| 
			 
	
 
  
 
	
		
GPU из будущего: обзор GeForce GTX TITAN 
			 
		
	
		 		Вот и долгожданный видеоадаптер на базе старшего GPU семейства Kepler — GK110. TITAN оказался настолько мощнее, чем какая-либо другая карта с одним графическим процессором, что адекватными соперниками для него могут быть только адаптеры с двумя GPU. Тестирование с обновленным набором бенчмарков, включая Crysis 3 
	 
	
 
	
	
	
	
			
		
	
	
	⇡#Методика тестирования
| Конфигурация тестового стенда | 
 
| CPU | 
Intel Core i7-3960X @ 4,6 ГГц (100x46) | 
 
| Материнская плата | 
ASUS P9X79 Pro | 
 
| Оперативная память | 
DDR3 Kingston HyperX 4x2 Гбайт @ 1600 МГц, 9-9-9 | 
 
| ПЗУ | 
Intel SSD 520 240 Гбайт | 
 
| Блок питания | 
IKONIK Vulcan, 1200 Вт | 
 
| Охлаждение CPU | 
Thermalright Silver Arrow | 
 
| Корпус | 
CoolerMaster Test Bench V1.0 | 
 
| Операционная система | 
Windows 7 Ultimate X64 Service Pack 1 | 
 
| ПО для карт AMD | 
AMD Catalyst 13.1 WHQL (13.2 Beta6 в Crysis 3) + Catalyst Application Profiles 12.11 CAP2 | 
 
| ПО для карт NVIDIA | 
314.07 (GeForce GTX 500—600),  314.09 (GeForce GTX TITAN) | 
 
 
					
 
  
  
 
| Настройки AMD Catalyst Control Center | 
 
| Antialiasing | 
Use application settings | 
 
| Anisotropic Filtering | 
Use application settings | 
 
| Tesselation | 
Use application settings | 
 
| Catalyst A.I., Texture Filtering Quality | 
Quality, Enable Surface Format Optimization | 
 
| Mipmap Detail Level | 
Quality | 
 
| Wait for V-Sync | 
Off, unless application specifies | 
 
| Anti-Aliasing Mode | 
Multi-sample AA | 
 
| Direct3D Settings, Enable Geomery Instancing | 
On | 
 
| Triple buffernig | 
Off | 
 
| Настройки NVIDIA Control Panel  | 
 
| Ambient Occlusion | 
Off | 
 
| Anisotropic Filtering | 
Application-controlled | 
 
| Antialiasing — Gamma correction | 
On | 
 
| Antialiasing — Mode | 
Application-controlled | 
 
| Antialiasing — Settings | 
Application-controlled | 
 
| Antialiasing — Transparency | 
Off | 
 
| CUDA — GPUs | 
All | 
 
| Maximum pre-rendered frames | 
3 | 
 
| Multi-display/mixed-GPU acceleration | 
Multiple display performance mode | 
 
| Power management mode | 
Adaptive | 
 
| Texture filtering — Anisitropic sample optimization | 
Off | 
 
| Texture filtering — Negative LOD bias | 
Allow | 
 
| Texture filtering — Quality | 
Quality | 
 
| Texture filtering — Trilinear optimization | 
On | 
 
| Threaded optimization | 
Auto | 
 
| Triple buffering | 
Off | 
 
| Vertical sync | 
Use the 3D application settings | 
 
 
 
Набор бенчмарков 
| Программа |  API |  Настройки |  Режим тестирования |  Разрешение | 
 
| 3DMark 2011 | 
DirectX 11 | 
Профили Performance, Extreme | 
- | 
- 
  | 
 
| 3DMark | 
DirectX 11 | 
Тест Fire Strike (не Extreme) | 
- | 
- 
  | 
 
| Unigine Heaven 2 | 
DirectX 11 | 
Макс. качество, DirectX 11, тесселяция в режиме Extreme | 
AF 16x, MSAA 4x | 
1920х1080 / 2560х1440 | 
 
| Crysis Warhead + Framebuffer Crysis Warhead Benchmarking Tool | 
DirectX 10 | 
Frost flythrough. Макс. настройки, DirectX 10 | 
AF 16x, MSAA 4x | 
1920х1080 / 2560х1440 | 
 
| Metro 2033 + Metro 2033 Benchmark | 
DirectX 11 | 
Макс. настройки, DirectX 11, DOF, тесселяция, NVIDIA PhysX выкл. | 
AF 16x, MSAA 4x | 
1920х1080 / 2560х1440 | 
 
| Crysis 2 + Adrenaline Crysis 2 Benchmark Tool | 
DirectX 11 | 
Central Park. Макс. качество, DirectX 11, текстуры высокого разрешения | 
AF 16x, Post MSAA + Edge AA | 
1920х1080 / 2560х1440 | 
 
| Far Cry 3 | 
DirectX 11 | 
Начало миссии Secure the Outpos. Макс. качество, HBAO | 
AF, MSAA 4x | 
1920х1080 / 2560х1440 | 
 
| Battlefield 3 + FRAPS | 
DirectX 11 | 
Начало миссии Going Hunting. Макс. качество | 
AF 16x, MSAA 4x | 
1920х1080 / 2560х1440 | 
 
| Crysis 3 | 
DirectX 11 | 
Начало миссии Post-Human | 
AF 16x, MSAA 4x | 
1920х1080 / 2560х1440 | 
 
| Batman: Arkham City. Встроенный бенчмарк | 
DirectX 11 | 
Макс. качество | 
AF, MSAA 4x | 
1920х1080 / 2560х1440 | 
 
| DiRT Showdown | 
DirectX 11 | 
Shibuya, 8 машин. Макс. качество, Global Illumination вкл. | 
AF, AA 4х | 
1920х1080 / 2560х1440 | 
 
| The Elder Scrolls 5: Skyrim + FRAPS | 
DirectX 9 | 
Город Whiterun. Макс. качество | 
AF 16x, MSAA 4x | 
1920х1080 / 2560х1440 | 
 
| Call of Duty: Modern Warfare 3 + FRAPS | 
DirectX 9 | 
Миссия Return to Sender. Макс. качество | 
AF, MSAA 4x | 
1920х1080 / 2560х1440 | 
 
 
 
⇡#Участники тестирования
В тестировании приняли участие следующие видеокарты: 
- NVIDIA GeForce GTX 690 (915/6008 МГц, 4 Гбайт)
 
- NVIDIA GeForce GTX 680 (1006/6008 МГц, 2 Гбайт)
 
- NVIDIA GeForce GTX 590 (607/3414 МГц, 3 Гбайт)
 
- 2 x Radeon HD 7970 GHz Edition (1050/6000 МГц, 3 Гбайт)
 
- AMD Radeon HD 7970 GHz Edition (1050/6000 МГц, 3 Гбайт)
 
- AMD Radeon HD 6990 (880/5000 МГц, 4 Гбайт)
 
 
⇡#Разгон, температура, энергопотребление
Базовая частота GPU составляет 836 МГц, а максимальное значение Boost  Clock, зарегистрированное в бенчмарках, составило 1006 МГц (прибавка в  169 МГц). В разгоне базовую частоту удалось увеличить до 966 МГц. 
Значения Power Target и Temp Target по умолчанию установлены на  уровне 100% и 80 °C. Для начала мы увеличили их до максимума — 106% и 94 °C,  с приоритетом мощности. В таком режиме Boost Clock достигала 1124 МГц  (+157 МГц к базовой частоте). Если же отдать приоритет температуре и  прибегнуть к помощи OverVoltage, задав смещение напряжения на  максимально допустимые три шага (+37 мВ), то Boost Clock начинает  подниматься и до 1150 МГц (+183 МГц), а напряжение — вплоть до 1,2 В. 
  | 
Base Clock, МГц |  Макс. Boost Clock, МГц |  Base Clock,  МГц (разгон) |  Макс. зарегистрированная  Boost Clock, МГц (разгон) | 
 
| GeForce GTX TITAN | 
836 | 
1006 (+169) | 
966 | 
1150 (+183) | 
 
| GeForce GTX 690 | 
915 | 
1071 (+156) | 
1085 | 
1241 (+156) | 
 
| GeForce GTX 680 | 
1006 | 
1110 (+104) | 
1086 | 
1177 (+91) | 
 
| GeForce GTX 670 | 
915 | 
1097 (+182) | 
1035 | 
1215 (+180) | 
 
| GeForce GTX 660 Ti | 
915 | 
1059 (+144) | 
1116 | 
1260 (+144) | 
 
| GeForce GTX 660 | 
980 | 
1071 (+91) | 
1093 | 
1185 (+92) | 
 
| GeForce GT 650 Ti | 
925 | 
НД | 
1158 | 
НД | 
 
| GeForce GT 640 | 
900 | 
НД | 
1062 | 
НД | 
 
 
 
По пиковому энергопотреблению TITAN значительно превосходит как  GeForce GTX 680, так и Radeon HD 7970 GHz Edition. Он кушает почти ровно  столько же, что и GTX 580, тем самым вновь утверждая подзабытую истину, что GTX — это  ПЕЧ. GeForce GTX 690 расположился на диаграмме поблизости: разница с TITAN составляет  единицы ватт. 
В тесте также участвует наша «темная лошадка», условный Radeon HD 7990 GHz Edition — два GPU  Tahiti XT2, расположенные на одной плате и работающие на стандартных  для HD 7970 GHz Edition тактовых частотах. Пока мы не будем раскрывать название и штатные спецификации этой карты, так как в ближайшее время с ней состоится отдельное знакомство. Так вот, эта карта далеко не столь экономична, как GTX 690 или TITAN, и соперничает по  максимальному энергопотреблению со знаменитыми своим аппетитом GTX 590 и  HD 6990. 
Примечательно также то, что разгон TITAN почти никак не отражается на  энергопотреблении. Похоже, что GPU Boost и в штатном режиме исчерпывает  резерв мощности. 
Система охлаждения TITAN оправдала возложенные на нее ожидания. Под  нагрузкой чип GK110 нагревается не больше, чем вдвое меньший GK104 в  составе GTX 680. А запаса мощности кулера достаточно для того, чтобы при  разгоне адаптера снизить температуру еще на 20 °С. 
⇡#Производительность, синтетические тесты
 3DMark 2011 (DirectX 11)  
- GeForce GTX TITAN так далеко ушел от однопроцессорных участников  теста, что адекватными соперниками для него могут быть лишь флагманские  видеокарты с двумя GPU.
 
- GTX 590 и Radeon HD 6990 также легко покорились новинке.
 
- TITAN, конечно отстает по показателю Graphics score как от GTX 690,  так и от сдвоенного HD 7970 GHz Edition, но в результате разгона уже  опасно приближается к ним.
 
 
 3DMark  
- Сразу заметим, что драйверы AMD оказались не готовы к появлению  нового бенчмарка от Futuremark, поэтому как Radeon HD 6990, так и пара  Radeon HD 7970 GHz Edition получили оценку, неадекватную их реальной  производительности.
 
- И снова TITAN борется за первенство лишь с GTX 690, потому что остальные участники тестирования не годятся ему в соперники.
 
- В штатном режиме GTX 690 сохраняет лидерство, но разгон TITAN способен поколебать его позиции.
 
 
 Unigine Heaven 2 (DirectX 11)  
- Результат тот же. TITAN легко убрал всех соперников, кроме сдвоенного HD 7970 GHz Edition и GTX 690.
 
- На штатных частотах он уступает последнему, но в результате разгона  разрыв сокращается до минимума. Двухпроцессорный адаптер AMD по-прежнему  немного впереди.
 
 
⇡#Производительность, игровые тесты
 Crysis Warhead (DirectX 10)  
- В этом тесте правит бал тандем Radeon HD 7970 GHz Edition. Даже при разгоне у TITAN нет шансов с ним справиться.
 
- Radeon HD 6990 и GeForce GTX 590 выступили более успешно, чем GTX 680 и HD 7970 GHz Edition, и все же TITAN оказался быстрее.
 
- Разница между TITAN и GTX 690 невелика, а благодаря разгону сокращается до минимума.
 
 
 Metro 2033 (DirectX 11)  
- Вновь с легкостью повержены GTX 680 и HD 7970 GHz Edition, вместе со старыми двухпроцессорными флагманами.
 
- От GTX 690 новинка отстала совсем ненамного, а в разгоне даже оказалась чуть быстрее.
 
- Пара Radeon HD 7970 GHz Edition все еще вне конкуренции.
 
 
 Crysis 2 (DirectX 11)  
- От этого теста в сравнении столь мощных видеокарт оказалось мало  пользы из-за злополучного ограничения в 100 FPS. При разрешении  1920х1080 оценки всех участников расположились около отметки 100 кадров в  секунду.
 
- Результаты при разрешении 2560х1440 более показательны. TITAN,  наряду с GTX 690 и парой Radeon HD 7970 GHz Edition, также достиг  предельного фреймрейта, что прочим соперникам оказалось не под силу.
 
 
 Far Cry 3 (DirectX 11)  
- Конкурировать с TITAN могут лишь GTX 690 и тандем Radeon HD 7970 GHz Edition.
 
- В режиме 1920x1080 TITAN немного опережает двухчиповую карту AMD, а в  разгоне приближается и к GTX 690. При разрешении 2560х1440 позиции  двойного HD 7970 GHz Edition более прочные.
 
 
 Battlefield 3 (DirectX 11)  
- Преимущество TITAN перед остальными видеокартами с одним GPU,  по-прежнему колоссально. То же относится и к GeForce GTX 590 и Radeon HD  6990.
 
- А вот современные «двухголовые» системы здесь работают чрезвычайно  эффективно, поэтому GeForce GTX 690 и сдвоенный Radeon HD 7970 GHz  Edition демонстрируют уровень производительности, недостижимый для TITAN  даже при разгоне.
 
 
 Crysis 3 (DirectX 11)  
- TITAN на голову превосходит своих однопроцессорных конкурентов  вместе с GTX 590 и HD 6990. И все же при разрешении 2560х1440 фреймрейт  не достигает минимально приемлемой отметки в 30 FPS.
 
- Производительность GTX 690 и тандема HD 7970 GHz Edition примерно одинакова и заметно выше, чем у TITAN.
 
- Но благодаря разгону последний достигает заветных 30 FPS в  2560х1440, и отставание от двухпроцессорных лидеров сокращается до  минимума.
 
- Radeon HD 6990 в Crysis 3 пока что отказывается работать в режиме CrossFireX. Но и не беда, все равно конкуренцию TITAN он составить не смог бы.
 
 
 Batman: Arkham City (DirectX 11)  
- К печали сторонников компании AMD, технология CrossFireX не работает  в этой игре от слова «вообще». Поэтому результаты одиночного Radeon HD  7970 GHz Edition оказались даже лучше, чем у двух таких GPU, и  единственным соперником TITAN остался GeForce GTX 690.
 
- Но похоже, что и с SLI Batman не дружит, поэтому даже без разгона  TITAN значительно опережает своего двухпроцессорного родственника, а с  разгоном уходит еще дальше.
 
 
 DiRT Showdown (DirectX 11)  
- Эта игра очень любит видеокарты AMD, поэтому GeForce GTX 680 и GTX  690 получили скромные оценки по сравнению с Radeon HD 7970 GHz Edition и  двумя такими видеокартами соответственно.
 
- TITAN также в первый раз уступил Radeon HD 7970 GHz Edition.
 
- GTX 690 немного опережает новинку, но при разгоне последней их результаты практически выравниваются.
 
 
 The Elder Scrolls 5: Skyrim (DirectX 9)  
- Skyrim — плохой тест для топовых видеокарт. Между большинством  участников нет никакой значимой разницы, и только GTX 680 немного просел  при разрешении 2560х1440. Да еще Radeon HD 6990 позорно отстал от  основной группы в обоих режимах.
 
 
 Call of Duty: Modern Warfare 3 (DirectX 9)  
- В CoD, с ее легкой по нынешним стандартам графикой, фреймрейт у столь мощных видеокарт уже зашкаливает.
 
- TITAN легко расправился с другими однопроцессорными адаптерами, к которым примкнули и бывшие двухпроцессорные флагманы.
 
- GTX 690 и двойной HD 7970 GHz Edition не теряют своего превосходства даже перед лицом разогнанного TITAN.
 
 
⇡#GeForce GTX TITAN vs GTX 690 vs 2xRadeon HD 7970 GHz Edition
Первое, что бросается в глаза при взгляде на сводную таблицу, это то,  что разгон TITAN хотя и корректирует его положение по сравнению с  соперниками, но в абсолютных значениях не всегда дает значимую прибавку  FPS. На увеличение частот хорошо откликаются DiRT Showdown, Unigine  Heaven 2 и Battlefield 3. В других же тестах эффект от разгона совсем невелик. В  общем, как и в случае с другими видеокартами семейства Kepler с  технологией GPU Boost, мегагерцы у GTX TITAN подчас имеют отчетливый привкус кукурузы. 
Также видно, что TITAN всегда идет где-то рядом с GTX 690, а иногда даже  опережает его. Вот двойной Radeon HD 7970 GHz Edition оказался более  сильным соперником, TITAN догоняет его не так часто. 
⇡#Выводы
Для NVIDIA TITAN стал ярким достижением и демонстрацией ее инженерного  потенциала. Несмотря на все трудности, которые сопровождали GK110 и  архитектуру Kepler в целом на пути от проектирования к коммерческим  продуктам, мы все-таки получили этот технологический шедевр. Мир еще не  видел такого огромного GPU, и производительность поражает  воображение. TITAN просто уничтожил теперь уже бывших однопроцессорных  фаворитов – GeForce GTX 680 и Radeon HD 7970 GHz Edition и небезуспешно  соревнуется с двумя GPU в лице GeForce GTX 690 или условного Radeon HD  7990 GHz Edition. 
В целом GTX 690 удерживает лидерство, но у TITAN есть другие  преимущества, главное из которых — более предсказуемая  производительность, которая не зависит от эффективности SLI в той или  иной игре. А также поддержка вычислений с двойной точностью на скорости  1/3 от FP32 для тех, кому это необходимо. Кроме того, NVIDIA утверждает,  что тройка «Титанов» в SLI имеет большую производительность, чем два  GTX 690, во что мы охотно верим, зная, что при переходе от трех к  четырем GPU скорость масштабируется не очень хорошо. 
Тандем Radeon HD 7970 GHz Edition — более серьезный противник для  TITAN. Но посмотрите, как много энергии потребляет эта парочка, даже  если GPU находятся на одной плате. Для AMD сравнение даже единственного  HD 7970 GHz Edition с TITAN очень обидно, потому что они находятся в  абсолютно одинаковом энергетическом бюджете 250 Вт, а по  производительности совершенно несопоставимы. С другой стороны, хотя  NVIDIA и удалось добиться столь впечатляющего соотношения двух важнейших  качеств дискретного видеоадаптера — производительности и  энергопотребления, но третье качество — цена, отчасти зависимая от  себестоимости и выхода годных чипов, совершенно упущено. Ведь тысяча  долларов за видеокарту с одним GPU — это тоже своеобразный рекорд. В принципе, в  рознице все выглядит справедливо: если TITAN сравним по производительности с  адаптерами на двух GPU, то не грех и попросить за него такие же деньги.  Но если взглянуть шире, то ситуация говорит о том, что хотя мастерство  разработчиков и изысканные энергосберегающие технологии уже позволяют  создать GPU с 7,1 миллиарда транзисторов, но производство (по крайней мере, для NVIDIA) еще не готово  выпускать таких монстров в по-настоящему больших количествах. GK110 и  TITAN — это в своем роде привет из будущего. GPU такого масштаба  наверняка станут привычным делом для топовых видеоадаптеров через  одно-два поколения.  	 
	
	 		  
		
			← Предыдущая страница
		
	
	
	
	
	
	
						
	
	
	
	
	
		
		
			
			
	
		
	
		 
				
	
	
	
 
	
    Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER. 
	
		
	
	
		
		
	 
 
 
		 |