Сегодня 20 февраля 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Процессоры и память

Обзор процессора Intel Core i9-10900K: Skylake пошёл на пятый срок

⇣ Содержание

#Описание тестовых систем и методики тестирования

С учётом стоимости и характеристик Core i9-10900K, вопросов о том, каким из имеющихся на рынке процессоров его следует противопоставлять, практически не возникает. Основной соперник для массового десятиядерного процессора Intel – двенадцатиядерный Ryzen 9 3900X, но кроме него мы включили в тесты и два других флагманских CPU компании AMD – Ryzen 9 3950X и Ryzen 7 3800X. Также со стороны Intel в тест был вовлечён предшественник Core i9-10900K — восьмиядерный процессор Core i9-9900K. И для полноты картины мы включили в тестирование 12-ядерный процессор из сегмента HEDT, Core i9-10920X.

В конечном итоге список задействованных в тестировании комплектующих получился таким:

  • Процессоры:
    • AMD Ryzen 9 3950X (Matisse, 16 ядер + SMT, 3,5-4,6 ГГц, 64 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 9 3900X (Matisse, 12 ядер + SMT, 3,8-4,6 ГГц, 64 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 3800X (Matisse, 8 ядер + SMT, 3,9-4,5 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • Intel Core i9-10920X (Cascade Lake-X, 12 ядер + HT, 3,5-4,8 ГГц, 19,25 Мбайт L3);
    • Intel Core i9-10900K (Comet Lake, 10 ядер + HT, 3,7-5,3 ГГц, 20 Мбайт L3);
    • Intel Core i9-9900K (Coffee Lake Refresh, 8 ядер + HT, 3,6-5,0 ГГц, 16 Мбайт L3).
  • Процессорный кулер: Noctua NH-D15.
  • Материнские платы:
    • ASRock X570 Taichi (Socket AM4, AMD X570);
    • ASRock Z390 Taichi (LGA1151v2, Intel Z390);
    • ASUS ROG Maximus XII Hero (Wi-Fi) (LGA1200, Intel Z490);
    • ASUS ROG Strix X299-E Gaming II (LGA2066, Intel X299).
  • Память:
    • 2 × 8 Гбайт DDR4-3600 SDRAM, 16-16-16-36 (G.Skill Trident Z RGB F4-3600C16D-16GTZR);
    • 4 × 8 Гбайт DDR4-3600 SDRAM, 16-16-16-36 (G.Skill Trident Z RGB F4-360016Q-32GTZR).
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti (TU102, 1350/14000 МГц, 11 Гбайт GDDR6 352-бит).
  • Дисковая подсистема: Samsung 970 EVO Plus 2TB (MZ-V7S2T0BW).
  • Блок питания: Thermaltake Toughpower DPS G RGB 1000W Titanium (80 Plus Titanium, 1000 Вт).

Обычно мы сравниваем процессоры с настройками, принятыми производителями плат «по умолчанию», поскольку в таком режиме эксплуатирует процессоры подавляющее большинство пользователей. Однако для Core i9-10900K тестирование было проведено с двумя вариантами настроек частот и потребления: в случае действия заданных спецификацией ограничений по потреблению PL1 = 125 Вт, PL2 = 250 Вт (на диаграммах этот вариант обозначен как 125W) и без них.

Все сравниваемые процессоры были протестированы с памятью, работающей в режиме DDR4-3600 с настройками таймингов по XMP.

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 10 Pro (v1909) Build 18363.476 с использованием следующего комплекта драйверов:

  • AMD Chipset Driver 2.04.04.111;
  • Intel Chipset Driver 10.1.31.2;
  • NVIDIA GeForce 445.87 Driver.

Описание использовавшихся для измерения вычислительной производительности инструментов:

Комплексные бенчмарки:

  • Futuremark PCMark 10 Professional Edition 2.1.2177 – тестирование в сценариях Essentials (обычная работа среднестатистического пользователя: запуск приложений, сёрфинг в интернете, видеоконференции), Productivity (офисная работа с текстовым редактором и электронными таблицами), Digital Content Creation (создание цифрового контента: редактирование фотографий, нелинейный видеомонтаж, рендеринг и визуализация 3D-моделей).
  • 3DMark Professional Edition 2.11.6846 — тестирование в сцене Time Spy Extreme 1.0.

Приложения:

  • 7-zip 19.00 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 3,1 Гбайт. Используется алгоритм LZMA2 и максимальная степень компрессии.
  • Adobe After Effects CC 2020 17.0.1 – тестирование скорости рендеринга анимационного ролика. Измеряется время, затрачиваемое системой на обсчёт в разрешении 1920 × 1080@30fps заранее подготовленного видеоролика.
  • Adobe Photoshop CC 2020 21.0.2 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Измеряется среднее время выполнения тестового скрипта Puget Systems Adobe Photoshop CC Benchmark 18.10, моделирующего типичную обработку изображения, сделанного цифровой камерой.
  • Adobe Photoshop Lightroom Classic СС 9.1 – тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Тестовый сценарий включает постобработку и экспорт в JPEG с разрешением 1920 × 1080 и максимальным качеством двухсот 16-мегапиксельных изображений в RAW-формате, сделанных цифровой камерой Fujifilm X-T1.
  • Adobe Premiere Pro CC 2020 14.0 — тестирование производительности при нелинейном видеомонтаже. Измеряется время рендеринга в формат YouTube 4K проекта, содержащего HDV 2160p30 видеоряд с наложением различных эффектов.
  • Blender 2.82a – тестирование скорости финального рендеринга в одном из популярных свободных пакетов для создания трёхмерной графики. Измеряется продолжительность построения финальной модели pavillon_barcelona_v1.2 из Blender Benchmark.
  • Corona 1.3 – тестирование скорости рендеринга при помощи одноимённого рендерера. Для измерения производительности используется стандартное приложение Corona 1.3 Benchmark.
  • Microsoft Visual Studio 2017 (15.9.17) – измерение времени компиляции крупного MSVC-проекта – профессионального пакета для создания трёхмерной графики Blender версии 2.79b.
  • Stockfish 11 – тестирование скорости работы популярного шахматного движка. Измеряется скорость перебора вариантов в позиции «1q6/1r2k1p1/4pp1p/1P1b1P2/3Q4/7P/4B1P1/2R3K1 w».
  • SVT-AV1 v0.8.3 — тестирование скорости транскодирования видео в перспективный формат AV1. Для оценки производительности используется исходный 1080p@50FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 30 Мбит/с.
  • Topaz Video Enhance AI v1.2.1 – тестирование производительности в основанной на ИИ программе для улучшения детализации видео. В тесте используется исходное видео в разрешении 320×240, которое увеличивается в два раза с использованием модели Artemis-HQ: P, HQ, MC.
  • V-Ray 4.10.03 – тестирование производительности работы популярной системы рендеринга при помощи стандартного приложения V-Ray Benchmark Next.
  • x265 3.2+9 10bpp — тестирование скорости транскодирования видео в формат H.265/HEVC. Для оценки производительности используется исходный 2160p@24FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 42 Мбит/с.

Игры:

  • Assassin’s Creed Odyssey. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra High. Разрешение 3840 × 2160: Graphics Quality = Ultra High.
  • Civilization VI: Gathering Storm. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, MSAA = 4x, Performance Impact = Ultra, Memory Impact = Ultra. Разрешение 2560 × 1440: DirectX 12, MSAA = 4x, Performance Impact = Ultra, Memory Impact = Ultra.
  • Far Cry 5. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra, HD Textures = On, Anti-Aliasing = TAA, Motion Blur = On. Разрешение 3840 × 2160: Graphics Quality = Ultra, Anti-Aliasing = Off, Motion Blur = On.
  • Gears 5. Разрешение 1920 × 1080: Default Quality = Ultra. Разрешение 3840 × 2160: Default Quality = Ultra.
  • Hitman 2. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Anti-Aliasing = FXAA, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = On, Shadow Maps = Ultra, Shadow Resolution = High. Разрешение 3840 × 2160: DirectX 12, Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Anti-Aliasing = FXAA, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = On, Shadow Maps = Ultra, Shadow Resolution = High.
  • Shadow of the Tomb Raider. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = TAA. Разрешение 3840 × 2160: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = Off.
  • Total War: Three Kingdoms. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, Unit Size = Extreme. Разрешение 3840 × 2160: DirectX 12, Quality = Ultra, Unit Size = Extreme.
  • World War Z. Разрешение 1920 × 1080: DirectX11, Visual Quality Preset = Ultra. Разрешение 3840 × 2160: DirectX11, Visual Quality Preset = Ultra.

Во всех игровых тестах в качестве результатов приводится среднее количество кадров в секунду, а также 0,01-квантиль (первая перцентиль) для значений FPS. Использование 0,01-квантиля вместо показателей минимального FPS обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.

#Производительность в комплексных тестах

Комплексный тест PCMark 10, который претендует на то, чтобы стать индикатором производительности систем в повседневных задачах, явно даёт понять, что новый десятиядерник Intel сделал заметный шаг вперёд по сравнению с Core i9-9900K. Но нужно иметь в виду, что приложения, на которых построен этот тест, невозможно отнести к числу требовательных к вычислительной производительности, поэтому прирост объясняется отнюдь не добавлением в Core i9-10900K дополнительных ядер Skylake, а скорее косвенными факторами. В их числе — рост тактовых частот и увеличение размера доступной кеш-памяти третьего уровня.

В то же время 3DMark Time Spy Extreme, хотя и носит характер игрового теста, более зависим от вычислительной мощности процессоров. И он показывает, что добавление к Core i9-9900K двух дополнительных ядер позволило Intel догнать актуальное 12-ядерное предложение конкурента, Ryzen 9 3900X. Однако вместе с тем 3DMark не может выявить различие в производительности Core i9-10900K с включёнными и отключёнными лимитами потребления, что несколько выхолащивает полученный результат. Дело в том, что нагрузки, создаваемые 3DMark, носят краткосрочный характер, и 10-ядерный процессор исполняет их на максимальной частоте, проецируя на диаграммы некую идеальную картину.

#Производительность в приложениях

Процессоры с архитектурой AMD Zen 2 с самого начала очень выигрышно смотрелись в ресурсоёмких приложениях для создания и обработки цифрового контента. Поэтому априори можно было быть уверенным в том, что десяти ядер, имеющихся у Core i9-10900K, ему не хватит, чтобы совладать с 12-ядерным Ryzen 9 3900X. И результаты тестирования показывают, что так оно и получилось. Даже если десятиядерник Intel работает с отменёнными лимитами энергопотребления, он всё равно проигрывает Ryzen 9 3900X в большинстве приложений. Причём отставание может быть очень внушительным и составлять и 10, и 15, и даже 20 %.

В итоге получается, что, хотя Core i9-10900K по быстродействию в приложениях превосходит Core i9-9900K где-то на четверть, относительно предложений AMD он занимает не слишком завидное место в промежутке между Ryzen 9 3900X и Ryzen 7 3800X.

Качественно иной результат наблюдается лишь единожды — в программе Topaz Video Enhance AI, которая занимается улучшением детализации видео с применением методов машинного обучения. В ней Core i9-10900K оказывается даже быстрее, чем 16-ядерный Ryzen 9 3950X. Но почему так, догадаться несложно: эта программа построена на базе фреймворка OpenVINO, разработанного компанией Intel. Впрочем, тем и хороши процессоры с архитектурой Skylake: количество программного обеспечения, специально оптимизированного под них, значительно выше.

Тесты в приложениях позволяют сделать и ещё один важный вывод: отключение установленных лимитов потребления (если это позволяет система охлаждения) — весьма действенный способ увеличения производительности. Разница в быстродействии Core i9-10900K в двух вариантах конфигурации может достигать 10-15 %.

Рендеринг:

Обработка фото:

Работа с видео:

Перекодирование видео:

Компиляция:

Архивация:

Шахматы:

#Производительность в играх

#Тесты в разрешении 1080p

Новый Core i9-10900K уверенно отбирает звание лучшего игрового процессора у прошлого флагмана Intel, восьмиядерного Core i9-9900K. Однако наивно было бы считать, что это произошло из-за добавления пары дополнительных ядер. Для современных игр и восьми ядер больше чем достаточно. Помогает же Core i9-10900K перехватить место лидера очередное увеличение тактовых частот и расширение объёма L3-кеша. Подобным приёмом пыталась воспользоваться и AMD, реализовав в последнем поколении Ryzen кеш-память третьего уровня объёмом 32 или 64 Мбайт (так называемый GameCache), но Intel пока выигрывает на этом поле. Хотя ёмкость L3-кеша в Core i9-10900K составляет всего 20 Мбайт, он заметно быстрее, что обусловлено применением в любых последователях Skylake для объединения компонентов CPU в единое целое высокоэффективной кольцевой шины с минимальными задержками.

В результате, если говорить о частоте кадров в разрешении Full HD, Core i9-10900K стал быстрее предшественника в среднем на 3-4 %. Соответственно, увеличился отрыв нового предложения Intel и от флагманских процессоров AMD для массового сегмента. Превосходство Core i9-10900K над Ryzen 9 3900X (и Ryzen 9 3950X тоже) достигло 15 % по средней частоте кадров и 17 % — по минимальной. И это — довольно весомый аргумент в пользу новинки Intel, поскольку в ближайшем будущем нас ожидает выход очередного поколения графических карт, процессорозависимость которых очевидно станет выше.

#Тесты в разрешении 2160p

Тестирование в разрешении 4K мы проводим главным образом для того, чтобы поклонники процессоров AMD понимали: хотя представители серии Ryzen хуже подходят для игровых нагрузок, с современным поколением графических карт это не очень-то и заметно. С ростом разрешения разрыв между процессорами ожидаемо сокращается, так как основная нагрузка начинает ложиться на видеокарту. А это значит, что игровая производительность в 4K вряд ли может стать тем фактором, который способен повлиять на выводы о превосходстве тех или иных процессоров.

И действительно, в таком разрешении средний разрыв в производительности Core i9-10900K и Ryzen 9 3900X составляет лишь 3-5 %. Правда, в некоторых случаях, например в Hitman 2, World War Z или даже в Assassin's Creed: Odyssey, 12-ядерный процессор AMD умудряется проиграть новому игровому лидеру более 10 % с точки зрения минимального FPS, что уже довольно существенно.

#Энергопотребление

Ситуация с экономичностью Core i9-10900K двоякая. Ясно, что если потребление этого процессора искусственно ограниченно пределом в 125 Вт, то и система на его основе будет относительно энергоэффективной. Однако нужно понимать, что соответствующий предел PL1, даже если он активирован, включается лишь по прошествии некоторого времени с момента возникновения высокой вычислительной нагрузки. Первые же 30-40 секунд Core i9-10900K использует предел PL2, который разрешает ему развивать вдвое большие аппетиты. Поэтому величины потребления системы, указанные на диаграмме для Core i9-10900K (125W) — процессора, ограниченного заложенными в его спецификацию рамками TDP, — вступают в силу лишь по прошествии первого этапа, в течение которого потребление принципиально выше. Иными словами, даже зажатый по TDP процессор Core i9-10900K всё равно временами стремится к значениям, полученным для «безлимитного» варианта эксплуатации CPU.

Казалось бы, при настройках пределов энергопотребления по умолчанию Core i9-10900K демонстрирует образцовую энергоэффективность, требуя электроэнергии меньше, чем все конкурирующие продукты. Но проблему с высоким нагревом это не отменяет. В номинальном режиме Intel позволяет Core i9-10900K кратковременно потреблять до 250 Вт. А это значит, что, несмотря на относительную экономичность данного процессора на длинных дистанциях, он всё равно нуждается в высококачественном охлаждении, поскольку ему присущи значительные всплески тепловыделения, которые могут происходить при резких изменениях характера вычислительной нагрузки.

Кроме того, в целях получения максимальной производительности многие наверняка будут эксплуатировать новый десятиядерник со снятыми пределами потребления, а при таком сценарии Core i9-10900K превращается в очень горячий процессор, система на основе которого при высоких вычислительных нагрузках будет требовать даже больше, чем похожая конфигурация с актуальным 16-ядерным CPU компании AMD. А если говорить про алгоритмы, решаемые с активным применением AVX-инструкций, то в них Core i9-10900K способен по потреблению вплотную приблизиться к таким монстрам, как 64-ядерный Threadripper 3990X.

#Выводы

В ответ на мощный натиск, который развила AMD после того, как в её распоряжении появилась прогрессивная микроархитектура Zen 2, у компании Intel всё ещё не находится никаких убедительных аргументов. Но несмотря на то, что многострадальный 10-нм техпроцесс пока недостаточно хорош, чтобы Intel решилась применять его для выпуска массовых производительных процессоров, она явно не хочет сдаваться. Выпущенные по старой 14-нм технологии и основанные на ядрах Skylake пятилетней давности новые процессоры Comet Lake-S всё равно представляют собой шаг вперёд по сравнению с Coffee Lake-S: они действительно стали лучше предшественников по многим параметрам, и в первую очередь по быстродействию.

В результате старший представитель серии, Core i9-10900K, о котором мы говорили сегодня, забрал у Core i9-9900K звание лучшего игрового процессора и довольно неплохо на его фоне проявил себя в разнообразных ресурсоёмких задачах. Но есть и неприятная проблема – энергопотребление и тепловыделение, которые выросли до такой степени, что смириться с ними будет уже не так-то просто. Хочешь не хочешь, но для Core i9-10900K придётся специально подбирать высокоэффективные системы охлаждения, что, естественно, потребует дополнительных финансовых затрат. Образно говоря, Intel заставляет почувствовать себя в шкуре оверклокеров обычных пользователей: задумываться о качественном охлаждении и достаточном электропитании системы придётся теперь не только энтузиастам, а всем обладателям флагманских LGA1200-процессоров. В этой связи напрашиваются даже определённые параллели между Core i9-10900K и памятными финальными процессорами AMD Vishera вроде FX-9590, в которых AMD выжимала частоты под 5 ГГц, закрывая глаза на подбирающееся к 300-ваттной отметке энергопотребление.

Кроме того, у Core i9-10900K есть ряд других, более мелких минусов. Например, Intel так и не реализовала поддержку скоростного интерфейса PCI Express 4.0, хотя устройства, которые могут выиграть от его использования, появятся на рынке в самое ближайшее время. В число недостатков Comet Lake-S справедливо будет записать и отсутствие официальной поддержки DDR4-3200, которая есть в процессорах конкурента. Наконец, определённо расстраивает и ситуация с разгоном, который в случае с Core i9-10900K утратил какой бы то ни было смысл.

Иными словами, проблемы с каждым следующим потомком Skylake становятся всё заметнее и заметнее, и в этом смысле Comet Lake-S представляет собой очень яркую иллюстрацию к тезису о том, что Intel давно пора бы перейти на более новую архитектуру.

Однако поставить в статье финальную точку на этом месте было бы всё-таки несправедливо. Несмотря на многочисленные но, отнять у Comet Lake-S звание лучшего процессора для игр всё-таки невозможно. Благодаря росту тактовой частоты и эффективной внутренней межъядерной топологии Core i9-10900K демонстрирует ещё более высокие показатели FPS по сравнению с предшественником и смотрится при геймерских нагрузках ощутимо увереннее любых конкурирующих продуктов, включая и старшие процессоры AMD Ryzen 9. И это – важный фактор. Осенью на рынке должны появиться новые поколения игровых ускорителей, которые наверняка окажутся более требовательными к процессорной производительности, поэтому те покупатели, которые сделают сейчас ставку на Core i9-10900K, в конечном итоге могут оказаться в выигрыше.

Всё это делает Comet Lake-S в целом и Core i9-10900K в частности крайне неоднозначным продуктом. С одной стороны, процессор имеет очевидные преимущества, с другой – к нему немало серьёзных претензий. Поэтому итоговый вывод придётся сформулировать следующим образом. Для ресурсоёмких задач, связанных с обработкой цифрового контента, 12- и 16-ядерные представители семейства Ryzen 9 остаются более предпочтительным выбором как с точки зрения производительности, так и по энергоэффективности. Но для высокоуровневых игровых систем приобретение именно Core i9-10900K может быть не лишено смысла: здесь всё скорее зависит от того, как вы в целом относитесь к продукции Intel и готовы ли инвестировать в покупку процессора с микроархитектурой пятилетней давности.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Сооснователь Riot Games уточнил, когда ждать MMO по League of Legends: «Надеюсь, до того, как мы полетим на Марс» 28 мин.
Rabbit показала в деле ИИ-агента, который так и не попал в ИИ-заменитель смартфона Rabbit R1 2 ч.
Второй сезон сериала The Last of Us стартует вскоре после релиза The Last of Us Part II на ПК — точная дата премьеры горячо ожидаемого шоу 2 ч.
Microsoft представила ИИ-модель Muse, которая умеет генерировать геймплей, но игры за разработчиков делать не будет 3 ч.
Маск пообещал ИИ-игры с фотореалистичной графикой и объявил о запуске студии xAI Gaming 4 ч.
Французский ИИ-ассистент Le Chat набрал в App Store миллион скачиваний за 14 дней 7 ч.
Instagram стал ближе к полноценному мессенджеру, получив новые функции в Direct 8 ч.
Создатель Monopoly Go нацелился на покупку Pokemon Go и всего игрового бизнеса Niantic за 3,5 миллиарда долларов 13 ч.
R-Vision запустила корпоративный венчурный фонд R-Vision VC для поддержки ИТ-стартапов 14 ч.
Google выпустила для iOS аналог визуального поиска Circle to Search 14 ч.
AMD представила мобильные процессоры Ryzen AI H 300, которые появятся только в китайских ноутбуках 6 мин.
В России стартовали предзаказы на Apple iPhone 16e — раньше других стран и дороже обычного iPhone 16 25 мин.
Феномен DeepSeek не заставит разработчиков ИИ тратить меньше денег на чипы Nvidia, считают эксперты 60 мин.
Apple окончательно отказалась от одного из самых узнаваемых элементов своего дизайна 2 ч.
Volvo готовит самый мощный суперкомпьютер на колёсах — электромобиль ES90 с парой Nvidia Drive AGX Orin 2 ч.
Lenovo отчиталась о росте выручки на 20 % благодаря ИИ-буму и росту продаж ПК 3 ч.
Intel стоит $1 трлн и продавать её за бесценок сейчас было бы опрометчиво, как считает Джим Келлер 5 ч.
Tesla Cybertruck получил высший балл за безопасность в тестах NHTSA 6 ч.
Эпоха Apple Lightning почти закончилась — производство iPhone SE, iPhone 14 и 14 Plus остановлено 12 ч.
Новая статья: Система жидкостного охлаждения MSI MAG Core Liquid I360 13 ч.