Итак, конфигурация нашего тестового стенда такова:
Для видеокарт Radeon использовались драйверы Catalyst 7.12, а для карты GeForce 8800GT - ForceWare 169.21.
Препятствий для работы CrossFire нет, поскольку как и чипсет, так и сама материнская плата поддерживают технологию CrossFire. Сразу заметим, что наша материнская плата при установке двух видеокарт в слоты PCI-E x16 переключает их в режим 8x8. Такое ограничение по скорости обусловлено чипсетом Intel 975X.
Видеокарты Radeon HD3870 заработали в связке без каких-либо проблем.
Связка из видеокарт Radeon HD3870 + Radeon HD3850 также заработала без проблем.
Ну и, конечно, связка из пары видеокарт Radeon HD3850 тоже заработала без проблем.
Заметим, что прежде, чем установить Radeon HD3850 в связку, мы «прошили» им одинаковые BIOS с рекомендованными AMD частотами 670/1660 МГц для GPU и памяти соответственно. Мы это сделали по той причине, что обе карты были изначально разогнаны, из-за чего не соответствовали рекомендованным AMD характеристикам.
Увы, но ни Radeon HD3850+Radeon HD2900XT,
ни Radeon HD3870+Radeon HD2900XT так и не заработали в паре. Скорее всего, потому, что им не положено работать вместе по маркетинговым соображениям.
Совместимость с играми
В отличие от драйверов конкурента, т.е. NVIDIA, которые позволяют создавать и редактировать профили игр, где можно самому выбрать режим, в котором будут работать видеокарты в той или иной игре, драйверы AMD Catalyst не позволяют этого. В результате, если игра (или любое другое 3D-приложение) не поддерживается драйвером, то режим CrossFire работать не будет. В дальнейшем вы узнаете, к чему это может привести. А пока - о разгоне.
Разгон карт в связке CrossFire и температурный режим
Разгонять видеокарты Radeon, находящиеся в связке CrossFire, очень удобно из панели управления драйвером ATI, т.е. Catalyst Control Center.
Нажимаем на ключик для разблокировки возможности разгона, после чего получаем окошко с предупреждением об опасностях разгона. Соглашайтесь, только если вы уверены в своих силах.
В результате пользователь получает возможность изменять частоту GPU и памяти, причем для каждой из видеокарт - по отдельности! Большим плюсом является то, что частоты можно изменять независимо друг от друга, и тем самым разгон одной карты не будет зависеть от другой. Конечно, это полезно лишь в том случае, если одна карта разгоняется лучше другой. Также пользователю доступна функция автоматического разгона и проверки на стабильность карты при выбранных частотах.
Температурный режим двух карт практически не изменился от их работы в связке. Конечно, если вы поставите их в тесный, плохо продуваемый корпус, то вышестоящая видеокарта будет греться сильнее обычного из-за исходящего тепла от нижней видеокарты. Однако, если у вас корпус с хорошей вентиляцией, то вряд ли нижестоящая видеокарта сильно повлияет на вышестоящую, если повлияет вообще. В нашем случае связка из двух видеокарт нагревалась не сильнее, чем одиночная карта.
Тестирование и выводы
Тестирование расставило свои точки над «i», и вырисовавшаяся картина оказалась удручающей. Начнем с игры Crysis, которую режим CrossFire никак не улучшил как под управлением Windows XP, так и под Windows Vista. Быстродействие в режиме CrossFire оказалось практически таким же, как и с одиночной картой! Вывод – драйвер не оптимизирован под эту игру, т.е. не знает её. Хотя игра корректно распознала наличие двух видеокарт:
Как мы уже говорили, драйверы Catalyst не позволяют создавать или изменять профили игр, как драйвер NVIDIA ForceWare. Поэтому, к сожалению, включить режим CrossFire для игры Crysis нам не удалось. Следующей жертвой драйверов стала игра Need for Speed Pro Street Racing, в которой вместо повышения быстродействия наблюдалось его понижение. Скорость упала в диапазоне от 20 до 32% по сравнению с одиночной картой. Далее по списку идёт игра Call of Juarez 1.1.1.0, в которой под управлением Windows XP появились артефакты, сведшие все «плюсы» на «нет», а под управлением Windows Vista наблюдались скачки скорости. Так, после выхода в меню скорость увеличивалась до двух раз, а через какое-то время вновь снижалась до уровня одиночной карты. Виной тому стал драйвер, который не смог правильно распределить нагрузку на карты в этой игре. В качестве подтверждения нашей версии, скажем, что после отключения «интеллектуальной» функции Catalyst A.I., без которой, кстати, не будет работать CrossFire, скачки скорости прекратились, и она сравнялась с показателями для одиночной карты.
Также стоит отметить, что в тестовом пакете 3DMark 06 в тесте Canyon Flight при использовании режима CrossFire наблюдались артефакты.
Что же, перейдем к тем тестам, где CrossFire показал свою работоспособность. Знакомиться с результатами мы традиционно начнем с тестов 3DMark.
В этом тесте связки CrossFire из Radeon HD3870 и Radeon HD3850 оказались быстрее всех. Но прирост быстродействия несопоставим с увеличившейся в два раза ценой за две видеокарты, поэтому победа CrossFire неубедительна. Но, как мы уже говорили, тесты 3DMark – всего лишь один из показателей, а не конечная оценка той или иной видеокарты. Поэтому переходим к играм, тестировать в которых мы будем с 4-кратным сглаживанием и 16-кратной анизотропной фильтрацией.
В игре Call of Duty 4 прирост наблюдается при разрешении 1280x1024 и 1600x1200, однако конкурирующая видеокарта GeForce 8800GT всё равно оказывается быстрее. Итог таков: стало лучше, но не более.
Первую убедительную победу связка CrossFire одерживает в игре Need for Speed Carbon. Придраться не к чему; так, при разрешении 1600x1200 прирост составил почти 80%, чем заметно улучшил геймплей. При более низких разрешениях прирост составил примерно 60% и 40%, что тоже неплохо.
В игре Oblivion прирост от использования CrossFire составил от 25% до 36%, что, в принципе, неплохо, но всё же не столь убедительно, как в предыдущем тесте. К тому же, обратите внимание на то, что и без использования CrossFire карты демонстрируют вполне приемлемую скорость. Итого – победа CrossFire неубедительна.
В игре Prey - похожая ситуация; прирост быстродействия составил от 21% до 61%. 61% - очень недурно, но! Быстродействия одиночной видеокарты более чем достаточно даже для игры в тяжелых режимах. Поэтому целесообразность использования CrossFire для этой игры под вопросом, а победа технологии CrossFire чисто формальная.
Выводы
Конечно, есть игры, в которых технология CrossFire демонстрирует свою мощь, и таких игр немало. На примере игры Need for Speed Carbon мы с вами видели, что КПД от использования тандемов из видеокарт Radeon может быть очень высок. Однако признать её реализацию удачной на данный момент мы не можем. Причиной тому стали игры Crysis, Need for Speed Pro Street Racing и Call of Juarez с патчем 1.1.1.0. На наш взгляд, технологии типа CrossFire в первую очередь нужны там, где одиночная видеокарта не справляется. Но именно в таких играх оказалось, что она либо не работает, либо работает неправильно. Если бы драйвер Catalyst позволял создавать и редактировать профили для 3D-приложений, то, возможно, проблем бы и не было. Но нам остаётся лишь уповать на новые драйверы, в которых, возможно, программисты добавят поддержку актуальных игр. А пока что CrossFire показывает свою мощь лишь в не самых новых играх.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.