Цифровой автомобиль

Автодайджест №159

⇣ Содержание

#Гибриды и электрокары

В США начат выпуск нового городского электрокара. Производителем модели MyCar является компания GreenTech Automotive из штата Миссисипи. Однако корни автомобиля уходят в Китай: изначально проектом занималась гонконгская компания EuAuto Technology Limited. В 2010 году она была поглощена американцами, после чего производство по инициативе GreenTech Automotive было перенесено в США. Сейчас сборкой MyCar заняты 426 человек. Кстати, дизайн мобильного электрокара разрабатывал Джорджетто Джуджаро, поэтому в автомобиле есть и частичка итальянской крови.

Модель MyCar выпускается в двухдверном кузове. Она очень компактна: длина — 2,6 метра, ширина — 1,4 метра, высота — 1,4 метра. В скромных размеров электрокар могут поместиться пассажиры ростом до двух метров. Много багажа с собой не возьмешь: объем грузового отделения — 140 литров, а максимально допустимая нагрузка составляет 200 килограммов. Транспортное средство относится к классу Neighborhood Electric Vehicle — районных электрических автомобилей. Максимальный пробег на одной зарядке — 184 км. Скорость не превышает 72 км/ч, а в США она и вовсе ограничена отметкой 40 км/ч для классификации MyCar в качестве Neighborhood Electric Vehicle. Чтобы зарядить крошечную машинку, можно воспользоваться электрической сетью напряжением как 110 В, так и 220 В.

Розничная стоимость MyCar в США составляет примерно $15 500. Это выгодно отличает электрокар от ряда одноклассников, тем более тех, которые производятся в США. Первоначально планировалось начать выпуск на заводах GreenTech Automotive еще в прошлом году, но, по всей видимости, процесс подготовки к серийной сборке затянулся.

#Автомобильные технологии

Рик Кавалларо со своей веселой командой в очередной раз поставил рекорд по максимальной скорости для ветряного автомобиля. Рик является специалистом в области аэродинамики, к тому же он заядлый кайтсерфер и парапланерист. Вряд ли кто-то из любителей знает о ветре больше, чем он, потому что он смог обогнать воздушный поток! Еще в 2010 году он построил необычное транспортное средство с прочным, но легким каркасом и пропеллером с размахом крыльев 5,2 метра. Шкив огромного вентилятора напрямую связан с колесами. Чтобы привести в действие чудо-машину с названием DDWFTTW (directly downwind, faster than the wind — «прямо по ветру, быстрее ветра»), или — более поэтично — Blackbird, необходимо сначала разогнать ее вручную. При этом от колес будет раскручиваться пропеллер. Дальше все будет зависеть от силы ветра: он будет увеличивать скорость вращения крыльчатки, таким образом разгоняя транспортное средство. При испытаниях в аэропорту New Jerusalem города Трейси (Калифорния) Рик Кавалларо и его команда смогли превысить скорость ветра (21,6 км/ч, или 6 м/с) в 2,86 раза. Теперь «Черная птица» смогла поехать против ветра. Причем и на этот раз быстрее него!

Человеческому мозгу трудно представить, как автомобиль может двигаться навстречу ветру без каких-либо дополнительных внешних источников энергии. С попутным все понятно — принцип паруса. Но в действительности для ветряного автомобиля Рика Кавалларо нет разницы, в какую сторону дует ветер. Чтобы поменять направление движения, американец внес всего несколько изменений. Во-первых, Рик добавил в привод одну шестерню, чтобы колеса вращались в обратную сторону, — сделал «задний ход». Во-вторых, вместе с друзьями-кайтсерферами он изготовил новые лопасти пропеллера, оптимальные по форме. Поскольку Рик Кавалларо уже имел опыт создания ветряного автомобиля, а все теоретические выкладки были неоднократно подтверждены формулами, можно было не сомневаться в успехе дерзкого проекта. А теперь представьте сам процесс: помощники дают «Черной птице» первоначальный импульс, машина разгоняется, начинает крутиться пропеллер, по мере увеличения оборотов скорость ветра относительно движущегося навстречу транспортного средства только увеличивается, еще сильнее закручивая винт… Не получится ли так вечный двигатель? К сожалению, нет, хотя результат все же впечатляет: DDWFTTW смог превысить скорость встречного ветра в 2,01 раза. Очевидно, сравниваются лишь пиковые значения в конкретные моменты времени, то есть средняя скорость машины была все же меньше средней скорости ветра. Определенную роль тут играет не только инерция транспортного средства, но и пропеллер, создающий эффект маховика. При этом ветер может меняться молниеносно, чем и могла быть обусловлена двукратная разница в скорости.

На достигнутых результатах Рик Кавалларо останавливаться не планирует. Он ожидает, что рекорды скоростей и с попутным, и со встречным ветром будут обновляться регулярно.

Неделю назад мы рассказали про Shell Eco-Marathon 2012 — спонсируемое нефтяной компанией мероприятие, в котором создаются машины, потребляющие минимальное количество нефти. Однако организаторы подвели итоги не только экологических гонок, но и дизайнерского конкурса. Нетрудно заметить, что автомобили победителей заезда выглядят очень похоже. Их буквально не отличить друг от друга, помогает лишь фирменный логотип да спонсорская символика. Но это вовсе не означает, что на трек не вышли машины другого плана — они просто не смогли добиться хороших результатов. С точки зрения дизайна лучшим было признано транспортное средство команды Астонского университета (Великобритания). Их соперники тоже сделали интересные машины, но, по мнению жюри конкурса Eco-Design, именно проект Астонского университета привлек внимание благодаря использованию доступных, дешевых, возобновляемых и чистых материалов. Также немаловажную роль в победе этого безымянного болида сыграл рекордно низкий вес.

Кузов оригинального автомобиля сделан из биологического сэндвича: между двумя слоями фанеры находится картон. Для производства мотоциклетных покрышек использована природная смола и волокна мешковины. Скопление натурального продукта по треку перемещают водородные элементы Nexa Ballard. Научный руководитель команды Астонского университета Кристиан МакЛенинг отметил компактность и простоту конструкции деревянного болида: «Легкая сборка позволяет перевозить до конечного пункта назначения транспортное средство в плоском контейнере».

Обычно подобные проекты открывают новые горизонты для серийного автопрома, год от года пытающегося стать все более безвредным для окружающей среды и эффективным. Однако вряд ли стоит ожидать появления новых гибридных или электрических автомобилей, сделанных из фанеры и картона.

Компания Volvo не устает разрабатывать все новые и новые технологии безопасности. Как известно, к 2020 году шведы планируют полностью исключить возможность летального исхода или причинения тяжкого вреда здоровью в ДТП в своих автомобилях. Последний раз полуавтономные системы от Volvo мы рассматривали в январе текущего года: тогда инженеры отрапортовали об успешном завершении очередного этапа разработки Sartre — Safe Road Trains for the Environment («Безопасные для окружения дорожные поезда»). Теперь в Volvo занялись смежной системой. По информации автомобильной компании, современные водители проводят от 25 до 30 процентов времени за рулем, занимаясь чем угодно, но только не управлением транспортным средством. Основным отвлекающим фактором является мобильная связь и иные средства коммуникации, в том числе общение в социальных сетях и «Твиттере». В большинстве стран пользование мобильным телефоном за рулем запрещено, но всем, как известно, на это наплевать. В Volvo пришли к осознанию очевидного факта: проще научить автомобиль ездить без участия человека, чем приучить водителя к дисциплине. В ближайшем будущем отправлять SMS-сообщения в Volvo можно будет, не переживая за сохранность собственной шкуры, ведь шведы уже смогли сделать автопилот, который сам тормозит, разгоняется, объезжает препятствия, останавливается перед перекрестками и распознает животных.

Первая система сложной компьютерной установки — Autonomous Driving Support. Она рассчитана, прежде всего, на передвижение в условиях пробок. Городская «толкучка» предельно снижает концентрацию внимания водителя: скорости минимальны, много времени проходит в монотонном движении со скоростью пешехода или и вовсе на одном месте. Здесь-то все и начинают доставать свои смартфоны, планшеты или даже ноутбуки, чтобы хоть как-то развлечься. Нередко это приводит к столкновениям. Используя информацию от камеры и набора радаров, умные машины Volvo могут в точности следовать за впередиидущим транспортным средством. Это не просто активный круиз-контроль: автомобиль самостоятельно сможет объехать препятствие на дороге, не нарушая при этом дорожную разметку, а затем вернуться в свою полосу.

Второй пункт — Intersection Support. Перекрестки являются самым опасным местом на проезжей части: в 2007 году в США 21,5% смертельных случаев в ДТП пришлось именно на эти участки, статистика за 2006 год по Европе аналогична — 20,6%. Совместно с учеными Технического университета Чалмерса (Гетеборг, Швеция) специалисты Volvo Car Corporation планируют решить и эту проблему. Система Intersection Support использует сенсоры, чтобы анализировать текущую ситуацию и прогнозировать будущую. Камеры и радары распознают автомобили на расстоянии примерно 80 метров. Компьютер считывает информацию с дорожных знаков и светофоров, учитывает рельеф полотна и даже погодные условия. Если регистрируется критическая ситуация, Intersection Support вмешивается в управление автомобилем и использует экстренное торможение. Маттиас Браннстром, один из разработчиков, сравнивает новую электронную систему Volvo Car Corporation с человеком. Сенсоры — это глаза, компьютер — мозг, а тормоза — мышцы.

Третья ступень рассчитана на уменьшение числа дорожных инцидентов с участием диких животных — Animal Detection. Такие ДТП являются самыми распространенными на загородных трассах. В Канаде ежегодно регистрируется около 40 тысяч подобных аварий. Дорожные службы Швеции говорят о 47 тысячах сбитых животных в 2010 году. Схожие условия специалисты Volvo обнаружили в Новергии, Финляндии и России. В США примерно 200 человек в год погибает из-за столкновений с крупными дикими животными, в основном, лосями. Но даже в этой статистике не найти объективного описания реальной ситуации. Некоторые водители пытаются избежать контакта с крупным животным и в результате сталкиваются с другим автомобилем или съезжают с дороги. С 2003 по 2010 года Университет Умео (Швеция) изучал эту проблему и пришел к неутешительным выводам: в 23% случаев попытка объезда внезапно выбежавших на проезжую часть лосей приводила к смерти водителя или пассажира.

Столкновения с животными зачастую происходят на высокой скорости. Первостепенная задача Animal Detection — замедление автомобиля со 100-110 до 80 км/ч. Если скорость менее 80 км/ч, то вероятность получения серьезных увечий мала. Чтобы обеспечить хотя бы такой уровень безопасности, компьютеру необходимо обнаруживать зверей на расстоянии 30 метров. Другой важный критерий — задержка между идентификацией объекта и реакцией системы. Чтобы научить сложную систему распознавать животное, шведские программисты совместно со специалистами по оленям создали огромную базу данных изображений и типичных движений сохатых. Сейчас информация продолжает пополняться. Поскольку обитатели леса являются искусными мастерами маскировки, до внедрения Animal Detection в серийные автомобили лучшим умам Швеции предстоит проделать еще немало работы.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥