В NASA сообщили, что в последние дни на марсианском вертолёте Ingenuity отказал датчик измерения угла наклона аппарата (инклинометр). Прибор участвует в предполётной настройке систем вертолёта для успешного подъёма в воздух с неровной поверхности. От его показаний зависит как и в каком режиме должны запуститься винты для безопасного подъёма вертолёта в воздух. В NASA надеются исправить ситуацию с помощью эмулятора показаний датчика.
Показания инклинометра не используются во время полёта. За ориентацию Ingenuity в пространстве отвечают инерциальный измерительный блок (IMU), лазерный дальномер и навигационная камера. Камера включается на высоте свыше одного метра, чтобы пыль не мешала делать снимки. Дальномер тоже не помощник в определении угла наклона вертолёта, а вот акселерометры IMU могут помочь в определении угла приземления вертолёта.
Блок IMU измеряет ускорения и угловые скорости вертолёта в трёх направлениях. Показатели акселерометров IMU в момент посадки с определённой степенью точности можно использовать для оценки угла, под которым вертолёт может стоять на поверхности Марса. Чтобы системы вертолёта восприняли данные эмулятора как показания инклинометра, в NASA в своё время создали патч для подмены пакетов. Разработчики предвидели поломку датчиков и воспользовались некоторой избыточностью датчиков на борту вертолёта для резервного дублирования критически важных узлов.
В настоящий момент команда вертолёта обновляет его программное обеспечение и через несколько дней попытается в 29 раз поднять вертолёт в воздух. Аппарат был рассчитан всего на 5 полётов, и то, что он совершил 28 вылетов, — настоящий инженерный подвиг. Сейчас вертолёт входит в марсианскую зиму, когда температура ночью может опускаться до -80 °C. Чудовищные перепады температур, марсианская пыль на солнечных батареях и короткий световой день — всё это не позволяет заряжать должным образом батареи и держать электронику в тепле в течение марсианской ночи и ведёт к отказам. Выход инклинометр из строя — это не первый аппаратный сбой вертолёта, но первая серьёзная поломка в аппарате и звоночек о том, что вертолёт может не пережить ближайшие два месяца марсианской зимы.
Источник: