Аналитика

Цифровое фото. Итоги 2011 года

Уходящий 2011 год продолжил основные тенденции предыдущего, 2010 года: популярность системных камер по-прежнему растет, сегмент недорогих «мыльниц» испытывает серьезное давление со стороны камерофонов, предлагающих все более серьезные фотовозможности. Например, согласно последним данным аналитиков NPD Group, 27% всех снимков делается на смартфоны. Годом ранее этот показатель равнялся 17%, так что прогресс очевиден. Несмотря на то, что эти данные относятся к рынку США, картина в других странах мира вряд ли кардинально отличается. Еще одним признаком того, что люди все чаще используют для съемки смартфоны, стал тот факт, что на популярном фотохостинге Flickr первое место занимает iPhone 4, — согласно статистике ресурса, самое большое количество фотографий было загружено как раз с яблочного устройства.

Сегмент камер категории «навел и снял» за первые 11 месяцев 2011 года сократился на 17% в количественном отношении и на 18% — в денежном по сравнению с тем же периодом прошлого года. Но продажи камер со сменной оптикой, напротив, выросли на 12%, а их средняя цена составила $863, что говорит о том, что популярность «микрозеркалок» и полноценных DSLR-камер только растет. Любопытно, что неплохо себя чувствуют и ультразумы — их продажи возросли на 16%.

Говорить об успешности года для того или иного производителя можно будет чуть позже, когда появятся первые статистические отчеты за 2011 год, но кое-какая пища для размышлений есть уже сейчас. Например, BCNRanking опубликовала данные по продажам камер в Японии за первые 10 месяцев 2011 года. В сегменте компактных камер лидирует Canon с 16,6%, далее идут Sony с 15,2% и Casio с 14,6%. Среди «зеркалок» правят бал Canon и Nikon с 43,7% и 41,4% соответственно, на третьем месте Pentax с 7,3%. Наконец, среди системных камер лучше всего продавались фотоаппараты Olympus — у нее 37,1% рынка, далее плотно идут Panasonic с 29,5% и Sony с 29,3%. Впрочем, на других рынках картина наверняка отличается — стоит дождаться отчетов аналитиков, чтобы делать какие-то выводы.

Самыми запоминающимися событиями в цифровой индустрии в году минувшем стал выход еще двух производителей на рынок беззеркальных камер. Любопытно, что и Pentax, и Nikon пожертвовали качеством фотографии в угоду компактности аппаратов — в новинках обеих японских компаний используются матрицы существенно меньшего размера, чем у конкурентов. Pentax Q с габаритами 98х57,5х31 мм по праву может считаться самой компактной камерой со сменными объективами, вот только сенсор тут используется такой же, как и во многих цифрокомпактах, — 1/2,3 дюйма с разрешением 12,4 Мп. Остальные характеристики не поражают воображения: 3-дюймовый экран, механизм очистки матрицы от пыли, система стабилизации изображения Shake Reduction на основе сдвига сенсора, возможность съемки видео в формате Full HD. При цене $800 камере непросто противостоять конкурентам.

Nikon представила сразу две системные камеры, близкие по своим характеристикам. Обе используют 10,1-Мп CMOS-сенсор размером 13,2х8,8 мм — это больше, чем у Pentax Q, но меньше, чем у камер стандарта Micro Four Thirds. Кроп-фактор в данном случае равен 2,7, так что у потенциальных покупателей были все основания рассчитывать на худший, чем у конкурентов, уровень шумов, но все оказалось не так уж и плохо, если судить по результатам тестирования новинок. Сильной стороной семейства камер Nikon 1 стала система автофокусировки — она гибридная, может переключаться между режимами фокусировки по контрастности и фазовым детектированием и имеет 73 датчика. В результате по скорости фокусировки старшая модель Nikon 1 V1 обходит всех своих конкурентов. Для своих новинок Nikon выпустила четыре объектива: блинчик 27 mm с диафрагмой ƒ/2,8, «китовый» зум 27-81 mm ƒ/3,5-5,6, телеобъектив 81-297 mm ƒ/3,8-5,6, ультразум 27-270 mm ƒ/4,5-5,6 — все объективы с переменным фокусным расстоянием оснащаются системой стабилизации изображения.

Один из старожилов рынка, компания Panasonic, чувствует себя в сегменте системных камер очень уверенно, методично увеличивая свое портфолио. В мае японцы представили Lumix DMC-G3: 16-Мп матрица, четыре цветовых варианта корпуса, 3-дюймовый сенсорный поворотный дисплей, 23-точечная система фокусировки, запись видео в формате Full HD со стереозвуком. Несмотря на алюминиевый корпус, камера получилась легче и компактнее предыдущей модели, кроме того, по утверждению производителя, благодаря новому сенсору уровень шумов при высоких значениях чувствительности уменьшился вдвое.

Месяцем позже Panasonic представила еще более компактную системную камеру — Lumix DMC-GF3, вес которой составляет всего 225 грамм. Разрешение сенсора фотокамеры — 12,1 Мп, максимальный уровень чувствительности — 6400 единиц в ISO-эквиваленте. Трехдюймовый экран также является сенсорным, правда, он не поворотный, как у модели DMC-G3. Еще одно урезание коснулось видеорежима: при съемке Full HD-видео камера может захватывать лишь 25 кадров в секунду.

В начале ноября ассортимент «беззеркалок» Panasonic пополнился моделью Lumix DMC-GX1 — ее габариты получились весьма скромными: 116x68x39 мм, а масса чуть более 300 грамм. Несмотря на небольшие размеры, камера получила встроенную вспышку. Из остальных характеристик можно отметить 16-Мп матрицу и 3-дюймовый сенсорный экран. Разумеется, умеет фотоаппарат снимать и видео с разрешением 1920х1080 точек. Очевидно, компания Panasonic делает ставку на сегмент системных камер, что должно беспокоить других игроков рынка. Ее позиции в настоящее время выглядят весьма неплохо.

Olympus в году минувшем времени зря также не теряла, что и подтверждает успех в родной для нее Японии, где в сегменте системных камер она заняла более трети рынка. В 2011 году компания тоже отметилась выходом трех новинок, правда, все они были представлены одновременно и имеют схожие характеристики: 12,3-Мп Live MOS-сенсор, процессор обработки изображений TruePic VI, все умеют записывать видео в формате Full HD со стереозвуком. Старшая модель PEN E-P3 примечательна металлическим корпусом, сенсорным 3-дюймовым OLED-дисплеем и выдвижной фотовспышкой.

Olympus PEN Lite E-PL3, как понятно по названию, является несколько облегченной версией старшей модели — на это указывает и менее изысканный корпус, который, однако, также выполнен из металла. Отличительной особенностью камеры является откидной трехдюймовый дисплей, который полезен, например, при съемке в толпе: в современных российских реалиях — далеко не бесполезная «фишка». Olympus PEN Mini E-PM1 является самой компактной камерой из всей троицы, но лишена некоторых «наворотов», присущих старшим сестричкам. Здесь используется обычный 3-дюймовый дисплей, а количество элементов контроля минимально. В дополнение к камерам производитель представил и пару новых объективов: Olympus M.ZUIKO DIGITAL ED 12mm 1:2.0 и Olympus M.ZUIKO DIGITAL 45mm 1:1.8.

Разумеется, Sony не собиралась почивать на лаврах и также добавила в линейку NEX тройку новых представителей. Sony NEX-C3, по мнению производителя, является самым компактным в мире фотоаппаратом с сенсором APS-C и сменной оптикой. Габариты камеры действительно невелики — 109,6х60х33 мм (без выступающих частей), равно как и масса — всего 225 грамм. Разрешение сенсора размером 23,5х15,6 мм равно 16,2 Мп, есть тут и трехдюймовый откидной дисплей, смущает лишь отсутствие возможности съемки видео в формате Full HD — NEX-C3 может снимать лишь HD-ролики.

Также Sony провела небольшое обновление «пятерки», представив сменщика в лице NEX-5N. Главным изменением стали уменьшенные габариты — камера теперь на 15 мм тоньше. Также было уменьшено время срабатывания затвора — до 20 мс. Конечно, 5N умеет снимать и видео в формате Full HD 1080/60p, причем качество звука было также улучшено.

Но главной новинкой и новым флагманом системных камер Sony стала несравненная NEX-7, которая является одной из самых функциональных моделей в своем сегменте. Прежде всего, стоит отметить 24,3-Мп сенсор Exmor APS HD CMOS (такой же используется в SLT-камерах Sony), максимальная чувствительность которого равна 16000 единиц в ISO-эквиваленте. Интерес представляют и встроенный OLED-видоискатель с XGA-разрешением, и корпус из магниевого сплава, и разъем «горячий башмак» для подключения внешних вспышек Sony/Minolta, и поворотный дисплей. Обратной стороной стала высокая цена — около 50 тысяч рублей в российской рознице. Впрочем, наверняка «семерка» будет пользоваться спросом у профессиональных фотографов в качестве компактной камеры на каждый день.

Компания Samsung, столь преуспевшая за последний год на рынке смартфонов, старается укрепить свои позиции и на рынке фотокамер, в том числе и в сегменте системных фотоаппаратов. Выход Samsung NX200 фурора не произвел, но камера заслуживает упоминания. Наделенная APS-C CMOS-сенсором с разрешением 20,3 Мп камера получилась достаточно легкой (220 г) и компактной — 117х63х36 мм. Фотоаппарат оснащается 3-дюймовым AMOLED-экраном с VGA-разрешением и умеет снимать видео в формате Full HD — в общем, ничего неожиданного.

Сегмент классических DSLR-камер, несмотря на угрозу со стороны «беззеркалок», в минувшем году регулярно пополнялся новыми моделями основных производителей. Nikon обновила свою начальную модель D5000, представив ей на смену D5100. «Зеркалка» получила 16,2-Мп CMOS-сенсор, максимальная чувствительность которого составляет 25600 единиц в ISO-эквиваленте, 3-дюймовый дисплей с переменным углом наклона, 11-точечную систему автофокусировки и возможность съемки видеороликов с разрешением 1920х1080 точек, которой теперь все чаще оснащаются и зеркальные камеры.

Sony и в этом сегменте была весьма активна, представив несколько интересных DSLR-аппаратов. Остановимся на двух старших моделях, Sony Alpha SLT-A65 и SLT-A77. Как понятно из названия, обе камеры продолжают идею использования полупрозрачного зеркала, что, в частности, позволяет достигать высокой скорости серийной съемки — до 10 к/с у 65-й и до 12 к/с — у A77. SLT-A65 оснащается 24,3-Мп сенсором Exmor APS HD CMOS, 15-точечной системой автофокусировки, 3-дюймовым поворотным экраном, электронным OLED-видоискателем со 100%-м охватом кадра. Камера поддерживает запись прогрессивного видео в разрешении Full HD (1920×1080) с частотой 60 кадров в секунду со стереозвуком, постоянным автофокусом и использованием кодека AVCHD.

Sony Alpha SLT-A77 досталась аналогичная матрица и вместе с ней — герметичный корпус из магниевого сплава, 19-точечная система автофокусировки с 11 крестообразными датчиками, дополнительный информационный дисплей, минимальная выдержка в 1/8000 с, а ее ЖК-экран получил дополнительные степени свободы. Любопытно, что в качестве «китового» объектива для 77-й Sony предлагает 16-50/2,8 — рекомендованная цена данного комплекта в США составляет $2 000, в России, к сожалению, ценник находится в районе 80 000 рублей.

Компания Canon, не спешащая выходить в сегмент беззеркальных камер, пытается укрепить свои позиции выпуском привычных «зеркалок». Canon EOS 600D предлагает своему владельцу 18-Мп матрицу, 3-дюймовый поворотный экран, 9-точечную систему автофокусировки и съемку Full HD-видео. Также японцы выпустили и еще более простую «цифрозеркалку» EOS 1100D для начинающих фотолюбителей.

А для матерых профессионалов, зарабатывающих на хлеб с объективом наперевес, Canon представила новую флагманскую камеру — EOS-1D X. Фотоаппарат получил полнокадровую 18-Мп матрицу, два процессора обработки изображений DIGIC 5+, производительность каждого из которых в 17 раз выше, чем у DIGIC 4. Скорострельность EOS-1D X достигает 14 кадров в секунду (в формате JPEG), при этом 61-точечная система автофокусировки работает на каждом кадре. Максимальная чувствительность сенсора составляет невероятные 204800 единиц в ISO-эквиваленте. При этом камера может снимать и видео в привычном разрешении 1080p. Обойдется Canon EOS-1D X в $6 800, продажи стартуют в марте 2012 года.

Сегмент традиционных цифровых компактных камер в 2011 году переживал определенную стагнацию: производители продолжали клепать новые модели, практически не отличающиеся от своих предшественниц. Из заметных тенденций можно отметить разве что внедрение поддержки съемки роликов Full HD в фотоаппараты среднего и высокого ценового сегмента да и неспешный рост цифровых характеристик вроде разрешения сенсоров и кратности оптического зума. Кроме того, компании стали активнее внедрять в ультракомпакты сенсорные экраны — они позволяют снизить и без того небольшие габариты устройств до размеров пудреницы. Fujifilm FinePix Z950 EXR — как раз пример подобной тактики. Несмотря на небольшую толщину, камера получила 16-Мп матрицу размером 1/2 дюйма, объектив с ЭФР 28-140 мм и поддержку съемки Full HD-видео. Практически все управление камерой осуществляется посредством 3,5-дюймового сенсорного экрана, способного распознавать два одновременных нажатия.

С так называемой гонки мегапикселей некоторые производители переключились на соревнование по дальнобойности. В результате на свет появляются модели вроде Olympus SP-810UZ, которая оснащена объективом с диапазоном фокусных расстояний 24-864 мм в 35-мм эквиваленте, то есть аппарат предлагает 36-кратный оптический зум. В остальном данный ультразум ничем не примечателен — стандартная 1/2,3-дюймовая матрица с разрешением 14 Мп, 3-дюймовый экран и минимум продвинутых настроек.

На рынке стало больше моделей в компактном корпусе, предлагающих объективы с приличным увеличением. Например, Olympus продвигает SZ-11 в симпатичном и довольно небольшом корпусе с объективом с ЭФР 25-500 мм. Жаль, что остальные характеристики невыразительны, как и у упомянутого выше фотоаппарата.

Следствием популяризации системных камер стало постепенное отмирание сегмента hi-end компактов с продвинутыми характеристиками. Одной из немногих выпущенных в 2011 году подобных камер стала модель Nikon Coolpix P7100. Аппарат имеет 1/1,7-дюймовую ПЗС-матрицу с разрешением 10,1 Мп, 28-мм широкоугольный объектив с 7-кратным оптическим увеличением, поддерживает съемку в формате RAW и предоставляет пользователю полуавтоматические и ручной режимы управления экспозицией. Смущает лишь максимальное разрешение при съемке видео — 1280х720 точек.

Очень необычный аппарат представила компания JVC — модель GC-PX10 является гибридом фото- и видеокамеры. Разрешение 1/2,3-дюймового CMOS-сенсора с обратной засветкой составляет 12,75 Мп, а объектив KONICA MINOLTA HD Lens оборудован 10-кратным оптическим зумом. Возможности видеосъемки не ограничены традиционным режимом Full HD, камера способна снимать, например, видео с разрешением 640х360 точек на скорости 300 кадров в секунду. Также стоит упомянуть 32 Гбайт встроенной памяти и оптическую систему стабилизации изображения.

Любители активного отдыха могут быть довольны — в уходящем году вышло немало интересных защищенных камер. К примеру, Nikon выпустила свой первый подобный аппарат. Coolpix AW100 может работать на глубине до 10 м, способна пережить падения с высоты 1,5 м, не боится небольшого мороза (до –10 градусов Цельсия). 16-Мп матрица дополнена ШУ-объективом с 5-кратным оптическим увеличением, есть тут и GPS-приемник, и электронный компас.

Возможности Panasonic Lumix DMC-FT3 также порадуют экстремальных путешественников: пыле- и влагозащищенный корпус позволяет пережить погружение на глубину до 12 метров, падение с высоты до двух метров и мороз до –10 градусов Цельсия. Не будут лишними GPS-модуль, барометр, компас и альтиметр — все это в камере Panasonic есть. Что касается фотовозможностей, тут все тоже довольно хорошо: 12,1-Мп сенсор, объектив LEICA DC VARIO-ELMAR с широким углом 28 мм и 4,6-кратным увеличением, поддержка съёмки видео с разрешением 1920х1080 пикселей с использованием кодека AVCHD, а светодиодная подсветка поможет при съемке в темноте.

Раз уж речь зашла о защищенных камерах года минувшего, нельзя пропустить творение Pentax — Optio WG-1 имеет просто потрясающий внешний вид, он не похож ни на одного из конкурентов. Камера может снимать на глубине до 10 метров, способна вынести нагрузку до 100 кг и пережить падение с высоты до полутора метров. Разрешение 1/2,3-дюймового сенсора равно 14,48 Мп, а объектив предлагает диапазон фокусных расстояний от 28 до 140 мм в 35-мм эквиваленте. Камера умеет снимать HD-видео и опционально оснащается GPS-модулем. Любопытно, что в комплект поставки включён специальный ремешок с карабином для возможности ношения камеры на поясе или на рюкзаке.

Вопреки ожиданиям многих экспертов, 3D-фотоаппараты в 2011 году не пользовались особым спросом. Производители пока не спешат представлять подобные камеры, за исключением компании Panasonic, которая анонсировала свою первую компактную модель с поддержкой 3D. Lumix DMC-3D1 оснащена двумя 1/2,3-дюймовыми сенсорами Live MOS с эффективным разрешением 12,1 Мп (чувствительность от 160 до 6400 единиц ISO) и оборудована парой объективов LUMIX DC VARIO с 4-кратным оптическим зумом (диапазон эквивалентных фокусных расстояний от 25 до 100 мм). Камера также способна снимать 3D-видео в формате Full HD, которое можно просмотреть на 3,5-дюймовом сенсорном экране.

Фотокамеры со встроенными пикопроекторами пока остаются диковинками, на отечественном рынке они представлены разве что компанией Nikon, которая выкатила обновление подобного гаджета. Coolpix S1200pj имеет встроенный DLP-проектор со световым потоком в 20 лм и может проецировать изображение размером от 26 до 152 см. В остальном это типичный цифрокомпакт — 14-Мп сенсор, объектив с 5-кратным оптическим зумом, 3-дюймовый сенсорный экран, съемка HD-видео со стереозвуком.

Если вспоминать о каких-либо фундаментальных изобретениях, сделанных в этом году и действительно способных изменить всю фотоиндустрию, то на ум приходят камера Lytro. Уникальная особенность данной камеры заключается в лежащей в ее основе технологии, которая позволяет настроить фокус уже после того, как был сделан фотоснимок. То есть фактически уже после съемки можно выбрать тот участок фотографии, который должен быть в фокусе. Впрочем, сама камера выглядит весьма необычно и напоминает больше телескоп, чем фотоаппарат. При размерах 40,9x40,9x112,0 мм весит она 214 грамм. Полученные снимки можно загрузить на сервис Lytro, а затем вставить на любую веб-страницу в блоге или социальной сети, объекты появляются в формате Flash или HTML5. Разрешение снимков производитель не сообщает, говорится лишь, что оно сравнимо с качеством HD. Возможно, в будущем году данная технология заинтересует какого-либо известного производителя и мы сможем увидеть более проработанные продукты на ее основе.

Что же интересного готовят нам производители в году 2012-м? Практически наверняка можно ожидать увеличения количества системных камер, ведь, согласно последним сведениям, Canon все-таки выйдет на этот рынок — это должно было произойти рано или поздно. Нижний сегмент DSLR-камер ощутит все возрастающее давление со стороны беззеркальных сородичей и скорее всего пострадает от них. В «зеркалки» производители продолжат внедрять поддержку съемки видео, наверняка все чаще будут применяться и поворотные экраны.

Современные смартфоны продолжат свое повсеместное распространение, что окажет влияние на компактные камеры начального уровня — их рыночная доля продолжит неуклонно снижаться. В сегменте более дорогих камер также не стоит ожидать перемен к лучшему — SLR-like фотоаппараты продолжат уходить с рынка, равно как и дорогие и функциональные компактные камеры. Первое представление о тенденциях будущего года можно будет получить уже в ближайшие недели — на CES 2012 стоит ждать немало новинок.

Материалы по теме:

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥