Аналитика

Калифорнийский IDF’ 2004: Как всё началось…

⇣ Содержание

Привет всем из солнечной Калифорнии, Сан Франциско, где начался очередной Intel Developers Forum, темой которого стало "Расширение границ - построение отношений". Да, с каждым годом, IDF все больше "переходит" от технической направленности в идеологическую, но что-то в этом, наверное, есть - достаточно вспомнить успех "идеологического" Centrino. О неформальных и подготовительных аспектах события, возможно, будет отдельный репортаж. Отмечу лишь традиционную, партизанскую вылазку AMD напротив Moscone Center, где проводится IDF.


Партизанская вылазка AMD

Но приступим к делу... Начался форум, опять же, весьма традиционно, с небольшой приветственной речи одной из ключевых фигур Intel - Патрика Гелсингера, CTO компании и её старшего вице-президента. Патрик постарался привлечь особое внимание к третьему, заключительному дню IDF, проходящему под знаком The New Net (каковую лекцию сам Гелсингер же читать и будет), где Intel собирается поделиться своим взглядом на будущее Internet, как такового. Что-то мне подсказывает, что там будет ну очень много говориться о WiMAX. Отдельно Патрик выразил традиционное же удовлетворение тому, что IDF с каждым годом все больше превращается именно в форум, а не выставку технических достижений. В то место, где люди общаются, делятся идеями, и так далее. В этом году, в частности, на IDF присутствует делегация правительства Китая. Россия, как обычно, ограничилась прессой.


Патрик Гелсингер

Вслед за небольшим роликом, лишний раз подчеркивающим один из ключевых посылов этого IDF - распараллеливание вычислений, на сцену вышел президент компании и ее COO, Пол Отеллини. Пол продолжил технологические темы, поднятые Патриком, усилив натиск. Для начала, он выразил уверенность в том, что призрак пузыря "новой экономики", лопнувшего в 2000 году и серьезно подкосившего как уверенность инвесторов в компаниях, её представляющих, так и расходы компаний на техническое переоснащение, таки испарился.


Пол Отеллини

В доказательство своих слов Пол привел пару графиков, демонстрирующих, что объем продаж процессоров в этом году должен будет вернуться на уровень 2000 года, а коммуникационных чипов - достичь куда большего уровня, чем тогда. Кстати, достаточно важная разница в динамике (коммуникации растут быстрее, чем вычислительная мощность), этот факт стоит запомнить, потому что он, похоже, начинает весьма серьезно влиять на весь IT-рынок и на всю нашу цифровую цивилизацию в целом.

Затем, Пол более четко обозначил две ключевые точки, которые Intel видит в развитии технологий в ближайшем будущем:

Во-первых, это дальнейшее развитие широкополосной связи, беспроводной, в первую очередь. Хотя, конечно, несмотря даже на собственное трепетное отношение к WiMAX, Intel не ждет сколь-либо массового распространения этой технологии до конца этого десятилетия.

Хотя, с другой стороны, в 2004 году WiFi, даже с его 8 процентами, вполне был заметен, по крайней мере, на уровне хот-спотов - в крупнейших российских городах, а на уровне офисов - и по всей России. В общем, хочется надеяться… WiMAX и 802.11n, как ни крути - чертовски симпатичные технологии, способные совершить настоящую революцию, сравнимую с появлением мобильных телефонов, и про WiMAX в эти дни в данных репортажах будет упоминаться ну очень часто. Про 802.11n - нет: это конкурирующий продукт, поэтому Intel его не слишком любит.


Evolution of Connectivity

Для начала же, Отеллини заявил о наличии у Intel чипа Rosedale, первого в мире полностью интегрированного WiMAX чипа, соответствующего, вдобавок, спецификации IEEE 802.16-2004, гарантирующие лучшую совместимость между собой оборудования от разных производителей, а их сегодня уже - под полторы сотни, против десяти - год назад. Помимо непосредственно самих WiMAX компонентов, Rosedale реализует 10/100 Ethernet функциональность, встроенные средства безопасности, и ряд сервисных функций для работы с мультимедиа данными. Проще говоря, цена конечных устройств должна быть не слишком высокой.

Вторая ключевая точка, и новая навязчивая идея Intel, под знаком которой, очевидно, и пройдет большая часть форума, это параллелизм. То есть, с тем же пылом, с которым компания года три-четыре назад утверждала, что мегагерцы - это наше все, и потребители покупают именно их, сегодня пропагандирует, что производительность - это…



Driving parallelism

Кто-то, возможно, и назовет кардинальную смену точек зрения за несколько лет цинизмом, я, все-же, больше склонен считать это гибкостью. Пока технические возможности Intel позволяли наращивать производительность путем подъема тактовых частот, да еще и делать это лучше, чем конкуренты, когда года три назад Intel осознал, что будущее за реальной многопоточностью, компания весьма мобильно развернулась лицом к новой реальности, начав с внедрения HyperThreading.

Опять же, трудно не согласиться с Intel в том, что сегодня гораздо более логичным выглядит освоение потенциала новых техпроцессов за счет увеличения количество транзисторов в процессоре, нежели за счет роста скорости их работы - а это, по сути, два взаимоисключающих процесса. Требования софта сегодня явно отстали от тех тактовых частот, которые обеспечивают последние процессоры, и явно разумнее выглядит разменять переход от одного техпроцесса к другому на увеличение функциональности процессора, не производительности.

Воплощением такого подхода стала заявленная Intel на прошлом IDF новая изюминка, T's - Технологии. Переход со 180 нм на 130 нм дал нам первую из них - HyperThreading (HT), вслед за ней, с переходом с Northwood на Prescott, последовали LaGrande Technology (LT), Vanderpool Technology (VT), и 64-бит адресация для x86 чипов (EM64T). Реализация всех трех последних в ядре Prescott уже наличествует на уровне транзисторов, поддержка софта же появится для LT и VT - в Longhorn, для EM64T - в Windows 64 bit. Не хочется повторяться лишний раз, желающие вспомнить суть этих крайне полезных технологий, могут обратиться к материалам прошлого IDF.

На этом же к T's добавилась очередная - iAMT, Intel Active Managment Technology, пока что представленная, по сути, на уровне декларации: публичная спецификация обещается лишь на IDF Spring'2005. Но суть, по идее, должна заключаться в увеличении управляемости всех этих гор железа в компаниях, путем доверии части управленческих функций самому железу. Поскольку сегодня до 80 процентов бюджета IT-служб компаний тратится не на развитие - на поддержание уже существующего парка в рабочем состоянии. Ситуация выглядит достаточно глупо, и необходимость в ее решении действительно назрела.

Впрочем, технологии - технологиями, а производительность - производительностью. Задачи её поднимать никто не отменял, тем более, что повод для роста вычислительных мощностей всегда найдется. (Судя по первой половине первого дня, начинает создаваться впечатление, что в ближайшие годы такой священной коровой станет personal data mining, мгновенное оперирование с терабайтными объемами данных с целью извлечения интересующей конкретного человека в данный конкретный момент информации. Кстати, очень удобно - под это и многоядерность пропихнуть можно, и WiMAX, для связи с мощными банками данных, типа того же Google).

Опять же, судя по настроению Intel, на следующем IDF мы уже услышим куда меньше о уже навязшей в ушах конвергенции, и куда больше - как раз о параллелизме, который Intel считает следующей вехой в развитии персональных компьютеров:

1981 8086 Первый PC
1990 Windows Встроенный сопроцессор и кэш
1997 MMX Мультимедиа
2003 Centrino Конвергенция
Параллелизм

В общем, то, на этом информационно значимая часть речей закончилась, дальше было еще немного о суперкомпьютерах, ритуальное выступление ребят из NASA, в общем, IDF открылся.

Последняя часть речей руководства Intel была посвящена уже не столько вниманию Полу, сколько решению достаточно нелегкого выбора - на сессию какого из золотых спонсоров IDF отправиться:

Microsoft Building Quality Hardware and Drivers on 32-bit and 64-bit
Windows Platforms - Now and in the Future
NVIDIA The Latest Advancements in Graphics
Rambus Memory Systems
Samsung The Interface Evolution for Next Generation DRAMs
SGI The Future of 3D Graphics - Carrying the World in Your Pocket
Fully Buffered DIMM Interoperability Lab

Все проходили в одно и то же время, так что - без альтернатив. Понятно, что Microsoft, с ее 64-бит драйверами была отброшена сразу же, как и вопросы совместимости FB-DIMM модулей. Следующей жертвой пал Rambus, в виду… эээ… не слишком большой актуальности темы со времен года этак 2000. Среди NVIDIA, Samsung, и SGI выбрать было не так уж легко, в конце концов было решено, что никакими "Latest Advancements" со времен выхода GeForce 6800 NVIDIA похвастаться не может, а Samsung, с ее DDR2, тоже в общем то ничего нового не расскажет. Итого - Silicon Graphics, и весь мир в вашем кармане.

В принципе, не могу пожалеть о потраченном времени, поскольку несколько действительно интересных вещей там было почерпнуто. Во-первых, парень из SGI, Саймон Гэйхарст, всячески настаивал на том, что графические чипы в обозримом будущем ждет тот же самый приход масштабируемости, что сейчас уже начинается у центральных процессоров. То есть, SLI у NVIDIA, и грядущее двухчиповое решение от ATI - это еще цветочки. В общем то, если вдуматься, действительно, тем сам бог велел, учитывая, что вычисления в графическом конвейере куда лучше поддаются распараллеливанию по своей природе, чем операции в конвейере центрального процессора.

Во-вторых, объем данных в мире неуклонно растет стремительными темпами, Отеллини тоже про это говорил. Соответственно, для того же data mining, требуется пересылать громадные объемы данных от сервера к клиенту, и обратно. Но на самом деле, этот процесс можно изрядно оптимизировать, если уменьшить объем этой информации за счет ее лучшего представления. Правильно, в трехмерном виде. Мозг человека - просто шикарный инструмент для работы с визуальными образами. Оглянитесь вокруг - в комнате вокруг вас находятся тысячи объектов, информацию о которых вы мгновенно воспримите.

С этой точки зрения выглядит вполне логичным выслать в качестве запроса не гигабайты данных в качестве результата, чтобы из них на компьютере клиента генерилась какая-то 3D графика в виде, а интерактивное потоковое видео, представляющее из себя этот результат, мгновенно (куда быстрее, как минимум) рассчитанное на сервере, передача которого займет куда меньше времени и трафика. (Если одним словом, то Саймон применил выражение Google-3D). Что-то в этом возвращении к сервер-клиентской архитектуре есть, но для этого нужны соответствующие каналы. Которые (вспомним статистику Отеллини по продажам чипов) непрерывно совершенствуются.

В общем, небесспорная точка зрения, но что-то все же в ней есть… Впрочем, для начала подождем выхода Longhorn, и посмотрим, как там будет реализован первый массовый 3D интерфейс. Там и будет видно, насколько 3D увеличивает продуктивность работы с данными в реальной жизни реального пользователя.

Как и ожидалось, сессия SGI получилась весьма концептуальной, хотя и не загруженной техническими подробностями. Впрочем, не все потеряно: информация по параллельным сессиям была собрана заблаговременно, так что обзор по тому, что творилось в соседних залах, будет представлен через некоторое время. Точнее говоря, сейчас по программе - технические треки, тоже параллельные, из которых я выбрал вот эти:

Si Photonics passive Aligment Research: Enabling High Volume Optical Assembly
Intel High Definition Audio - rising the Bar for PC Audio
3D for Business - Universal 3D, A Break from Tradition

Потом будет выставка продуктов и технологий, где надо будет посетить десяток интересных стендов, потом отчет по этим двум частям, и, после этого, еще один отчет - по непосещенным мной сессиям и трекам. Так что, все пока! Следите за публикациями на сайте...

Сегодняшний, второй день IDF, начался с какой-то безумной по объему установочной речи. Точнее, на самом деле, сразу четырех, объединенных в одну, под двумя общими темами: Internet Clients - Mobility, Digital Home and Digital Office, и One Network. Реально, на самом деле, все это можно было обозвать еще короче: Digital Home & Digital Office. Две основные на сегодняшний день идеи, под которыми продвигается на рынок продукция Intel.

Вообще, как уже сказано, докладчика было заявлено четыре, но первый из них, Луис Барнс, вице-президент Intel и генеральный менеджер подразделения настольных платформ, буквально промелькнул по сцене, успев лишь представить Билла Сью, своего коллегу. Вот тот взялся за присутствующих всерьез, ошарашив их для начала риторическим вопросом: что случилось бы, если бы мы распознали запросы конечных пользователей?

Судя по всему, в результате полного распознавания и удовлетворения этих запросов наступил бы рай на земле, но пока до этого далеко, и Билл заявил более актуальную сегодня тему: "Цифровые образы жизни: возможности в офисе и в доме".

По Сью, в развитии индустрии можно выделить ряд больших волн, которые весьма заметно меняют ее облик, и здесь с ним трудно не согласиться, как и с представленными им в качестве таковых Internet и WiFi. Это волны уже успешно пройденные.

Следующая, цифровой дом, была объявлена года два назад, и с тех пор в этой области наметился определенный прогресс, который, судя по всему, должен будет визуально проявиться где-то ближе к Рождеству. Тем не менее, несмотря на то, что работа еще идет, Intel предпочел начать готовить сани летом, и заговорить о следующей такой волне - цифровом офисе, завязанном на еще более активном, чем сейчас, использовании Internet.

Впрочем, не только. Вчера уже упоминалось от iAMT, технологии активного управления (железом) от Intel, в необходимости, которой сегодня Билл еще раз убеждал, приводя совершенно убойные цифры: стоимость поддержки железа в корпорациях в мире составляет сегодня порядка 80 миллиардов долларов в год, софта - 50 миллиардов, 240 миллиардов в год приходится на обслуживающий это все персонал, и еще 130 миллиардов - на прочие связанные с этим всем расходы. Полтриллиона долларов в год. Подозрительно круглая цифра, но, все же, сомневаться не приходится: поддержание одного только текущего уровня информатизации обходится в ту еще копеечку.

Второй вызов для офисов - это все более усиливающееся географическое распыление. Клиенты, партнеры, коллеги - все эти персонажи с каждым годом все более активно расползаются по всему земному шару, порождая соответствующую необходимость в стабильном обеспечении совместной работы распределенных в пространстве людей. Отсюда и бум интернет-пейджеров вроде ICQ, которые давно уже являются полноценным бизнес-инструментом, а отнюдь не только забавой подростков.


Третий вызов, который необходимо будет как-то решать, это так называемый информационный парадокс, который проще было бы назвать информационным тупиком. Глобальный трафик в результате увеличивающегося перевода самых разнообразных процессов в цифровую форму, продолжает увеличиваться - количество данных в мире увеличивается, чуть ли не по Муру: удваиваясь в течение каждых полутора лет. А вот возможности по их анализу (по крайней мере, доступному каждому) - практически стоят на месте, это вчера, если помните, как раз и SGI, в общем то, подчеркивала.

Ну и четвертый момент - это продолжение увеличения мобильности, которая, по большому счету, прямо пропорционально влияет на продуктивность работы.

После того, как Билл озвучил эти четыре направления для работы в плане создания цифрового офиса, на экранах появился видеоролик, отображающий текущее состояние дел во всех этих областях. Опустили все конкретно, вплоть от способности устройств работать вместе, да и вообще работать, заканчивая софтом для совместной работы. Возникло легкое недоумение по поводу того, каким образом нынешняя цивилизация до сих пор не развалилась, и возник закономерный вопрос - что делать то? Билл ответил: строить единую, легко управляемую платформу, которая будет делать все, включая кофе в постель. И риторически спросил в ответ: а чего мы тогда ждем?

Ждем мы, как оказалось, в первую очередь того, чтобы кто-то стал лидером, и озвучил свое видение решения всех этих проблем. А поскольку других кандидатур не наблюдается, Intel, традиционно, придется вновь взвалить бремя нашего спасения на свои плечи.

Итак, что намерен предложить Intel всем четырем позициям?

Первая, обслуживание имеющейся техники, или, в новой терминологии компании, Embedded IT. Здесь все полностью сводится исключительно к софту - раз, ничего принципиально нового Intel не предлагает, творчески развивая идею существующих сегодня в серверных ОС наборов правил (policy), которым должны подчиняться работающие в сети компьютеры. Самодиагностика, автоапгрейды установленного софта, защита данных… Здесь, по крайней мере, на первый взгляд, Intel не предлагает ничего сногсшибательного. Демонстрация iAMT в действии, когда пользователь воткнул в корпоративную машину Memory Stick, а сервер в ответ поставил ее на карантин, да еще попутно поставил на нее пару свежих сервис-паков, когда настало нужное время, вряд ли удивит какого-либо сисадмина.

Вторая, групповая работа. И здесь опять не видно ничего принципиально нового. Программы, со встроенными возможностями такой работы? Общение сразу на нескольких уровнях, от разговора до совместной работы над документами? Управление телеконференциями? Но здесь от Intel, вроде бы, ничего особо не зависит, да программы, позволяющие общаться любыми мыслимыми способами, давным-давно уже существуют, и здесь принципиально ничего не изменилось со времен той же Microsoft Neetmeeting.

В обоих этих случаях Intel сможет что-то улучшить, разве что, пропагандируя сами эти способы работы, делая их более привычными для неподготовленных пользователей. Да технически, насовсем уж незаметном уровне. Скажем, для примера, выпуск нового 10 Гбит/с Ethernet коммутатора прямо на возможностях для проведения видеоконференций конечным пользователем вряд ли скажется, а вот ставшая для него более доступной и повысившаяся пропускная способность его оператора - вполне.

Впрочем, Билл сразу начал убеждать в необходимости для проведения групповых конференций двухядерных процессоров, для обработки нескольких видеопотоков одновременно. Возможно, но тогда было совсем не обязательно демонстрировать пример такой конференции на машине с Prescott...


В третьей области, информационных помощников в борьбе с информационным парадоксом, от Intel пока тоже видится не слишком много толку. Разумный поиск и анализ данных, адаптивное обучение, автоматизация повторяющихся задач… Отношение Intel к этому всему, в отличие от какого-нибудь Google, найти достаточно трудно, разве что, опять же, как поставщика все более мощных серверных платформ. Ну, или в последнем случае, с регулярными задачами - более мощных потребительских. (Билл сразу опять вспомнил про двухядерные процессоры) Хотя здесь все совсем не очевидно - пока что глобальным обсчетом повторяющихся событий PC не перегружены, здесь сначала тоже предстоит что-то в идеологии оптимизировать.

Ну и четвертое - постоянное подключение к сети. Прозрачность устройств и сетей друг для друга, упрощенное подключение к сетям и тарификация, безопасные и надежные соединения… Единственный пункт, не вызывающий серьезных сомнений: слово Intel в телекоммуникационной индустрии действительно сегодня много значит, и вот тут ему действительно найдется множество вполне очевидной работы.

В общем, от нового направления внимания Intel, цифрового офиса, пока что впечатление осталось довольно странным. Большинство предложений Intel сводятся к тому, что, а давайте возьмем то, что есть сегодня, и сделаем все это удобнее. А в результате наступления по всем фронтам, количество перейдет в качество, и вот тут то и настанет цифровой офис. Ну что же, желание, чтобы было лучше, оно, в общем, то, настолько справедливое, что и спорить не хочется.

Другой вопрос, что каких-то прямо конкретных глобальных целей намечено, вроде бы, не было. А локальные производители соответствующих устройств и программ и так движутся в правильном направлении, при чем тут Intel? Возьмет на себя координирующую, или какую-то иную роль? Осталось непонятным. Пока что это все видится лишь красивой идей, впрочем, как и в случае с цифровым домом, подождем пару лет, пока планы Intel не прояснятся, а действия не станут видны.

А здесь действительно многое уже заметно. Здесь Intel действительно кое-что сделал и сам, а во многом - просто сплотил отрасль вокруг тех или иных технологий. Тут вам и Digital Living Network Alliance, бывшая Digital Home Working Group, продукты, от членов которого начнут объявляться со следующего квартала - примеры с выставки вчера уже были. Тут и Intel'овская спецификация Networked Media Product Requirments, уже версии 2.0, определяющая такие вещи, как, например, Digital TCP/IP, единый протокол для передачи мультимедиа-данных между устройствами домашней сети. И Software and Services Product Recomendations для устройств, цифровой дом составляющий, соответствующие этим требованиям продукты и услуги также появятся, начиная со следующего квартала.

В общем, координирующая роль Intel удалась на славу, но ему есть чем похвастаться и с чисто технической точки зрения - тем же семейством чипсетов i915 и Prescott, ведь Intel по прежнему ошибочно уверен, что цифровое окружение строится вокруг PC. И в доказание своей точки зрения, естественно, Билл продемонстрировал целое семейство таких PC - ну вы помните вчерашний ASUS'овский BTX корпус.


Впрочем, у них там суть не в корпусе, так что Сью пригласил на сцену Джо Бельфоре, генерального менеджера Microsoft Windows eHome Division, ничего нового не продемонстрировавшего - все тот же Windows Media Center, те же несколько стоящих в разных местах телевизоров с Media Center Extenders терминалами, позволяющими им воспроизводить принимаемые с центрального сервера (PC) запрашиваемые ими потоки аудио-видео данных. Здесь, впрочем, Джо, к тому же, слегка утрировал - в процессе демонстрации, якобы копирующих его личную жизнь, иногда создавалось впечатление, что человек проводит 25 часов в сутки, непрерывно перемещаясь между парой-тройкой одновременно демонстрирующих разные каналы телевизоров. И когда до генерального менеджера дослужиться успел?..


Зато потом Билл затронул действительно новую тему, насчет заботы цифрового дома о здоровье, продемонстрировав очередной весьма эффектный ролик о большой индийской семье, где активно работающая дочь, прямо с работы, отправляет на телевизор просматривающей фильм престарелой матери видеосообщение с напоминанием о приеме лекарства, затем ей это же напомнил холодильник, а потом еще и внук, считав на своем смартфоне данные с одетого на бабушке браслета, проверил, гуляла ли она.

Понятно, что все это легко точно так же транслируется, к примеру, в облегчение контроля родителями за действиями маленького ребенка, и множество тому подобных ситуаций. В общем, как и любой свежий посыл, впечатлило заметно больше, чем уже слегка приевшиеся за счет неоднократного повторения, возможности Windows Media Center, еще до того, как тот появился на рынке.

На этом часть Билла закончилась, и еще раз просуммировав, что в цифровом доме достигнут большой прогресс, а следующая глобальная цель - цифровой офис, он покинул сцену, уступив место Ананду Чандрасикеру, также вице-президенту Intel, но уже генеральному менеджеру группы мобильных платформ, вышедшему к публике с Centrino доской для серфинга, с облегчением быстро отставленной в сторону.

Как и Билл, Ананд тоже пообещал ноутбуки, которые будут делать все, что только можно придумать, обрисовав свои три направления, по которым будет для этого двигаться Intel.


Первое - увеличение безопасности беспроводной связи. Пожалуй, самое легкое, поскольку здесь большинство явных дыр заткнет i802.11i, в рамках которого, во-первых, появится возможность жестко задавать список конкретных устройств, имеющих право на доступ в ту или иную сеть, но, даже попав туда, они будут вынуждены закачивать из нее свежий набор правил безопасности, которым вынуждены, будут подчиняться.

Демонстрация была весьма наглядной: первый из ноутбуков был просто не пущен в импровизированную корпоративную сеть, поскольку не был в ней зарегистрирован на аппаратном уровне, второй авторизован был, но в сеть его все равно не пустили, пока владелец не согласился удалить обнаруженного сетью на его ноутбуке трояна. Что тут можно сказать? Обеими руками - за.

Второе направление - появление новых возможностей у платформ. Здесь, очевидно, все связано со следующими поколениями Centrino, так что Ананд сразу перешел к огласке соответствующих фактов. О Sonoma, в принципе, говорить уже не столь уж интересно: она выходит уже совсем скоро, и о ней уже известно практически все.


Мобильный вариант i915, с Dothan с 533 МГц частотой шины, обеспечить действительно неплохой скачок как в функциональности, так и в производительности. В подтверждение было продемонстрировано выполнение небольшого демо из World of Warcraft, с которым ноутбук на базе этой платформы справился практически без затруднений, лишь слегка заметно подтормаживая в некоторых местах. Ну а уж воспроизведение какого-нибудь полноэкранного High Definition видео с соответствующим звуком - вообще не вопрос.

Вот следующее поколение, платформы, Napa - это да, другое дело. Масштаб. Связанный, правда, по большей части с лишь процессором под кодовым названием Yonah - мобильный двухядерный 65 нм процессор, с поддержкой LaGrande и VanderPool. Будет весьма приятно увидеть это все в районе 2006 года. Как, впрочем, и соответствующие ему компоненты - чипсет Calistoga с улучшенным графическим ядром, и контроллер беспроводной связи Golan.


Как, впрочем, хотелось бы увидеть и улучшения прочих компонентов, не относящихся прямо к производительности. Экранов, батарей, и прочих подобных вещей. Впрочем, улучшат, никуда не денутся, учитывая, что среднее время работы батареи, обещанное Анандом в 2010 году, составляет 8 часов. Здесь Intel работает с рядом компаний, изучая и топливные элементы, но обращая внимание и на другие варианты, вроде цинковых аккумуляторов от Zinc Matrox Power, теоретически могущих иметь вдвое большее время работы на том же заряде.

И, естественно, будут экономить по крохам, увеличивая эффективность работы всех компонентов там, где это только возможно. Достаточно привести пару новых возможностей, которые появятся в ACPI 3.0 - это рекалибрация батареи ноутбука на уровне операционной системы, и механизмы энергосбережения специально для двухядерных процессоров. Все логично, все разумно. Как и все, что делает Intel в области ноутбуков в последние годы.

Одним из наиболее интересных мероприятий любого IDF является так называемая Tech-a-Palooza, являющаяся этаким кратким отчетом по состоянию наиболее "горячих" технологий последнего времени: Кто, с кем, что, зачем, и так далее…. Очень удобно, откровенно говоря. Постараюсь сохранить здесь этот формат, впрочем, несколько расширив информацию по каждому отдельному пункту из информации, почерпнутой при посещении треков IDF, посвященных конкретным технологиям, или бесед со специалистами.

Итак, темами на сей раз стали:

  • Universal 3D
  • UWB (Ultra Wide Bandwidth)
  • Wireless USB
  • Serial ATA
  • CE-ATA
  • PCI Express
  • 802.11n
  • PlaceLab

Последняя тема, лично меня, особенно очаровала, так что пришлось после мероприятия перехватить и попытать докладчика Ятина Кавати на этот счет, но об этом в конце…, а сейчас, поехали по пунктам.

Итак, Universal 3D, совершенно новая технология, ставшая первым результатом работы 3D Industry Forum, представительнейшей организации, включающей в себя всех мыслимых и немыслимых игроков на рынке 3D графики, от Microsoft и Intel, до NVIDIA и ATI.

Суть своего творения они пытаются описать как "the JPEG for 3D data". В результате озвучивания подобного тезиса, докладчику пришлось сразу удовлетворить любопытство журналистов - идет ли в и данном случае речь о сохранении информации с потерей качества. Нет, как выяснилось, имелось в виду не это, а надежды на то, что новый формат станет столь же распространенным, как JPEG для 2D.

Или, как они выражаются, интерактивное 3D является мощным средством для тренировок и обучения, пропускных способностей каналов хватает, мощных серверов, компьютеров, и даже ноутбуков - тоже. Так зачем же дело встало? А дело встало за единым открытым форматом визуализации 3D данных, способным эти самые данные брать из любых соответствующих профессиональных конструкторских приложений, от AutoCad и DWG, до STEP и IGES, и использовать в приложениях "презентационных", от 3ds Max до Word (ага, именно такой разброс).

То-есть, в двух словах говоря, разработчики пытаются создать такой открытый формат единого представления 3D данных, который мог бы быть конвертирован из созданных инженерами моделей, а затем, с помощью специально созданной программной инфраструктуры, использоваться уже в исключительно коммерческих целях: от маркетинга до тренировок персонала.

В качестве примера: если инженер на автозаводе все равно рисовал кузов автомобиля, то должна быть возможность, с помощью "нескольких кнопок" превратить эту 3D модель в файл.

Который затем можно встроить, допустим, в сайт этой же компании, чтобы посетитель мог покрутить машину со всех сторон (в том числе и открывая двери и багажник)…

Базовая спецификация должна быть создана и одобрена уже в этом квартале, публичная информация под идеологией Open Source, должна быть доступна в первом квартале следующего года. Посмотрим, что из этого получится - VRML в свое время тоже всячески и очень похоже расхваливался.

Второй пункт - UWB, высокоскоростная связь масштабов комнаты, очередной претендент на тотальную замену кабелей в этом самом помещении. Здесь вопрос надо четко разделить на две части: низкоуровневую, то есть, непосредственно транспортную радиочасть MBOA/WiMedia, и лежащие над ними протоколы высокого уровня - Wireless USB и Wireless 1394, собственно, и предлагающие замену соответствующим интерфейсам. Грубо говоря, нам же требуется не заменить кабель, как какой-то абстрактный кусок проводника в изоляции, а именно USB или FireWire кабель.


Впрочем, для того, чтобы это произошло, желательно, чтобы обеспечивалась та скорость, которую сегодня обеспечивают провода - то есть, на уровне 400-500 Мбит/с USB 2.0 и IEEE1394. Плюс, желательно, такие "мелочи", как максимально возможная дальность связи, хотя бы на уровне соседней комнаты, отсутствие конфликтов с другим беспроводным оборудованием в доме, включая тот же телевизор, экономичность в плане расхода энергии, что очевидно для устройств типа PDA или плеера, ну и, наконец, невысокая стоимость, иначе опять ничего не получится.

Вот эти все вопросы и должна решить физическая часть, MBOA в первую очередь. Аббревиатура расшифровывается как Multiband OFDM Alliance, эта та версия UWB, разработанная Texas Instruments, к которой склоняется сам Intel. Хотя есть еще версия Motorla - Direct Sequence (DS) UWB, чуть более упрощенная версия. В результате бедный IEEE так и не может до сих пор принять соответствующий стандарт, 802.15.3a, так как не может определиться, чью сторону ему принять, хотя в последнее время лагерь MBOA растет хорошими темпами, увеличившись с 14 компаний в самом начале (июнь 2003), до более полутора сотен - к данному моменту.

У DS UWB более сильной стороной является скорость за счет использования единого диапазона, без разбиения на поддиапазоны, у MBOA - дальность (до 10 метров против 3), по той же причине. Intel'овский подход выглядит несколько более реалистичным, со скоростью связи, падающей с максимальных 480 Мбит/с на двух метрах, до 110 Мбит/c на десяти, в условиях затрудненной видимости. При этом предлагаются небольшие (5 кв.мм на 90 нм техпроцессе для PHY части) одночиповые, не слишком дорогие (предположительно) решения, со вполне разумным энергопотреблением на уровне от 130 мВт и ниже на передачу, от 160 и ниже - на прием.

Сосуществование 802.11b/g и Bluetooth не должно вызвать ни малейших проблем чисто физически, в силу их нахождения в совсем другом диапазоне - 2.4 ГГц против 3.4-10.2 ГГц. Про 900 МГц GSM и вовсе говорить не приходится. C 802.11n (5 ГГц) могут возникнуть проблемы, как и с 802.16 (WiMAX), подразумевающим возможность использования <11 Гц диапазона.

Опять же, в силу множества подспектров, ту часть каналов, которая с чем-то пересекается, всегда можно отключить - точность в этом плане составляет всего 4 МГц. По крайней мере, именно так получилось в Японии, где для избежания проблем с радиотелескопами пришлось отключить несколько даже не подчастот шириной в 528 МГц, а лишь тонов, их составляющих.


Появление непосредственно работающих с антенной PHY устройств ожидается уже в наступающем году. Что касается лежащего на ступеньку выше MAC (Media Access Control) уровня, отвечающего за обработку пакетов данных, то в июле была завершена разработка спецификации версии 0.6, в сентябре обещают 0.7, а до конца этого года планируется представить черновик финальной 1.0 версии.

В сумме к концу года получается законченная комбинация для создания UWB устройств, готовые чипы - в 2005, внешние модули, подключаемые через USB 2.0, IEEE 1394, PCMCIA и ExpressCard - в 2005-2006, а внутренние, в виде PCI и PCI Express карт, в том числе и совмещающих WLAN и UWB на одной карте - в 2006-2007 годах.

Впрочем, сама по себе UWB является тем самым пресловутым куском провода - средой, которая важная не сама по себе, а лишь когда есть что по ней передавать. То есть, есть интерфейс передачи данных. В данном случае Intel делает ставку на Wireless USB, созданную в феврале этого года, когда была сформирована соответствующая рабочая группа в составе Agere, HP, Intel, Microsoft, NEC, Philips, и Samsung. Компании нагло воспользовались популярностью USB (количество USB устройств сегодня насчитывает порядка 1 миллиарда штук, а к 2006 году, по прогнозам, достигнет 3.5 миллиардов), так что инициатива по созданию все той же USB 2.0, но чтобы еще и без проводов, в индустрии вызвала вполне положительную реакцию.


Ну так вот, суммарно UWB и Wireless USB дают нам 480 Мбит/с на дистанции в 2-3 метра, а где, спрашивается, вы видели кабель длиннее? То есть, дистанция абсолютно удовлетворительная. В целом сама идеология полностью повторяет проводную USB - та же хабовая структура, с подключением, поддержка тех же сигналов, вроде подключения, или паузы… В общем, вплоть до того, что обещается полная обратная совместимость с сегодняшними USB 1.1 и 2.0.

Спецификация PHY модуля закончена еще в этом квартале, MAC - до конца года, соответственно, к Новому году мы должны получить готовую спецификацию Wireless USB 1.0. Ну а дальше - такой же график выхода устройств, как и для UWB, раньше то WUSB появиться не может, позже, впрочем - тоже вряд ли.

Serial ATA. Здесь все идет строго по графику, так что самой большой новостью является, пожалуй, переименование самой организации, которая этим стандартом занимается - из Serial ATA Working Group, в Serial ATA International Organisation (SATA-IO). Молодцы, забавная игра слов получилась, а вообще подобное переименование можно трактовать как то, что основная техническая работа закончилась, можно пожинать лавры.

Примерно так оно и есть - 1 июля, точно в срок, запланированный четыре года назад, была утверждена 3 Гбит/с спецификация Serial ATA II, в августе был принято обновление описания возможных вариантов коннекторов, 1 октября должна выйти спецификация Serial ATA II 1.2, с незначительным набором улучшений.


В общем, рутина, на фоне которой даже более заметно выглядит сообщение о том, что Intel, совместно с Hitachi, Toshiba, и Seagate (а где же Cornice?) запускает уже новую инициативу - CE-ATA, где CE является сокращением от Consumer Electronic, а предназначен новый интерфейс будет для ставших весьма актуальным в последнее время миниатюрных винчестеров формата 1-1.8".

В общем то схожая картина с SATA и в области PCI Express - там все хорошо, так что остается лишь размахивать победными реляциями с десятками процентов увеличения производительности в тех или иных областях. В общем, судя по выставке на IDF, количество PCI Express решений действительно потихоньку растет, и ближайшим после видеокарт массовым PCIE продуктом, по всей видимости, станут x1 PCI Express TV тюнеры, оперирующие двумя видеопотоками одновременно (например, один смотрится, второй - пишется, или же воспроизведение картинка-в-картинке). Да и к цифровому вещанию и у нас пора готовиться, а тут - 500 Мбайт/с пропускной способности, против 133 у PCI.

Опять же - Sonoma уже на горизонте, так что скачок в развитии мобильного PCIE обеспечен, от Mini PCI Express, до Express Card. К концу года выйдут спецификации PCIE Server I/O Module 1.0, обеспечивающая возможность горячего подключения PCI Express устройств:


и PCI Express High-End Graphics, увеличивающую общий объем энергопотребления видеокарт до 150 Вт, путем использования двух 12 Вольт коннекторов, подключаемых к блоку питания, и дающих по 75 Вт каждый. В разработке находятся спецификации PCI Express External Cabling, позволяющая выносить устройства с PCI Express интерфейсом из системного блока компьютера (до 7 метров), располагая, например, дисковод, поближе к пользователю, а также PCI Express Mini CEM и Wireless Form Factor CEM, нацеленные на коммуникационные мини-карты для ноутбуков. Эти ориентировочно проявятся в первой половине следующего года.

Если уж говорить о связи, то нельзя не вспомнить о 802.11n (TGn). Стандарт очень симпатичный: скорость минимум в 100 Мбит/с, идеология MIMO (Multi Input Multi Output), когда у адаптера есть несколько антенн, каждая из которых независимо работает со своим приемником сигнала, улучшенная коррекция ошибок и механизмы экономии энергии.

В соответствующий комитет IEEE уже подано 62 письма с заявками, сформировано 3 законченных предложения (TGn Sync, куда входит Intel, WWiSE, и Qualcomm) и 26 частичных, могущих быть скомбинированными друг с другом для создания законченных, или даже с законченными, для создания новых. На этой неделе ожидается представление всех этих заявок (общее время слушаний - 34 часа), 14-19 ноября - начало процедуры голосования и отбора. В 2005 году и первой половине 2006 будет происходить дальнейший отбор и слияние, и где-то лишь во второй половине 2006 - первой половине 2007 года, ожидается принятие первой черновой спецификации.

Вот мы, наконец, и добрались до PlaceLab. В принципе, о проекте уже писалось, но все равно - классная вещь. Целью является создание системы определения координат, не только являющейся вполне жизнеспособной системы GPS (в чем-то даже более сильной - например, способной работать в помещениях и более уверенно, чем GPS - на городских улицах), но при этом еще и полностью соответствующей нашему законодательству. Пользоваться PlaceLab, теоретически, может любой, у кого есть устройство с WiFi, Bluetooth, или GSM контроллером. По идее, поскольку пока что работает только WiFi, инструментарий под остальные два источника сигналов выйдет лишь в октябре.

Сейчас проект тестируется в нескольких городах США, и заключается в том, что есть карта местности, на нее нанесены координаты всех известных источников этих сигналов - WiFi сетей (открытых и закрытых - важен сам факт работы), базовых станций GSM, стационарных Bluetooth излучателей. А дальше все просто - любое устройство, оказавшееся в зоне их досягаемости, методом триангуляции, основываясь на силе сигнала, в состоянии с той или иной степенью точности определить, где оно находится. Понятно, что для разных источников и степень точности будет разной: если по GSM можно определить свое положение лишь в пределах района, то в случае с Wi-Fi оно уже будет ясно с точностью до улицы, с Bluetooth - с точностью до комнаты.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥