⇡#Тестовый стенд, методика тестирования
Тестовый стенд |
CPU |
AMD Ryzen 9 5950X (4,4 ГГц, фиксированная тактовая частота всех ядер) |
Материнская плата |
ASUS ROG Strix X570-E Gaming (Resizable BAR вкл.) |
Оперативная память |
G.Skill Trident Z RGB F4-3200C14D-16GTZR, 4 × 8 Гбайт (3600 МТ/с, CL17) |
ПЗУ |
Intel SSD 760p, 2048 Гбайт |
Блок питания |
Corsair AX1200i, 1200 Вт |
Система охлаждения CPU |
Corsair iCUE H115i RGB PRO XT |
Корпус |
Открытый стенд |
Операционная система |
Windows 10 Pro x64 |
ПО для GPU AMD |
Все видеокарты |
AMD Radeon Software Adrenalin 2020 Edition 22.5.1 |
ПО для GPU NVIDIA |
Все видеокарты |
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 512.77 |
Игры без трассировки лучей |
Игра |
API |
Метод тестирования |
Настройки графики |
Полноэкранное сглаживание |
Assassin's Creed Valhalla |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики |
TAA High |
Borderlands 3 |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики |
TAA |
Cyberpunk 2077 |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики |
TAA |
DOOM Eternal |
Vulkan |
OCAT, начало миссии Mars Core |
Макс. качество графики |
TSSAA |
Far Cry 6 |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики |
TAA |
Metro Exodus |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики; Shading Rate 100% |
TAA |
Red Dead Redemption 2 |
Vulkan |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики |
TAA High |
Total War: WARHAMMER III |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк (Battle Benchmark) |
Макс. качество графики |
TAA High |
Watch Dogs: Legion |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики |
TAA |
Игры с трассировкой лучей |
Игра |
API |
Метод тестирования |
Настройки графики |
Полноэкранное сглаживание/масштабирование |
Cyberpunk 2077 |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики |
TAA/DLSS Balanced/FSR Balanced |
DOOM Eternal |
Vulkan |
OCAT, начало миссии Mars Core |
Макс. качество графики |
TSSAA/DLSS Balanced |
Far Cry 6 |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики |
TAA/FSR Balanced |
Metro Exodus Enchanced Edition |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики; Ray Tracing: Ultra; Reflections: Raytaced; VRS: 1x |
TAA/DLSS Balanced |
Minecraft with RTX Beta |
DirectX 12 |
OCAT, бенчмарк в мире Portal Pioneers |
Макс. дальность рендеринга |
Н/Д / DLSS (коэффициент масштабирования зависит от целевого разрешения) |
Quake II RTX |
Vulkan (расширения VK_KHR) |
Timedemo, demo1.dm2 |
Макс. качество графики |
TAA/FSR Balanced |
Watch Dogs: Legion |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк |
Макс. качество графики |
TAA/DLSS Balanced |
В большинстве тестовых игр показатели средней и минимальной кадровых частот выводятся из массива времени рендеринга индивидуальных кадров, который записывает встроенный бенчмарк (или утилита OCAT, если бенчмарка нет).
Средняя частота смены кадров на диаграммах является величиной, обратной среднему времени кадра. Для оценки минимальной кадровой частоты вычисляется количество кадров, сформированных в каждую секунду теста. Из этого массива чисел берется значение, соответствующее 1-му процентилю распределения. Red Dead Redemption 2 является исключением: ее встроенный бенчмарк самостоятельно регистрирует 1-й процентиль времени рендеринга кадра, из которого выводится соответствующая кадровая частота. В Assassin’s Creed Valhalla мы вынуждены ориентироваться на минимальный фреймрейт по данным интегрированного бенчмарка.
Мощность видеокарт регистрируется отдельно от CPU и прочих компонентов ПК с помощью устройства NVIDIA PCAT. В качестве тестовой нагрузки для тестов мощности и уровня шума используется игра Crysis 3 при разрешении 3840 × 2160 без полноэкранного сглаживания и максимальных параметрах качества графики, а также стресс-тест FurMark с наиболее агрессивными настройками (разрешение 3840 × 2160, MSAA 8x). Замеры всех параметров выполняются после прогрева видеокарты, когда температура GPU и тактовые частоты стабилизируются.
⇡#Участники тестирования
В тестировании производительности приняли участие следующие видеокарты:
- SAPPHIRE TOXIC Radeon RX 6900 XT LE (1950/2365 МГц, 16 Гбит/с, 16 Гбайт);
- AMD Radeon RX 6900 XT (1825/2250 МГц, 16 Гбит/с, 16 Гбайт);
- AMD Radeon RX 6800 XT (1825/2250 МГц, 16 Гбит/с, 16 Гбайт);
- NVIDIA GeForce RTX 3090 (1395/1695 МГц, 19,5 Гбит/с, 24 Гбайт);
- NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti (1365/1665 МГц, 19 Гбит/с, 12 Гбайт);
- NVIDIA GeForce RTX 3080 (1440/1710 МГц, 19 Гбит/с, 10 Гбайт).
Прим. В скобках после названий видеокарт указаны базовая и boost-частота согласно спецификациям каждого устройства. Видеокарты с заводским разгоном приведены в соответствие с референсными параметрами (или приближены к последним) при условии, что это можно сделать без ручной правки кривой тактовых частот. В противном случае (ускорители серии NVIDIA GeForce 16, а также GeForce RTX 2070/2080/2080 Ti Founders Edition) используются настройки производителя.
⇡#Тактовые частоты, энергопотребление, температура, уровень шума и разгон
Для этого обзора нам пришлось внести небольшие изменения в методику измерения мощности и тактовых частот GPU. Со времен выхода Crysis 3 мы используем этот тайтл в качестве интенсивной игровой нагрузки, но оказалось, что в определенный момент AMD отрегулировала управляющие алгоритмы драйвера таким образом, что рендеринг Crysis 3 — несмотря на по-прежнему низкий фреймрейт при разрешении 4К — теперь не считается достаточно сложной задачей для топовых графических процессоров Navi. Как следствие, GPU сбрасывает тактовые частоты на уровень 1800–1900 МГц, что, разумеется, не соответствует рабочим характеристикам видеокарты в более современных играх. Модифицированный тест с полноэкранным сглаживанием MSAA 8x, которое раньше, наоборот, снижало частоты и энергопотребление GPU, полностью решает эту проблему, однако полученные результаты уже нельзя сравнивать с данными из наших предыдущих публикаций. Видеокарты на чипах NVIDIA также отреагировали на измененную нагрузку, но уже незначительно в сравнении с «красными» соперниками.
По результатам обновленного теста, заводской разгон TOXIC Radeon RX 6900 XT LE выражается в прибавке 195–202 МГц устойчивой тактовой частоты к референсным показателям, но ради этого SAPPHIRE пришлось увеличить питающее напряжение графического процессора на довольно-таки значительную величину 0,12 В, а потребляемая мощность возросла с 302 до 328–331 Вт.
Рабочие параметры под нагрузкой (Crysis 3) |
Видеокарта |
Настройки |
Тактовая частота GPU, МГц |
Напряжение питания GPU, В |
Частота вращения вентиляторов, об/мин (% от макс.) |
Частота вращения вентиляторов 2, об/мин (% от макс.) |
Средн. |
Макс. |
Средн. |
Макс. |
Средн. |
Средн. |
SAPPHIRE TOXIC Radeon RX 6900 XT LE (1950/2365 МГц, 16 Гбит/с, 16 Гбайт) |
Silent BIOS |
2529 |
2538 |
1,17 |
1,18 |
810 (33%) |
Н/Д |
SAPPHIRE TOXIC Radeon RX 6900 XT LE (1950/2365 МГц, 16 Гбит/с, 16 Гбайт) |
Performance BIOS |
2522 |
2543 |
1,17 |
1,18 |
1081 (45%) |
Н/Д |
SAPPHIRE TOXIC Radeon RX 6900 XT LE (2724–2824 МГц, 17,2 Гбит/с, 16 Гбайт) |
Performance BIOS |
2790 |
2794 |
1,20 |
1,20 |
1081 (45%) |
Н/Д |
AMD Radeon RX 6800 XT (1825/2250 МГц, 16 Гбит/с, 16 Гбайт) |
|
2285 |
2299 |
1,11 |
1,15 |
1138 (34%) |
Н/Д |
AMD Radeon RX 6900 XT (1825/2250 МГц, 16 Гбит/с, 16 Гбайт) |
|
2327 |
2347 |
1,05 |
1,10 |
1466 (44%) |
Н/Д |
Прим. Измерение всех параметров выполняется после прогрева GPU и стабилизации тактовых частот.
Как и следовало ожидать, система жидкостного охлаждения с радиатором 360 мм поддерживает на кристалле GPU фантастически низкую температуру: всего лишь 58 °C в стресс-тесте FurMark. Такие значения, между прочим, считаются нормальными для видеокарт «на воздухе», когда GPU отдыхает и охлаждается в пассивном режиме. У кулера TOXIC Radeon RX 6900 XT LE есть два режима работы, переключение между которыми практически никак не отражается на тактовых частотах и энергопотреблении, однако влияет на температуру и уровень шума. В режиме максимальной производительности ускоритель SAPPHIRE не является особенно тихим и работает заметно громче, чем референсный образец Radeon RX 6900 XT. В «тихом» режиме эти видеокарты становятся эквивалентными по уровню шума, а температура GPU под стрессовой нагрузкой возрастает всего лишь на 4 °С. И разумеется, пользователь может самостоятельно отрегулировать кривую скорости вентиляторов таким образом, чтобы сделать устройство еще тише: запас температуры чипа в пределах допустимых значений это позволяет. Никак нельзя компенсировать только свист дросселей VRM, который вносит заметный вклад в шумовой фон ускорителя при низких оборотах кулера. Впрочем, дроссели референсных карточек на базе большого Navi и, в меньшей степени, старших моделей Founders Edition от NVIDIA, тоже свистят под высокой нагрузкой.
Ну а теперь самое интересное — разгон. По умолчанию графический процессор TOXIC Radeon RX 6900 XT LE работает в частотном диапазоне от 500 до 2524 МГц, а напряжение питания уже установлено на максимальном уровне 1,175 В. Мы проигнорировали возможность разогнать видеокарту до 2600 МГц одним кликом в утилите SAPPHIRE TRIXX и добились стабильной работы GPU при умеренной нагрузке с настройками тактовой частоты 2724–2824 МГц, увеличив потребляемую мощность на 15% от номинала. Однако для того, чтобы избежать сбоев в самых требовательных бенчмарках и полностью раскрыть потенциал этой видеокарты, стандартных инструментов разгона, которые дает в распоряжение пользователя интерфейс драйвера AMD, уже недостаточно. Утилита MorePowerTool позволяет увеличить питающее напряжение сверх формального предела 1,175 В, и нам хватило 1,2 В, чтобы обеспечить GPU полную стабильность. Более высокие значения в разумных пределах, к сожалению, никак не способствуют дальнейшему разгону, а экспериментировать с напряжением 1,25 В и выше даже при настолько мощном охлаждении уже, откровенно говоря, страшно. Кроме того, программный вольтмод при помощи MorePowerTool работает таким образом, что на GPU всегда поступает максимальное напряжение безотносительно к текущей частоте и вычислительной нагрузке, что, разумеется, не идеально для повседневной эксплуатации.
Что касается оперативной памяти, то при штатной пропускной способности микросхем в 16 Гбит/с прошивка видеокарты не позволяет задать вручную большую величину, чем 17,2 Гбит/с. Это ограничение легко обойти при помощи MorePowerTool, однако выяснилось, что на большей скорости в шине памяти накапливаются ошибки, которые не приводят к сбоям и синим экранам, но тратят дополнительные циклы на коррекцию, и в результате производительность падает, а вовсе не увеличивается. Настоящий разгон за пределами 17,2 Гбит/с, разумеется, возможен, но только путем модификации регулятора напряжения VRAM, поскольку программный вольтмод в данном случае исключен.
Помимо регулировки напряжения мы увеличили резерв мощности GPU с базовых 289 Вт вплоть до 370 Вт — для игр это перебор, но он поможет устроить настоящее испытание системе охлаждения. В результате тактовая частота разогнанного GPU стабилизировалась на уровне 2790 МГц в Crysis 3, что на 268 МГц превышает стоковые параметры, а по сравнению с референсным Radeon RX 6900 XT прибавка составляет 463 МГц, или 20 % тактовой частоты! Энергопотребление видеокарты целиком теперь колеблется на уровне 372 Вт в играх, но СЖО все нипочем: температура чипа увеличилась всего лишь на 3 °С, а уровень шума и вовсе остался прежним. Только в стресс-тесте, когда мощность достигла 551 Вт, а GPU прогрелся еще на 4 °С, вентиляторы СЖО пришлось вывести на высокие обороты.
Жаль только, что в 6000-й серии видеокарты Radeon утратили функцию мониторинга температуры чипов VRAM и силовых каскадов VRM. Если учесть конструкцию TOXIC Radeon RX 6900 XT LE, SAPPHIRE и в этом наверняка смогла бы нас порадовать.
Игровые тесты (1920 × 1080)
При разрешении 1080p, слишком низком для таких видеокарт, как TOXIC Radeon RX 6900 XT LE, разница по среднему фреймрейту между продуктом SAPPHIRE и референсной версией Radeon RX 6900 XT сводится к 2 % FPS, а по сравнению с Radeon RX 6800 XT он всего лишь на 8 % быстрее. С другой стороны, известно, что GPU архитектуры RDNA наиболее эффективны именно при низком разрешении. В результате TOXIC Radeon RX 6900 XT LE удалось на 15 % средней кадровой частоты опередить GeForce RTX 3080 и на 5 % — RTX 3080 Ti. Между GeForce RTX 3090 и TOXIC Radeon RX 6900 XT LE сложилась шаткая ничья. Игры теперь сильно отличаются друг от друга оптимизацией под чипы AMD или NVIDIA, что порой дает тому или иному устройству преимущество в десятки FPS перед соперником.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.