Сегодня 27 мая 2024

Марс медленно разрывает свой спутник Фобос на части, предположили учёные

Новое исследование позволяет заново оценить странные параллельные борозды на поверхности крупнейшей из лун Марса — Фобоса. Учёные не исключают, что они свидетельствуют о том, что гравитация Красной планеты постепенно разрывает это спутник на части.

Источник изображения: NASA

По данным учёных, необычные борозды, ранее считавшиеся следами древнего столкновения с астероидом — на деле заполненные пылью каньоны, которые становятся всё шире по мере того, как гравитационные силы планеты всё сильнее преображают поверхность спутника.

Фобос имеет вытянутую форму и размер его достигает 27 км в самой широкой части, небесное тело вращается на расстоянии около 6 тыс. км от Марса, трижды облетая планету за местные сутки. Для сравнения диаметр Луны составляет порядка 3475 км, спутник находится на расстоянии 384 400 км от Земли, а полный оборот вокруг нашей планеты он делает за 27 дней.

В отличие от Луны, орбита Фобоса нестабильна, фактически спутник очень медленно падает на поверхность Красной планеты, в среднем приближаясь к ней на 1,8 м каждые 100 лет. Главной загадкой спутника является его «полосатая» поверхность — наиболее популярная среди учёных теория утверждает, что борозды образовались, когда в Фобос врезался астероид, кроме них оставив после себя кратер Стикни диаметром 9,7 км.

Результаты нового исследования, опубликованные 4 ноября в The Planetary Science Journal, позволяют предположить, что борозды — результат того, что спутник Марса буквально разрывает на части приливными силами. В случае с Фобосом приливные силы тем сильнее, чем ближе спутник опускается к планете — когда-нибудь они станут сильнее гравитации, удерживающей объект в целом виде и Фобос перестанет существовать, превратившись в тонкое кольцо обломков, вращающихся вокруг Марса, наподобие колец Сатурна.

Ранее считалось, что структура спутника слишком рыхлая и мягкая для того, чтобы под воздействием гравитации появились подобные разломы. Тем не менее новое исследование с использованием компьютерных моделей позволяет предположить, что мягкая поверхность может лежать на гораздо более плотном слое, который и формирует каньоны-разломы, в которые ложится местная пыль с поверхности, в результате образуются видимые борозды. При таком строении спутника, вполне возможно, формирование параллельных трещин стабильного размера.

Согласно расчётам, Фобос должен закончить свою «смертельную спираль» и достигнуть планеты примерно через 40 млн лет, но если приливные силы уже разрывают луну, спутник Марса может разрушиться намного раньше.

В 2024 году Японское космическое агентство (JAXA) намерено запустить новую миссию — Martian Moons eXploration (MMX) для посадки на поверхности как Фобоса, так и Деймоса. Доставленные в 2029 году на Землю образцы помогут установить, что именно происходит со спутником.