Процессоры и память

Обзор процессора Pentium G4620: усиленная версия с Hyper-Threading

⇣ Содержание

#Описание тестовых систем и методики тестирования

Основной вопрос, на который мы хотели ответить в тестировании, касается того, действительно ли старший Pentium поколения Kaby Lake можно считать полноценной альтернативой младшим процессорам семейства Core i3. Поэтому помимо Pentium G4620 в тестах приняли участие Core i3-7100 и Core i3-6100. Однако на самом деле процессоры в ценовой категории «до $100» нужно сравнивать и с вариантами, предлагаемыми AMD. На сегодняшний день среди них основной интерес представляют две модели: старший четырёхъядерный чип семейства Kaveri, Athlon X4 880K, и бюджетный восьмиядерник семейства Vishera, FX-8320E, который по каким-то причинам на территории России продаётся по демпинговым ценам.

Все эти процессоры и были сведены в едином тесте, а для полноты картины к их показателям мы добавили результаты двух предложений более высокого класса, младшего четырёхъядерника компании Intel, Core i5-7400, и старшего двухъядерного процессора Core i3-7350K, а также процессора Petnium G4500, который относится к поколению Skylake и поддержки технологии Hyper-Threading не имеет.

В конечном итоге список задействованных в тестировании комплектующих получился таким:

  • Процессоры:
    • AMD Athlon X4 880K (Kaveri, 4 ядра, 4,0-4,2 ГГц, 0 Мбайт L3);
    • AMD FX-8320E (Vishera, 8 ядер, 3,2-4,0 ГГц, 8 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-7400 (Kaby Lake, 4 ядра, 3,0-3,5 ГГц, 6 Мбайт L3);
    • Intel Core i3-7350K (Kaby Lake, 2 ядра + HT, 4,2 ГГц, 4 Мбайт L3);
    • Intel Core i3-7100 (Kaby Lake, 2 ядра + HT, 3,9 ГГц, 3 Мбайт L3);
    • Intel Core i3-6100 (Skylake, 2 ядра + HT, 3,7 ГГц, 3 Мбайт L3);
    • Intel Pentium G4620 (Kaby Lake, 2 ядра + HT, 3,7 ГГц, 3 Мбайт L3);
    • Intel Pentium G4500 (Skylake, 2 ядра, 3,5 ГГц, 3 Мбайт L3).
  • Процессорный кулер: Noctua NH-U14S.
  • Материнские платы:
    • ASUS 970 PRO Gaming/Aura (Socket AM3+, AMD 970 + SB950);
    • ASUS A88X-Pro (Socket FM2+, AMD A88X);
    • ASUS Maximus IX Hero (LGA1151, Intel Z270).
  • Память:
    • 2 × 8 Гбайт DDR4-2666 SDRAM, 15-15-15-35 (Corsair Vengeance LPX CMK16GX4M2A2666C16R);
    • 2 × 8 Гбайт DDR3-2133 SDRAM, 9-11-11-31 (G.Skill [TridentX] F3-2133C9D-16GTX).
  • Видеокарта: NVIDIA Titan X (GP102, 12 Гбайт/384-бит GDDR5X, 1417-1531/10000 МГц).
  • Дисковая подсистема: Kingston HyperX Savage 480 GB (SHSS37A/480G).
  • Блок питания: Corsair RM850i (80 Plus Gold, 850 Вт).

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 10 Enterprise Build 14393 с использованием следующего комплекта драйверов:

  • AMD Chipset Driver 17.10;
  • Intel Chipset Driver 10.1.1.38;
  • Intel Management Engine Interface Driver 11.6.0.1030;
  • NVIDIA GeForce 381.89 Driver.

Настоящий материал посвящён тестированию Intel Pentium G4620 при работе с дискретной графической картой. Тесты же встроенной графики Intel HD Graphics 630 вы можете найти в нашем обзоре процессора Core i5-7600K. В Intel Pentium G4620 графика точно такая же.

Описание использовавшихся для измерения вычислительной производительности инструментов:

Комплексные бенчмарки:

  • BAPCo SYSmark 2014 SE – тестирование в сценариях Office Productivity (офисная работа: подготовка текстов, обработка электронных таблиц, работа с электронной почтой и посещение интернет-сайтов), Media Creation (работа над мультимедийным контентом — создание рекламного ролика с использованием предварительно отснятых цифровых изображений и видео), Data/Financial Analysis (обработка архива с финансовыми данными, их статистический анализ и прогнозирование инвестиций на основе некой модели) и Responsiveness (анализ отзывчивости системы при запуске приложений, открытии файлов, работе с интернет-браузером с большим количеством открытых вкладок, мультизадачности, копировании файлов, пакетных операциях с фотографиями, шифровании и архивации файлов и установке программ).

  • Futuremark 3DMark Professional Edition 2.2.3509 — тестирование в сцене Time Spy 1.0.

Приложения:

  • Adobe Photoshop CC 2017 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Измеряется среднее время выполнения тестового скрипта, представляющего собой творчески переработанный Retouch Artists Photoshop Speed Test, который включает типичную обработку четырёх 24-мегапиксельных изображений, сделанных цифровой камерой.

  • Adobe Photoshop Lightroom 6.8 – тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Тестовый сценарий включает постобработку и экспорт в JPEG с разрешением 1920 × 1080 и максимальным качеством двухсот 12-мегапиксельных изображений в RAW-формате, сделанных цифровой камерой Nikon D300.

  • Blender 2.78a – тестирование скорости финального рендеринга в одном из популярных свободных пакетов для создания трёхмерной графики. Измеряется продолжительность построения финальной модели из Blender Cycles Benchmark rev4.
  • Corona 1.3 – тестирование скорости рендеринга при помощи одноимённого рендерера. Измеряется скорость построения стандартной сцены BTR, используемой для измерения производительности.
  • Google Chrome 58.0.3029.110 (64-bit) – тестирование производительности при работе интернет-приложений, построенных с использованием современных технологий. Применяется специализированный тест WebXPRT 2015, реализующий на HTML5 и JavaScript реально использующиеся в интернет-приложениях алгоритмы.
  • VeraCrypt 1.19 – тестирование криптографической производительности. Используется встроенный в программу бенчмарк, задействующий тройное шифрование Serpent-Twofish-AES.
  • WinRAR 5.40 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 1,7 Гбайт. Используется максимальная степень компрессии.
  • x264 r2744 — тестирование скорости транскодирования видео в формат H.264/AVC. Для оценки производительности используется исходный 1080p@50FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 30 Мбит/с.
  • x265 2.2+17 8bpp — тестирование скорости транскодирования видео в перспективный формат H.265/HEVC. Для оценки производительности используется тот же видеофайл, что и в тесте скорости транскодирования кодером x264.

Игры:

  • Ashes of Singularity. Разрешение 1920 × 1080, DirectX 11, Quality Profile = High, MSAA=2x.
  • Battlefield 1. Разрешение 1920 × 1080, DirectX 11, Graphics Quality = Ultra.
  • Civilization VI. Разрешение 1920 × 1080, DirectX 11, MSAA = 4x, Performance Impact = Ultra, Memory Impact = Ultra.
  • Deus Ex: Mankind Divided. Разрешение 1920 × 1080, DirectX 11, Preset = Very High.
  • Grand Theft Auto V. Разрешение 1920 × 1080, DirectX Version = DirectX 11, FXAA = Off, MSAA = x4, NVIDIA TXAA = Off, Population Density = Maximum, Population Variety = Maximum, Distance Scaling = Maximum, Texture Quality = Very High, Shader Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Reflection Quality = Ultra, Reflection MSAA = x4, Water Quality = Very High, Particles Quality = Very High, Grass Quality = Ultra, Soft Shadow = Softest, Post FX = Ultra, In-Game Depth Of Field Effects = On, Anisotropic Filtering = x16, Ambient Occlusion = High, Tessellation = Very High, Long Shadows = On, High Resolution Shadows = On, High Detail Streaming While Flying = On, Extended Distance Scaling = Maximum, Extended Shadows Distance = Maximum.
  • Hitman™. Разрешение 1920 × 1080, DirectX 12, Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Anti-Aliasing = FXAA, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = On, Shadow Maps = Ultra, Shadow Resolution = High.
  • Total War: WARHAMMER. Разрешение 1920 × 1080, DirectX 11, Quality = Ultra.
  • Watch Dogs 2. Разрешение 1920 × 1080, Field of View = 70°, Pixel Density = 1.00, Graphics Quality = Ultra, Extra Details = 100%.

Во всех игровых тестах в качестве результатов приводится среднее количество кадров в секунду, а также 0,01-квантиль (первая перцентиль) для значений fps. Использование 0,01-квантиля вместо показателей минимального fps обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.

#Производительность в комплексных бенчмарках

По первым же результатам становится понятно: новый Pentium – это почти то же самое, что младшие Core i3. В комплексном тесте SYSmark 2014 SE, который измеряет производительность при реальных сценариях работы, главный герой этого материала, процессор Pentium G4620, выдаёт производительность, идентичную производительности Core i3-6100 и всего на 4 процента уступающую показателям младшего Core i3-7100, который относится к поколению Kaby Lake. Иными словами, все те искусственные ограничения, которые Intel оставила в Pentium, мало влияют на скорость этого процессора в обычных задачах, и если не вдаваться в подробности, то об обновлённом Pentium действительно можно говорить, как о немного более медленной по частоте альтернативе Core i3.

При этом отрыв нового Pentium от одноимённого предшественника с дизайном Skylake колоссален. Новая версия бюджетного процессора опережает Pentium G4500 на 20 процентов, и этот успех, естественно, не может быть объяснён одной лишь разницей в тактовой частоте. Главный вклад в столь заметный прогресс внесло добавление технологии Hyper-Threading. В результате процессоры Pentium теперь не только выглядят привлекательнее многих бюджетных альтернатив, но и предлагают отличное сочетание цены и быстродействия.

Больше информации могут дать результаты, полученные в отдельных сценариях SYSmark 2014 SE.

Любопытно, что в офисных сценариях Office Productivity и Responsiveness процессор Pentium G4620 показывает даже более высокий результат, чем «настоящий» четырёхъядерник Core i5-7400. Это связано с малопоточным характером нагрузки, которую создают приложения офисного предназначения, и разницей в тактовой частоте в пользу двухъядерного CPU. Однако двух ядер, которыми располагает Pentium G4620, оказывается недостаточно для демонстрации высокой производительности в более ресурсоёмких сценариях Media Creation и Data/Financial Analysis: в них бюджетный процессор проигрывает Core i5-7400 на 20-25 процентов. Зато и в том и в другом случае Pentium G4620 держится в одной группе с младшими Core i3. То есть какие бы задачи ни решались в системе, новые Pentium уже нельзя назвать медленным решением. Это – полноценная недорогая альтернатива Core i3, которая лишь немного слабее более дорогих процессоров, относящихся в интеловской иерархии к более высокому классу.

Тест 3DMark, который измеряет некую абстрактную игровую производительность, явно указывает, что Pentium G4620 с дизайном Kaby Lake принципиально лучше Pentium G4500, относящегося к прошлой версии процессорного дизайна. Добавление технологии Hyper-Threading перенесло бюджетный процессор из аутсайдеров в число вполне приемлемых вариантов с невысокой стоимостью. И даже несмотря на то, что в Pentium G4620 по сравнению с Core i3 несколько ограничена функциональность, этот 86-долларовый чип можно рассматривать как альтернативу Core i3-6100: разница в их производительности находится на уровне погрешности измерений.

#Производительность в ресурсоёмких приложениях

При тестировании в ресурсоёмких приложениях удаётся найти случаи, когда Pentium G4620 с активированной технологией Hyper-Threading оказывается заметно слабее процессоров Core i3. Такая картина, в частности, наблюдается в задачах перекодирования видео кодерами x264 или x265 и при пакетной обработке фотографий в Lightroom. Объяснение этого факта очень простое: данные приложения активно используют векторные инструкции семейства AVX, которые в процессорах класса Pentium, в том числе и новых, не поддерживаются. Именно из-за таких ситуаций знак равенства между новыми Pentium и младшими Core i3 ставить не совсем правомерно.

Однако если такие специфические приложения в расчёт не брать, то в остальных случаях результат Pentium G4620 оказывается рядом с показателями Core i3-6100. Иными словами, заметные изъяны в производительности новых Pentium наблюдаются лишь изредка. В целом же это очень достойный процессор за свои деньги, кардинально отличающийся от того, что предлагалось компанией Intel в ценовой категории «до $100» раньше.

Справедливости ради стоит отметить, что в ряде случаев для ресурсоёмких приложений из процессоров нижней ценовой категории целесообразно выбирать не обновлённые Pentium с Hyper-Threading, а младшие восьмиядерные FX. Компания AMD сейчас реализует такие процессоры по откровенно демпинговым ценам, а в хорошо распараллеливаемых задачах число ядер может иметь решающее значение.

#Производительность в играх

Игровые тесты, которые мы проводим при испытаниях CPU, в первую очередь ставят своей целью раскрытие процессорной составляющей производительности. Именно поэтому все измерения проводятся с мощной видеокартой и в FullHD-разрешении, а для сравнения выбираются те игры, зависимость частоты кадров в которых от мощности процессора проявляется сильнее.

Добавив в процессоры семейства Pentium поддержку технологии Hyper-Threading, Intel преподнесла геймерам действительно щедрый подарок. Старые процессоры Pentium на базе дизайна Skylake, не говоря о более ранних вариантах, современные игры уже не тянули. Некоторые игры, такие как Watch Dogs 2, просто не запускались на старых двухъядерниках, а некоторые, как GTA V или Deus Ex: Mankind Divided, демонстрировали серьёзные и несовместимые с получением нормального игрового опыта просадки в моментальном FPS. Всё это явно говорило о том, что процессор с двумя ядрами для игровой системы начального уровня в 2017 году уже не подходит.

Конечно, у новых Pentium с дизайном Kaby Lake дополнительных вычислительных ядер не прибавилось. Но технология виртуальной многопоточности Hyper-Threading отчасти решает проблему игровой производительности. Благодаря Hyper-Threading новый Pentium G4620 может исполнять четыре потока одновременно, что делает данный процессор вполне применимым в современных игровых системах. По крайней мере, никаких катастрофичных уровней минимального FPS с ним уже не наблюдается, а по среднему FPS этот процессор не только приближается к младшим Core i3, но и заметно превосходит предложения конкурента.

Иными словами, за проведённую модернизацию Pentium компанию Intel следует искренне поблагодарить. Игровая производительность улучшилась принципиально. И если раньше Pentium можно было рассматривать лишь только как слегка ускоренный Celeron с немного увеличенным L3-кешем, то сегодняшние процессоры этого класса – это младшие братья Core i3 со всеми вытекающими последствиями.

Впрочем, при этом нужно понимать, что даже с поддержкой технологии Hyper-Threading процессоры Pentium следует рассматривать лишь как минимально допустимый вариант для геймерской системы. Современные игры нередко оптимизируются под четыре или большее количество ядер, поэтому вполне возможно, что в скором времени возникнет ситуация, когда даже модернизированный Pentium уже не сможет справляться с игровой нагрузкой на приемлемом уровне. Запаса прочности у него нет никакого.

#Энергопотребление

Благодаря тому, что Pentium располагают полноценным медиадвижком, который имеет аппаратную поддержку декодирования всех распространённых форматов видео, в том числе и в разрешении 4K, такие процессоры вполне уместно использовать в составе медиацентров или домашних кинотеатров. Важным аргументом в пользу данного выбора является их невысокое тепловыделение и энергопотребление, которое даёт зелёный свет размещению таких процессоров в компактных корпусах. Однако тепловой пакет Pentium G4620 установлен в те же самые 51 Вт, что и для процессоров семейства Core i3. Поэтому не совсем понятно, даёт Pentium какое-то преимущество в тепловых и энергетических характеристиках по сравнению со старшими собратьями или не даёт.

Проверить это несложно. Используемый нами в тестовой системе новый цифровой блок питания Corsair RM850i позволяет контролировать потребляемую и выдаваемую электрическую мощность, чем мы и пользуемся для измерений. На графиках ниже приводится полное потребление систем (без монитора), измеренное «после» блока питания и представляющее собой сумму энергопотребления всех задействованных в системе компонентов. КПД самого блока питания в данном случае не учитывается.

В простое всё ожидаемо. Процессоры находятся в энергосберегающих режимах, поэтому потребление по большей части определяется параметрами платформы в целом и идентично для всех современных CPU компании Intel.

При высокой счётной нагрузке в виде рендеринга Pentium G4620 оказывается немного экономичнее процессоров Core i3, однако о принципиальном различии в энергоэффективности речь не идёт.

А вот при максимальной нагрузке, которая генерируется программой Prime95, разница в потреблении Pentium G4620 и процессоров семейства Core i3 оказывается более существенной. Однако нужно понимать, что связана она не с какими-то специальными энергосберегающими функциями, заложенными в семействе Pentium, а банально с тем, что Pentium не поддерживают наиболее энергоёмкие AVX-инструкции, которыми алгоритмы Prime95 при возможности пользуются очень активно. Поэтому потребляют они меньше, но и их производительность в подобных счётных задачах  оказывается заметно ниже.

#Выводы

Если абстрагироваться от абсолютных показателей производительности, то Pentium G4620, как и другие процессоры семейства Pentium c дизайном Kaby Lake, заслуживает звания одной из самых интересных интеловских новинок последних нескольких лет. Дело в том, что на фоне того, как при смене поколений процессорного дизайна мы раз за разом становились свидетелями незначительного прироста производительности в семействах Core i7, i5 или i3, в случае с обновлёнными Pentium компания Intel совершила куда более заметный рывок вперёд. Преимущество Pentium G4620 перед равноценными аналогами прошлого поколения в зависимости от приложения составляет от 20 до 50 процентов, а иногда даже больше, что выглядит просто невероятно.

Столь разительные перемены произошли благодаря тому, что в новых Pentium появилась поддержка технологии Hyper-Threading, которая ранее в CPU этого класса отключалась. Поэтому те приложения, которые могут распределять нагрузку по более чем двум потокам (а на сегодняшний день таких задач – большинство), получают весьма ощутимый выигрыш в скорости выполнения. Можно даже говорить о том, что усовершенствованные Pentium по своему быстродействию вплотную подтянулись к семейству Core i3, младшие представители которого могут противопоставить Pentium лишь немного более высокие тактовые частоты и поддержку векторных AVX-инструкций. В результате заметное преимущество младших Core i3 над представителями более дешёвого семейства проявляется исключительно в небольшом числе задач, связанных с обработкой видео или редактированием изображений.

Но самые большие дивиденды от произошедших изменений получили геймеры. Фактически Pentium G4620 и прочие члены этого обновлённого модельного ряда теперь могут без каких-либо ограничений использоваться в недорогих игровых сборках: предлагаемых ими четырёх потоков в большинстве случаев хватает для получения приемлемой частоты кадров. Прошлые представители семейства Pentium, основанные на микроархитектурах Skylake, Haswell и проч., для игровых систем подходили весьма условно: некоторые современные игры на них не запускались, но чаще приходилось мириться с существенными лагами и неприлично низким уровнем минимального fps. С сегодняшними же Pentium с дизайном Kaby Lake ничего такого не наблюдается, хотя, естественно, запас производительности на будущее они предлагают не слишком существенный. Иными словами, даже обретя виртуальную многопоточность, Pentium всё равно остаются в той или иной степени компромиссными решениями для игровых сборок, и при желании собрать крепкую и добротную игровую конфигурацию лучше полагаться на процессоры как минимум с четырьмя полноценными ядрами.

Тем не менее с точки зрения соотношения цены и производительности Pentium G4620 или другой процессор того же семейства представляется исключительно выгодным предложением в своей весовой категории. Причём, если иметь в виду игры, интеловские дешёвые процессоры выступают даже лучше бюджетных предложений компании AMD, обыгрывая их не только по производительности, но и с точки зрения дальнейших перспектив используемых платформ. Единственный же изъян, который сильно расстраивает в возможностях современных Pentium, – это заблокированный разгон. Запустить Pentium G4620 на частоте порядка 5 ГГц было бы очень заманчиво, но, к сожалению, после G3258 компания Intel разгоняемых Pentium больше не выпускает.

А это значит, что у AMD остаётся достаточно простой способ вернуть себе преимущество в нижнем ценовом сегменте. И процессоры семейства Ryzen 3, выход которых запланирован на третий квартал, вполне в состоянии это сделать. Осталось лишь дождаться их выхода, но пока, при необходимости собрать системный блок с ценой порядка 30 тысяч рублей, один из процессоров семейства Pentium поколения Kaby Lake является очень достойным вариантом.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
Комментарии загружаются...
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥