Сегодня 02 ноября 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Процессоры и память

Обзор процессоров Xeon E5-2640 v3 и Xeon E5-2678 v3 с Aliexpress: пришельцы из прошлого

⇣ Содержание

#Описание тестовой системы и методики тестирования

По предварительным оценкам, Xeon E5 v3 в лучшем случае способны конкурировать лишь с недорогими современными процессорами. Поэтому в сравнение с ними мы включили четырёх- и шестиядерных представителей семейств Alder Lake и Zen 3, относящихся к сериям Core i3, Core i5 и Ryzen 5.

В составе тестовых систем были использованы следующие комплектующие:

  • Процессоры:
    • AMD Ryzen 5 5600X (Vermeer, 6 ядер + SMT, 3,7-4,6 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 5 5600G (Cezanne, 6 ядер + SMT, 3,9-4,4 ГГц, 16 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-12600 (Alder Lake, 6P-ядер + HT, 3,3-4,8 ГГц, 18 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-12400 (Alder Lake, 6P-ядер + HT, 2,5-4,4 ГГц, 18 Мбайт L3);
    • Intel Core i3-12300 (Alder Lake, 4P-ядра + HT, 3,5-4,4 ГГц, 12 Мбайт L3);
    • Intel Core i3-12100 (Alder Lake, 4P-ядра + HT, 3,3-4,3 ГГц, 12 Мбайт L3);
    • Intel Xeon E5-2678 v3 (Haswell-EP, 12 ядер + HT, 2,5-3,3 ГГц, 30 Мбайт L3);
    • Intel Xeon E5-2640 v3 (Haswell-EP, 8 ядер + HT, 2,6-3,4 ГГц, 20 Мбайт L3).
  • Процессорный кулер: Noctua NH-D15S.
  • Материнские платы:
    • ASUS ROG Strix X570-E Gaming WiFi (Socket AM4, AMD X570);
    • ASUS ROG Strix Z690-F Gaming WiFi (LGA1700, Intel Z690);
    • Huahahzhi X99-BD4 Gaming (LGA2011-3, Intel B85).
  • Память:
    • 4 × 16 Гбайт DDR4-3600 SDRAM, 16-18-18-38 (Crucial Ballistix RGB BL2K16G36C16U4BL);
    • 2 × 16 Гбайт DDR5-6000 SDRAM, 38-38-38-76 (G.Skill Trident Z5 RGB F5-6000U4040E16GX2-TZ5RK).
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce RTX 3090 Founders Edition (GA102, 1395-1695/19500 МГц, 24 Гбайт GDDR6X 384-бит).
  • Дисковая подсистема: Intel SSD 760p 2 Тбайт (SSDPEKKW020T8X1).
  • Блок питания: Thermaltake Toughpower DPS G RGB 1000W Titanium (80 Plus Titanium, 1000 Вт).

Представители серии Xeon E5 v3 тестировались в наиболее производительном варианте — на максимальной частоте с применением «блокировки турбобуста» и с четырёхканальной небуферизованной памятью со сниженными таймингами. Таким образом, восьмиядерный Xeon E5-2640 v3 работал на частоте 3,4 ГГц с DDR4-1866 со схемой задержек 9-10-10-30-1T, в то время как частота 12-ядерного Xeon E5-2678 v3 составляла 3,3 ГГц, а используемая с ним память работала в режиме DDR4-2133 при таймингах 10-11-11-32-1T.

Остальные процессоры тоже тестировались с отменёнными искусственными ограничениями по потреблению. Это значит, что пределы PPT (для платформы Socket AM4) и PL1/PL2 (для платформы LGA1700) игнорировались, вместо чего использовались предельно возможные частоты в целях получения наилучшей производительности.

Тесты выполнялись в системе с максимально быстрой видеокартой GeForce RTX 3090 с тем, чтобы производительность графической подсистемы не ограничивала сверху быстродействие сравниваемых процессоров и результаты, полученные в игровых приложениях, максимально иллюстрировали предельные возможности CPU, а не что-то ещё.

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 11 Pro (21H2) Build 22000.282.0 c установленными обновлениями KB5005635 и KB5006746 и с использованием следующего комплекта драйверов:

  • AMD Chipset Driver 4.03.03.431;
  • Intel Chipset Driver 10.1.18838.8284;
  • Intel SerialIO Driver 30.100.2105.7;
  • Intel Management Engine Interface 2124.100.0.1096;
  • NVIDIA GeForce 512.16 Driver.

Описание использовавшихся для измерения вычислительной производительности инструментов:

Комплексные бенчмарки:

  • Futuremark PCMark 10 Professional Edition 2.1.2508 — тестирование в сценариях Essentials (обычная работа среднестатистического пользователя: запуск приложений, сёрфинг в интернете, видеоконференции), Productivity (офисная работа с текстовым редактором и электронными таблицами), Digital Content Creation (создание цифрового контента: редактирование фотографий, нелинейный видеомонтаж, рендеринг и визуализация 3D-моделей).
  • 3DMark Professional Edition 2.22.7336 — тестирование в сценарии CPU Profile 1.1 с восемью активными потоками и при максимально возможной процессорной нагрузке.

Приложения:

  • 7-zip 21.02 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 3,1 Гбайт. Используется алгоритм LZMA2 и максимальная степень компрессии.
  • Adobe Photoshop 2021 22.4.3 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Измеряется среднее время выполнения тестового скрипта Puget Systems Adobe Photoshop CC Benchmark 18.10, моделирующего типичную обработку изображения, сделанного цифровой камерой.
  • Adobe Photoshop Lightroom Classic 10.3 — тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Тестовый сценарий включает постобработку и экспорт в JPEG с разрешением 1920 × 1080 и максимальным качеством двухсот 16-мегапиксельных изображений в RAW-формате, сделанных цифровой камерой Fujifilm X-T1.
  • Adobe Premiere Pro 2021 15.4.0 — тестирование производительности при нелинейном видеомонтаже. Измеряется время рендеринга в формат YouTube 4K проекта, содержащего HDV 2160p30 видеоряд с наложением различных эффектов.
  • Blender 2.93.5 — тестирование скорости финального рендеринга в одном из популярных свободных пакетов для создания трёхмерной графики. Измеряется продолжительность построения финальной модели pavillon_barcelona_v1.2 из Blender Benchmark.
  • Mathworks Matlab R2021b (9.11.0) — тестирование скорости инженерных и математических расчётов в популярном математическом пакете. Используется стандартный бенчмарк, в который входят матричные и векторные операции, решение дифференциальных и симметричных разреженных линейных систем уравнений, а также построение 2D- и 3D-графиков.
  • Microsoft Visual Studio 2017 (15.9.40) — измерение времени компиляции крупного MSVC-проекта — профессионального пакета для создания трёхмерной графики Blender версии 2.79b.
  • Stockfish 14.1 — тестирование скорости работы популярного шахматного движка. Измеряется скорость перебора вариантов в позиции «1q6/1r2k1p1/4pp1p/1P1b1P2/3Q4/7P/4B1P1/2R3K1 w».
  • SVT-AV1 v0.8.6 — тестирование скорости транскодирования видео в перспективный формат AV1. Для оценки производительности используется исходный 1080p@50FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 30 Мбит/с.
  • Topaz Video Enhance AI v2.3.0 — тестирование производительности в основанной на ИИ программе для улучшения детализации видео. В тесте используется исходное видео в разрешении 640×360, которое увеличивается в два раза с использованием модели Artemis Anti Aliasing v9.
  • V-Ray 5.00 — тестирование производительности работы популярной системы рендеринга при помощи стандартного приложения V-Ray Benchmark Next.
  • x265 3.5+8 10bpp — тестирование скорости транскодирования видео в формат H.265/HEVC. Для оценки производительности используется исходный 2160p@24FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 42 Мбит/с.

Игры:

  • Chernobylite. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra.
  • Civilization VI: Gathering Storm. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, MSAA = 4x, Performance Impact = Ultra, Memory Impact = Ultra.
  • Cyberpunk 2077. Разрешение 1920 × 1080: Quick Preset = Ray Tracing — Ultra.
  • Far Cry 6. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra, HD Textures = On, Anti-Aliasing = TAA.
  • Hitman 3. Разрешение 1920 × 1080: Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = Ultra, Shadow Quality = Ultra, Mirrors Reflection Quality = High, SSR Quality = High, Variable Rate Shading = Quality.
  • Horizon Zero Dawn. Разрешение 1920 × 1080: Preset = Ultimate Quality.
  • Marvel’s Guardians of the Galaxy. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Preset = Ultra.
  • Serious Sam: Siberian Mayhem. Разрешение 1920 × 1080: Direct3D 11, CPU Speed = Ultra, GPU Speed = Ultra, GPU Memory = Ultra.
  • Shadow of the Tomb Raider. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = TAA.
  • The Riftbreaker. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Texture Quality = High, Raytraced soft shadows = On, Ray traced shadow quality = Ultra, Raytraced ambient occlusion = On.
  • A Total War Saga: Troy. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, Unit Size = Extreme.
  • Watch Dogs Legion. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, RTX = Off, DLSS = Off.

Во всех игровых тестах в качестве результатов приводится среднее количество кадров в секунду, а также 0,01-квантиль (первая перцентиль) для значений FPS. Использование 0,01-квантиля вместо показателей минимального FPS обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.

#Производительность в комплексных бенчмарках

Сразу же выясняется, что скорость работы в обычных пользовательских приложениях — слабое место Xeon E5 v3. В таких нагрузках важна однопоточная производительность, то есть высокий IPC и тактовая частота, а серверные процессоры 2014 года ничем таким похвастать не могут. Поэтому в тесте PCMark 10, который воспроизводит привычные повседневные сценарии работы, показатели Xeon E5-2640 v3 и Xeon E5-2678 v3 совершенно не впечатляют. Они существенно уступают младшему Core i3 серии Alder Lake, который располагает лишь четырьмя, но современными ядрами. В офисных сценариях Productivity и Essential представители семейства Xeon E5 v3 оказываются медленнее Core i3-12100 на величину до 33 %, а в сценарии Digital Content Creation, где моделируется несложная работа с цифровым контентом, уровень этого отставания составляет 14-18 %.

Иными словами, первый же комплексный тест показывает, что полученные ранее оценки были абсолютно верны: микроархитектуре Haswell, лежащей в основе Xeon E5 v3, трудно тягаться с современными ядрами Golden Cove и Zen 3. Серверные процессоры с AliExpress могут быть конкурентоспособны лишь за счёт числа ядер и только в тех задачах, которые допускают эффективное распараллеливание на большое число вычислительных потоков. А такие задачи в число общеупотребительных почти не входят.

В то же время полное распараллеливание нагрузки можно увидеть в синтетическом тесте 3DMark CPU Profile. В нём моделируется некое эталонное игровое окружение (физическая среда и действия абстрактных неигровых персонажей) с использованием многопоточных возможностей процессоров. На диаграммах ниже приведены два результата: при восьмипоточной нагрузке, которая характерна для большинства современных DirectX 12 игр, и при полном параллелизме, когда тест старается максимально загрузить все имеющиеся в процессоре ядра.

В первом случае результаты обоих Xeon E5 v3 выглядят абсолютно неубедительно: они отстают от современных процессоров более чем в полтора раза, что заставляет усомниться в целесообразности использования старых серверных CPU в основе игровых систем. Но зато в тесте с задействованием максимального числа потоков мы впервые видим, что Xeon E5-2640 v3 и Xeon E5-2678 v3 находятся на диаграмме не на последних местах. Впрочем, их результаты всё равно выглядят бледновато: восьмиядерный Xeon E5-2640 v3 лишь незначительно превосходит четырёхъядерные Alder Lake, а 12-ядерному Xeon E5-2678 v3 не удаётся обогнать ни один современный шестиядерник AMD или Intel.

#Производительность в приложениях

Пытаясь обнаружить те реальные задачи, где Xeon E5 v3 всё-таки смогут соперничать с современными CPU, мы проверили 12 разнородных приложений. И в целом результат получается довольно неутешительный. Даже если говорить о ресурсоёмких нагрузках, восьмиядерный Xeon E5-2640 v3 в лучшем случае оказывается лишь незначительно быстрее четырёхъядерных Core i3, а 12-ядерный Xeon E5-2678 v3 почти никогда не может опередить ни один шестиядерный процессор с современной микроархитектурой.

Такая ситуация наблюдается даже при рендеринге и перекодировании видео — нагрузках, где количество ядер играет чуть ли не определяющую роль. Таким образом, нам остаётся лишь констатировать, что в производительности процессоров за последние несколько лет достигнут заметный прогресс, и те серверные решения, которые восемь лет назад находились на переднем крае отрасли и стоили свыше $1 000, сегодня выглядят как беспомощные бюджетные продукты.

Рендеринг:

Обработка фото:

Работа с видео:

Перекодирование видео:

Компиляция:

Архивация:

Шахматы:

Математические расчёты:

#Игровая производительность

Впрочем, на фоне игровой производительности результаты Xeon E5 v3 в приложениях выглядят отнюдь не так плохо — в играх все слабые места этих процессоров проявляются куда отчетливее. Низкая удельная производительность и недостаточная тактовая частота делают Xeon E5 v3 очень неудачным выбором для игровых систем. И ни большое количество ядер, ни вместительный L3-кеш, ни четырёхканальная память не позволяют процессорам с AliExpress составить конкуренцию хотя бы младшему четырёхъядернику поколения Alder Lake.

По средней частоте кадров, рассчитанной по 12 играм, отставание Xeon E5-2640 v3 от 100-долларового Core i3-12100 составляет 23 %. А более мощный Xeon E5-2678 v3 уступает тому же современному четырёхъядернику 17 %. Более того, обычные десктопные шестиядерные процессоры, которые сейчас делают AMD и Intel, могут предложить игровую производительность как минимум на треть лучше. Иными словами, собирать на базе Xeon E5 v3 игровые системы — идея плохая.

Отдельно нужно отметить, что приблизиться по производительности к современным решениям Xeon E5 v3 смогли лишь в одной игре из нашего тестового набора. Даже в тех случаях, где производительность явно масштабируется с ростом числа ядер, 8- и 12-ядерные серверные процессоры восьмилетней давности с треском проигрывают недорогим десктопным решениям нынешних поколений.

#Энергопотребление

Энергопотребление Xeon E5 v3 в сравнении с сегодняшними чипами представляет особый интерес. Всё-таки речь идёт о необычных многоядерных решениях, которые производились по техпроцессу с нормами 22 нм, поэтому важно убедиться на практике, что их аппетиты не выходят за рамки разумного.

К сожалению, непосредственное измерение потребления старых процессоров невозможно, так как встроенный в них датчик даёт очень большую погрешность. Поэтому для практической оценки мы измеряли полное потребление тестовых систем (без монитора) на выходе из блока питания.

При однопоточной нагрузке, создаваемой рендерингом в Cinebench R23, системы на базе процессоров Xeon E5 v3 оказываются более прожорливы по сравнению с современными решениями. Однако речь идёт об отличии на уровне нескольких ваттов, и им вполне можно пренебречь.

В случае многопоточного рендеринга картина несколько меняется. Восьмиядерный Xeon E5-2640 v3 демонстрирует потребление ниже, чем у некоторых современных шестиядерников. Однако сказать то же самое о Xeon E5-2678 v3 невозможно — 12-ядерный процессор потребляет больше всех остальных участников тестирования. Но говорить о каком-то «запредельно высоком» аппетите этого процессора было бы неверно. Если бы в сравнении участвовали 12-ядерные Core i7, Xeon E5-2678 v3 совершенно точно не занимал бы на диаграмме место антилидера.

То же самое можно сказать и об энергопотреблении в Prime95, где активно используются AVX2-инструкции. В целом Xeon E5 v3 вполне вписываются в современные представления о том, сколько могут потреблять многоядерные процессоры. Проблема лишь в том, что, потребляя как флагманы, они выдают производительность на уровне бюджетных решений, то есть с треском проигрывают актуальным чипам по удельной энергоэффективности.

#Выводы

Культ Xeon c AliExpress возник далеко не в этом и даже не в прошлом году, а несколько лет тому назад, и именно это дало ему возможность сформироваться. В 2022-м предлагаемые китайцами Xeon E5 v3 совсем не кажутся сколь-нибудь интересными решениями, но, когда на рынке ещё не было ни Zen 3, ни Alder Lake, ни Rocket Lake, у систем на базе серверных процессоров из начала десятых, возможно, и были какие-то преимущества. В современном же мире, когда оба производителя x86-процессоров прилагают значительные усилия к интенсификации прогресса и роста производительности, старые процессоры серверного предназначения смотрятся очень и очень блекло.

Как показали тесты, исходить можно из того, что каждая пара ядер Xeon E5 v3 по многопоточной производительности сопоставима с одним ядром Alder Lake или Zen 3. Таким образом, в распараллеливаемых нагрузках восьмиядерный Xeon E5-2640 v3 можно сравнить разве что с актуальными процессорами класса Core i3, а 12-ядерный Xeon E5-2678 v3 обеспечивает быстродействие не лучше, чем младшие Core i5 и Ryzen 5.

При этом в случае игровых или каких-то других малопоточных нагрузок быстродействие любых Xeon E5 v3 на фоне современных чипов выглядит откровенно неудовлетворительно. В показателях FPS в играх они проигрывают младшему четырёхъядернику Core i3-12100 около 20 %, а недорогому шестиядернику Core i5-12400 — порядка 30 %.

Так что, если есть возможность выбора, системы на современных процессорах — куда более предпочтительный вариант. Впрочем, прекрасно понимают это и китайские торговцы. Именно поэтому представители семейства Xeon E5 v3 продаются на AliExpress дешевле пареной репы — цены на восьмиядерные процессоры начинаются от $15, а 12-ядерник с невысокой тактовой частотой можно купить за сумму от $45. Собственно, такие цены прекрасно соотносятся с их реальными возможностями: современные процессоры даже начального уровня стоят ощутимо больше.

По этой причине конфигурации, построенные на Xeon E5 v3, всё-таки не до конца утратили смысл. Они подойдут тем, кто хочет собрать максимально доступный ПК и не предъявляет особенно серьезных требований к его производительности. Однако при этом необходимо понимать, что Xeon E5 v3 не позволит «обмануть систему» и получить больше, потратив меньше. В конечном итоге это — не более чем решение для ультрабюжетных сборок, которое к тому же отягчено ворохом недостатков: невозможностью модернизации, «особенностями» китайских материнских плат, проблемами с гарантией и проч. Но зато очень и очень дешёвое.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
«Жидкое стекло» Apple можно будет заматировать: представлена нова бета iOS 26.1 12 мин.
Сервисы AWS упали второй раз за день — тысячи сайтов по всему миру снова недоступны 8 ч.
Fujitsu влила £280 млн в британское подразделение в преддверии выплат компенсаций жертвам багов в её ПО Horizon 8 ч.
Календарь релизов 20 – 26 октября: Ninja Gaiden 4, Painkiller, Dispatch и VTM – Bloodlines 2 8 ч.
В Windows сломалась аутентификация по смарт-картам после октябрьских обновлений — у Microsoft есть временное решение 9 ч.
Вместо Majesty 3: российские разработчики выпустили в Steam амбициозную фэнтезийную стратегию Lessaria: Fantasy Kingdom Sim 9 ч.
Слухи: Лана Дель Рей исполнит заглавную песню для «Джеймса Бонда», но не в кино, а в игре от создателей Hitman 10 ч.
Зов сердца: разработчики Dead Cells объяснили, почему вместо Dead Cells 2 выпустили Windblown 11 ч.
Adobe запустила фабрику ИИ-моделей, заточенных под конкретный бизнес 11 ч.
Китай обвинил США в кибератаках на Национальный центр службы времени — это угроза сетям связи, финансовым системам и не только 12 ч.
Президент США подписал соглашение с Австралией на поставку критически важных минералов на сумму $8,5 млрд 18 мин.
Новая статья: Обзор смартфона realme 15 Pro: светит, но не греется 5 ч.
Ещё одна альтернатива платформам NVIDIA — IBM объединила усилия с Groq 5 ч.
Учёные создали кибер-глаз, частично возвращающий зрение слепым людям 6 ч.
Samsung выпустила недорогой 27-дюймовый геймерский монитор Odyssey OLED G50SF c QD-OLED, 1440p и 180 Гц 6 ч.
Акции Apple обновили исторический максимум на новостях об отличных продажах iPhone 17 8 ч.
Представлен флагман iQOO 15 с чипом Snapdragon 8 Elite Gen 5 и батареей на 7000 мА·ч по цене меньше $600 9 ч.
Нечто из космоса врезалось в лобовое стекло самолёта Boeing 737 MAX компании United Airlines 10 ч.
Умные кольца Oura научатся выявлять признаки гипертонии, как последние Apple Watch 11 ч.
Дешёвая корейская термопаста оказалась вредна для процессоров и здоровья пользователей 11 ч.