⇡#Тестовый стенд, методика тестирования
Тестовый стенд |
CPU |
AMD Ryzen 9 5950X (4,4 ГГц, фиксированная тактовая частота всех ядер) |
Материнская плата |
ASUS ROG Strix X570-E Gaming (Resizable BAR вкл.) |
Оперативная память |
G.Skill Trident Z RGB F4-3200C14D-16GTZR, 4 × 8 Гбайт (3600 МТ/с, CL17) |
ПЗУ |
Intel SSD 760p, 2048 Гбайт |
Блок питания |
Corsair AX1200i, 1200 Вт |
Система охлаждения CPU |
Corsair iCUE H115i RGB PRO XT |
Корпус |
Открытый стенд |
Операционная система |
Windows 10 Pro x64 |
ПО для GPU AMD |
Все видеокарты |
AMD Radeon Software Adrenalin 2020 Edition 22.2.2 |
ПО для GPU NVIDIA |
Все видеокарты |
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 511.79 |
Игры без трассировки лучей |
Игра |
API |
Метод тестирования |
Настройки графики |
Полноэкранное сглаживание |
Assassin's Creed Valhalla |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики |
TAA High |
Borderlands 3 |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики |
TAA |
Cyberpunk 2077 |
DirectX 12 |
OCAT, скриптовая сцена после пролога |
Макс. качество графики |
TAA |
DOOM Eternal |
Vulkan |
OCAT, начало миссии Mars Core |
Макс. качество графики |
TSSAA |
Far Cry 6 |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики |
TAA |
Metro Exodus |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики; Shading Rate 100% |
TAA |
Red Dead Redemption 2 |
Vulkan |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики |
TAA High |
Total War: THREE KINGDOMS |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк (Battle Benchmark) |
Макс. качество графики |
TAA High |
Watch Dogs: Legion |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики |
TAA |
Игры с трассировкой лучей |
Игра |
API |
Метод тестирования |
Настройки графики |
Полноэкранное сглаживание/масштабирование |
Cyberpunk 2077 |
DirectX 12 |
OCAT, скриптовая сцена после пролога |
Макс. качество графики |
TAA/DLSS Balanced |
DOOM Eternal |
Vulkan |
OCAT, начало миссии Mars Core |
Макс. качество графики |
TSSAA/DLSS Balanced |
Far Cry 6 |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики |
TAA/FSR Balanced |
Metro Exodus Enchanced Edition |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики; Ray Tracing: Ultra; Reflections: Raytaced; VRS: 1x |
TAA/DLSS Balanced |
Minecraft with RTX Beta |
DirectX 12 |
OCAT, бенчмарк в мире Portal Pioneers |
Макс. дальность рендеринга |
Н/Д / DLSS (коэффициент масштабирования зависит от целевого разрешения) |
Quake II RTX |
Vulkan (расширения VK_KHR) |
Timedemo, demo1.dm2 |
Макс. качество графики |
TAA |
Watch Dogs: Legion |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики |
TAA/DLSS Balanced |
В большинстве тестовых игр показатели средней и минимальной кадровых частот выводятся из массива времени рендеринга индивидуальных кадров, который записывает встроенный бенчмарк (или утилита OCAT, если бенчмарка нет).
Средняя частота смены кадров на диаграммах является величиной, обратной среднему времени кадра. Для оценки минимальной кадровой частоты вычисляется количество кадров, сформированных в каждую секунду теста. Из этого массива чисел берется значение, соответствующее 1-му процентилю распределения. Red Dead Redemption 2 является исключением: ее встроенный бенчмарк самостоятельно регистрирует 1-й процентиль времени рендеринга кадра, из которого выводится соответствующая кадровая частота. В Assassin’s Creed Valhalla мы вынуждены ориентироваться на минимальный фреймрейт по данным интегрированного бенчмарка.
Мощность видеокарт регистрируется отдельно от CPU и прочих компонентов ПК с помощью устройства NVIDIA PCAT. В качестве тестовой нагрузки для тестов мощности и уровня шума используется игра Crysis 3 при разрешении 3840 × 2160 без полноэкранного сглаживания и максимальных параметрах качества графики, а также стресс-тест FurMark с наиболее агрессивными настройками (разрешение 3840 × 2160, MSAA 8x). Замеры всех параметров выполняются после прогрева видеокарты, когда температура GPU и тактовые частоты стабилизируются.
⇡#Участники тестирования
В тестировании производительности приняли участие следующие видеокарты:
- MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR (1260/1890 МГц, 19 Гбит/с, 12 Гбайт);
- NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti (1365/1665 МГц, 19 Гбит/с, 12 Гбайт);
- NVIDIA GeForce RTX 3080 (1440/1710 МГц, 19 Гбит/с, 10 Гбайт);
- AMD Radeon RX 6900 XT (1825/2250 МГц, 16 Гбит/с, 16 Гбайт);
- AMD Radeon RX 6800 XT (1825/2250 МГц, 16 Гбит/с, 16 Гбайт).
Прим. В скобках после названий видеокарт указаны базовая и boost-частота согласно спецификациям каждого устройства. Видеокарты с заводским разгоном приведены в соответствие с референсными параметрами (или приближены к последним) при условии, что это можно сделать без ручной правки кривой тактовых частот. В противном случае (ускорители серии NVIDIA GeForce 16, а также GeForce RTX 2070/2080/2080 Ti Founders Edition) используются настройки производителя.
⇡#Тактовые частоты, энергопотребление, температура, уровень шума и разгон
Несмотря на то, что версии GeForce RTX 3080 с 12 Гбайт локальной памяти комплектуются еще и усиленным графическим процессором, по устойчивым тактовым частотам GPU в требовательных играх видеокарта MSI SUPRIM X превосходит оригинальный RTX 3080 в исполнении Founders Edition (2,01 против 1,9 ГГц), правда, ценой чуть более высокого питающего напряжения.
Рабочие параметры под нагрузкой (Crysis 3) |
Видеокарта |
Настройки |
Тактовая частота GPU, МГц |
Напряжение питания GPU, В |
Частота вращения вентиляторов, об/мин (% от макс.) |
Частота вращения вентиляторов 2, об/мин (% от макс.) |
Средн. |
Макс. |
Средн. |
Макс. |
Средн. |
Средн. |
MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR (1260/1890 МГц, 19 Гбит/с, 12 Гбайт), Silent BIOS |
Silent BIOS |
1980 |
2010 |
1,04 |
1,08 |
1536 (51%) |
1536 (51%) |
MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR (1260/1890 МГц, 19 Гбит/с, 12 Гбайт) |
Gaming BIOS |
2010 |
2025 |
1,06 |
1,08 |
1882 (57%) |
1882 (57%) |
MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR (+100 МГц, 21 Гбит/с, 12 Гбайт) |
Gaming BIOS, +10% мощности |
2078 |
2115 |
1,03 |
1,07 |
1821 (56%) |
1822 (56%) |
NVIDIA GeForce RTX 3080 FE (1440/1710 МГц, 19 Гбит/с, 10 Гбайт) |
|
1900 |
1920 |
1,04 |
1,06 |
1747 (49%) |
1747 (52%) |
NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti FE (1365/1665 МГц, 19 Гбит/с, 12 Гбайт) |
|
1817 |
1890 |
0,9879 |
1,05 |
2108 (58%) |
2108 (62%) |
AMD Radeon RX 6800 XT (1825/2250 МГц, 16 Гбит/с, 16 Гбайт) |
|
2104 |
2182 |
1,15 |
1,15 |
1179 (35%) |
Н/Д |
AMD Radeon RX 6900 XT (1825/2250 МГц, 16 Гбит/с, 16 Гбайт) |
|
2141 |
2291 |
1,066 |
1,18 |
998 (30%) |
Н/Д |
Прим. Измерение всех параметров выполняется после прогрева GPU и стабилизации тактовых частот.
Разумеется, обновленный RTX 3080, да еще и с агрессивным заводским разгоном, отличается от своего прообраза и по энергопотреблению. В то время как «простой» RTX 3080 Founders Edition расходует под игровой нагрузкой 317 Вт мощности, у MSI SUPRIM X этот показатель составляет 366 Вт. Фактически новинка оказалась более требовательной даже по сравнению с GeForce RTX 3080 Ti — ему в таком же тесте достаточно 341 Вт мощности. С точки зрения энергоэффективности привлекательнее выглядят флагманские устройства AMD, Radeon RX 6800 XT и 6900 XT, мощность которых не превышает 300 Вт.
А вот к системе охлаждения MSI SUPRIM X не может быть никаких претензий. В режиме Gaming, который активирован по умолчанию переключателем микросхем BIOS, температура GPU не выходит за пределы 72 °C даже под стрессовой нагрузкой. Уровень шума 39 дБА в играх также вполне приемлем, особенно если учесть аппетиты видеокарты и более чем комфортную температуру графического процессора.
В прошлых обзорах ускорителей GeForce 30-й серии мы отмечали, что партнеры NVIDIA часто ставят на первое место именно температуру GPU в ущерб акустическим параметрам. То же самое можно было бы сказать про устройство MSI, если бы не возможность работы в альтернативном «тихом» режиме. Включив прошивку Silent, пользователь почти ничего не потеряет в быстродействии, т. к. дельта тактовых частот между двумя версиями BIOS составляет всего лишь 30 МГц. Температура кристалла поднимется до 77–78 °С, но уровень шума в играх упадет сразу до 33 дБА, делая видеокарту практически неслышимой на фоне остальных компонентов компьютера.
Как и следовало ожидать, видеокарта MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G не рассчитана на существенный оверклокинг силами пользователя сверх изначально повышенных тактовых частот графического процессора. Хотя BIOS позволяет увеличить резерв мощности на 10 %, даже при небольшом подъеме тактовых частот GPU автоматически снижается его питающее напряжение — что в свою очередь влечет за собой потерю стабильности. Как следствие, попытки разгона остановились на уровне 2 078 МГц устойчивой тактовой частоты в игровом тесте, а преимущество перед настройками по умолчанию выразилось в скромных 68 МГц. GeForce RTX 3080 более чутко реагирует на разгон оперативной памяти GDDR6X, хотя и здесь есть свой нюанс: казалось бы, стабильность работы не теряется при пропускной способности чипов вплоть до 22 Гбит/с (штатная скорость, напомним, составляет 19 Гбит/с), однако можно заметить, что быстродействие в таком случае только падает, а не увеличивается. Предельное значение, при котором фреймрейт все еще растет, составляет 21 Гбит/с.
Этим особенности разгона MSI SUPRIM X не ограничиваются. Параметры, на которых мы остановились (+100 МГц к целевой тактовой частоте GPU и +2 Гбит/с к пропускной способности VRAM), являются стабильными и обеспечивают прирост быстродействия в бенчмарках, тем не менее автоматика пытается с определенным интервалом «дросселировать» тактовую частоту GPU, а попутно — и напряжение питания. В результате, как это ни парадоксально, разогнанная видеокарта поддерживает в среднем чуть более высокие частоты и работает чуть быстрее, однако расходует меньше энергии, чем при настройках «из коробки». Не сомневаемся, что опытным путем можно подобрать такие параметры, чтобы устранить колебания тактовой частоты GPU, но, коль скоро мы уже действуем в узком коридоре 100 МГц, с практической точки зрения это лишено какого бы то ни было смысла. Большинству пользователей лучше вообще не связываться ни с разгоном, ни с даунвольтингом MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G — это и так чрезвычайно производительная и одновременно тихая видеокарта.
⇡#Игровые тесты (1920 × 1080)
Бенчмарки при низком разрешении 1080p — не лучшая арена для сравнения мощных современных видеокарт, однако эксплуатация в таком режиме имеет неоспоримые преимущества для пользователей игровых мониторов с высокой частотой обновления. Действительно, MSI GeForce RTX 3080 SUPRIM X 12G LHR развивает среднюю частоту смены кадров не меньше 89 FPS во всех без исключения тестовых играх при максимальных настройках графики. Большинство индивидуальных результатов и вовсе превосходят 100 FPS.
В линейке GeForce 30 новая модификация GeForce RTX 3080 находится посередине между RTX 3080 с 10 Гбайт оперативной памяти и GeForce RTX 3080 Ti. Однако благодаря фабричному разгону MSI SUPRIM X удалось полностью наверстать отставание от флагманской модели. Оригинальный RTX 3080, с другой стороны, отстает от продукта MSI на 8 % усредненного фреймрейта. Среди предложений AMD аналогом MSI SUPRIM X является Radeon RX 6800 XT, а Radeon RX 6900 XT, в свою очередь, лидирует при разрешении 1080p с преимуществом в 6 % FPS. Однако по причине различий между архитектурами GPU соперничающих чипмейкеров есть немало игр, которые отдают предпочтение 12-гигабайтному GeForce RTX 3080 даже в сравнении с Radeon RX 6900 XT.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.