Сегодня 24 февраля 2024

Российские учёные научились в три раза точнее определять состав звёздной атмосферы — это поможет поиску экзопланет

В России разработали новую методику анализа химического состава звёздной атмосферы, позволяющего обнаруживать следы присутствия экзопланет в звёздных системах. Как сообщает ТАСС, разработанный Институтом астрономии РАН (ИНАСАН) метод втрое эффективнее использовавшегося ранее.

Источник изображения: NASA

Т.н. экзопланеты, находящиеся на орбитах возле звёзд вне Солнечной системы, обнаружены ещё в прошлом веке, но из-за больших расстояний от Земли чрезвычайно сложно заниматься их исследованиями. Получение новой информации о подобных небесных телах позволит не только многое узнать о космосе вообще, но и, возможно, выяснить, как зародилась жизнь и сформировалась сама Земля.

По данным учёных, в основе новой методики лежит спектроскопический дифференциальный анализ, позволяющий определять химический состав объектов с точностью до 1,5 %, в три раза эффективнее, чем было возможно при классическом анализе состава солнечной атмосферы.

«Разработанную методику мы опробовали для исследования химического состава двух звёздных систем: 16 Cyg, в которой обнаружена планета-гигант, и HD 219542 — звезда без планеты, или она ещё не обнаружена. Наши исследования показали, что химический состав компонентов этих звёздных систем различий не имеет», — сообщил представитель ИНАСАН журналистам.

По имеющимся данным, система 16 Cyg состоит из двух похожих на наше Солнце звёзд и тусклого красного карлика — она находится приблизительно в 70 световых годах от Земли. Ещё одна система — HD 219542 расположена в 176 световых годах. Важным необходимым требованием к тестированию методики было наличие планеты у одной звёздной системы и отсутствие — у другой.

Согласно данным исследований, для получения значимых результатов важно, чтобы обе звезды образовались из одного облака и «имели одинаковый первоначальный химический состав». При выявлении разницы в содержании химических элементов можно сделать вывод, что часть металлов израсходована на строительство планеты земного типа, либо о падении планет на звезду. При этом, по данным учёных, формирование в звёздной системе планет-гигантов не оказывает влияния на состав «родительских» звёзд.