Обычный веб-поиск обходится сравнительно дёшево, при этом на рекламе Google заработала за последний год $283 млрд. Для Microsoft поиск Bing также прибылен последние 7 лет, несмотря на крошечную долю на рынке. Но ситуация быстро меняется и на первое место выходят новые поисковые технологии, основанные на искусственном интеллекте и требующие много вычислительной мощности. Потому позиция Microsoft становится выигрышной, а вот Google может сильно пострадать.
Разработка грамотного и надёжного чат-бота стоит недёшево, однако обработка миллиардов запросов к данному ИИ-боту потребует огромных ресурсов и соответственно финансовых затрат. Во сколько именно обходится один запрос к ИИ-боту для Google или Microsoft — неизвестно. Интернет-гиганты располагают собственной облачной инфраструктурой, которую можно оптимизировать для более эффективной работы с их проприетарными чат-ботами.
Сэм Альтман (Sam Altman), руководитель ChatGPT, предположил, что «это, вероятно, однозначные суммы в центах за каждый чат». Алан Риттер (Alan Ritter), профессор информатики Технологического института Джорджии, оценивает стоимость одного запроса в 11 центов. Morgan Stanley оценил стоимость запроса ChatGPT в 2 цента. Но даже такая крошечная цена одного чата с ИИ является запредельной по сравнению с расходами на традиционный веб-поиск. Возможно, когда-нибудь чат-боты станут настолько точными, что Google или Microsoft смогут оправдываясь этим существенно повысить расценки на рекламу, но пока такой сценарий нереален.
Если завтра каждый человек, который использует веб-поиск внезапно переключится на разговор с чат-ботом, маржа Bing существенно снизится, а вот Google потерпит полное фиаско. Уже более десяти лет Bing от Microsoft пытается бороться с Google, но с ничтожными результатами. Зато теперь ажиотаж вокруг чат-бота Microsoft многократно усиливает давление на Google, вынуждая включиться в гонку ИИ и это дорого обойдётся компании.
Пока чат-бот Microsoft доступен только для ограниченного числа людей и ограниченным образом — в не самой популярной поисковой системе Bing, в также не самом популярном веб-браузере Microsoft Edge или в обновленной версии Windows 11. Но Microsoft и не борется за звание поисковой системы № 1, а пытается сделать все аспекты поиска более удобными для пользователей, а заодно и более затратными для всех поисковиков — и при такой стратегии Google потеряет несопоставимо больше, чем Microsoft.
Вопрос в том, примет ли Google участие в этой битве на истощение. Главный исполнительный директор Microsoft Сатья Наделла (Satya Nadella) надеется, что Google клюнет на удочку: «Я надеюсь, что после нашего нововведения они обязательно захотят выйти и показать, что тоже умеют танцевать. И я хочу, чтобы люди знали, что это мы заставили их танцевать».
Источник: