Впервые с 3D-фотокамерой Fujifilm FinePix REAL 3D W1 – тогда ещё в виде прототипа, мне удалось познакомиться в сентябрьские дни 2008 года в Кёльне, где в это время проходила выставка
Photokina 2008. Уже тогда, задолго до официального начала продаж первой любительской цифровой 3D-камеры, компания Fujifilm позиционировала её в качестве компонента законченной 3D-системы FinePix Real 3D System, включающей в себя фотоаппарат, цифровую фоторамку и ПО для 3D-печати.
Напомню, что в то время (осенью 2008 года) 3D-технологии уже не считались совсем уж экзотикой, однако по-прежнему оставались страшно далеки от массового покупателя. Анонс первой по-настоящему "народной" 3D-системы для дома – активно-затворных 3D-очков NVIDIA 3D Vision, состоялся только в январе 2009 на выставке CES 2009. А камера Fujifilm FinePix REAL 3D W1 была анонсирована и того позже, в июле 2009.
Обратите внимание на очертания, дизайн, и скромное количество элементов управления камеры: представленный на стенде Fujifilm той осенью прототип был ещё весьма далёк от своего финального коммерческого воплощения под названием FinePix REAL 3D W1. Но уже тогда эта камера умела главное - снимать в 3D, и открытым оставался лишь один вопрос: выпустит ли Fujifilm простую цифровую игрушку-автомат на потеху маркетологам, или доведет возможности аппарата до серьёзного уровня. Как показал опыт пользования, в конце концов, получился всё же второй вариант: финальная версия аппарата предлагает продуманный набор функций, с широким выбором режимов 2D/3D-съёмки фото и видео, включая ручные и полуавтоматические. А в плане поддержки 3D учтены многие нюансы, вроде ручной настройки параллакса и последовательной съёмки стереопары.
Так что длительный период между показом прототипа и началом официальных поставок 3D-камеры можно назвать вполне оправданным. Тем более, что за это время никто так и не опередил компанию Fujifilm: на сегодняшний день FinePix REAL 3D W1 является первой и до сих пор единственной любительской цифровой 3D-камерой. Наш сегодняшний материал - о возможностях этой камеры и впечатлениях от цифровой фоторамки Fujifilm FinePix REAL 3D V1.
⇡#Характеристики Fujifilm FinePix REAL 3D W1
В основу исследовательской программы "Real Photo Technology" и производства 3D-устройств компании Fujifilm изначально была заложена простая и понятная концепция: "Получение изображения точно такого же, каким оно воспринимается глазом". Вот почему, кроме специальной двойной системы высококачественных компактных линз Fujinon, двух CCD-матриц нового поколения Fujifilm Super CCD EXR и процессора обработки Real Photo Processor 3D, в новой камере был применён совершенно новый автостереоскопический 2,8-дюймовый дисплей с разрешением 230 тысяч пикселей. Кроме того, специально для новой камеры была разработана уникальная функция "Built-in 3D Auto", которая использует обе матрицы для определения оптимальных условий съёмки и автоматически определяет оптимальный параллакс.
Подробнее об этих и других технологиях – несколько ниже, а сейчас – ключевые характеристики камеры, заявленные на сайте производителя.
Цифровая камера со сменной оптикой Fujifilm FinePix REAL 3D W1 |
Тип камеры | Цифровая компактная камера с возможностью съёмки в 3D и 2D форматах фото и видео |
Сенсор | Два 1/2,3-дюймовых CCD сенсора |
Число эффективных пикселей | Примерно 10,0 млн. |
Оптическая система |
3-кратная двойная оптическая система Fujinon, F3.7(W) - F4.2(T) |
Фокусное расстояние | f=6.3 - 18.9 мм (35 - 105 мм в 35-мм эквиваленте) |
Диафрагма | Широкий угол: F3.7, F5, F8; Теле: F4.2, F5.6, F9 |
Комбинированная оптическая + цифровая трансфокация | Режим 3D: до 3,8x
Режим 2D: до 17,1x |
Фокусировка | Режим Normal: примерно 60 см - бесконечность
Режим Macro (только 2D): Широкий угол: 8 см - 80 см; Теле: 60 см - 3 м
Режим Quick AF: 1 м - бесконечность |
Условная чувствительность в привязке к ISO | Auto, эквивалент ISO100, 200, 400, 800, 1600 |
Экспозиция | 256-зонная TTL, MULTI, SPOT, AVERAGE |
Режимы AF | Программная экспозиция, приоритет диафрагмы, ручной режим |
Сюжетные режимы съёмки |
Стандартный (SP): Естественное освещение, Естественное освещение со вспышкой, Портрет, Пейзаж, Спорт, Ночь, Ночь (со штативом), Закат, Снег, Пляж, Под водой, Вечеринка, Анти-блюр
Расширенный 3D (ADV 3D): 3D съёмка с интервалом, съёмка 3D отдельными кадрами
Расширенный 2D (ADV 2D): Непрерывная съёмка Теле/Широкий угол, 2-цветная непрерывная съёмка, Непрерывная съёмка с 2 уровнями чувствительности |
Затвор | Режим "Ночь": 1/8 с - 1/500 с
Режим "Ночь со штативом": 3 с - 1/500 с
Режим "Ручная съёмка": 1/2 с - 1/1000 с
Все остальные режимы, включая "Авто": 1/4 с - 1/1000 с |
Непрерывная съёмка | 3D: Top-40 (до 2 кадров в секунду, только режим "S")
2D: Top-40 (до 1 кадра в секунду)
2D Скоростная (High Speed): Top-40 (до 3 кадров в секунду, только режим "S") |
Таймер | 10 с, 2 с |
Баланс белого | Авто, дневной свет, облачно, тень, галогенное освещение, вспышка, предустановки 1,2, цветовая температура |
Встроенная вспышка | ISO Auto |
Режимы вспышки |
- Режим "удаления красных глаз" ВЫКЛ: Auto, Принудительная вспышка, Запрет вспышки, Медленная синхронизация;
- Режим "удаления красных глаз" ВКЛ: "Удаление красных глаз" Auto, "Удаление красных глаз" с принудительной вспышкой, Запрет вспышки, "Удаление красных глаз";
|
Эффективная дистанция работы вспышки |
- Нормальный режим - широкий угол: 60 см - 3,7 м; теле - 60 см - 3,3 м;
- Режим "Макро" (Только 2D) - широкий угол: 30 см - 80 см; теле: 60 см - 1,6 м ;
|
Форматы записи фото | 3D: MPO+JPEG, MPO (Multi Picture Format)
2D: JPEG (DCF, Exif 2.2), совместимый с DPOF |
Форматы записи видео | 3D: 3D-AVI (Стерео AVI, 2 канала)
2D: AVI (Motion JPEG со звуком) |
Размер кадра, фото |
[4:3] 3648 х 2736 (L), 2592 х 1944 (M), 2048 х 1536 (S) [3:2] 3648 х 2432 (L) |
Размер кадра, видео | QVGA : 320 x 240, 30fps VGA : 640 x 480, 30fps
Зуммирование при съёмке видео не работает |
Дополнительные функции съёмки |
3D: Автоматический контроль параллакса, управление питанием, направляющие кадрирования, оповещение об отсутствии свободной памяти
2D: Распознавание лица в кадре (с функцией "удаления красных глаз"), управление питанием, направляющие кадрирования, оповещение об отсутствии свободной памяти |
Дополнительные функции воспроизведения |
3D: Подстройка параллакса, мультикадровый показ иконок, обрезка, масштабирование, сортировка по дате съёмки, Слайд-шоу
2D: Распознавание лица в кадре (с функцией "удаления красных глаз"),мультикадровый показ иконок, обрезка, масштабирование, сортировка по дате съёмки, поворот кадра, Слайд-шоу |
Дисплей | 2,8 дюйма, 230 тыс. пикселей, 100% обзор, управление яркостью в зависимости от освещения |
Носитель | Встроенная память - около 42 Мб; карты памяти SD, SDHC |
Интерфейсы | USB 2.0 High Speed |
Видеовыход | Переключаемый PAL/NTSC |
Питание | Литий-ионная батарея NP-95, адаптер питания AC-5VC |
Габариты | 123,6 х 68,0 х 25,6 мм |
Вес |
260 граммов (без батареи питания и флэш-карты) |
⇡#Конструкция, дизайн, эргономика Fujifilm FinePix REAL 3D W1
Несмотря на тот факт, что камеры Fujifilm FinePix REAL 3D W1 уже доступны в России, локализации под российский рынок для этих аппаратов пока нет. Об этом свидетельствует комплект поставки с набором инструкций, не включающим русский язык ни в печатной, ни в электронной версии. Об этом также свидетельствует программное обеспечение, где жители России, Украины, Беларуси или Казахстана, не найдя себя в выпадающем списке стран, вынуждены выбирать пункт "Other Countries" (Другие страны). Возможно, со временем ситуация с локализацией аппарата изменится, но пока что в лаборатории 3DNews побывал розничный экземпляр, знакомство с которым пришлось производить с англоязычными настройками.
Новинки поставляются в красивой розничной упаковке, оформление которой подчёркивает поддержку 3D-режимов работы. Комплект поставки камеры включает в себя собственно аппарат, аккумулятор NP-95, сетевой адаптер AC-5VC, кабель USB, руководство по эксплуатации, диск с драйверами, программным обеспечением и инструкциями, а также ремешок на запястье для ношения камеры.
В первый момент аппарат FinePix REAL 3D W1 вызывает удивление весом, непривычным для столь небольшой камеры. Заявленная масса аппарата без аккумулятора и карты памяти - 260 граммов, габариты, надо отметить, несколько превышают показатели типичных представителей цифровых компактов со встроенной, не выдвигающейся в процессе эксплуатации оптикой. И всё же не ожидаешь такой "увесистости" даже от не самого компактного аппарата. Именно поэтому настоятельно рекомендую с самого начала носить камеру хотя бы с входящим в комплект ремешком на запястье.
Впрочем, особо удивляться не стоит, так как корпус камеры ради высокой прочности и надёжности конструкции выполнен из отлитого под давлением алюминиевого сплава. Он оформлен преимущественно в глянцево-чёрных тонах, с серебристыми металлическими вставками по торцам. Пальцы мгновенно оставляют на корпусе отпечатки, экран аппарата в этом плане значительно менее маркий.
В нерабочем состоянии сдвоенная система оптики и микрофонов закрыта специальной защитной шторкой, открытие которой приводит к включению аппарата.
На передней панели камеры расположена сдвоенная система оптики и микрофонов, между ними – встроенная вспышка.
Верхняя панель аппарата: здесь расположена кнопка спуска затвора, рычаг трансфокатора и инфракрасный порт.
На нижней грани корпуса расположен объединённый отсек для батареи питания и карты памяти, здесь же располагается резьбовое гнездо для установки камеры на штатив, и симметрично по краям – декоративные решётки двух встроенных динамиков.
На левом торце аппарата располагается ушко для ремешка, а под откидной крышкой – разъёмы USB и A/V.
Основные элементы управления и настройки располагаются на тыльной стороне аппарата, по обе стороны от ЖК-дисплея (над ним – только светодиодный индикатор, информирующий об ошибках, фокусировке, записи, заряде батареи или вспышки).
Сразу стоит отметить, что большинство кнопок, расположенных справа и слева от экрана срабатывают в двух или четырех направлениях. Настройка в большинстве случаев требует удержания камеры двумя руками, так что в какой-то момент ловишь себя на ассоциациях с какой-нибудь карманной электронной игрой. Не могу сказать, что эргономика таких кнопок показалась мне идеальной; потребуется время на привыкание к некоторым из них. Однако, поработав с аппаратом, привыкаешь и к расположению кнопок, и к необходимости жёсткого нажатия. В конце концов, оригинальность исполнения элементов управления вполне объяснима, учитывая, что часть настроек (таких как управление параллаксом или переключение между 2D- и 3D-режимом съёмки) попросту немыслима у обычных камер.
Верхняя левая двухпозиционная клавиша представляет собой переключатель режимов фото и видеосъёмки. Под ней расположилась ещё одна двухпозиционная кнопка удлиненной формы, которая служит для ручной установки параллакса. В самом низу слева – кнопка переключения между 2D и 3D режимами съёмки.
Верхняя правая кнопка служит для входа в настройки меню и для подтверждения выбранного режима при нажатии левой части, и для переключения в режим воспроизведения при нажатии правой части. Под ней – удлиненная клавиша двойного назначения, выполняющая функции обычного четырехпозиционного джойстика для навигации по меню, а также применяемая для включения режимов настройки яркости, макро, таймера и удаления файлов. Нижняя правая сдвоенная кнопка служит для управления дисплеем и возврата в меню при нажатии левой части, и для запуска специального "фотографического" меню F при нажатии правой части.
Все кнопки обладают приятной синей светодиодной подсветкой, включающейся на несколько секунд, так что с камерой можно управиться и в полной темноте.
⇡#Технологии, применённые в Fujifilm FinePix REAL 3D W1
Для того, чтобы создать аппарат, позволяющий снимать качественные фотоснимки и видео в трехмерном формате, инженерам Fujifilm пришлось решить множество непривычных задач. Взять, к примеру, сдвоенные матрицы и оптику, да ещё и с трехкратным увеличением: заставить всю эту систему правильно определять параллакс в автоматическом режиме, быстро обрабатывать и сохранять удвоенный объём информации, корректным образом отображать стерео картинку на экране дисплея – всё это задачи не из лёгких.
Для камеры FinePix REAL 3D W1 специалисты Fujifilm разработали уникальную систему сдвоенной оптики Fujinon и двух 10-Мп матриц CCD последнего поколения. Последние контролируются процессором RP (Real Photo) Processor 3D, способным учитывать все условия съёмки - от глубины фокуса и освещённости до цветовой тональности, и обеспечивающим финальное объединение снимков для правого и левого глаза в единый 3D-фото или видео файл. Особенно впечатляет работа процессора в режиме 3D Auto, когда для получения 3D-снимков (в большинстве случаев - удачных) достаточно лишь навести камеру и нажать кнопку затвора.
Процессор RP Processor 3D также управляет сдвоенной системой съёмки в раздельном режиме, для одновременного получения двух независимых снимков с различными установками режима съёмки, вплоть до разных настроек увеличения, чувствительности и цветопередачи для каждого изображения.
Кстати, о режимах 2D-фотосъёмки: "трехмерная специфика" FinePix REAL 3D W1 совсем не означает какую-либо ограниченность этой камеры для традиционных повседневных фоторабот. Камера поддерживает широкий список ручных 2D/3D режимов съёмки, в том числе, "M" с ручной установкой скорости затвора и диафрагмы, "A" с приоритетом диафрагмы, "P" для программных режимов, или "SP" для включения одного из 13 сюжетных режимов: "естественное освещение", "естественное освещение и вспышка", "портрет", "пейзаж", "спорт", "ночь", "ночь (штатив)", "закат", "снег", "пляж", "под водой", "вечеринка" или "уменьшение размытости" (Anti Blur).
Очень интересен набор расширенных режимов 3D-съёмки (Advanced 3D Modes), позволяющих получить уникальные 3D-снимки за гранью возможностей автоматического 3D-режима. Например, включение режима "индивидуального срабатывания затвора 3D-съёмки" (Individual Shutter 3D Shooting) позволяет сделать два последовательных снимка одного и того же объекта с разных позиций, при этом камера автоматически "склеит" оба снимка в единую 3D-фотографию.
Фактически, в этом режиме вы самостоятельно задаёте параллакс будущего 3D-снимка. Результатов при этом можно добиться просто потрясающих, особенно при съёмке значительно удалённых объектов, например, гор, где расстояние между точками съёмки желательно побольше, или при съёмке макро, где важен каждый миллиметр.
Также весьма полезен и практичен режим "интервальной 3D-съёмки" (Interval 3D Shooting), когда после одного нажатия кнопки затвора камера автоматически делает два последовательных снимка с заданным интервалом. Этот режим рекомендуется использовать для съёмок из окна движущегося автомобиля, поезда или даже иллюминатора самолёта – для получения 3D с большой глубиной стереоэффекта для больших объектов. Впрочем, мне этот режим показался весьма практичным и для 3D-макросъёмки. Режим ручной установки параллакса (Parallax Control - 3D Tuning Function) позволит добиться совмещения двух снимков в идеальное 3D-фото там, где автоматика камеры может не справиться.
В камере FinePix REAL 3D W1, равно как и в фоторамке REAL 3D V1, применён дисплей с технологией 3D-отображения картинки без использования очков. "Система контроля направления света" (Light Direction Control System) базируется на эмуляции перспективы – параллакса, по аналогии с тем, как мы смотрим на объекты двумя глазами с двух разных точек обзора одновременно. За счёт эмуляции барьера параллакса – корректного направления света независимо для правого и левого глаза, 3D-изображения можно видеть невооруженным глазом.
Проще говоря, поверхность такого экрана сформирована из массива микролинз, организованных в вертикальные ряды, благодаря чему каждый глаз получает свою картинку. Что-то подобное демонстрируют старые добрые открытки с автостереоэффектом, однако в 3D-устройствах Fujifilm технология выведена на совершенно иной технологический уровень с передачей реалистичного объёма даже при воспроизведении 3D-видео.
Запись фото и видео в традиционных 2D-режимах производится в привычных форматах JPEG и AVI (MotionJPEG со звуком), соответственно. Для записи 3D-фотоснимков специалисты Fujifilm приняли решение использовать формат MPO (Multi-Picture Format), который, в отличие от более привычного "стерео JPEG" (.JPS), способен вмещать более двух снимков JPEG. Впрочем, камера FinePix REAL 3D W1 снимает и сохраняет в контейнере формата MPO именно два файла JPEG, для правого и левого глаза, соответственно. Формата MPO был выбран, скорее всего, потому, что он принят японской профильной стандартообразующей ассоциацией CIPA (Camera & Imaging Products Association).
В зависимости от настроек камера FinePix REAL 3D W1 может записывать фотографии как в 3D-формате, так и одновременно в двух форматах, MPO и JPEG. Это создаёт массив дублирующихся данных и требует больше места на карте памяти, но в то же время даёт возможность использовать 2D-снимки без промежуточной конвертации. Для записи 3D-видео используется формат 3D-AVI, который представляет собой контейнер для двух потоков видео AVI, для правого и левого глаза соответственно.
Встроенный в камеру ИК-интерфейс благодаря совместимости IrSimple/IrSS позволяет переносить отснятый материал на 3D-фоторамку FinePix REAL 3D V1 без использования проводных интерфейсов.
⇡#Фоторамка Fujifilm FinePix REAL 3D V1: конструкция, впечатления
В компании Fujifilm сочли логичным сопроводить выпуск первой 3D-камеры уникальной 3D-фоторамкой FinePix REAL 3D V1. Как-никак, устройств для просмотра 3D-изображений в сегодняшних магазинах пока насчитывается немного, а стоят они дорого. А массовых розничных решений для просмотра 3D-изображений без очков пока и вовсе нет – кроме той самой фоторамки FinePix REAL 3D V1. И даже несмотря на достаточно "кусачую" цену, сравнимую с ценой камеры FinePix REAL 3D W1, и относительно небольшой экран с диагональю всего 8 дюймов, для кого-то именно это решение может стать первым персональным окном в 3D-мир.
Фоторамка Fujifilm FinePix REAL 3D V1 представляет собой переключаемый 3D/2D цветной ЖК-дисплей, использующий для формирования 3D-изображения описанный выше принцип барьера параллакса. Разрешение 8-дюймового экрана составляет 800x600 точек (в 3D-режиме - 400x600 x 2 канала) с соотношением сторон 4:3.
Яркость дисплея, согласно спецификации, составляет порядка 250 кд/м
2. Рамка оснащена встроенной памятью объёмом 512 Мб и адаптером для флеш-карт форматов xD-picture Card и SD/SDHC. Для подключения к внешним источникам данных предусмотрены порты USB и mini-USB. Встроенный ИК-порт используется для коммуникаций с совместимым устройством (например, камерой) и для работы с пультом ДУ (поставляется в комплекте).
Рамка поддерживает форматы JPEG, MPO, AVI и 3D-AVI. Питание устройства осуществляется от поставляемого в комплекте блока питания (100-240 В, 50/60 Гц) с выходным напряжением 9 В; энергопотребление составляет приблизительно 15 Вт при работе в 3D-режиме и около 9 Вт в 2D-режиме. Габариты рамки – 216,0x162,0х30,9 мм при весе примерно 630 г.
Дизайн фоторамки Fujifilm FinePix REAL 3D V1 выполнен в едином стиле с камерой FinePix REAL 3D W1: чёрное обрамление, глянцевый экран, тёмно-синяя светодиодная подсветка логотипа и всех кнопок управления. Корпус устройства выполнен из тёмно-серого пластика.
На тыльной стороне устройства расположены все разъёмы, интерфейсы, кнопка включения и приспособления для крепления и/или установки рамки. В нижней части располагается разъём для подключения БП и оба порта USB, с левой стороны под крышкой – гнезда для карт xD-picture Card и SD/SDHC.
Для настольной установки фоторамки в комплект поставки включена специальная ножка, которая вставляется в гнездо на тыльной стороне устройства. Альтернативный вариант крепления рамки – "штативное" резьбовое отверстие, аналогичное используемым в фотокамерах.
Псевдосенсорные кнопки, расположенные друг под другом правее экрана на лицевой поверхности рамки, обеспечивают управление и настройку немыслимого количества параметров и режимов просмотра. Так, например, всего одного касания достаточно для переключения дисплея между 2D и 3D-режимами. В рамке даже предусмотрена ручная настройка параллакса для получения более реалистичного эффекта 3D.
Ниже показаны некоторые режимы настройки фоторамки. Также стоит упомянуть, что в устройстве предустановленно 20 различных шаблонов для показа 3D/2D-изображений и видео. Помимо этого, фоторамка позволяет отметить избранные файлов, а также вывести на экран миниатюры фотографий - по 5 или 9 уменьшенных изображений одновременно.
Впечатления от практического использования фоторамки Fujifilm FinePix REAL 3D V1 остались двойственные. Прежде всего, это действительно полезное устройство с хорошим экраном, позволяющее просматривать 3D-или 2D-фотографии и видеоролики на 8-дюймовом экране. Изображение получается достаточно ярким и контрастным, и – самое главное, никаких очков для просмотра 3D-контента не требуется, включил – и приобщайся. Твёрдой "пятёрки" заслуживают результаты инженеров Fujifilm по избавлению устройства от мерцаний, ни при каких обстоятельствах их обнаружить не удалось.
В то же время технология не лишена определённых ограничений. Так, в некоторых случаях для качественного просмотра объёмной картинки приходится немного менять угол зрения или двигать саму рамку. Кстати, более точное "совмещение" двух изображений, снятых со слишком большой "базой" (что не редкость при первом знакомстве с 3D-фотокамерой) иногда можно компенсировать дополнительной регулировкой параллакса встроенными средствами фоторамки.
К тому же, при всех плюсах 3D-технологии без применения очков, экран этой фоторамки, увы, маловат. И если просматривать слайд-шоу из объёмных фотографий с помощью Fujifilm FinePix REAL 3D V1 вполне комфортно, то о видео этого сказать нельзя: глубина 3D всё же маловата для 8-дюймовой диагонали, эффект стерео, на мой взгляд, получается достаточно скромным.
Наконец, цена. Если найти фотокамеру FujiFilm FinePix REAL 3D W1 в московской рознице на сегодняшний день можно (хотя и по более высокой цене нежели в зарубежных магазинах), то по фоторамке предложений, мягко говоря, не густо. Но даже если вы решите разжиться фоторамкой FinePix REAL 3D V1 в зарубежном магазине, за неё попросят примерно 600 долларов. Добавив к этой сумме ещё сотню-полторы, уже в Москве можно приобрести комплект из очков NVIDIA 3D Vision и соответствующего 120-Гц ЖК монитора диагональю 22 дюйма. А с таким экраном, скажу я вам, совсем другие впечатления, даже несмотря на необходимость надевать 3D очки на нос.
⇡#Просмотр результатов: о софте и о совместимости файловых форматов
С точки зрения завершённости и даже в некоторой степени
самодостаточности платформу FinePix REAL 3D компании Fujifilm упрекнуть совершенно не в чем. Напротив: разработчикам удалось создать и выпустить в продажу всесторонне продуманный сбалансированный комплекс устройств и приложений для получения и воспроизведения трехмерного контента. В этот список входит съёмка 3D-фотографий и видеороликов, показ результатов в 3D-формате на дисплее камеры или значительно более крупном экране 8-дюймовой фоторамки. Наконец, есть даже система вывода на печать для получения 3D-отпечатков - в ней используются специальные носители с вертикально ориентированной выпуклой структурой поверхности.
Однако это пока всё. Ни о какой поддержке интерфейса HDMI версии 1.4 и соответствующих протоколов, необходимых для передачи фото и видео на внешние 3D-устройства отображения информации (телевизоры, проекторы) речи пока нет. Более того, поставляемый в комплекте программный пакет FinePix Viewer работает с 3D-форматами MPO и 3D-AVI, и даже позволяет конвертировать их в стандартные 2D-форматы JPG и AVI (и наоборот), однако поддержки других распространённых 3D-форматов в нём не предусмотрено.
К счастью, наиболее массовое, доступное и распространённое на сегодняшний день устройство для просмотра 3D-контента – затворные активные очки NVIDIA GeForce 3D Vision, в новейшей версии утилиты для просмотра изображений 3D Vision Viewer наконец-то обзавелась поддержкой формата MPO.
Теперь для комфортного просмотра с помощью очков NVIDIA GeForce 3D Vision файлов с расширением .mpo, снятых камерой Fujifilm FinePix REAL 3D W1, вам больше не придётся прибегать к услугам сторонних конвертеров.
Если же по каким-то причинам вам всё же хочется "затащить" в утилиту 3D Vision Viewer два независимых файла JPEG (отдельно для каждого глаза), вам поможет функция разбивки контейнера MPO на два отдельных файла, реализованная в утитите FinePix Viewer.
Как быть если требуется преобразование формата MPO в какой-нибудь другой стереоформат изображений, например, в популярный Stereo JPEG (.JPS), поддерживаемый как комплектом NVIDIA GeForce 3D Vision, так и рядом других доступных решений? Придётся прибегнуть к сторонней помощи. Так, достаточно непродолжительное общение с поисковиком позволило мне найти сразу два выхода из этого затруднения. Один из них –
пакет STOIK Imagic 5.0, представляет собой комбинацию фотоальбома, плеера и фото/видео редактора с исчерпывающим набором инструментов для всех задач по сортировке, хранению, и обработке медиа файлов. В том числе, по конвертации различного стерео-контента. Правда, за этот пакет придётся запдатить – жителям России удовольствие обойдётся в 400 рублей. Впрочем, предусмотрен и бесплатный 15-дневный пробный период.
Есть и совсем бесплатный способ конвертации формата MPO в формат JPS. Найти его удалось на одном из зарубежных форумов: один из любителей стерео попросту сел и написал простую утилиту, которая распаковывает контейнер MPO в два независимых файла JPG и тут же сворачивает их в единый файл JPS. Утилита работает как из командной строки, так и в Windows, при этом в последнем случае достаточно всего лишь поднести и "сбросить" файл MPO на иконку утилиты, далее процесс пройдёт автоматически.
Просмотр с помощью очков NVIDIA GeForce 3D Vision файлов формата 3D-AVI, представляющего собой, по сути, объединяющий контейнер для двух потоков AVI, с появлением последней версии "фирменного" видеоплеера не составит проблемы. В нём теперь реализована поддержка "многопоточных файлов AVI", и, что подчёркивается дополнительно, именно файлов, снятых камерой Fujifilm FinePix Real 3D W1. Если вы ещё не обновили версию плеера – вам сюда:
Несмотря на то, что популярный видеохостинг YouTube уже давненько поддерживает закачку и просмотр 3D-видеороликов, взять и вот так запросто закачать трехмерное видео в формате 3D-AVI не получится, YouTube пока что этот формат не понимает, так что в результате на выходе вы всё равно получите 2D-картинку одного из каналов (если не ошибаюсь, левого). И никакой магический тэг "yt3d:enable=true" вам не поможет.
Выход один: искать сторонние конверторы, позволяющие преобразовывать видео формата 3D-AVI во что-нибудь "удобоваримое" для YouTube – какой-нибудь тип анаглифа, параллельные потоки и так далее. И дело, кстати, не только в YouTube, поскольку очки NVIDIA GeForce 3D Vision – уже не единственное на рынке решение, мало ли какой формат вам действительно подойдёт.
Мне посчастливилось обнаружить в Сети потрясающую и отлично подходящую для всех этих целей утилиту - StereoMovie Maker.
Кроме такого бесценного свойства как совершенно бесплатное распространение, эта утилита может похвастать функциональностью 3D-плеера широкого спектра видео-форматов, конвертора одних стерео-форматов в другие и даже редактора – например, для наложения звука. Сама утилита на удивление компактная – всего 2,5 Мб.
С такой утилитой уже можно немного поэкспериментировать с выкладыванием стереороликов на YouTube.
⇡#Камера Fujifilm FinePix REAL 3D W1: впечатления, результаты тестирования
Наиболее качественные результаты съёмки в режиме 3D Auto получаются в случае, когда объект съёмки находится на расстоянии не менее метра и не более 5-7 метров ("на глазок" оптимально – примерно на расстоянии 2-3 метров), именно в этом диапазоне 3D-эффект снимка получается наиболее выраженным. При меньшей дистанции, даже при удачной фокусировке на объект, возможно получение результата со слишком большим "разбегом" между кадрами, на большом экране такое изображение, скорее, будет двоиться нежели покажется стереоскопическим. При слишком большом удалении объекта, да ещё в случае отсутствия каких-либо объёмных ориентиров на переднем плане, результат может получиться слишком "плоским".
Разумеется, в том случае, если не прибегнуть к ручной регулировке параллакса (что, кстати, далеко не панацея), или не воспользоваться творческими режимами "индивидуального затвора" (Individual Shutter 3D Shooting) или "интервальной съёмки" (Interval 3D Shooting). В этом случае вы практически вручную устанавливаете стереобазу этакого виртуального 3D-объектива и получаете полную свободу действий в плане достижения любой глубины стереоэффекта, как в режиме макро, так и при съёмке крупных удалённых объектов. Сначала будет немало неудачных кадров, но по мере приобретения опыта обязательно появятся шедевры, и в любом случае, сам по себе экспериментальный процесс – отдельное неописуемое удовольствие.
Работу встроенной вспышки в большинстве случаев можно назвать корректной, особенно в автоматических 2D/3D-режимах, в том числе, с устранением эффекта "красных глаз". Отлично работает режим заполняющей вспышки и особенно хорошо (при ужасном "клубном освещении") - режим медленной синхронизации.
Среди сюжетных программных режимов хотелось бы выделить вариант Anti-Blur ("Анти-смаз"), когда малая выдержка позволяет снимать резко и непредсказуемо движущиеся объекты - такие как, например, животные.
Из ручных и полуавтоматических наиболее интересным для экспериментов оказался режим Adv. 2D TWIN CAMERA. Как только вам надоест баловаться с трехмерными снимками, немедленно переключайтесь в режим "камеры-двустволки", каждый из "стволов" которой настраивается на свой лад. Камеру можно настроить таким образом, чтобы одним объективом она делала широкоугольный снимок, другим – с приближением; чтобы оба объектива снимали с различными цветовыми установками; наконец, чтобы "правый глаз" делал снимки с предустановленной вами чувствительностью, например, ISO100, а левый – ISO1600.
К сожалению, дисплей у камеры только один, и выводится на него только результат "левого ствола", но тем интереснее будет просматривать результаты фотосессии позже, на большом экране.
Также приведу несколько скриншотов меню настроек ручных и полуавтоматических режимов.
Меню расширенных "контекстных" настроек фотосъёмки, открывающееся при нажатии "горячей кнопки" F.
Вот так выглядят некоторые страницы меню настройки камеры.
К сожалению, режим съёмки видео этой камерой не лишён одного досадного ограничения: трансфокатор камеры напрочь отказывается менять фокусное расстояние после нажатия кнопки "запись". Впрочем, спасибо и на том, что при съёмке работает автофокусировка, у многих первых "не-стерео" камер на заре появления видео в компактах и того не было. Будем надеяться, что этот режим всё же будет реализован по мере эволюции системы Fujifilm FinePix REAL 3D. Равно как и повышение разрешения получаемых видеороликов, поскольку VGA (640х480) – всё же маловато по нынешним временам.
Вид меню настроек режима воспроизведения на дисплее камеры.
Главная, и, пожалуй, единственная "головная боль" при работе с камерой Fujifilm FinePix REAL 3D W1 – это получение привычки правильного хвата камеры. Один из двух объективов камеры так и "норовит" угодить под палец и оказаться как минимум на половину закрытым. Чаще всего закрытым оказывается "объектив левого глаза", тем более что он расположен непосредственно в верхнем углу, однако иногда, особенно при частом пользовании трансфокатором, достаётся и "правому глазу".
Так что приготовьтесь к тому, что треть, а то и добрая половина первых снимков будут испорчены не камерой, а именно вами. Попасть пальцем в один из объективов Fujifilm Real 3D так же просто, как в своё время было просто ненароком закрыть пальцем встроенную вспышку у некоторых компактных камер Canon. Увы, придётся привыкать, и в первое время даже мириться с рядом потерянных по этой причине кадров.
Вот, например, снимок ниже: при нажатии затвора даже не верилось, что компактная камера сможет передать гамму и детали этого совершенно неконтрастного полотна неизвестного средневекового автора, где изображён святой покровитель всемирно известной пивоварни Löwenbräu; однако совершенно неожиданно камера с задачей справилась на пять с плюсом. Тем не менее, уцелело лишь одно из двух изображений стереопары - была бы отличная трехмерная картинка, если бы не палец в кадре…
Каждая приведённая ниже тестовая фотография сопровождается традиционной ссылкой на полноразмерный 2D-файл с метаданными, увеличенными фрагментами этого кадра, а также ссылкой на оригинальный 3D-файл формата MPO с тем же номером.
f=6 мм, F/3.7, 1/60 с, ISO400
Кроп 1:1 вышеприведённого снимка
Фотосъёмка камерой FinePix REAL 3D W1 в автоматическом режиме – что в 2D-, что в 3D-режимах практически ничем не отличается от работы с обычными цифровыми компактными камерами: наведение на объект, полунажатие кнопки затвора для автоопределения экспопараметров, пуск. Все случаи ошибки автофокуса, типичные для обычных камер – бликующие и отражающие поверхности, быстро передвигающиеся объекты, малоконтрастные сюжеты при плохом освещении, дым, туман, позиции вне фокуса и так далее – также типичны и для режима 3D Auto, однако у него есть и собственные особенности, связанные со спецификой автоматического определения параллакса. В целом в режиме 3D Auto камера неплохо справляется с подавляющим большинством типичных задач, однако не ждите, что 3D-автофокус будет уверенно срабатывать на офисных окнах, жалюзи, заборах, телефонных проводах и других объектах с линейной структурой. В таких случаях лучше всего пользоваться фиксацией автофокуса или устанавливать параллакс вручную.
Посмотрим, как камера Fujifilm FinePix REAL 3D W1 справляется со съёмкой в обычных условиях.
f=7 мм, F/4, 1/60 с, ISO100, вспышка
Кроп 1:1 вышеприведённого снимка
Кроп 1:1 вышеприведённого снимка
f=9 мм, F/4, 1/60 с, ISO400, вспышка
Кроп 1:1 вышеприведённого снимка
Кроп 1:1 вышеприведённого снимка
f=8 мм, F/4, 1/60 с, ISO400
Кроп 1:1 вышеприведённого снимка
f=6 мм, F/3.7, 1/60 с, ISO400
Кроп 1:1 вышеприведённого снимка
Изучая результаты съёмки в "обычном" 2D-формате приходишь к выводу, что камера Fujifilm FinePix REAL 3D W1 демонстрирует качество съёмки, типичное для 10-Мп моно-оптических "ровесников" с такой же небольшой 1/2,3-дюймовой матрицей и сверхкомпактной интегрированной невыдвижной оптической системой с угловым зеркалом. Звёзд с неба камера не хватает, но обеспечивает вполне приличное качество и вполне терпимый уровень шумов.
Кстати, про шумы. Ниже – ещё несколько примеров съёмки на высоких ISO в сложных условиях освещения. Результат не идеальный, но весьма достойный для этого класса камер.
f=19 мм, F/4.2, 1/42 с, ISO800
Кроп 1:1 вышеприведённого снимка
Кроп 1:2 вышеприведённого снимка
f=6 мм, F/3.7, 1/60 с, ISO800
Кроп 1:2 вышеприведённого снимка
И ещё одно полезное наблюдение по итогам эксплуатации аппарата. Упомянутая в начале статьи увесистость аппарата при частой съёмке с рук оказывается только во благо, поскольку никакой стабилизации – ни электронной, ни оптической, в камере не предусмотрено.
⇡#Итоги
Ещё год назад покупка 3D-фотокамеры представляла собой этакий эксперимент с пресловутым "сферическим конём в вакууме": снимать в 3D можно, смотреть с приемлемым качеством - практически не на чем (если, конечно, не считать "самопальных" экспериментов с анаглифическими очками).
Сегодня ситуация изменилась разительно: даже если не брать в счёт фоторамку Fujifilm FinePix REAL 3D V1, которая, к слову, до сих пор является экзотикой в российской рознице, появилось сразу несколько вариантов просмотра 3D-контента. В первую очередь, это 3D-очки
NVIDIA GeForce 3D Vision. Кроме того, в продаже появляются такие замечательные ноутбуки с возможностью просмотра трехмерного контента, как
Acer Aspire 5738DG и
ASUS G51J 3D. Совсем скоро ряд производителей бытовой техники – такие как Sony, Panasonic, Samsung, LG и другие, обещают начать массовые продажи 3D-телевизоров и проекторов.
Постоянно расширяется список доступного 3D-контента – выходят новые 3D-игры, 3D-фильмы, совсем скоро начнут вещание 3D-телеканалы. Всё это замечательно, но создать 3D-контент собственными руками (при разумных затратах и без диких танцев с шаманским бубном вроде синхронизации двух отдельных фото/видеокамер и тому подобного) пока что можно с помощью одного единственного устройства - протестированной и описанной в этой статье камеры Fujifilm FinePix REAL 3D W1.
Оценивая камеру Fujifilm FinePix REAL 3D W1 с точки зрения пользователя "обычных" фотокамер со встроенной не выдвижной оптикой и 10-Мп матрицей, можно назвать её современным, достаточно компактным и практичным решением, с полным набором ручных и творческих режимов и хорошим для своего класса качеством получаемых снимков. Однако возможности 3D-съёмки фото и видео, предлагаемые этим аппаратом, ни в коей мере не бонус или "довесок" к 2D-аппарату. Это - пока что ни с чем не сравнимая возможность запечатлеть уникальный объёмный контент своими руками, затратив при этом минимум времени и сравнительно немного средств.
Кстати, о ценах. Судя по предложениям российской розницы, купить камеру Fujifilm FinePix REAL 3D W1 дешевле чем за 25 тысяч рублей пока проблематично. Для сравнения: в США цена этой камеры установлена на уровне $600. Остаётся лишь надеяться, что со временем – особенно после начала поставок русифицированной версии камеры, уровень цен хотя бы немного снизится.
Что касается 3D фоторамки Fujifilm FinePix REAL 3D V1, которой в российской рознице пока что почти не наблюдается, цена этой новинки в США составляет около $500. Примерный уровень цен этой новинки в России можете попробовать аппроксимировать самостоятельно.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.