Сегодня 28 марта 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Offсянка

Маленькие истории большого дизайна: от электробритв до планшетов

⇣ Содержание

Кинематографисты и фантасты часто любят показывать нам альтернативный ход истории, то есть какой могла бы выглядеть Земля, если бы в какой-то момент времени события развернулись бы в другую сторону. И нужно сказать, это очень сложная задача. Если начать размышлять над вопросом «Почему наш мир такой, как есть?», можно прийти к неожиданной мысли: большинство вещей, созданных человеком, — это результат дизайнерской работы.

Именно дизайнерская мысль заставила человека делать экраны мониторов исключительно прямоугольными, а не круглыми или треугольными. Благодаря ей самый популярный сегодня компьютерный манипулятор — мышь: не джойстик, не «пистолет» и не какой-нибудь другой гаджет на шарообразных колесах, а именно устройство с парой кнопок и возможностью перемещения пластмассовой коробочки по столу.

Кто же стоит за всем этим? Кто постарался сделать нашу жизнь такой, какая она есть? О людях, которых история зачастую держит в тени, пойдет сегодня речь. Мы расскажем о некоторых изобретениях, без которых нельзя представить себе современную жизнь, о том, кто их придумал, как это было и как могло бы быть.

#«Футурама»: великая сила искусства

Многие полагают, что дизайн — это субъективное понятие, которое сложно подогнать под какие-то рамки. Тем не менее существует ряд правил и закономерностей, следуя которым дизайнер может сотворить модную вещь.

Достаточно одного взгляда, чтобы понять, выглядит ли предмет стильно, или он легко затеряется среди обычных вещей. Одним из первых, кто стал открывать подобные законы дизайна, был американец Норман Бел Геддес (Norman Bel Geddes). Этот человек был одним из первых промышленных дизайнеров, но пришел он к этой профессии с помощью театра.

В начале своей карьеры Норман работал над декорациями для пьес и спектаклей. Театр оказался очень удобным полигоном для творчества. Норман работал со светом, многократно менял обстановку для проигрываемых сцен и всячески экспериментировал с формами.

Норман Бел Геддес работает над костюмом для постановки The Miracle (1924)

Его интерес к этому занятию был необычайно велик, а предлагаемые им новшества по освещению и обустройству театральной сцены больше походили на инженерно-строительную разработку. Так, например, в 1923 году его проект уникальной сцены попал на страницы журнала Popular Science.

Иллюстрация работы Нормана Бел Геддеса из Popular Science (февраль, 1923)

В результате, после нескольких сотен постановок, Геддес вывел для себя идеальную концепцию будущего дизайна — вещи, которые будут через двадцать, пятьдесят, сто и больше лет, должны обладать обтекаемой аэродинамической формой. Для дизайна двадцатых годов прошлого века, когда большинство механизмов, устройств и прочих вещей выглядели топорно и угловато, футуристический дизайн с округлыми краями был настоящим прорывом. Новый тип дизайна получил название Streamline.

Каплевидная форма автомобиля — один из ярких примеров стримлайн-дизайна

В 1927 году в США Норман Бел Геддес открыл первую в мире студию промышленного дизайна. Серьезных конкурентов у него не было, а потому перед Норманом оказалось большое поле для деятельности. Его студия выполнила немало заказов, реализовав проекты самой разной направленности. Фантазия Нормана, казалось, не имеет границ. Чего только стоит его девятипалубный самолет-амфибия «Авиалайнер №4» (Air Liner Number 4), или, как его еще называли, «Летающий отель» (Flying Hotel), который был спроектирован в сотрудничестве с инженером и авиаконструктором Отто Коллером (O.A. Koller).

Рисунок девятипалубного самолета-амфибии Air Liner Number 4

На этом самолете должна была быть гостиная высотой 11 метров, 9 палуб, три кухни, 13 кладовых, письменные комнаты, 2 общественные столовые (причем главная столовая могла превратиться в танцпол для 100 пар), платформа для оркестра, 3 частные столовые на 40 человек, 4 палубы, отведенные для теннисных кортов, библиотека, тренажерный зал с раздевалками и душевыми, солярий, детская игровая комната, медпункт, парикмахерская, два бара, магазин... А еще 18 одноместных и 81 двухспальный номер плюс 179 комнат для сна. Просто город в воздухе, а не самолет! Одна только команда «Авиалайнера №4» должна была включать 155 членов экипажа, а всего самолет мог перевозить более 450 пассажиров.

Макет «Авиалайнера №4»

Невероятно, но этот концепт действительно предполагалось воссоздать к 1940 году. Дизайнер продумал все до мелочей, особое внимание уделив безопасности полета такой громадины. По его замыслу, даже если моторы откажут в воздухе, пилоты смогут задействовать до шести резервных двигателей, а неисправные могут быть отремонтированы во время полета прямо на борту, в специальном цехе. Кроме того, Норман предполагал, что для достижения крейсерской скорости самолету не будут нужны все его двадцать двигателей внутреннего сгорания, что также повышает гарантии безопасности трансатлантического перелета. Максимальная скорость судна должна была составлять 240 км/ч, а крейсерская — 160 км/ч.

План «Летающего отеля»

Под руководством Нормана Бела Геддеса создавались и радиоприемники, один из которых в начале сороковых годов должен был стимулировать у американцев патриотические чувства, напоминая полосатый флаг. Отсюда и название модели — Patriot.

Концепт и готовая модель радиоприемника Emerson Red Catalin «Patriot» 400

Дизайн-студия Нормана Бела Геддеса сотрудничала также с Philco, RCA и прочими производителями радиоприемников. Так, например, многие из моделей Philco были массивны и представляли собой элемент интерьера внушительного размера.

Примеры моделей радиоприемников, дизайн которых создавал Норман Бел Геддес

Американский дизайнер брался за любую задачу. Он проектировал автомобили, корабли, интерьер, пылесосы, бутылки — все то, что мы сегодня называем промышленным дизайном. Он проектировал холодильники и пылесосы для компании Electrolux и разрабатывал автоматы для продажи напитков Coca-Cola, даже создал свою модель парты для школьников.

Среди наиболее известных работ американского дизайнера стоит также выделить амбициозный проект, который был сделан для General Motors. На Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году компания General Motors представила в своем павильоне «мир будущего», который получил имя «Футурама» (Futurama). «Футурама» представляла собой макет города с аэродинамическим транспортом, сложной транспортной развязкой и множеством высотных зданий.

Зрители смотрят «Футураму»

Поскольку инсталляция «Футурамы» основывалась на похожем, более раннем макете Metropolis City of 1960, город для General Motors также датировался предположительно 1960 годом.

Отличительной особенностью данной инсталляции было то, что все машины (а их было невероятное количество) ездили по автострадам со скоростью до 80 километров в час. Под огромным куполом «Футурама» буквально жила своей жизнью. Все это происходило перед глазами изумленных посетителей выставки, которые могли наблюдать происходящее по периметру макета, протяженностью в полкилометра.

Дизайн Нормана Бела Геддеса нес в себе частичку будущего. Зрители его выставочных работ, а также потребители товаров очень хорошо это чувствовали. Поэтому неудивительно, что, когда в сороковых годах прошлого века поднялся вопрос о создании первого в мире компьютера Mark I, к работе над его дизайном привлекли Нормана. В то время привлечение Геддеса выглядело как неоправданная трата денег, поскольку в тяжелое военное время вычислительные мощности были очень востребованны, и те немалые деньги, которые были выплачены фирме дизайнера, могли пойти на приобретение дополнительных мощностей. Однако, нужно сказать, что и работа по оформлению этого громадного сооружения была тоже немаленькой. Первый компьютер был настолько велик, что его сборку решено было проводить прямо на территории Гарвардского университета. Он весил четыре с половиной тонны и состоял из более чем семисот тысяч различных деталей. Разработкой компьютера занимались Говард Эйкен (Howard H. Aiken) и Томас Уотсон, президент фирмы IBM, которая вложила полмиллиона долларов в этот проект. Компьютер «одели» в простой, но красивый корпус из стекла и нержавеющей стали.

Первый компьютер — Mark I

Следуя стилю, который предложил Норман Бел Геддес, следующие поколения дизайнеров создали целый «футурамный» мир с обтекаемыми автомобилями, а также утюгами, чайниками, фенами, электробритвами и прочими устройствами, форма которых учитывает законы аэродинамики.

#Электробритвы — первые примеры промышленного дизайна

Объем производимых в начале прошлого века товаров был несоизмеримо меньше сегодняшнего. Производство было дорогостоящим и требовало значительных затрат. С появлением пластика ситуация изменилась. Этот материал удобно обрабатывать, он надежный, легкий и дешевый. Товары из пластмассы стали появляться на прилавках магазинов все чаще и чаще. Особенно стало удобным помещать в пластмассовый корпус электрические схемы и элементы — выключатели, фонари, приемники и т.д.

Товары широкого потребления также стали все чаще изготавливать из пластмассы, и у производителей появилась новая забота — необходимость в изобретении эстетичного дизайна, который бы стимулировал покупателей. Одним из первых товаров, для которого был применен промышленный дизайн, была электрическая бритва.

Современные умные электробритвы умеют много — следят за зарядом батареи, управляют скоростью вращения лезвий и т.д. Но в остальном сегодняшние устройства не очень сильно отличаются от предшественников. Если сравнить дизайн электробритвы полувековой давности с тем, что продается сегодня, можно увидеть, что принцип работы устройства остался прежним, а внешне новые электробритвы мало чем отличаются от более ранних моделей. А это означает, что кто-то опередил время и верно угадал оптимальную форму устройства. И таких людей было несколько.

Одним из первых, кому пришла в голову мысль использовать подвижные ножи для бритья, был американский изобретатель, полковник Якоб Шик (Jacob Schick).

Якоб Шик (Jacob Schick) — изобретатель электрической бритвы

Он не был первым, кто выдвигал идею электрического бритья, но его модель оказалась наиболее удачной из всех существовавших на то время прототипов. Его конструкция убедила самых больших скептиков в эффективности механической стрижки. В ноябре 1923 года он разработал принципиально новый способ удаления щетины — с помощью цилиндрических валов, которые заставляли ножи двигаться по направлению друг к другу, работая как ножницы. Но при этом устройство имело нелепый вид — бритва управлялась при помощи отдельно стоящего мотора и походила на лампу на гибкой основе. Проблема заключалась в том, что в то время не было возможности сконструировать двигатель маленького размера и поместить в крохотный корпус. Поэтому желающему побриться приходилось одной рукой держать огромный бокс с мотором. Он через гибкий вал передавал крутящий момент на бритвенную головку, которую нужно было держать другой рукой. Эту конструкцию пришлось отклонить.

Первая модель электробритвы

Спустя некоторое время Джейкоб Шик смог преодолеть технические проблемы и запатентовал уже другую, усовершенствованную идею, которая была лишена вышеупомянутого недостатка. В этой электробритве был установлен двигатель с мощностью 1/90 лошадиной силы, который работал со скоростью 3500 оборотов в минуту, заставляя двигаться заточенную металлическую пластину.

Приложив немало усилий, автор смог получить хорошую прибыль от этого изобретения уже к середине тридцатых годов двадцатого века. Его устройство открыло новую эру сухого бритья, и, хотя последующие модели, которые появлялись на рынке, отличались от первоначальной версии Schick, исходный простой форм-фактор электробритвы сохранился до наших дней.

Первые фотографии электробритвы в прессе

Продвигая свое изобретение, Шик делал упор именно на сухое бритье, считая отказ от мыльной пены и воды очень актуальным для людей, живущих в холодном климате Аляски или в Британской Колумбии. Но время показало, что это не главный аргумент в пользу электробритв.

Нужно сказать, модели с логотипом Schick еще долго считались одними из лучших моделей для сухого бритья. Во многом это заслуга маркетологов, которые очень убедительно демонстрировали достоинства выпускаемых бритв. Например, с появлением телевидения зрителям показывали смешной эксперимент. На экране демонстрировался кактус, при приближении к которому воздушный шарик лопался. После этого кактус за считаные секунды брили новой моделью бритвы Schick, и — о чудо! — второй шарик оставался целым, как бы сильно его ни прижимали к растению. А для пущей убедительности шарик тоже пытались «побрить», показывая тем самым мягкость и безопасность сухого бритья.

Однако монополия Джейкоба Шика длилась совсем недолго. Практически одновременно с американцем сразу несколько европейских команд конструкторов предложили свои варианты электробритв. Так, например, голландская компания Philips продемонстрировала первую в мире роторную электробритву, которую сконструировал бельгийский инженер-механик с русскими корнями Александр Горовиц (Alexandre Horowitz). В 1939 году эта модель получила название Philishave — марка электробритв, которая продается и в наши дни. Это сейчас модели Philishave имеют несколько подвижных головок, которые «повторяют контуры вашего тела». А в далеком 1939 году бритва имела всего одну роторную головку.

Первая простая модель Philishave

В то время конкурирующие модели Schick и Remington использовали массивный гребнеобразный металлический элемент, который защищал кожу от ножей, отделяя при этом щетину. А в бритвах Braun использовалась привычная сегодня тонкая решетка из стальной фольги с большим числом отверстий.

Модель Braun S 50

Ее придумал Макс Браун, основатель немецкого бренда. Конструкция модели S 50 была разработана еще в 1938 году, даже раньше роторной конструкции Philips, однако война внесла коррективы, и выпуск бритвы пришлось отложить до 50-х годов. В 1949-м бритва была запатентована, а спустя два года уже поступила в продажу. Благодаря конструктивной особенности S 50, бритье стало более тщательным и эффективным, и, что самое интересное, этот же принцип удаления волос сохранился в бритвах и по сей день.

К сожалению, Макс Браун не успел стать свидетелем успешных продаж своего изобретения, а также поучаствовать в переменах, которые ждали его компанию в следующие годы.

#Идеи от Braun: дизайн на годы

В рамках нашей темы компания Braun интересна не только тем, что выпустила первую бритву с тонкой решеткой из стальной фольги с большим числом отверстий. Так случилось, что Braun была законодателем моды в мире промышленного дизайна почти с самого момента основания. Дизайнерские стандарты, заложенные этой компанией, используются и по сей день. Ведущие дизайнеры по всему миру регулярно обращаются к опыту немецких коллег, к тем удачным решениям, которые прошли многолетнюю проверку временем.

Когда в двадцатых годах прошлого века Макс Браун открыл маленький магазинчик, в котором продавались радиодетали (а позже и готовые сборки радиоприемников), немецкий инженер и не догадывался, что через несколько лет его компания будет иметь штат с несколькими тысячами сотрудников. Фирме Макса Брауна удалось в короткий срок принести большую прибыль владельцу. Одна из причин такого быстрого роста компании заключалась том, что для производства товаров использовался пластик, надежный и недорогой.

Основатель компании Braun GmbH Макс Браун

Поначалу основатель компании Braun лично придумывал конструкцию своих товаров и создавал их дизайн. Когда же бизнес стал расти, пришлось искать помощников на стороне.

Сыновья Макса Брауна: Артур и Эрвин

После смерти отца фирмой стали управлять его сыновья Артур и Эрвин (Artur Braun и Erwin Braun), которые обратились за помощью к выпускникам школы дизайна в Ульме. Это привело к знакомству с Дитером Рамсом (Dieter Rams), который стал главным дизайнером компании.

Дитер Рамс в молодости

Легенда индустриального дизайна Дитер Рамс

В шестидесятых годах компания Braun вынуждена была пересмотреть свою производственную линию. Необходимость в изменениях процесса выпуска товара возникла из-за появления транзисторов. Отказавшись от использования ламп в радиосхемах, немецкая компания смогла наладить выпуск компактных транзисторных устройств. Как следствие, изменилось и видение дизайна выпускаемой продукции. Так, например, появились первые прототипы современных модульных аудиосистем. Компактный набор из акустической системы L 450, магнитофона TG 60 и стереофонической установки TS 45 можно было расположить как угодно — вертикально или горизонтально, была даже предусмотрена возможность настенного монтажа.

Модульная система Дитера Рамса

Дитер Рамс придумал множество мелочей, которые быстро были взяты на заметку дизайнерами всего мира. Например, в какой-то момент он предложил использовать цветовую маркировку элементов. Вы никогда не задумывались, почему кнопка записи на магнитофоне (если вы в курсе, что это такое) или диктофоне — красного цвета? Или, скажем, обращали внимание на индикатор уровня сигнала в аудиотехнике, который изменяет цвет при достижении высоких значений? Моду на такие элементы промышленного дизайна ввел Дитер Рамс.

Электробытовая техника на полках магазинов различается цветом, набором функций, материалом, из которого она сделана, и, конечно же, внешним видом. И все же, несмотря на разнообразие большинства устройств, дизайн всех этих моделей зачастую имеет общие корни. И в этом очень легко убедиться. Подумайте про какой-нибудь предмет, например про утюг или радиоприемник. Воображение мгновенно нарисует узнаваемый облик этой вещи.

Лаконичный и простой дизайн, обманчиво простая концепция «ничего лишнего» и строгое следование выверенным правилам, которые вывел главный дизайнер компании Braun. По его мнению, качественный дизайн должен быть инновационным, обязан делать продукт полезным и понятным. Удачный дизайн ненавязчив и эстетичен, он честен и безвреден для окружающей среды, при этом он продуман до мельчайших деталей. И конечно, дизайн должен быть надежным. Все эти правила Дитера Рамса отлично усвоил и воплотил в вещи, без которых сегодня невозможно представить себе нашу жизнь, главный дизайнер компании Apple Джонатан Айв.

#iPhone и прочий «яблочный» дизайн: все гениальное непросто

Все устройства компании Apple очень узнаваемы, их дизайн имеет одинаковый «почерк» с минимумом деталей. Джонатан Айв был одним из тех, кто создавал этот стиль. Именно Джонатан придумал полупрозрачный корпус моноблока iMac, это он выдвинул идею простого дизайна и предложил использовать белый цвет для первого плеера iPod.

Главный дизайнер Apple Джонатан Айв

Но, создавая новый стиль, главный дизайнер Apple часто обращался к примерам промышленного дизайна вещей из прошлого. Когда главный дизайнер компании Braun Дитер Рамс (Dieter Rams) слышит, что его примеры дизайнерских решений послужили, мягко говоря, прототипом для создания продуктов Apple, он открещивается от этого. «Нет, это вы мне делаете комплимент», — говорит он. Само собой, Дитер скромничает, его работы действительно были использованы при разработке внешнего вида iPod, Mac Pro и даже интерфейса приложений «Калькулятор» и «Подкасты» на iOS.

Дизайн iPod был заимствован у карманного радио Braun T3

Интерфейс приложения «Подкасты» и дизайн магнитофона Braun TG 60

Калькулятор на iPhone и калькулятор Braun ET-44

А Джонатан Айв и не скрывает этого, открыто признавая, что многому научился у немецкого дизайнера. Так, например, дизайн системного блока Power Mac G5 (2003) был взят у приемника Braun T1000.

Корпус Power Mac G5 и приемник T1000 Дитера Рамса

Помимо металлической сетки «гриль», оба устройства имеют еще и схожую открывающуюся панель.

В дизайне компьютера iMac можно увидеть схожие черты со спикером Braun LE-1 образца 1959 года.

Слева — спикер Braun LE-1 (1959), справа — iMac (2007)

Техника Braun для Джонатана Айва — это азбука дизайна, которой нужно тщательно следовать, чтобы достичь успеха. Иногда главный дизайнер Apple заимствовал общие формы даже у малоизвестной продукции немецкого бренда. Так, в книге «Mut zum Aufbruch, Erwin Braun 1921-1992» от Prestel Verlag можно найти еще одно «совпадение» в дизайне продукции Apple и Braun. Внешний вид камеры iSight был частично заимствован у инфракрасного прожектора мощностью 450 Вт, предназначенного для терапевтической гипертермии. Производился этот прожектор с 1988 по 1991 год.

Камера iSight и инфракрасный прожектор Braun

Стив Джобс вошел в историю как самый главный законодатель «яблочной» моды. Его роль в продвижении и разработке новых устройств была колоссальной, и за ним всегда оставалось последнее слово. Однако ему ничего не удалось бы, не окружи он себя командой талантливых людей — инженерами, художниками, дизайнерами. Джонатан Айв был особенно близок Стиву.

Стив Джобс считал, что внешний вид — это одно из самых неудачных определений слова «дизайн», какое только можно придумать. По его мнению, которое с ним всецело разделял Джонатан Айв, дизайн — это суть вещи, то, как она работает. К отцу-основателю одной из самых больших компаний на планете можно относиться по-разному, но при этом нельзя отрицать, что подобная философия стала одним из факторов успеха Apple.

Сегодня сэр Джонатан Айв — довольно обеспеченный человек, и работа для него уже давно несет иной смысл, чем это было в восьмидесятых, когда приходилось трудиться над дизайном зубных щеток, микроволновых печей и сантехники. Этот человек творит в свое удовольствие, и, быть может, именно поэтому ему раз за разом удается создавать то, что нравится миллионам. После смерти Джобса Джонатан признается, что его работа стала намного труднее, ведь теперь ему приходится быть не только генератором идей, но и жестким критиком, отметающим девять предложений из десяти. Впрочем, некоторые идеи Айва все-таки находят применение, даже если от них отказывается Apple.

Когда в 2008 году студия анимации Pixar выпустила фильм «ВАЛЛ-И» (WALL-E), многие зрители отметили стильный дизайн одного из главных героев — робота Евы, выглядевшей как очередное творение корпорации Apple. Это неудивительно, ведь дизайн этого персонажа разрабатывал лично Джонатан Айв.

Персонажи анимационного фильма WALL-E студии Pixar

#Время — деньги: история со швейцарскими часами на iOS

Компания Apple славится своим жестким отношением к нарушителям своих авторских прав. В особенности это касается дизайна. Но при этом «яблочная» корпорация умудрилась пару лет назад на пустом месте попасть в неприятную историю. И связано это опять с заимствованием дизайна, правда, на этот раз Apple выступила в роли нарушителя прав.

В 2012 году «Швейцарские федеральные железные дороги» (Swiss Federal Railways) отсудили у детища Джобса двадцать один миллион долларов в качестве компенсации. Поводом послужило приложение «Часы» в операционной системе iOS 6. Дизайн циферблата был один в один скопирован с часов, которые висят на железнодорожных станциях по всей Швейцарии.

Приложение для iOS и часы на железнодорожной станции

Вероятно, в любой другой стране подобный плагиат мог бы остаться незамеченным. Но только не в Швейцарии, где люди очень трепетно относятся к символам своей страны. И одним из них они считают часы, дизайн которых в 1944 году придумал сотрудник «Швейцарских федеральных железных дорог», инженер и дизайнер Ханс Хильфикер (Hans Hilfiker).

Ну как тут не вспомнить цитату Стива Джобса, которая прозвучала в одном из интервью: «Хорошие художники копируют, великие воруют».

#Сотовые телефоны: эволюция форм-фактора

Телефон для современного человека — это продолжение личности. Это устройство находится все время под рукой. Оно служит для разных целей: для работы, для хранения персональной информации, используется как инструмент для проведения финансовых операций. А еще, как бы банально это ни звучало, оно служит для общения.

Отбросив личные предпочтения и посмотрев на мобильные телефоны беспристрастно, можно увидеть, что все эти устройства не очень-то отличаются друг от друга. Существует всего два-три основных варианта исполнения этой вещи, а остальное — «косметические» вариации базовых конструкций.

Первое устройство, которое послужило прототипом всех сотовых телефонов, было показано 24 июня 1964 года. Именно в этот день вышел пилотный выпуск легендарного научно-фантастического телевизионного сериала «Звёздный путь» (Star Trek), придуманный Джином Родденберри. В первой серии этого фильма, которая называлась The Cage («Клетка»), зрители увидели удивительное устройство — коммуникатор.

Кадры из пилотной серии сериала Star Trek

Отец сотовой связи Мартин Купер (Martin Cooper), человек, который сделал первый в мире звонок по сотовому телефону, неоднократно признавался в интервью, что именно коммуникатор капитана Джеймса Т. Кирка из сериала Star Trek натолкнул его на мысль о возможности создания компактного устройства для телефонной связи.

Первый телефон был выполнен в формате, который сейчас назвали бы моноблоком, хотя его размеры и вес были далеки от того, что принято сегодня называть «мобильником».

DynaTAC 8000x — первый портативный беспроводной телефон (справа) и его прототип (слева)

Первый вариант мобильного телефона DynaTAC 8000x весил более килограмма — раз в пять больше современного телефона. По этой причине он получил в народе прозвища «кирпич» и «башмак». Основной вес составляла аккумуляторная батарея, работы которой хватало всего на 20 минут в режиме разговора. Но Мартина Купера это не смущало, перед критиками он отшучивался: «На самом деле срок службы батареи не проблема, вы просто не сможете так долго держать этот телефон». Чтобы получить этот «башмак», компания Motorola объявила конкурс среди промышленных дизайнеров. Были отобраны пять вариантов первого сотового телефона, и после обсуждений выбор пал на самый простой из всех пяти предложенных макетов. Авторство «башмака» и последующих моделей линейки TAC принадлежит команде дизайнеров, которую возглавлял Руди Кролоп (Rudy Krolopp).

Руди Кролоп — дизайнер первого «мобильника»

3 апреля 1973 года Купер и глава отдела по разработке портативных устройств коммуникации Джон Фрэнсис Митчелл (John Francis Mitchell) провели демонстрацию работы пары телефонов перед представителями СМИ, а также всеми, кто пришел на запланированную пресс-конференцию в Нью-Йорке, в центре Манхэттена. Стоя на Шестой авеню, Купер сделал первый звонок с сотового телефона, прототипа DynaTAC. Вызов обращался к базовой станции ​​Motorola, установленной на крыше Бурлингейм Хаус (ныне Альянс Капитал Билдинг), которая ретранслировала запрос к проводной телефонной линии AT&T.

Исторический кадр — человек делает первый звонок по беспроводному мобильному телефону

Презентация этого устройства была превращена в настоящее шоу. В окружении репортеров и просто наблюдателей Мартин позвонил главе конкурирующей фирме Bell Laboratories (подразделение At&T) Джоэлу С. Энгелю и произнес свою знаменитую фразу «Джо, это Марти. Я звоню с сотового телефона, настоящего портативного сотового телефона». Когда Купер спустя годы в сто первый раз рассказывал об этом самом ярком эпизоде в своей жизни, он не без удовольствия добавил: «...в ответ была тишина. В тот момент мне показалось, что я слышу, как у него скрипят зубы. Теперь он говорит, что не помнит этот звонок. Еще бы! Я на его месте тоже забыл бы его поскорее».

Мартин Купер — первый человек, который позвонил по мобильному телефону

Находясь в состоянии эйфории от своего изобретения, Мартин делал звонок за звонком, рассказывая всем о причине своей радости и позируя перед представителями СМИ. Ощущение свободы порой заставляло его делать довольно глупые вещи. Так, например, Мартин на всю жизнь запомнил, как, разговаривая на ходу с репортером из Нью-Йорка, с большим трудом сумел пересечь улицу с напряженным транспортным движением, рискуя собственной жизнью.

#Телефон-раскладушка: умение красиво согнуть

Кажется вполне естественным, что телефон может перегибаться пополам. Это очень удобно, не так ли? Но знаете ли вы, кому первому пришла в голову мысль «согнуть» устройство?

Первая модель телефона, которая имела складную конструкцию, была выпущена американской компанией Motorola. Сегодня форм-фактор «раскладушка» чаще ассоциируется именно с этим производителем. Называлась первая модель MicroTAC (Motorola 9800X), и ее особенность заключалась в поворотной панели, которая прикрывала клавиатурный блок. Для 1989 года это был удивительный дизайн, необычный и компактный.

Первая модель телефона с форм-фактором «раскладушка» Motorola 9800X

Ее размеры подгонялись дизайнерами и инженерами компании таким образом, чтобы в рекламных проспектах можно было написать: «Телефон такой компактный, что поместится в карман вашей рубашки». Хотя, по правде сказать, влезала она туда с большим трудом. Но в то время были несколько другие представления о портативности, отличные от сегодняшних. Предшествующая этой модели Motorola DynaTAC была настолько больше MicroTAC, что помещалась не во всякую сумку.

Сотовый телефон MicroTAC интересен еще и тем, что он включал в себя ряд откровенно бутафорских элементов. Так, например, та самая откидывающаяся панель, которую многие воспринимали как выдвижной микрофонный блок, на самом деле не была таковой, микрофон был спрятан в основе MicroTAC. Еще один курьезный элемент дизайна этого телефона — наличие бутафорской антенны. К тому времени люди не были готовы принять телефон без антенны, и более того, некоторые полагали, что чем длиннее эта деталь, тем качественнее будет прием. Хотели — получите. «Липовая» антенна, которая не несет никакой пользы.

Еще большую популярность термин «флип-фоун» обрел после того, как 3 января 1996 года была выпущена модель Motorola StarTAC. В ее названии нетрудно разглядеть намек разработчиков на тот самый коммуникатор из сериала «Звездный путь».

Motorola StarTAC

Ноутбуки: будущее на шарнирах

Оказывается, патент, который лежит в основе складной конструкции мобильного телефона, имеет огромное влияние на всю портативную технику. Ведь, если задуматься, большая часть современных ноутбуков, за исключением отдельных моделей-трансформеров, используют ту же самую систему «раскладушка»!

Складную конструкцию, которая используется во многих современных гаджетах, разработал Билл Могридж (полное имя Вильям Грант Могридж (William Grant Moggridge). Этот британский промышленный дизайнер придумал простой и очевидный складной механизм — экран, соединенный с клавиатурой шарниром. Подобная идея оказалась очень практичным решением и закрепилась на десятилетия. Игровые консоли, электронные книги, смартфоны и прочие устройства используют одну и ту же шарнирную конструкцию.

Вильям Грант Могридж — человек, придумавший складную конструкцию ноутбука

Dynabook: детский планшет за полвека до iPad

Идея британского дизайнера имеет более глубокие корни, и изобретение Билла Могриджа, быть может, вообще не родилось бы, если бы не гений другого человека, который сумел предсказать развитие компьютерной техники на полвека и более вперед.

Его имя — Алан Кертис Кей (Alan Curtis Kay). В истории компьютерной техники он останется не менее выдающейся личностью, чем, скажем, сэр Тимоти Джон Бернерс-Ли или Линус Торвальдс. С Биллом Могриджем Алана Кея объединяет то, что и первого, и второго изобретателя можно безошибочно называть создателем первого ноутбука.

Алан Кертис Кей — создатель концепта планшетного ПК

Алан работал во многих известных компаниях, включая Apple, Xerox, Atari, Walt Disney Imagineering и пр., а также преподавал в ряде ведущих университетов планеты. Он стоял у истоков объектно-ориентированного программирования, разработал язык Smalltalk, который впоследствии был реализован в компьютерах Apple Lisa и Macintosh. Но самым важным достижением этого человека можно считать концептуальный компьютер Dynabook — прообраз современных ноутбуков и планшетных ПК.

Иллюстрации в работе Алана Кея

Недостатка в концептах никогда не было. Изобретательный человеческий разум постоянно придумывал и придумывает новые интересные вещи. Сотни, тысячи, десятки тысяч сумасбродных «проектов будущего» предлагаются дизайнерами, но только единицам из этих идей суждено стать реальностью. Реализовалась и идея Алана, которую он озвучил в 1968 году. Кей предложил невероятную для своего времени вещь — портативный компьютер, размером с блокнот (англ. notebook). Технические возможности не позволяли реализовать этот проект, поэтому идея Dynabook сперва представляла собой всего лишь концепт. Детально описанное в диссертации Алана новое устройство было потенциально востребованно, очень интересно, но существовало только на бумаге.

Остается удивляться прозорливости Алана, ведь он смог «с нуля» точно описать удобный компактный форм-фактор устройства, а также указать самые важные компоненты, из которых должен состоять мобильный компьютер, — дисплей, процессор, носитель и пр. Для людей была чудом сама концепция персонального ПК, ну а идея мобильного компьютера выглядела совсем фантастикой. Dynabook, согласно описанию Алана, должен был иметь плоский дисплей с разрешением изображения 512 на 512 точек (чтобы вместить текст на 4 тысячи знаков), весить не более 1,8 кг и работать на процессоре стоимостью не более 40 долларов. Предполагалось, что объема встроенного носителя должно хватать на 500 книг либо несколько часов музыки или видео. А еще он должен был подключаться к беспроводным сетям и работать на высоких скоростях — выше 300 кбит/сек.

У Алана Кея никогда не было настоящей сборки Dynabook, однако для наглядности он собрал картонный макет, который иллюстрировал облик устройства. Обратите внимание, на протопланшете имелся даже стилус, чтобы пользователь мог рисовать по экрану. Даже спустя много лет Алан сохранил привычку, читая лекции, показывать картонный макет своего устройства.

Алан Кей со своим макетом Dynabook

Самое удивительное в концепте Dynabook было то, что первоначально автор этой идеи позиционировал данное устройство как вспомогательный инструмент для образования детей. «Персональный компьютер для детей всех возрастов» — такое определение целевой аудитории давал в своем описании устройства Алан Кей, добавляя, что теоретически и взрослые могут присоединиться к данной забаве.

Но все же, чтобы концепт Алана можно было запустить в производство, идеалистические мысли об образовании будущего пришлось отодвинуть на второй план. Сфера применения компьютера была расширена, он оказался востребован во многих областях науки, в особенности в инженерных расчетах для проектирования и исследований.

Макет Dynabook

Не прошло и пяти лет с момента создания концепта Dynabook, как у него появился шанс быть реализованным. Идея Алана была использована командой исследовательского центра Xerox PARC. И хотя результат стараний ученых этого центра был далек от концепта, прото-Dynabook использовал архитектуру, предложенную Кеем, и был настоящим прообразом современных ПК.

Алан Кей рядом с первым компьютером Xerox Alto

В 1972 году был создан один из первых персональных компьютеров — Xerox Alto. Он не был предназначен для серийного производства, но вполне мог бы завоевать рынок. Всего было выпущено около двух тысяч таких ПК. Большинство из них осталось в самом исследовательском центре Xerox PARC, а остальные были разосланы по разным университетам.

Xerox Alto — предшественник современных ПК

Xerox Alto поддерживал до 512 Кбайт оперативной памяти, имел обычную клавиатуру, дополнительную клавиатуру с цифрами и даже трехкнопочную мышь. Правда, кнопки на том манипуляторе были расположены иначе, чем на современных устройствах, — не рядом, а вертикально, одна над другой. Программное обеспечение учитывало эту особенность мыши, и в технической документации к Xerox Alto, вместо привычных теперь «щелчок правой (или левой) кнопки мыши», значились команды: «Нажмите синюю кнопку», «Нажмите коричневую кнопку» или «Нажмите желтую кнопку».

Трехкнопочный манипулятор для Xerox Alto

Первый персональный компьютер имел необычное расположение экрана — не альбомное, как мы привыкли, а портретное. Для работы с вычислениями, а также для чтения текстов такое расположение гораздо удобнее — еще один прообраз экрана планшетного ПК.

Несмотря на то, что подобный компьютер не пошел в массовое производство, для него было написано достаточно много программ: визуальные текстовые редакторы Bravo и Gypsy, векторный редактор Sil для проектирования печатных схем, редактор растровой графики Markup и пр.

Так выглядел один из первых файловых менеджеров Neptune filemanager, который можно было использовать на Xerox Alto.

Данный компьютер работал с сетевой картой по протоколу Ethernet. Используя эту возможность, два аспиранта Университета Рочестера, Джин Бол и Рик Рашид, написали одну из первых сетевых многопользовательских игр Alto Trek, симулятор космического корабля.

Скриншоты некоторых игр для Xerox Alto: Othello, Alto Trek, RinkyDink.

Компьютер Xerox Alto никак нельзя было назвать мобильным. Один только системный блок занимал едва ли не половину всего пространства под столом, на котором располагался монитор ПК.

Рабочее место пользователя Xerox Alto

#Ноутбук, который летал в космос, и другие первые модели портативных ПК

Портативный компьютер, который положил начало эпохе складных гаджетов, был разработан компанией Grid Systems и представлен в апреле 1982 года. Дизайн этого компьютера разработал упомянутый нами ранее Вильям Грант Могридж в 1979 году.

Первый складной мобильный ноутбук

Изюминка этого портативного ПК заключалась в том, что вместо громоздких ЭЛТ-мониторов компьютер задействовал плоский шестидюймовый электролюминесцентный дисплей с разрешением 320 на 240 точек. Его скромные размеры натолкнули британского дизайнера на мысль о простом складном механизме. Так родился первый настоящий ноутбук — Grid Compass 1101.

Устройство использовало процессор Intel 8086, 340 килобайт магнитной памяти, а также имело встроенный модем для передачи данных со скоростью 1200 бит/с. Все это было заключено в магниевый корпус. Энергопотребление этого «чуда» составляло 75 Вт.

Grid Compass 1101 — вид сбоку

Этот компьютер работал под собственной операционной системой GridOS. Ноутбук был практичен и удобен, а еще он был использован в качестве вспомогательного инструмента для космонавтов Space Shuttle.

18 июня 1985 года астронавт Джон Оливер Крайтон (John Oliver Creighton) демонстрирует первый ноутбук. На экране — мистер Спок из Star Trek

Нужно сказать, что Grid Compass 1101 не был первым портативным компьютером. До его появления неплохой успех имела модель Osborne 1, выпущенная Osborne Computer Corporation. Она весила аж 11 кг и представляла собой в сложенном виде довольно массивный чемодан.

Модель портативного ПК Osborne 1

Эта модель была построена на прототипе Xerox Notetaker, который был создан все той же командой исследовательского центра Xerox PARC.

Портативный ПК Xerox Notetaker

#Заключение

Люди, которые влияют на нашу жизнь с помощью визуальных образов и форм, часто остаются неизвестными, что очень несправедливо. Ведь человек, который занимается разработкой дизайна, может сделать гораздо больше, чем того требуют его обязанности. Работа дизайнера не ограничивается поиском цветовых решений и форм. Самые большие специалисты в этой области способны увидеть будущее и продемонстрировать новые устройства, которые человечеству еще только предстоит изобрести. Они могут даже управлять нашим настроением и не исключено, что смогут когда-нибудь придумать, как сделать этот мир лучше.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Take-Two Interactive купит Gearbox у Embracer Group за $460 миллионов — подтверждена новая Borderlands 11 мин.
Amazon.com инвестирует в ИИ-стартап Anthropic дополнительно $2,75 млрд 12 ч.
Хакеры нашли, как завалить iPhone запросами о сбросе пароля, и стали пользоваться этим для фишинга 12 ч.
Новый бенчмарк — новый рекорд: NVIDIA подтвердила лидерские позиции в MLPerf Inference 13 ч.
Sony подтвердила линейку игр PS Plus на апрель — магический шутер, экшен-стратегия в мире Minecraft и роглайк в стиле Dead Cells 13 ч.
В Великобритании собрались подвести законодательную базу под мемы про криптовалюты 13 ч.
Google представила новые ИИ-функции в картах и поиске — они помогут путешественникам 13 ч.
Lesta Games выразила готовность выпустить «Мир танков» и «Мир кораблей» на российской консоли и помочь с её разработкой 14 ч.
Новая студия бывшего режиссёра Dragon Age показала тизер первой игры перед скорым анонсом — это фэнтезийный ролевой боевик на Unreal Engine 5 15 ч.
Учёные придумали, как с помощью ИИ улучшить вкус пива, особенно безалкогольного 16 ч.