Администрация президента США объявила сегодня о новых радикальных и противоречивых правилах экспортного контроля, которые призваны предотвратить попадание передовых чипов и моделей искусственного интеллекта в руки противников США, таких как Россия, Китай и некоторые другие страны.
Новое «правило распространения ИИ», разработанное администрацией Байдена, делит мир на страны, которым разрешен относительно свободный доступ к самым передовым американским микросхемам и алгоритмам ИИ, и страны, которым потребуются специальные лицензии для доступа к этим технологиям. Правило, которое будет введено в действие Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США, впервые ограничит перемещение самых мощных моделей ИИ.
«США сейчас лидируют в мире в области ИИ — как в разработке ИИ, так и в создании ИИ-чипов, — и очень важно, чтобы мы сохранили это положение», — заявила министр торговли США Джина Раймондо (Gina Raimondo) в преддверии сегодняшнего объявления.
В список доверенных стран вошли основные союзники США: Великобритания, Канада, Австралия, Япония, Франция, Германия, Бельгия, Дания, Финляндия, Ирландия, Италия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Республика Корея, Испания, Швеция и Тайвань. Компании из этих стран смогут беспрепятственно приобретать любые ИИ-чипы и алгоритмы у компаний из США.
Поставки ИИ-чипов в другие страны будут ограничены. Для стран, на которые не распространяется контроль над поставками вооружений со стороны США, вводится квота в 50 000 ИИ-чипов на страну. Также возможны сделки между правительствами, в результате которых лимит может быть увеличен до 100 000, если их цели в области возобновляемых источников энергии и технологической безопасности совпадают с целями Соединенных Штатов. Учреждения в некоторых странах также могут подать заявку на получение особого статуса, который позволит им приобрести до 320 000 передовых ускорителей в течение двух лет. Тем не менее, будет установлен лимит на общий объём вычислительных мощностей ИИ, которые компании и другие учреждения могут размещать за рубежом.
Также компании из стран, на которые не распространяется контроль над поставками вооружений со стороны США, смогут получить до 1700 новейших чипов искусственного интеллекта без специального разрешения. Если же им понадобится больше чипов или доступ к наиболее мощным ИИ-моделям, они смогут обратиться в Минторг США за специальной лицензией. Чтобы получить лицензию, компании должны будут доказать, что способны обеспечить надлежащий уровень физической и кибербезопасности. Лимит в 1700 ускорителей позволит удовлетворить потребности многих университетов и учреждений здравоохранения, но его явно не хватит операторам дата-цетров.
Заметим, что новое правило распространяется только на готовые чипы: американские компании по-прежнему смогут вести разработку и производство чипов, в странах, которые не присутствуют в списке, но на которые не наложены ограничения по поставкам вооружений. По словам администрации, правило также не будет ограничивать модели ИИ с открытым исходным кодом, такие как Llama от Meta✴.
Что касается России и других стран, на которые наложено эмбарго на поставки оружия и технологий военного назначения, таких как Китай, Иран и Северная Корея. В эти страны уже запрещено поставлять передовые чипы для ИИ, а новые санкции впервые ограничит их доступ к передовым моделям искусственного интеллекта. Однако тут важно отметить, что прежде ИИ-чипы всё равно вполне успешно поставлялись в Россию с помощью механизмов параллельного импорта, то есть через третьи страны, которые не вводили санкции против РФ. Теперь же появление квот для этих самых третьих стран создаёт серьёзнейшее препятствие для параллельного импорта ИИ-чипов в Россию — компании не смогут просто так закупать ИИ-ускорители в больших объёмах и перепродавать их.
Кроме того, раньше компании из России, Китая и других подсанкционных юрисдикций могли создавать нейросети с использованием компьютерных кластеров, расположенных заграницей. Согласно новым ограничениям, Россия, Китай и другие соперники США больше не смогут создавать передовые модели ИИ в других странах, на которые распространяется действие правила.
«Полупроводники, которые питают [ИИ] и тяжёлые модели, как мы все знаем, являются технологией двойного назначения, — добавила Раймондо в преддверии объявления. — Они используются во многих коммерческих приложениях, но также могут использоваться нашими противниками для ядерного моделирования, разработки биологического оружия и продвижения своих вооруженных сил».
Новые правила наверняка вызовут споры, поскольку они могут ограничить международные продажи ИИ в критический для отрасли момент. Также важно отметить, что правило представили всего за неделю до инаугурации Трампа. Постановление вводит 120-дневный период консультаций, что означает, что администрация Дональда Трампа (Donald Trump) должна будет выслушать мнения, возможно, изменить правило, а затем ввести его в действие.
Компания Nvidia, ведущий мировой производитель чипов для искусственного интеллекта, в своем блоге назвала новое правило «беспрецедентным и ошибочным». «Прикрываясь "антикитайскими" мерами, эти правила ничего не сделают для укрепления безопасности США. Вместо того чтобы смягчить какую-либо угрозу, новые правила Байдена лишь ослабят глобальную конкурентоспособность Америки, подорвав инновации, благодаря которым США находятся впереди», — написала компания.
Представители Байдена считают новые ограничения необходимыми, поскольку в ближайшие годы ИИ может развиваться стремительно и непредсказуемо. «США должны быть готовы к быстрому росту возможностей ИИ в ближайшие годы, что может оказать преобразующее воздействие на экономику и национальную безопасность», — заявил Джейк Салливан (Jake Sullivan), советник администрации Байдена по национальной безопасности.
По словам высокопоставленного сотрудника администрации президента США, попросившего Wired не называть его имени, администрация Байдена также считала оправданным принять новые правила поскорее, поскольку, по мнению администрации, китайские разработки в области ИИ отстают от американских всего на 6–18 месяцев. «Время действительно имеет большое значение, — сказал чиновник. — Мы считаем, что сейчас мы находимся в критической точке».
Источник: