Российский ретейл переживает не лучшие времена. Впервые за семь лет в России зарегистрировано падение рынка смартфонов — в штуках их продано на 20 % меньше, чем в 2021 году. Всего продажи составили 24–26,5 млн гаджетов. Теряет позиции продукция Samsung и Apple, зато набирают популярность модели из Китая, заменившие продукцию ушедших с рынка техногигантов. Считается, что, без китайского участия, ситуация на рынке в текущем году могла бы быть ещё хуже.
Как сообщают «Известия» со ссылкой на сеть «М.Видео-Эльдорадо», за неполный год в стране продано порядка 24 млн смартфонов. Ранее тот же ретейлер сообщал, что в 2021 году продано около 30 млн штук — примерно на 20 % больше. Схожие данные представила и Mobile Research Group, а также торговая сеть МТС.
По данным «М.Видео-Эльдорадо», в 2022 году Apple и Samsung вместе заняли 30 % рынка смартфонов — на 15 п.п. меньше, чем в 2021 году. При этом с 50 % до 65 % выросли продажи смартфонов китайских брендов. По продажам в штуках лидирующие позиции занимает Xiaomi, оттеснившая с этой позиции Samsung, второе место — Realme, нарастившая продажи почти в 2,5 раза, а Samsung сместилась на третье место. Четвёртое занимает Apple, а пятое — китайский бренд Tecno. По данным экспертов, рынок сократился впервые с 2015 года. В конце 2014 года был ажиотаж на электронику и другие товары, после чего наступил ожидаемый спад.
В текущем году главный спад спроса пришёлся на весну — из-за волатильности курса валют, прекращения официальных поставок некоторых брендов, проблем с логистикой, проблем с программами кредитования и рассрочки. Но если во II квартале рынок сократился на треть, то уже в III квартале он начал восстанавливаться, а к концу года рынок стабилизировался. По словам экспертов, не последнюю роль в этом сыграли поставки из Китая. По данным «Мегафона», если в прошлом году доля китайских смартфонов в рознице сети составляла 46 %, то теперь — уже 80 %, в дальнейшем ожидается продолжение роста продаж. По мнению экспертов проекта Content-Review, в следующем году продажи смартфонов должны остаться приблизительно на том же уровне, что и в текущем. Впрочем, о восстановлении рынка говорить преждевременно, поскольку продажи смартфонов падают во всём мире.
Как сообщают в «М.Видео-Эльдорадо», средний чек при покупке смартфонов в 2022 году снизился в России на 5 % до 22,5 тыс. рублей — по мнению некоторых экспертов, после введения санкций покупатели стали рациональнее и выяснилось, что смартфон с приемлемыми характеристиками вполне можно приобрести «не за 100 тыс. рублей, а за 30 тыс.». Эксперты считают, что отсутствие рекламы и привело к снижению спроса на дорогие модели. В «Ситилинке» в целом подтверждают информацию, сообщая, что средний чек в уходящем году составил порядка 20 тыс. рублей, а чаще всего приобретали смартфоны за 5–15 тыс.
По словам ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, рынок мог обвалиться ещё серьёзнее, но этому помешали ценовые войны между китайскими вендорами, в частности, Realme и Tecno. Тем не менее, Муртазин подчеркнул, что рынок оказался в лучшем состоянии, чем прогнозировалось: «У людей есть деньги, и они готовы тратить их на гаджеты».
Источник: