«Нам даже не показали саму приставку!» – негодуют пресса и публика. Как будто от внешнего вида этой коробочки всерьез что-то зависит, как будто хоть один человек на планете выбирает игровую приставку… по внешнему виду. Да нет же, консоль выбирают исходя из набора игр для неё, дополнительных возможностей, отличающих ее от конкурентов, ну и, разумеется, цены. Что же не так? Игры на презентации показали, о новом геймпаде, камере и сетевых функциях рассказали, ориентировочную цену – довольно привлекательную, кстати, – назвали.
А кроме того, сказали самое главное – на базе какой платформы будет построена приставка нового поколения. Может показаться, что переход на х86 — в общем-то тоже не очень важное событие для конечного потребителя, ведь среди пользователей игровых приставок не так много энтузиастов, наизусть помнящих особенности и характеристики ядра AMD Jaguar. А большинству и вовсе не важно, что там внутри консоли, работает – и славно.
Но рискнем утверждать, что на самом деле появление универсальной x86-архитектуры в приставке нового поколения для любителей видеоигр гораздо важнее, чем атакующая армия зергов или реалистичная физика повреждений автомобиля. Даже для тех, которые из всех ТТХ устройства помнят только стоимость со скидкой по акции. Почему? Потому что три символа – х86 – значительно поменяют весь рынок видеоигр в самой ближайшей – всего 2-3 года – перспективе. Скучный анонс PlayStation 4? Помилуйте, да нам же показали будущее!
На первый взгляд эра фирменных игровых приставок завершена. Никто не помешает компании AMD предложить рынку «комплект для сборки игровой консоли» — универсальную платформу, максимально совместимую с железом PlayStation 4. А значит, совсем скоро игровые консоли наводнят рынок так же, как сейчас его наводняют планшеты, а несколько лет назад – нетбуки на Intel Atom. Параллельно с именитыми брендами на рынке появится тысяча компаний поменьше, везущая миллионы одинаковых “домашних центров развлечений”, собранных дядюшкой Ляо. И с точки зрения конечного пользователя, эти консоли не будут ничем уступать предложениям крупных брендов.
Ведь игры-то будут универсальными. Если раньше аппаратные платформы ПК, Xbox и PlayStation различались радикально и создание версии игры для каждой из них требовало отдельных затрат, то теперь ни один издатель игр в здравом уме и твердой памяти не откажется от создания всех возможных версий – это гораздо проще и дешевле. Платформа-то теперь одна, так зачем отказываться от части рынка?
Что могут предложить нынешние гранды такого, чего нет в подвальчике дядюшки Ляо? Самый явный козырь – бесконтактное управление. И здесь, кстати, заметное преимущество имеет Microsoft со своим Kinect. Хотя у Sony есть аналог – Move, но на шумной вечеринке гораздо прикольнее танцевать и кидать дротики, не имея в руках сиреневых шариков. Впрочем, нельзя не отметить, что Move позволяет кидать те же дротики точнее, а кроме того, мы не знаем точно всех возможностей PlayStation 4 Eye. Но в данный момент массовый пользователь наверняка предпочтет более простое в использовании решение.
Но козырь ли это для большой тройки изготовителей игровых консолей? Тут самое время вспомнить, что нечто подобное уже продемонстрировала компания ASUS – еще пару лет назад она анонсировала ASUS Xtion. Правда, у него всего одна камера и сравнительно низкая точность. Ну и ASUS — все-таки не Microsoft, чтобы построить девелоперов и заставить их разрабатывать приложения под свой контроллер. Но шаг в этом направлении уже был сделан азиатской компанией, и шаг немаленький.
Кроме того, есть Kinect для Windows. То есть задача создания универсальной консоли сводится к постройке компактного компьютера на универсальной аппаратной платформе под управлением Windows. Для компании «Ляо Индастриз» выйти на рынок сборщиков ПК и не умереть – задача непростая, хотя и решаемая. А для компаний уровня Acer и ASUS это и вовсе несложно, они там уже есть. Так что же помешает им собирать брендированные невскрывающиеся ПК в красивой коробке, к которым будет приложен Kinect, и называть это игровой консолью с Windows?
Конечно, настоящий игровой ПК всегда предлагает максимальный уровень графики. Но что же выберет массовый потребитель? Ему ведь по большому счету плевать на качество графики, он чаще всего выбирает не между high и low. Его выбор: огромный, страшный, сложный игровой комп за $1 000 с сопутствующими проблемами установки драйверов, настройки, инсталляции игр и тому подобными — против коробочки за $300 в палетной выкладке ближайшего супермаркета электроники. И если на одной полке окажутся китайская коробочка за $300, тайваньская за $400, а за $500 – кто-то с громким именем вроде Sony, Microsoft или… Valve, то что определит его выбор?
Кстати, особого выбора по уровню графики, скорее всего, уже не будет – когда есть эталонная игровая платформа, разработчики не будут тратить слишком много усилий. Если раньше их игра должна была идти и на суперкомпе с Quad SLI, и на чем-то с Core i3 и чуть ли не встроенной графикой, то теперь можно уверенно ориентироваться на средний уровень универсальной платформы. Впрочем, никто не мешает изначально разрабатывать игровые движки с расчетом на сверхмощные ПК, а для конфигураций послабее просто убирать некоторые опции. Существенной переработки движка игры все это не потребует.
Разноголосица остается только в операционных системах – у PlayStation 4 она своя, у грядущей Xbox 720 будет, скорее всего, Windows (8? Или уже 9, о которой на удивление рано заговорили?). Не исключено, что Valve, Google или кто-нибудь еще (а скорее и те, и другие, и кто-нибудь еще) предложат собственные ОС для игровых приставок – появление Steam на Linux весьма симптоматично. Впрочем, нам кажется, что большая часть будет работать на Windows, о причинах мы уже говорили выше.
Но выживут ли вообще игровые консоли в мире, где подавляющее большинство аудитории рубится в овощей с зомби, метает птичек и кормит динозавриков на экранах планшетов и смартфонов? Опыт создания консоли с казуальными играми уже есть — это Wii. Опыт вышел неплохим, но ровно до тех пор, пока не начали появляться собственно мобильные игры. Тут-то и выяснилось, что особо никому Wii не нужна, ведь во все это можно поиграть и на iPad. Или… на мобильной консоли.
Полноценной приставкой для игр дома и совместимой с ней мобильной консолью уже давно могут похвастаться Nintendo и Sony. А вот Microsoft все еще не имеет собственной мобильной приставки, но, может быть, она ей и не нужна? Ведь у них есть Windows 8/RT/Phone. Так что в недалеком будущем мобильной консолью Microsoft, совместимой и с Xbox, и с сонмом универсальных игровых консолей от азиатских производителей, будут ВСЕ Windows-планшеты и, возможно, даже смартфоны на Windows Phone. Потрясающая инфраструктура намечается, главное не сделать ошибок.
Пусть пока что громкие тайтлы и не разрабатываются под Windows Phone/RT – их делают для Android и iOS, так как рынок этих устройств гораздо больше, а значит и проще отбить вложенные средства. Но мобильных устройств на Windows того или иного типа будет становиться все больше, и в условиях, когда каждое из них теоретически может стать компаньоном Xbox или универсальной игровой приставки, создание игры для этой ОС будет выглядеть для разработчиков гораздо привлекательнее.
И еще интересный вопрос – а что же NVIDIA? Если вдруг на секундочку представить, что Microsoft уже договорилась с AMD о платформе для будущей Xbox 720, то рынок игровых ПК для NVIDIA сожмется до мизерных размеров и на их долю останутся только мобильные игры с Tegra 4. Не похоже это на NVIDIA, не похоже это на прозорливого Дженсена. Уж кто, как не он, умеет просчитывать развитие рынка и готовиться к нему?
Думается нам, что Дженсен хорошо видит объемы инвестиций, которые получил стартап OUYA, – смешная консоль на «ведроиде». Настолько хорошо, что уже есть полностью работающие прототипы Project Shield с удобным контроллером. Их выход планируется в середине этого года по очень скромной цене — порядка $200-300. Там стоит мощная Tegra, которая уделывает ту же Wii U по графической производительности.
Так что нас ждет? Универсальные игровые платформы, обилие готовых коробочек типа «игровая консоль» в магазинах от сотен разных изготовителей, торжество Windows 8 всех разновидностей как игровой операционки?..
В интересное время живем, товарищи.