Сегодня 26 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Новости Hardware

Google научила ИИ распознавать эмоции — у этого могут быть ужасные последствия

Google заявила, что её новое семейство ИИ-моделей обладает любопытной чертой — способностью «распознавать» эмоции. По словам компании, семейство ИИ-моделей PaliGemma 2, представленное в четверг, может анализировать изображения, позволяя ИИ генерировать подписи и отвечать на вопросы о людях, которых он «видит» на фотографиях.

 Источник изображений: Google

Источник изображений: Google

«PaliGemma 2 генерирует подробные, контекстно релевантные подписи для изображений, выходя за рамки простой идентификации объектов, чтобы описывать действия, эмоции и общее повествование сцены», — пишет Google в своём официальном блоге. Для распознавания эмоций PaliGemma 2 необходимо настроить соответствующим образом. Без этого он не работает. Однако эксперты, с которыми пообщались журналисты портала TechCrunch, были встревожены перспективой появления общедоступного детектора эмоций.

«Меня это очень беспокоит. Для меня проблематично считать, что мы можем “читать” эмоции людей. Это как просить совета у магического шара предсказаний (Magic 8 Ball, популярная игрушка, — прим. ред.) для решения серьёзных вопросов», — отметила в разговоре с TechCrunch Сандра Вахтер (Sandra Wachter), профессор этики данных и ИИ из Оксфордского института исследования Интернета.

Технологические компании, занимающиеся развитием ИИ, годами пытаются создать искусственный интеллект, способный определять эмоциональные аспекты в любых вещах — начиная от обучения продажам и заканчивая задачами, связанными с предотвращением несчастных случаев.

Разработка большинства детекторов эмоций базируется на ранних работах американского психолога Пола Экмана (Paul Ekman), который предположил, что у людей есть шесть основных типов эмоций: гнев, удивление, отвращение, удовольствие, страх и грусть. Однако последующие исследования этого вопроса поставили под сомнение гипотезу Экмана и показали, что существуют серьёзные различия в том, как представители разных слоёв общества выражают свои чувства.

«Определение эмоций в каком-то универсальном общем случае невозможно, потому что люди испытывают эмоции сложным образом. Нам кажется, что, глядя на людей, мы можем определить, что они чувствуют. И этим приёмом на протяжении многих лет пытались пользоваться разные люди, в том числе разведывательные органы и рекламные компании. Я уверен, что в некоторых случаях абсолютно возможно обнаружить некоторые общие признаки, но это не то, о чём идёт речь и не то, для чего в конечном итоге можно найти универсальный ответ», — сказал специализирующийся на ИИ научный сотрудник Лондонского университета королевы Марии Майк Кук (Mike Cook) в интервью TechCrunch.

Эксперты считают, что системы обнаружения эмоций, как правило, ненадёжны и предвзяты из-за особенностей взглядов самих разработчиков таких систем. В исследовании Массачусетского технологического института 2020 года учёные показали, что модели для анализа лиц могут формировать непреднамеренные предпочтения для определённых лицевых выражений, таких как улыбка. Более поздние исследования показывают, что модели анализа эмоций приписывают больше негативных эмоций лицам темнокожих людей, чем лицам белых людей.

Google заявляет, что провела «обширное тестирование» для оценки демографических предубеждений у PaliGemma 2 и обнаружила «значительно более низкий уровень токсичности и ненормативной лексики» по сравнению с отраслевыми бенчмарками. Однако компания не предоставила полный список использованных бенчмарков и не указала, какие типы тестов проводились.

Единственный бенчмарк, о котором рассказала Google, — это FairFace, состоящий из набора десятков тысяч портретов людей. Компания утверждает, что PaliGemma 2 показала хорошие результаты при оценке FairFace. Но некоторые эксперты раскритиковали бенчмарк за его предвзятость, отметив, что в FairFace представлены далеко не все расовые группы, а лишь несколько.

«Интерпретация эмоций — это довольно субъективный вопрос, который выходит за рамки использования визуальных средств и тесно связан с личным и культурным контекстом. Если не брать в расчёт ИИ, исследования показывают, что мы не можем распознавать эмоции только по чертам лица», — говорит Хайди Кхлааф (Heidy Khlaaf), главный научный сотрудник по ИИ в AI Now Institute, некоммерческой организации, изучающей социальные последствия искусственного интеллекта.

В ЕС использование систем распознавания эмоций вызвало серьёзные вопросы у регулирующих органов. Закон об ИИ, основной законодательный акт ЕС в области ИИ, запрещает школам и работодателям использовать детекторы эмоций. Однако он не запрещает их использование правоохранительными органами.

 Источник изображения: Unsplash

Источник изображения: Unsplash

Главное опасение экспертов, относительно открытых ИИ-моделей, таких как PaliGemma 2, которая распространяется через различные источники, включая платформу разработки ИИ Hugging Face, заключается в возможности злоупотребления и неправильности их использования, что может привести к реальному вреду.

«Если эта так называемая “эмоциональная идентификация” основана на псевдонаучных предубеждениях и предрассудках, то существует значительный риск последствий в том, как эта возможность может быть использована для последующей и ложной дискриминации различных маргинализированных групп правоохранительными органами, работодателями, пограничными службами и т. д.», — говорит Кхлааф.

В Google же говорят, что компания тестирует свои ИИ-модели на предрасположенность к «репрезентативный вреду» (стереотипам о социальных группах, например, расовых, этнических, гендерных или религиозных, которые приводят к отрицательным последствиям для этих групп и их представителей). «Мы провели надёжную оценку моделей PaliGemma 2 с точки зрения этики и безопасности, включая безопасность детей и безопасность контента», — добавили в компании.

Профессора этики данных и ИИ в Оксфордском институте Интернета Сандру Вахтер такой ответ компании не убедил: «Ответственные инновации — это когда вы думаете о последствиях их разработки с первого дня работы над ними, каждый раз, когда вы входите в свою лабораторию, а затем продолжаете делать это на протяжении всего жизненного цикла продукта. Я могу представить себе множество потенциальных проблем, которые могут создать такие модели и в конечном итоге привести к антиутопичному будущему, в котором ваши эмоции будут определять, получите ли вы работу, кредит и поступите ли в университет».

Источник:

Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
Материалы по теме

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Российский аниме-хоррор MiSide внезапно оказался хитом Steam — восторженные отзывы игроков, сотни тысяч проданных копий 2 ч.
Киберпанковый слешер Ghostrunner 2 стал новой бесплатной игрой в Epic Games Store — раздача доступна в России и продлится всего 24 часа 3 ч.
Activision сыграет в кальмара: новый трейлер раскрыл, когда в Call of Duty: Black Ops 6 стартует кроссовер со Squid Game 2 4 ч.
«К чёрту Embracer Group»: неизвестный устроил утечку исходного кода Saints Row IV 5 ч.
Отечественная платформа Tantor повысит производительность и удобство работы с СУБД на базе PostgreSQL 8 ч.
В Steam вышла новая демоверсия голливудской стратегии Hollywood Animal от авторов This is the Police 9 ч.
IT-холдинг Т1 подал иск к «Марвел-Дистрибуции» в связи с уходом Fortinet из России 9 ч.
Рождественское чудо: в открытый доступ выложили документы Rockstar начала 2000-х, включая планы на GTA Online от 2001 года 10 ч.
«Битрикс24» представил собственную ИИ-модель BitrixGPT 11 ч.
За 2024 год в Китае допустили к релизу более 1400 игр — это лучший результат за последние пять лет 11 ч.