств во II квартале сократилась до 6,1 % с 9,7 % в среднем за предыдущие четыре квартала.
Представители МТС и «Билайна» также назвали в числе пользующихся популярностью у мошенников схем обмана по телефону запись в поликлинику через «Госуслуги», пересчёт пенсии, диспансеризацию, скидки на оплату ЖКХ. Все эти схемы используют методы социальной инженерии, которые сейчас лидируют по распространённости среди всех типов мошенничества, отметил ведущий эксперт по сетевым угрозам, веб-разработчик «Кода безопасности» Константин Горбунов. Согласно данным ЦБ, во II квартале 2024 года было зафиксировано порядка 20 тысяч атак с использованием методов социальной инженерии, что составляет 95 % от общего количества.
По словам эксперта, определить мошенника позволяют несколько признаков. Во-первых, реальный сотрудник не будет требовать срочного принятия решения. Во-вторых, сотрудники банков и сотовых операторов никогда не используют мессенджеры для звонка клиенту. Также следует задуматься, если звонок идёт с незнакомого мобильного номера или не определяется.
Если появились подозрения, что звонит злоумышленник, то рекомендуется сразу закончить разговор и перезвонить по официальному номеру поддержки оператора связи или банка для получения разъяснений.
Источник: