После дебюта первых видеокарт GeForce 30-го семейства прошел уже немалый срок. Но поскольку форсировать переход к следующему шагу архитектуры GPU в настоящих условиях нет никакой необходимости, существующая линейка десктопных решений развивается по пути модернизации базовых моделей. Самыми заметными, хотя не обязательно в той же степени эффективными и полезными обновлениями в 30-й серии стали, разумеется, GeForce RTX 3070 и RTX 3080 с пометкой Ti. А в январе NVIDIA представила очередную разновидность RTX 3080, которая на этот раз не удостоилась собственного наименования (хотя ей впору пришелся бы индекс SUPER). А если не сбрасывать со счетов обещанный, но впоследствии задержанный релиз GeForce RTX 3090 Ti, то это уже пятая видеокарта на основе флагманского графического процессора GA102.
Отличия новой версии GeForce RTX 3080 от оригинала сводятся к объему локальной памяти, увеличенному с 10 до 12 Гбайт, и дополнительным вычислительным блокам GPU, которые прежде были заблокированы в кристалле GA102. Но вместе с производительностью еще сильнее возросли требования RTX 3080 к питанию и охлаждению, что вдвойне актуально для видеокарт с дополнительным заводским разгоном. Рассмотрим одно из первых таких устройств — MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR.
⇡#Технические характеристики, цены
Титульной особенностью обновленного GeForce RTX 3080 является объем видеопамяти 12 Гбайт вместо 10 Гбайт, которыми оборудована изначальная версия ускорителя. Таким образом, частично сбылись давние предсказания о том, что NVIDIA собирается увеличить объем VRAM на платах RTX 3080, пусть в результате нам и досталось намного меньше 20 Гбайт, упоминавшихся в слухах и утечках. Как бы то ни было, микросхемы GDDR6X GeForce добавлены в RTX 3080не только и не столько в ответ на возрастающие требования игр, сколько для того, чтобы полностью насытить 384-битную шину памяти, которой обладает графический процессор GA102. Напомним, что изначально RTX 3080 имел в своем распоряжении канал связи с VRAM шириной 320 бит. Эксперименты с разгоном видеокарт 30-й серии показывают, что ПСП никогда не бывает лишней, но в случае промежуточного апгрейда RTX 3080 это вызвано еще и тем, что NVIDIA теперь отгружает своим партнерам очередную разновидность кристалла GA102, в которой были активированы два прежде заблокированных потоковых мультипроцессора, которые, в свою очередь, содержат 256 ядер CUDA стандартной точности. Одновременно к формуле основных компонентов RTX 3080 добавлены 8 блоков наложения текстур и 16 ROP.
Производитель | NVIDIA | NVIDIA | MSI | NVIDIA |
Модель |
GeForce RTX 3080 |
GeForce RTX 3080 (12 Гбайт) |
GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR |
GeForce RTX 3080 Ti |
Графический процессор |
Название |
GA102 |
GA102 |
GA102 |
GA102 |
Микроархитектура |
Ampere |
Ampere |
Ampere |
Ampere |
Техпроцесс |
8 нм (8N) |
8 нм (8N) |
8 нм (8N) |
8 нм (8N) |
Число транзисторов, млн |
28 300 |
28 300 |
28 300 |
28 300 |
Тактовая частота, МГц: Base Clock / Boost Clock |
1 440/1 710 |
1 260/1 710 |
1 260/1 890 |
1 365/1 665 |
Шейдерные ALU FP32 |
8 704 |
8 960 |
8 960 |
10 240 |
Блоки наложения текстур (TMU) |
272 |
280 |
280 |
320 |
Блоки операций растеризации (ROP) |
96 |
112 |
112 |
112 |
Тензорные ядра |
272 |
280 |
280 |
320 |
RT-ядра |
68 |
70 |
70 |
80 |
Оперативная память |
Разрядность шины, бит |
320 |
384 |
384 |
384 |
Тип микросхем |
GDDR6X SGRAM |
GDDR6X SGRAM |
GDDR6X SGRAM |
GDDR6X SGRAM |
Тактовая частота, МГц (пропускная способность на контакт, Мбит/с) |
1 188 (19 000) |
1 188 (19 000) |
1 188 (19 000) |
1 188 (19 000) |
Объем, Мбайт |
10 240 |
12 288 |
12 288 |
12 288 |
Шина ввода/вывода |
PCI Express 4.0 x16 |
PCI Express 4.0 x16 |
PCI Express 4.0 x16 |
PCI Express 4.0 x16 |
Производительность |
Пиковая производительность FP32, GFLOPS (из расчета максимальной указанной частоты) |
29 768 |
30 643 |
33 869 |
34 099 |
Производительность FP64/FP32 |
1/32 |
1/32 |
1/32 |
1/32 |
Производительность FP16/FP32 |
1/1 |
1/1 |
1/1 |
1/1 |
Пропускная способность оперативной памяти, Гбайт/с |
760 |
912 |
912 |
912 |
Вывод изображения |
Интерфейсы вывода изображения |
DisplayPort 1.4a, HDMI 2.1 |
DisplayPort 1.4a, HDMI 2.1 |
DisplayPort 1.4a, HDMI 2.1 |
DisplayPort 1.4a, HDMI 2.1 |
TBP/TDP, Вт |
320 |
350 |
390 |
350 |
Розничная цена (Россия), руб. |
63 490 (рекоменд. в момент выхода) |
Н/Д |
Н/Д |
116 900 (рекоменд. в момент выхода) |
В пересчете на операции FP32 вычислительная мощность GPU увеличилась всего лишь на 3 %, поскольку верхнее значение тактовой частоты осталось прежним, однако полностью насыщенная шина локальной памяти придется кстати премиальным партнерским модификациям GeForce RTX 3080, которые оставили референсные параметры далеко позади. К данной категории видеокарт относится и устройство MSI под маркой GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR. Здесь расчетную тактовую частоту под игровой нагрузкой (Boost Clock в терминологии NVIDIA) увеличили с 1,71 сразу до 1,89 ГГц. Как следствие агрессивного разгона, RTX 3080 от MSI теперь вплотную приближается по теоретическим оценкам производительности к референсному GeForce RTX 3080 Ti. А если учесть одинаковый объем и пропускную способность локальной памяти, между этими устройствами можно заранее поставить знак равенства в играх и рабочих приложениях.
По валютным ценам MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR также пересекается с простыми модификациями RTX 3080 Ti: мы обнаружили новинку по цене $1 827 на площадке newegg.com, в то время как ценовой диапазон RTX 3080 Ti начинается с $1 569. Впрочем, если взять для сравнения разогнанный образец RTX 3080 Ti из той же серии SUPRIM X, то за него придется отдать уже не меньше $2 294. С другой стороны, GeForce RTX 3080 SUPRIM X c 10 Гбайт видеопамяти стоит $1 647. Наконец, обладателем самой доступной версии RTX 3080 c 10 или 12 Гбайт VRAM, выбирая из предложений всех вендоров, можно стать за сумму в $1 368 или $1 449 соответственно.
В результате появление очередной модели NVIDIA в качестве мостика между оригинальным RTX 3080 и RTX 3080 Ti не добавило никаких принципиально новых красок к широкой палитре видеокарт на основе чипа GA102. Если выбор покупателя в силу наличия того или иного продукта в продаже или симпатий к конструкции определенного устройства пал на 12-гигабайтный GeForce RTX 3080, то он едва ли много потеряет, отказавшись от RTX 3080 Ti, но, с другой стороны, новинка не так уж сильно отличается от базового RTX 3080. Конкретные соотношения по игровому быстродействию между этими ускорителями продемонстрируют результаты бенчмарков.
Заметьте, что, говоря о новой видеокарте, мы снова вынуждены оперировать долларовыми ценами: в период подготовки обзора MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR еще не проник на российский рынок. Но если ориентироваться на продукцию других компаний, то минимальная цена трех разновидностей GeForce RTX 3080 (с 10 Гбайт VRAM, 12 Гбайт и RTX 3080 Ti) в России сегодня равняется 152, 163 и 185 тыс. руб. соответственно.
Однако вернемся к техническим характеристикам MSI SUPRIM X, прежде чем мы приступим к физическому осмотру и вскрытию устройства. Разгон GPU не прошел бесследно для его энергопотребления: в то время как оригинальный GeForce RTX 3080, по референсным спецификациям, рассчитан на 320 Вт потребляемой мощности, а 12-гигабайтная версия и RTX 3080 Ti — на 350 Вт, заявленные производителем аппетиты SUPRIM X достигают 390 Вт. Впрочем, с недавних пор рекорды мощности десктопных видеокарт уже никого не удивляют, а нам вдвойне интересно иметь дело с подобной техникой. Наконец, пометка LHR (Lite Hash Rate) в названии устройства говорит о том, что быстродействие графического процессора искусственно урезано в задачах майнинга криповалюты — это ограничение относится ко всем новым потребительским видеокартам «зеленых» и, надеемся, оказывает хотя бы какое-то позитивное влияние на их доступность.
⇡#Конструкция
MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR и родственные продукты MSI на чипе GA102, которые отличаются друг от друга формулой вычислительных блоков графического процессора, его тактовыми частотами и объемом локальной памяти, — это не только одни из самых высокопроизводительных графических ускорителей потребительского класса, но и в то же время чуть ли не самые крупные десктопные видеокарты своего поколения. Устройство насчитывает 336 мм в длину и 140 в ширину, а по толщине занимает в компьютере три полных слота расширения.
Вес «железки» подобающий — 1,9 кг. Не зря в коробку положили металлическую штангу, на которую будет опираться свободный угол кожуха. При таких массогабаритных параметрах видеокарты советуем воспользоваться этим аксессуаром, чтобы предотвратить возможную деформацию печатной платы и ее неприятные последствия.
Большой вес устройства сам по себе является заявкой на то, что система охлаждения MSI SUPRIM X готова принять на себя заботу о разогнанном графическом процессоре и полном комплекте чипов памяти GDDR6X с общим тепловыделением вплоть до 390 Вт. Однако видеокарта и выглядит монументально. Элементы кожуха сделаны из металлических пластин с брашированной текстурой поверхности, а бэкплейт представляет собой цельный кусок алюминия, который, кстати, нужен не только для красоты, но еще и для охлаждения обратной стороны печатной платы — через несколько термопрокладок, заложенных в районе чипов памяти и силовых каскадов VRM.
Воздушный поток внутрь радиатора нагнетают три вентилятора с диаметром крыльчатки 95 мм. Каждая крыльчатка имеет 10 лопастей, схваченных попарно короткими дужками. При низкой нагрузке на графический процессор он охлаждается в пассивном режиме. MSI отказалась от популяризированной NVIDIA, но в действительности далеко не новой конструкции, когда поток воздуха от одного из вентиляторов проходит через радиатор насквозь — для этого у SUPRIM X просто слишком длинная PCB. Обязательная для устройств премиальной категории RGB-подсветка выглядит довольно ненавязчиво: светодиоды сосредоточены на боку видеокарты, в узких треугольных прорезях кожуха между вентиляторами и под геральдическим щитом с драконом, который украшает бэкплейт.
Заметим, что, несмотря на очевидную сложность устройства этой видеокарты, ее очень легко разобрать на части (уж точно проще, чем Founders Edition!): все винты, которые необходимо выкрутить для того, чтобы затем демонтировать бэкплейт и радиатор, выходят головками на заднюю поверхность. Единственная деталь устройства, которая имеет отдельное крепление к печатной плате и пластине с внешними разъемами, — это Г-образная пластина, играющая роль внутренней опоры PCB и дополнительного радиатора для нескольких лежащих под ней микросхем.
Основной радиатор MSI SUPRIM X состоит из двух секций плотного оребрения, соединенных тепловыми трубками, которых здесь целых семь штук. Плоские в центральном сечении, трубки сходятся вместе под теплосъемником GPU с зеркальной никелированной поверхностью. А для того чтобы обеспечить охлаждение чипов видеопамяти, пришлось смонтировать рядом еще одну пластину с собственной тепловой трубкой. К сожалению, нам досталась видеокарта, которую уже разбирали с последующей заменой термопасты, так что мы ничего не можем сказать о качестве заводского состава (перед началом тестов мы нанесли на GPU каплю Arctic Cooling MX-4). А вот качество термопрокладок, по крайней мере механическое, налицо: они держат форму и не разрываются на части в процессе демонтажа радиатора с печатной платы, как, увы, происходит в большинстве случаев.
⇡#Печатная плата
В отличие от многих других видеокарт на чипе GA102, который располагает к плотной компоновке микросхем в силу особенностей памяти GDDR6X, MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR собран на просторной PCB, что может быть предпочтительнее с точки зрения охлаждения, надежности и ремонтопригодности.
В силу того, что восьмиконтактный разъем питания устройств PCI Express рассчитан на мощность в 150 Вт, слот материнской платы обеспечивает 75 Вт, а энергопотребление SUPRIM X, по спецификациям производителя, достигает 390 Вт, с формальной точки зрения ей уже было бы недостаточно двух восьмиконтактных разъемов. MSI добавила еще один, что полезно в первую очередь для страховки кабелей блока питания от перегрева. VRM ускорителя также укомплектован компонентами со значительным совокупным резервом мощности. Все посадочные места на плате для силовых каскадов заняты, а общее число фаз регулятора напряжения GPU — 16. Чтобы управлять ими, используются два восьмифазных ШИМ-контроллера uPI uP9512R. Сами транзисторные сборки OnSemi NCP302150 характеризуются номинальным током в 50 А. Питание чипов оперативной памяти — четырехфазное, на основе контроллера OnSemi NCP81611 и точно таких же 50-амперных силовых каскадов.
Видеокарта несет две микросхемы BIOS, которые содержат «игровую» и «тихую» прошивки (отметим, забегая вперед, что последняя полностью оправдывает свое название). Набор разъемов для вывода изображения у SUPRIM X стандартный: три выхода DisplayPort и единственный HDMI.
⇡#Тестовый стенд, методика тестирования
Тестовый стенд |
CPU |
AMD Ryzen 9 5950X (4,4 ГГц, фиксированная тактовая частота всех ядер) |
Материнская плата |
ASUS ROG Strix X570-E Gaming (Resizable BAR вкл.) |
Оперативная память |
G.Skill Trident Z RGB F4-3200C14D-16GTZR, 4 × 8 Гбайт (3600 МТ/с, CL17) |
ПЗУ |
Intel SSD 760p, 2048 Гбайт |
Блок питания |
Corsair AX1200i, 1200 Вт |
Система охлаждения CPU |
Corsair iCUE H115i RGB PRO XT |
Корпус |
Открытый стенд |
Операционная система |
Windows 10 Pro x64 |
ПО для GPU AMD |
Все видеокарты |
AMD Radeon Software Adrenalin 2020 Edition 22.2.2 |
ПО для GPU NVIDIA |
Все видеокарты |
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 511.79 |
Игры без трассировки лучей |
Игра |
API |
Метод тестирования |
Настройки графики |
Полноэкранное сглаживание |
Assassin's Creed Valhalla |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики |
TAA High |
Borderlands 3 |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики |
TAA |
Cyberpunk 2077 |
DirectX 12 |
OCAT, скриптовая сцена после пролога |
Макс. качество графики |
TAA |
DOOM Eternal |
Vulkan |
OCAT, начало миссии Mars Core |
Макс. качество графики |
TSSAA |
Far Cry 6 |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики |
TAA |
Metro Exodus |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики; Shading Rate 100% |
TAA |
Red Dead Redemption 2 |
Vulkan |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики |
TAA High |
Total War: THREE KINGDOMS |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк (Battle Benchmark) |
Макс. качество графики |
TAA High |
Watch Dogs: Legion |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики |
TAA |
Игры с трассировкой лучей |
Игра |
API |
Метод тестирования |
Настройки графики |
Полноэкранное сглаживание/масштабирование |
Cyberpunk 2077 |
DirectX 12 |
OCAT, скриптовая сцена после пролога |
Макс. качество графики |
TAA/DLSS Balanced |
DOOM Eternal |
Vulkan |
OCAT, начало миссии Mars Core |
Макс. качество графики |
TSSAA/DLSS Balanced |
Far Cry 6 |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики |
TAA/FSR Balanced |
Metro Exodus Enchanced Edition |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики; Ray Tracing: Ultra; Reflections: Raytaced; VRS: 1x |
TAA/DLSS Balanced |
Minecraft with RTX Beta |
DirectX 12 |
OCAT, бенчмарк в мире Portal Pioneers |
Макс. дальность рендеринга |
Н/Д / DLSS (коэффициент масштабирования зависит от целевого разрешения) |
Quake II RTX |
Vulkan (расширения VK_KHR) |
Timedemo, demo1.dm2 |
Макс. качество графики |
TAA |
Watch Dogs: Legion |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики |
TAA/DLSS Balanced |
В большинстве тестовых игр показатели средней и минимальной кадровых частот выводятся из массива времени рендеринга индивидуальных кадров, который записывает встроенный бенчмарк (или утилита OCAT, если бенчмарка нет).
Средняя частота смены кадров на диаграммах является величиной, обратной среднему времени кадра. Для оценки минимальной кадровой частоты вычисляется количество кадров, сформированных в каждую секунду теста. Из этого массива чисел берется значение, соответствующее 1-му процентилю распределения. Red Dead Redemption 2 является исключением: ее встроенный бенчмарк самостоятельно регистрирует 1-й процентиль времени рендеринга кадра, из которого выводится соответствующая кадровая частота. В Assassin’s Creed Valhalla мы вынуждены ориентироваться на минимальный фреймрейт по данным интегрированного бенчмарка.
Мощность видеокарт регистрируется отдельно от CPU и прочих компонентов ПК с помощью устройства NVIDIA PCAT. В качестве тестовой нагрузки для тестов мощности и уровня шума используется игра Crysis 3 при разрешении 3840 × 2160 без полноэкранного сглаживания и максимальных параметрах качества графики, а также стресс-тест FurMark с наиболее агрессивными настройками (разрешение 3840 × 2160, MSAA 8x). Замеры всех параметров выполняются после прогрева видеокарты, когда температура GPU и тактовые частоты стабилизируются.
⇡#Участники тестирования
В тестировании производительности приняли участие следующие видеокарты:
- MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR (1260/1890 МГц, 19 Гбит/с, 12 Гбайт);
- NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti (1365/1665 МГц, 19 Гбит/с, 12 Гбайт);
- NVIDIA GeForce RTX 3080 (1440/1710 МГц, 19 Гбит/с, 10 Гбайт);
- AMD Radeon RX 6900 XT (1825/2250 МГц, 16 Гбит/с, 16 Гбайт);
- AMD Radeon RX 6800 XT (1825/2250 МГц, 16 Гбит/с, 16 Гбайт).
Прим. В скобках после названий видеокарт указаны базовая и boost-частота согласно спецификациям каждого устройства. Видеокарты с заводским разгоном приведены в соответствие с референсными параметрами (или приближены к последним) при условии, что это можно сделать без ручной правки кривой тактовых частот. В противном случае (ускорители серии NVIDIA GeForce 16, а также GeForce RTX 2070/2080/2080 Ti Founders Edition) используются настройки производителя.
⇡#Тактовые частоты, энергопотребление, температура, уровень шума и разгон
Несмотря на то, что версии GeForce RTX 3080 с 12 Гбайт локальной памяти комплектуются еще и усиленным графическим процессором, по устойчивым тактовым частотам GPU в требовательных играх видеокарта MSI SUPRIM X превосходит оригинальный RTX 3080 в исполнении Founders Edition (2,01 против 1,9 ГГц), правда, ценой чуть более высокого питающего напряжения.
Рабочие параметры под нагрузкой (Crysis 3) |
Видеокарта |
Настройки |
Тактовая частота GPU, МГц |
Напряжение питания GPU, В |
Частота вращения вентиляторов, об/мин (% от макс.) |
Частота вращения вентиляторов 2, об/мин (% от макс.) |
Средн. |
Макс. |
Средн. |
Макс. |
Средн. |
Средн. |
MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR (1260/1890 МГц, 19 Гбит/с, 12 Гбайт), Silent BIOS |
Silent BIOS |
1980 |
2010 |
1,04 |
1,08 |
1536 (51%) |
1536 (51%) |
MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR (1260/1890 МГц, 19 Гбит/с, 12 Гбайт) |
Gaming BIOS |
2010 |
2025 |
1,06 |
1,08 |
1882 (57%) |
1882 (57%) |
MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR (+100 МГц, 21 Гбит/с, 12 Гбайт) |
Gaming BIOS, +10% мощности |
2078 |
2115 |
1,03 |
1,07 |
1821 (56%) |
1822 (56%) |
NVIDIA GeForce RTX 3080 FE (1440/1710 МГц, 19 Гбит/с, 10 Гбайт) |
|
1900 |
1920 |
1,04 |
1,06 |
1747 (49%) |
1747 (52%) |
NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti FE (1365/1665 МГц, 19 Гбит/с, 12 Гбайт) |
|
1817 |
1890 |
0,9879 |
1,05 |
2108 (58%) |
2108 (62%) |
AMD Radeon RX 6800 XT (1825/2250 МГц, 16 Гбит/с, 16 Гбайт) |
|
2104 |
2182 |
1,15 |
1,15 |
1179 (35%) |
Н/Д |
AMD Radeon RX 6900 XT (1825/2250 МГц, 16 Гбит/с, 16 Гбайт) |
|
2141 |
2291 |
1,066 |
1,18 |
998 (30%) |
Н/Д |
Прим. Измерение всех параметров выполняется после прогрева GPU и стабилизации тактовых частот.
Разумеется, обновленный RTX 3080, да еще и с агрессивным заводским разгоном, отличается от своего прообраза и по энергопотреблению. В то время как «простой» RTX 3080 Founders Edition расходует под игровой нагрузкой 317 Вт мощности, у MSI SUPRIM X этот показатель составляет 366 Вт. Фактически новинка оказалась более требовательной даже по сравнению с GeForce RTX 3080 Ti — ему в таком же тесте достаточно 341 Вт мощности. С точки зрения энергоэффективности привлекательнее выглядят флагманские устройства AMD, Radeon RX 6800 XT и 6900 XT, мощность которых не превышает 300 Вт.
А вот к системе охлаждения MSI SUPRIM X не может быть никаких претензий. В режиме Gaming, который активирован по умолчанию переключателем микросхем BIOS, температура GPU не выходит за пределы 72 °C даже под стрессовой нагрузкой. Уровень шума 39 дБА в играх также вполне приемлем, особенно если учесть аппетиты видеокарты и более чем комфортную температуру графического процессора.
В прошлых обзорах ускорителей GeForce 30-й серии мы отмечали, что партнеры NVIDIA часто ставят на первое место именно температуру GPU в ущерб акустическим параметрам. То же самое можно было бы сказать про устройство MSI, если бы не возможность работы в альтернативном «тихом» режиме. Включив прошивку Silent, пользователь почти ничего не потеряет в быстродействии, т. к. дельта тактовых частот между двумя версиями BIOS составляет всего лишь 30 МГц. Температура кристалла поднимется до 77–78 °С, но уровень шума в играх упадет сразу до 33 дБА, делая видеокарту практически неслышимой на фоне остальных компонентов компьютера.
Как и следовало ожидать, видеокарта MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G не рассчитана на существенный оверклокинг силами пользователя сверх изначально повышенных тактовых частот графического процессора. Хотя BIOS позволяет увеличить резерв мощности на 10 %, даже при небольшом подъеме тактовых частот GPU автоматически снижается его питающее напряжение — что в свою очередь влечет за собой потерю стабильности. Как следствие, попытки разгона остановились на уровне 2 078 МГц устойчивой тактовой частоты в игровом тесте, а преимущество перед настройками по умолчанию выразилось в скромных 68 МГц. GeForce RTX 3080 более чутко реагирует на разгон оперативной памяти GDDR6X, хотя и здесь есть свой нюанс: казалось бы, стабильность работы не теряется при пропускной способности чипов вплоть до 22 Гбит/с (штатная скорость, напомним, составляет 19 Гбит/с), однако можно заметить, что быстродействие в таком случае только падает, а не увеличивается. Предельное значение, при котором фреймрейт все еще растет, составляет 21 Гбит/с.
Этим особенности разгона MSI SUPRIM X не ограничиваются. Параметры, на которых мы остановились (+100 МГц к целевой тактовой частоте GPU и +2 Гбит/с к пропускной способности VRAM), являются стабильными и обеспечивают прирост быстродействия в бенчмарках, тем не менее автоматика пытается с определенным интервалом «дросселировать» тактовую частоту GPU, а попутно — и напряжение питания. В результате, как это ни парадоксально, разогнанная видеокарта поддерживает в среднем чуть более высокие частоты и работает чуть быстрее, однако расходует меньше энергии, чем при настройках «из коробки». Не сомневаемся, что опытным путем можно подобрать такие параметры, чтобы устранить колебания тактовой частоты GPU, но, коль скоро мы уже действуем в узком коридоре 100 МГц, с практической точки зрения это лишено какого бы то ни было смысла. Большинству пользователей лучше вообще не связываться ни с разгоном, ни с даунвольтингом MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G — это и так чрезвычайно производительная и одновременно тихая видеокарта.
⇡#Игровые тесты (1920 × 1080)
Бенчмарки при низком разрешении 1080p — не лучшая арена для сравнения мощных современных видеокарт, однако эксплуатация в таком режиме имеет неоспоримые преимущества для пользователей игровых мониторов с высокой частотой обновления. Действительно, MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR развивает среднюю частоту смены кадров не меньше 89 FPS во всех без исключения тестовых играх при максимальных настройках графики. Большинство индивидуальных результатов и вовсе превосходят 100 FPS.
В линейке GeForce 30 новая модификация GeForce RTX 3080 находится посередине между RTX 3080 с 10 Гбайт оперативной памяти и GeForce RTX 3080 Ti. Однако благодаря фабричному разгону MSI SUPRIM X удалось полностью наверстать отставание от флагманской модели. Оригинальный RTX 3080, с другой стороны, отстает от продукта MSI на 8 % усредненного фреймрейта. Среди предложений AMD аналогом MSI SUPRIM X является Radeon RX 6800 XT, а Radeon RX 6900 XT, в свою очередь, лидирует при разрешении 1080p с преимуществом в 6 % FPS. Однако по причине различий между архитектурами GPU соперничающих чипмейкеров есть немало игр, которые отдают предпочтение 12-гигабайтному GeForce RTX 3080 даже в сравнении с Radeon RX 6900 XT.
⇡#Игровые тесты (2560 × 1440)
В режиме 1440p видеокарта MSI по прежнему удерживает высокие кадровые частоты за пределами 80 FPS во всех без исключения бенчмарках, кроме Total War: THREE KINGDOMS и Red Dead Redemption 2. Тем не менее и в самых трудных случаях GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G позволяет рассчитывать на более чем достаточные 75–75 FPS фреймрейта.
Среди топовых видеокарт NVIDIA, работающих на референсных тактовых частотах, SUPRIM X все еще не уступает GeForce RTX 3080 Ti, а дистанция между устройством MSI и базовой версией RTX 3080 увеличилась до 10 % FPS по усредненным результатам тестов. Ускорители AMD 6000-й серии, как обычно, постепенно теряют эффективность по мере увеличения разрешения экрана. В результате Radeon RX 6800 XT отстал от RTX 3080 SUPRIM X на 5 % среднего фреймрейта, а преимущество Radeon RX 6900 XT сократилось до 3 % FPS.
⇡#Игровые тесты (3840 × 2160)
Игры на 4К-экране — вот для чего по-настоящему необходимы настолько мощные и дорогостоящие видеокарты, как MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G, и не в последнюю очередь увеличенный до 12 Гбайт массив локальной памяти, которым располагает обновленная версия RTX 3080. При таком разрешении максимальные параметры графики сразу нескольких бенчмарков (Cyberpunk 2077, Red Dead Redemption 2, Total War: THREE KINGDOMS, Watch Dogs: Legion) заставили частоту смены кадров опуститься ниже 60 FPS, однако, судя по тому, что по средней производительности SUPRIM X все еще практически неотличим от GeForce RTX 3080 Ti, окончательным средством против нехватки фреймрейта в самых требовательных играх может стать лишь масштабирование кадров силами DLSS — к сожалению, не всегда доступное в настройках игры.
Как бы то ни было, тесты при разрешении 4К довели до максимума различия между MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G и другими высокопроизводительными ускорителями, которые мы привлекли для сравнения с новинкой. Дистанция между базовой модификацией GeForce RTX 3080 и SUPRIM X увеличилась до 13 % FPS. Radeon RX 6800 XT опустился на уровень ниже RTX 3080 и пропустил видеокарту MSI вперед на 14 % среднего фреймрейта, а Radeon RX 6900 XT разогнанная 12-гигабайтная версия RTX 3080 опережает на 5 % средней кадровой частоты.
⇡#Игровые тесты в разгоне
Ручной оверклокинг GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR, как и следовало ожидать, не в состоянии обеспечить значительный прирост быстродействия сверх того, что компании MSI уже удалось извлечь из графического процессора GA102 с полным массивом локальной памяти. В среднем попытки разгона позволили выиграть лишь 4 % кадровой частоты при разрешении 4К, что, разумеется, имеет минимальное практическое значение для большинства пользователей.
⇡#Игровые тесты с трассировкой лучей
Такие мощные видеокарты, как GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G, не нуждаются в каких-либо средствах апскейлинга изображения для трассированных игр при разрешении 1080p: все соответствующие бенчмарки продемонстрировали кадровую частоту свыше 60 FPS. И только в самых требовательных проектах (Cyberpunk 2077, Watch Dogs: Legion) фреймрейт опустился ниже критической отметки при разрешении 1440p. А вот на 4К-экране большинство тайтлов уже не позволяют рассчитывать на комфортную игру. К счастью, DLSS с коэффициентом масштабирования Balanced (~78 % разрешения по каждой стороне экрана) полностью устраняет любые намеки на тормоза в режиме 1440p. А в 4К только пресловутые Cyberpunk 2077 и Watch Dogs: Legion требуют еще более агрессивного апскейлинга.
Что касается производительности ускорителя MSI в относительном исчислении, то по сравнению с «ванильным» GeForce RTX 3080 новинка оказалась быстрее на 8–10 % в режимах 1080p и 1440p. В 4К разница между двумя вариантами RTX 3080 порой достигает двукратных величин в связи с объемом локальной памяти. GeForce RTX 3080 Ti, напротив, обладает практически таким же быстродействием, как и MSI SUPRIM X, при любом разрешении экрана.
Видеокарты на чипах AMD, успешно конкурирующие со старшими предложениями NVIDIA в растеризованных играх, уже не идут ни в какое сравнение с GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G, когда дело доходит до рейтрейсинга. Преимущество устройства MSI перед Radeon RX 6800 XT составляет 43–61 % FPS, а перед Radeon RX 6900 XT — 37–51 % в зависимости от разрешения. Впрочем, если исключить из расчетов полностью трассированные бенчмарки (Quake II RTX и Minecraft), отрыв SUPRIM X от «красных» продуктов сокращается до 28–44 % и 15–34 % FPS соответственно.
⇡#Результаты игровых тестов без трассировки лучей
1920 × 1080 |
|
Полноэкранное сглаживание |
MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR |
NVIDIA GeForce RTX 3080 |
NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti |
AMD Radeon RX 6800 XT |
AMD Radeon RX 6900 XT |
Assassin's Creed Valhalla |
TAA High |
53 / 114 |
54 / 106 |
59 / 112 |
45 / 145 |
44 / 157 |
Borderlands 3 |
TAA |
103 / 158 |
125 / 145 |
139 / 162 |
109 / 164 |
102 / 177 |
Cyberpunk 2077 |
TAA |
127 / 152 |
116 / 138 |
128 / 152 |
126 / 149 |
133 / 160 |
DOOM Eternal |
TSSAA |
215 / 355 |
198 / 330 |
214 / 355 |
235 / 355 |
249 / 378 |
Far Cry 6 |
TAA |
95 / 132 |
95 / 129 |
98 / 133 |
93 / 132 |
90 / 131 |
Metro Exodus |
TAA |
59 / 104 |
54 / 94 |
60 / 107 |
55 / 92 |
57 / 96 |
Red Dead Redemption 2 |
TAA High |
49 / 89 |
43 / 80 |
50 / 91 |
75 / 81 |
81 / 86 |
Total War: THREE KINGDOMS |
TAA High |
87 / 108 |
76 / 97 |
87 / 109 |
72 / 95 |
77 / 101 |
Watch Dogs: Legion |
TAA |
73 / 104 |
68 / 97 |
75 / 106 |
69 / 108 |
74 / 115 |
Макс. |
|
|
−2% |
+3% |
+27% |
+38% |
Средн. |
|
|
−8% |
+1% |
0% |
+6% |
Мин. |
|
|
−10% |
−2% |
−12% |
−8% |
2560 × 1440 |
|
Полноэкранное сглаживание |
MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR |
NVIDIA GeForce RTX 3080 |
NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti |
AMD Radeon RX 6800 XT |
AMD Radeon RX 6900 XT |
Assassin's Creed Valhalla |
TAA High |
48 / 95 |
45 / 87 |
50 / 94 |
43 / 112 |
44 / 120 |
Borderlands 3 |
TAA |
104 / 118 |
92 / 105 |
105 / 120 |
106 / 119 |
113 / 130 |
Cyberpunk 2077 |
TAA |
82 / 98 |
72 / 86 |
84 / 99 |
73 / 89 |
81 / 96 |
DOOM Eternal |
TSSAA |
189 / 297 |
172 / 268 |
189 / 296 |
187 / 267 |
206 / 296 |
Far Cry 6 |
TAA |
90 / 120 |
92 / 113 |
94 / 121 |
89 / 121 |
89 / 125 |
Metro Exodus |
TAA |
53 / 88 |
47 / 79 |
54 / 90 |
47 / 77 |
50 / 82 |
Red Dead Redemption 2 |
TAA High |
42 / 77 |
37 / 69 |
41 / 77 |
67 / 70 |
70 / 75 |
Total War: THREE KINGDOMS |
TAA High |
59 / 75 |
52 / 66 |
60 / 76 |
51 / 63 |
54 / 68 |
Watch Dogs: Legion |
TAA |
64 / 86 |
57 / 77 |
64 / 86 |
58 / 83 |
62 / 89 |
Макс. |
|
|
−6% |
+2% |
+18% |
+26% |
Средн. |
|
|
−10% |
+1% |
−5% |
+3% |
Мин. |
|
|
−12% |
−1% |
−16% |
−9% |
3840 × 2160 |
|
Полноэкранное сглаживание |
MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR |
NVIDIA GeForce RTX 3080 |
NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti |
AMD Radeon RX 6800 XT |
AMD Radeon RX 6900 XT |
Assassin's Creed Valhalla |
TAA High |
41 / 63 |
38 / 57 |
39 / 62 |
33 / 62 |
35 / 68 |
Borderlands 3 |
TAA |
59 / 67 |
53 / 60 |
60 / 69 |
56 / 63 |
63 / 70 |
Cyberpunk 2077 |
TAA |
38 / 46 |
32 / 40 |
41 / 48 |
28 / 37 |
31 / 40 |
DOOM Eternal |
TSSAA |
134 / 181 |
117 / 161 |
132 / 181 |
113 / 146 |
124 / 161 |
Far Cry 6 |
TAA |
73 / 78 |
64 / 70 |
72 / 78 |
68 / 74 |
73 / 79 |
Metro Exodus |
TAA |
40 / 61 |
35 / 54 |
40 / 62 |
34 / 51 |
37 / 56 |
Red Dead Redemption 2 |
TAA High |
30 / 56 |
25 / 49 |
30 / 56 |
47 / 50 |
52 / 55 |
Total War: THREE KINGDOMS |
TAA High |
31 / 40 |
27 / 35 |
31 / 40 |
26 / 31 |
29 / 34 |
Watch Dogs: Legion |
TAA |
46 / 57 |
40 / 50 |
46 / 57 |
40 / 50 |
42 / 54 |
Макс. |
|
|
−10% |
+4% |
−2% |
+8% |
Средн. |
|
|
−11% |
+1% |
−13% |
−5% |
Мин. |
|
|
−13% |
−2% |
−23% |
−15% |
⇡#Результаты игровых тестов с трассировкой лучей
1920 × 1080 |
|
Полноэкранное сглаживание |
MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR |
NVIDIA GeForce RTX 3080 |
NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti |
AMD Radeon RX 6800 XT |
AMD Radeon RX 6900 XT |
Cyberpunk 2077 |
TAA |
53 / 62 |
47 / 56 |
53 / 63 |
28 / 34 |
31 / 38 |
DOOM Eternal |
TSSAA |
172 / 259 |
158 / 236 |
178 / 263 |
135 / 200 |
141 / 209 |
Far Cry 6 |
TAA |
82 / 103 |
81 / 102 |
84 / 106 |
82 / 109 |
44 / 106 |
Metro Exodus Enchanced Edition |
TAA |
52 / 79 |
46 / 71 |
53 / 81 |
42 / 62 |
45 / 67 |
Minecraft with RTX Beta |
TAA |
106 / 126 |
107 / 116 |
118 / 132 |
51 / 59 |
51 / 59 |
Quake II RTX |
TAA |
Н/Д / 151 |
Н/Д / 139 |
Н/Д / 150 |
Н/Д / 80 |
Н/Д / 85 |
Watch Dogs: Legion |
TAA |
54 / 71 |
52 / 65 |
57 / 73 |
40 / 53 |
43 / 55 |
Макс. |
|
|
−1% |
+5% |
+6% |
+3% |
Средн. |
|
|
−8% |
+2% |
−30% |
−27% |
Мин. |
|
|
−10% |
−1% |
−53% |
−53% |
1920 × 1080 (DLSS) |
|
Режим DLSS |
MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR |
NVIDIA GeForce RTX 3080 |
NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti |
Cyberpunk 2077 |
Balanced |
99 / 120 |
91 / 104 |
101 / 120 |
DOOM Eternal |
Balanced |
192 / 292 |
176 / 270 |
194 / 294 |
Metro Exodus Enchanced Edition |
Balanced |
59 / 102 |
54 / 92 |
60 / 105 |
Minecraft with RTX Beta |
Quality |
63 / 183 |
145 / 182 |
63 / 186 |
Watch Dogs: Legion |
Balanced |
70 / 88 |
65 / 86 |
71 / 92 |
Макс. |
|
|
−1% |
+5% |
Средн. |
|
|
−7% |
+2% |
Мин. |
|
|
−13% |
0% |
2560 × 1440 |
|
Полноэкранное сглаживание |
MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR |
NVIDIA GeForce RTX 3080 |
NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti |
AMD Radeon RX 6800 XT |
AMD Radeon RX 6900 XT |
Cyberpunk 2077 |
TAA |
33 / 39 |
29 / 35 |
34 / 40 |
17 / 21 |
19 / 23 |
DOOM Eternal |
TSSAA |
145 / 208 |
132 / 188 |
148 / 209 |
100 / 144 |
111 / 156 |
Far Cry 6 |
TAA |
81 / 98 |
81 / 94 |
80 / 99 |
80 / 103 |
80 / 104 |
Metro Exodus Enchanced Edition |
TAA |
43 / 61 |
38 / 55 |
43 / 63 |
34 / 46 |
37 / 50 |
Minecraft with RTX Beta |
TAA |
74 / 80 |
66 / 72 |
75 / 82 |
31 / 36 |
31 / 36 |
Quake II RTX |
TAA |
Н/Д / 90 |
Н/Д / 81 |
Н/Д / 95 |
Н/Д / 45 |
Н/Д / 49 |
Watch Dogs: Legion |
TAA |
44 / 54 |
40 / 49 |
45 / 55 |
29 / 38 |
30 / 40 |
Макс. |
|
|
−4% |
+6% |
+5% |
+6% |
Средн. |
|
|
−9% |
+2% |
−33% |
−29% |
Мин. |
|
|
−10% |
0% |
−55% |
−55% |
2560 × 1440 (DLSS) |
|
Режим DLSS |
MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR |
NVIDIA GeForce RTX 3080 |
NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti |
Cyberpunk 2077 |
Balanced |
71 / 82 |
64 / 73 |
72 / 82 |
DOOM Eternal |
Balanced |
175 / 248 |
159 / 224 |
174 / 245 |
Metro Exodus Enchanced Edition |
Balanced |
54 / 88 |
50 / 79 |
57 / 91 |
Minecraft with RTX Beta |
Balanced |
125 / 160 |
128 / 145 |
141 / 163 |
Watch Dogs: Legion |
Balanced |
60 / 79 |
56 / 73 |
62 / 82 |
Макс. |
|
|
−8% |
+4% |
Средн. |
|
|
−10% |
+2% |
Мин. |
|
|
−11% |
−1% |
3840 × 2160 |
|
Полноэкранное сглаживание |
MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR |
NVIDIA GeForce RTX 3080 |
NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti |
AMD Radeon RX 6800 XT |
AMD Radeon RX 6900 XT |
Cyberpunk 2077 |
TAA |
15 / 18 |
8 / 11 |
15 / 18 |
8 / 10 |
8 / 10 |
DOOM Eternal |
TSSAA |
97 / 127 |
76 / 108 |
97 / 127 |
58 / 80 |
65 / 86 |
Far Cry 6 |
TAA |
62 / 68 |
15 / 31 |
60 / 67 |
60 / 66 |
64 / 70 |
Metro Exodus Enchanced Edition |
TAA |
26 / 36 |
24 / 32 |
27 / 37 |
20 / 25 |
21 / 28 |
Minecraft with RTX Beta |
TAA |
35 / 42 |
31 / 34 |
36 / 39 |
14 / 17 |
14 / 17 |
Quake II RTX |
TAA |
Н/Д / 43 |
Н/Д / 39 |
Н/Д / 44 |
Н/Д / 20 |
Н/Д / 22 |
Watch Dogs: Legion |
TAA |
27 / 32 |
24 / 28 |
27 / 32 |
15 / 20 |
17 / 22 |
Макс. |
|
|
−9% |
+3% |
−3% |
+3% |
Средн. |
|
|
−23% |
−1% |
−38% |
−34% |
Мин. |
|
|
−54% |
−7% |
−60% |
−60% |
3840 × 2160 (DLSS) |
|
Режим DLSS |
MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR |
NVIDIA GeForce RTX 3080 |
NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti |
Cyberpunk 2077 |
Balanced |
39 / 45 |
35 / 40 |
39 / 45 |
DOOM Eternal |
Balanced |
126 / 163 |
113 / 146 |
125 / 163 |
Metro Exodus Enchanced Edition |
Balanced |
44 / 62 |
39 / 56 |
45 / 64 |
Minecraft with RTX Beta |
Performance |
96 / 105 |
82 / 94 |
93 / 107 |
Watch Dogs: Legion |
Balanced |
45 / 56 |
42 / 51 |
47 / 57 |
Макс. |
|
|
−9% |
+3% |
Средн. |
|
|
−10% |
+1% |
Мин. |
|
|
−11% |
0% |
⇡#Выводы
Когда речь идет о дополнительно разогнанных версиях старших видеокарт NVIDIA или AMD с обвязкой премиального качества, все они за редкими исключениями заслуживают одинаковой характеристики в нескольких ключевых аспектах: устройство безупречно собрано, эффектно выглядит, обеспечивает превосходное охлаждение GPU, однако почти не поддается дальнейшему оверклокингу силами пользователя. Все это в полной мере справедливо и по отношению к MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR, но стоит добавить одну важную ремарку: у этой видеокарты есть по-настоящему тихий режим работы, который лишь незначительно влияет на температуру GPU, но делает систему охлаждения практически бесшумной на фоне других компонентов компьютера.
Что касается игровой производительности, то заводской разгон превратил RTX 3080 SUPRIM X 12G в практически полный аналог референсного GeForce RTX 3080 Ti, только потребляемая мощность в результате оказалась заметно выше. Последнее, впрочем, имеет небольшое практическое значение, если мы говорим о величинах около 350 Вт, хотя подчеркивает качество системы охлаждения SUPRIM X. В свою очередь, по сравнению с оригинальным GeForce RTX 3080, работающим на референсных тактовых частотах, продукт MSI обеспечивает частоту смены кадров на 8–13 % выше, но в этом заслуга не только 2 «лишних» гигабайт локальной памяти как таковых, но и дополнительной ПСП 384-битной шины VRAM, добавочных блоков, активированных в графическом процессоре, а главное, высоких тактовых частот. Как показали тесты, 10 Гбайт VRAM ускорителям NVIDIA вполне достаточно для всех игр при максимальных настройках графики, кроме трассировки лучей на 4К-экране.
Как бы то ни было, мощные видеокарты — это дефицитный товар, и выбор в пользу той или иной модели часто диктует наличие в магазинах, а не ее специфические достоинства или недостатки. Но если вам посчастливится найти MSI RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR в продаже за приемлемую для вас сумму, эта покупка точно не разочарует. По крайней мере, из двух предложений близкой стоимости — разогнанный, качественно сделанный и тихий GeForce RTX 3080 12 Гбайт, с одной стороны, и удешевленная версия RTX 3080 Ti, с другой, — первое точно выглядит более привлекательно.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.