GPU из будущего: обзор GeForce GTX TITAN
Вот и долгожданный видеоадаптер на базе старшего GPU семейства Kepler — GK110. TITAN оказался настолько мощнее, чем какая-либо другая карта с одним графическим процессором, что адекватными соперниками для него могут быть только адаптеры с двумя GPU. Тестирование с обновленным набором бенчмарков, включая Crysis 3
⇡#Методика тестирования
Конфигурация тестового стенда |
CPU |
Intel Core i7-3960X @ 4,6 ГГц (100x46) |
Материнская плата |
ASUS P9X79 Pro |
Оперативная память |
DDR3 Kingston HyperX 4x2 Гбайт @ 1600 МГц, 9-9-9 |
ПЗУ |
Intel SSD 520 240 Гбайт |
Блок питания |
IKONIK Vulcan, 1200 Вт |
Охлаждение CPU |
Thermalright Silver Arrow |
Корпус |
CoolerMaster Test Bench V1.0 |
Операционная система |
Windows 7 Ultimate X64 Service Pack 1 |
ПО для карт AMD |
AMD Catalyst 13.1 WHQL (13.2 Beta6 в Crysis 3) + Catalyst Application Profiles 12.11 CAP2 |
ПО для карт NVIDIA |
314.07 (GeForce GTX 500—600), 314.09 (GeForce GTX TITAN) |
Настройки AMD Catalyst Control Center |
Antialiasing |
Use application settings |
Anisotropic Filtering |
Use application settings |
Tesselation |
Use application settings |
Catalyst A.I., Texture Filtering Quality |
Quality, Enable Surface Format Optimization |
Mipmap Detail Level |
Quality |
Wait for V-Sync |
Off, unless application specifies |
Anti-Aliasing Mode |
Multi-sample AA |
Direct3D Settings, Enable Geomery Instancing |
On |
Triple buffernig |
Off |
Настройки NVIDIA Control Panel |
Ambient Occlusion |
Off |
Anisotropic Filtering |
Application-controlled |
Antialiasing — Gamma correction |
On |
Antialiasing — Mode |
Application-controlled |
Antialiasing — Settings |
Application-controlled |
Antialiasing — Transparency |
Off |
CUDA — GPUs |
All |
Maximum pre-rendered frames |
3 |
Multi-display/mixed-GPU acceleration |
Multiple display performance mode |
Power management mode |
Adaptive |
Texture filtering — Anisitropic sample optimization |
Off |
Texture filtering — Negative LOD bias |
Allow |
Texture filtering — Quality |
Quality |
Texture filtering — Trilinear optimization |
On |
Threaded optimization |
Auto |
Triple buffering |
Off |
Vertical sync |
Use the 3D application settings |
Набор бенчмарков
Программа | API | Настройки | Режим тестирования | Разрешение |
3DMark 2011 |
DirectX 11 |
Профили Performance, Extreme |
- |
-
|
3DMark |
DirectX 11 |
Тест Fire Strike (не Extreme) |
- |
-
|
Unigine Heaven 2 |
DirectX 11 |
Макс. качество, DirectX 11, тесселяция в режиме Extreme |
AF 16x, MSAA 4x |
1920х1080 / 2560х1440 |
Crysis Warhead + Framebuffer Crysis Warhead Benchmarking Tool |
DirectX 10 |
Frost flythrough. Макс. настройки, DirectX 10 |
AF 16x, MSAA 4x |
1920х1080 / 2560х1440 |
Metro 2033 + Metro 2033 Benchmark |
DirectX 11 |
Макс. настройки, DirectX 11, DOF, тесселяция, NVIDIA PhysX выкл. |
AF 16x, MSAA 4x |
1920х1080 / 2560х1440 |
Crysis 2 + Adrenaline Crysis 2 Benchmark Tool |
DirectX 11 |
Central Park. Макс. качество, DirectX 11, текстуры высокого разрешения |
AF 16x, Post MSAA + Edge AA |
1920х1080 / 2560х1440 |
Far Cry 3 |
DirectX 11 |
Начало миссии Secure the Outpos. Макс. качество, HBAO |
AF, MSAA 4x |
1920х1080 / 2560х1440 |
Battlefield 3 + FRAPS |
DirectX 11 |
Начало миссии Going Hunting. Макс. качество |
AF 16x, MSAA 4x |
1920х1080 / 2560х1440 |
Crysis 3 |
DirectX 11 |
Начало миссии Post-Human |
AF 16x, MSAA 4x |
1920х1080 / 2560х1440 |
Batman: Arkham City. Встроенный бенчмарк |
DirectX 11 |
Макс. качество |
AF, MSAA 4x |
1920х1080 / 2560х1440 |
DiRT Showdown |
DirectX 11 |
Shibuya, 8 машин. Макс. качество, Global Illumination вкл. |
AF, AA 4х |
1920х1080 / 2560х1440 |
The Elder Scrolls 5: Skyrim + FRAPS |
DirectX 9 |
Город Whiterun. Макс. качество |
AF 16x, MSAA 4x |
1920х1080 / 2560х1440 |
Call of Duty: Modern Warfare 3 + FRAPS |
DirectX 9 |
Миссия Return to Sender. Макс. качество |
AF, MSAA 4x |
1920х1080 / 2560х1440 |
⇡#Участники тестирования
В тестировании приняли участие следующие видеокарты:
- NVIDIA GeForce GTX 690 (915/6008 МГц, 4 Гбайт)
- NVIDIA GeForce GTX 680 (1006/6008 МГц, 2 Гбайт)
- NVIDIA GeForce GTX 590 (607/3414 МГц, 3 Гбайт)
- 2 x Radeon HD 7970 GHz Edition (1050/6000 МГц, 3 Гбайт)
- AMD Radeon HD 7970 GHz Edition (1050/6000 МГц, 3 Гбайт)
- AMD Radeon HD 6990 (880/5000 МГц, 4 Гбайт)
⇡#Разгон, температура, энергопотребление
Базовая частота GPU составляет 836 МГц, а максимальное значение Boost Clock, зарегистрированное в бенчмарках, составило 1006 МГц (прибавка в 169 МГц). В разгоне базовую частоту удалось увеличить до 966 МГц.
Значения Power Target и Temp Target по умолчанию установлены на уровне 100% и 80 °C. Для начала мы увеличили их до максимума — 106% и 94 °C, с приоритетом мощности. В таком режиме Boost Clock достигала 1124 МГц (+157 МГц к базовой частоте). Если же отдать приоритет температуре и прибегнуть к помощи OverVoltage, задав смещение напряжения на максимально допустимые три шага (+37 мВ), то Boost Clock начинает подниматься и до 1150 МГц (+183 МГц), а напряжение — вплоть до 1,2 В.
|
Base Clock, МГц | Макс. Boost Clock, МГц | Base Clock, МГц (разгон) | Макс. зарегистрированная Boost Clock, МГц (разгон) |
GeForce GTX TITAN |
836 |
1006 (+169) |
966 |
1150 (+183) |
GeForce GTX 690 |
915 |
1071 (+156) |
1085 |
1241 (+156) |
GeForce GTX 680 |
1006 |
1110 (+104) |
1086 |
1177 (+91) |
GeForce GTX 670 |
915 |
1097 (+182) |
1035 |
1215 (+180) |
GeForce GTX 660 Ti |
915 |
1059 (+144) |
1116 |
1260 (+144) |
GeForce GTX 660 |
980 |
1071 (+91) |
1093 |
1185 (+92) |
GeForce GT 650 Ti |
925 |
НД |
1158 |
НД |
GeForce GT 640 |
900 |
НД |
1062 |
НД |
По пиковому энергопотреблению TITAN значительно превосходит как GeForce GTX 680, так и Radeon HD 7970 GHz Edition. Он кушает почти ровно столько же, что и GTX 580, тем самым вновь утверждая подзабытую истину, что GTX — это ПЕЧ. GeForce GTX 690 расположился на диаграмме поблизости: разница с TITAN составляет единицы ватт.
В тесте также участвует наша «темная лошадка», условный Radeon HD 7990 GHz Edition — два GPU Tahiti XT2, расположенные на одной плате и работающие на стандартных для HD 7970 GHz Edition тактовых частотах. Пока мы не будем раскрывать название и штатные спецификации этой карты, так как в ближайшее время с ней состоится отдельное знакомство. Так вот, эта карта далеко не столь экономична, как GTX 690 или TITAN, и соперничает по максимальному энергопотреблению со знаменитыми своим аппетитом GTX 590 и HD 6990.
Примечательно также то, что разгон TITAN почти никак не отражается на энергопотреблении. Похоже, что GPU Boost и в штатном режиме исчерпывает резерв мощности.
Система охлаждения TITAN оправдала возложенные на нее ожидания. Под нагрузкой чип GK110 нагревается не больше, чем вдвое меньший GK104 в составе GTX 680. А запаса мощности кулера достаточно для того, чтобы при разгоне адаптера снизить температуру еще на 20 °С.
⇡#Производительность, синтетические тесты
3DMark 2011 (DirectX 11)
- GeForce GTX TITAN так далеко ушел от однопроцессорных участников теста, что адекватными соперниками для него могут быть лишь флагманские видеокарты с двумя GPU.
- GTX 590 и Radeon HD 6990 также легко покорились новинке.
- TITAN, конечно отстает по показателю Graphics score как от GTX 690, так и от сдвоенного HD 7970 GHz Edition, но в результате разгона уже опасно приближается к ним.
3DMark
- Сразу заметим, что драйверы AMD оказались не готовы к появлению нового бенчмарка от Futuremark, поэтому как Radeon HD 6990, так и пара Radeon HD 7970 GHz Edition получили оценку, неадекватную их реальной производительности.
- И снова TITAN борется за первенство лишь с GTX 690, потому что остальные участники тестирования не годятся ему в соперники.
- В штатном режиме GTX 690 сохраняет лидерство, но разгон TITAN способен поколебать его позиции.
Unigine Heaven 2 (DirectX 11)
- Результат тот же. TITAN легко убрал всех соперников, кроме сдвоенного HD 7970 GHz Edition и GTX 690.
- На штатных частотах он уступает последнему, но в результате разгона разрыв сокращается до минимума. Двухпроцессорный адаптер AMD по-прежнему немного впереди.
⇡#Производительность, игровые тесты
Crysis Warhead (DirectX 10)
- В этом тесте правит бал тандем Radeon HD 7970 GHz Edition. Даже при разгоне у TITAN нет шансов с ним справиться.
- Radeon HD 6990 и GeForce GTX 590 выступили более успешно, чем GTX 680 и HD 7970 GHz Edition, и все же TITAN оказался быстрее.
- Разница между TITAN и GTX 690 невелика, а благодаря разгону сокращается до минимума.
Metro 2033 (DirectX 11)
- Вновь с легкостью повержены GTX 680 и HD 7970 GHz Edition, вместе со старыми двухпроцессорными флагманами.
- От GTX 690 новинка отстала совсем ненамного, а в разгоне даже оказалась чуть быстрее.
- Пара Radeon HD 7970 GHz Edition все еще вне конкуренции.
Crysis 2 (DirectX 11)
- От этого теста в сравнении столь мощных видеокарт оказалось мало пользы из-за злополучного ограничения в 100 FPS. При разрешении 1920х1080 оценки всех участников расположились около отметки 100 кадров в секунду.
- Результаты при разрешении 2560х1440 более показательны. TITAN, наряду с GTX 690 и парой Radeon HD 7970 GHz Edition, также достиг предельного фреймрейта, что прочим соперникам оказалось не под силу.
Far Cry 3 (DirectX 11)
- Конкурировать с TITAN могут лишь GTX 690 и тандем Radeon HD 7970 GHz Edition.
- В режиме 1920x1080 TITAN немного опережает двухчиповую карту AMD, а в разгоне приближается и к GTX 690. При разрешении 2560х1440 позиции двойного HD 7970 GHz Edition более прочные.
Battlefield 3 (DirectX 11)
- Преимущество TITAN перед остальными видеокартами с одним GPU, по-прежнему колоссально. То же относится и к GeForce GTX 590 и Radeon HD 6990.
- А вот современные «двухголовые» системы здесь работают чрезвычайно эффективно, поэтому GeForce GTX 690 и сдвоенный Radeon HD 7970 GHz Edition демонстрируют уровень производительности, недостижимый для TITAN даже при разгоне.
Crysis 3 (DirectX 11)
- TITAN на голову превосходит своих однопроцессорных конкурентов вместе с GTX 590 и HD 6990. И все же при разрешении 2560х1440 фреймрейт не достигает минимально приемлемой отметки в 30 FPS.
- Производительность GTX 690 и тандема HD 7970 GHz Edition примерно одинакова и заметно выше, чем у TITAN.
- Но благодаря разгону последний достигает заветных 30 FPS в 2560х1440, и отставание от двухпроцессорных лидеров сокращается до минимума.
- Radeon HD 6990 в Crysis 3 пока что отказывается работать в режиме CrossFireX. Но и не беда, все равно конкуренцию TITAN он составить не смог бы.
Batman: Arkham City (DirectX 11)
- К печали сторонников компании AMD, технология CrossFireX не работает в этой игре от слова «вообще». Поэтому результаты одиночного Radeon HD 7970 GHz Edition оказались даже лучше, чем у двух таких GPU, и единственным соперником TITAN остался GeForce GTX 690.
- Но похоже, что и с SLI Batman не дружит, поэтому даже без разгона TITAN значительно опережает своего двухпроцессорного родственника, а с разгоном уходит еще дальше.
DiRT Showdown (DirectX 11)
- Эта игра очень любит видеокарты AMD, поэтому GeForce GTX 680 и GTX 690 получили скромные оценки по сравнению с Radeon HD 7970 GHz Edition и двумя такими видеокартами соответственно.
- TITAN также в первый раз уступил Radeon HD 7970 GHz Edition.
- GTX 690 немного опережает новинку, но при разгоне последней их результаты практически выравниваются.
The Elder Scrolls 5: Skyrim (DirectX 9)
- Skyrim — плохой тест для топовых видеокарт. Между большинством участников нет никакой значимой разницы, и только GTX 680 немного просел при разрешении 2560х1440. Да еще Radeon HD 6990 позорно отстал от основной группы в обоих режимах.
Call of Duty: Modern Warfare 3 (DirectX 9)
- В CoD, с ее легкой по нынешним стандартам графикой, фреймрейт у столь мощных видеокарт уже зашкаливает.
- TITAN легко расправился с другими однопроцессорными адаптерами, к которым примкнули и бывшие двухпроцессорные флагманы.
- GTX 690 и двойной HD 7970 GHz Edition не теряют своего превосходства даже перед лицом разогнанного TITAN.
⇡#GeForce GTX TITAN vs GTX 690 vs 2xRadeon HD 7970 GHz Edition
Первое, что бросается в глаза при взгляде на сводную таблицу, это то, что разгон TITAN хотя и корректирует его положение по сравнению с соперниками, но в абсолютных значениях не всегда дает значимую прибавку FPS. На увеличение частот хорошо откликаются DiRT Showdown, Unigine Heaven 2 и Battlefield 3. В других же тестах эффект от разгона совсем невелик. В общем, как и в случае с другими видеокартами семейства Kepler с технологией GPU Boost, мегагерцы у GTX TITAN подчас имеют отчетливый привкус кукурузы.
Также видно, что TITAN всегда идет где-то рядом с GTX 690, а иногда даже опережает его. Вот двойной Radeon HD 7970 GHz Edition оказался более сильным соперником, TITAN догоняет его не так часто.
⇡#Выводы
Для NVIDIA TITAN стал ярким достижением и демонстрацией ее инженерного потенциала. Несмотря на все трудности, которые сопровождали GK110 и архитектуру Kepler в целом на пути от проектирования к коммерческим продуктам, мы все-таки получили этот технологический шедевр. Мир еще не видел такого огромного GPU, и производительность поражает воображение. TITAN просто уничтожил теперь уже бывших однопроцессорных фаворитов – GeForce GTX 680 и Radeon HD 7970 GHz Edition и небезуспешно соревнуется с двумя GPU в лице GeForce GTX 690 или условного Radeon HD 7990 GHz Edition.
В целом GTX 690 удерживает лидерство, но у TITAN есть другие преимущества, главное из которых — более предсказуемая производительность, которая не зависит от эффективности SLI в той или иной игре. А также поддержка вычислений с двойной точностью на скорости 1/3 от FP32 для тех, кому это необходимо. Кроме того, NVIDIA утверждает, что тройка «Титанов» в SLI имеет большую производительность, чем два GTX 690, во что мы охотно верим, зная, что при переходе от трех к четырем GPU скорость масштабируется не очень хорошо.
Тандем Radeon HD 7970 GHz Edition — более серьезный противник для TITAN. Но посмотрите, как много энергии потребляет эта парочка, даже если GPU находятся на одной плате. Для AMD сравнение даже единственного HD 7970 GHz Edition с TITAN очень обидно, потому что они находятся в абсолютно одинаковом энергетическом бюджете 250 Вт, а по производительности совершенно несопоставимы. С другой стороны, хотя NVIDIA и удалось добиться столь впечатляющего соотношения двух важнейших качеств дискретного видеоадаптера — производительности и энергопотребления, но третье качество — цена, отчасти зависимая от себестоимости и выхода годных чипов, совершенно упущено. Ведь тысяча долларов за видеокарту с одним GPU — это тоже своеобразный рекорд. В принципе, в рознице все выглядит справедливо: если TITAN сравним по производительности с адаптерами на двух GPU, то не грех и попросить за него такие же деньги. Но если взглянуть шире, то ситуация говорит о том, что хотя мастерство разработчиков и изысканные энергосберегающие технологии уже позволяют создать GPU с 7,1 миллиарда транзисторов, но производство (по крайней мере, для NVIDIA) еще не готово выпускать таких монстров в по-настоящему больших количествах. GK110 и TITAN — это в своем роде привет из будущего. GPU такого масштаба наверняка станут привычным делом для топовых видеоадаптеров через одно-два поколения.
← Предыдущая страница
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|