Сегодня 19 апреля 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Процессоры и память

Обзор AMD Ryzen 7 7700X, где он сравнивается со старыми Ryzen 7, потому что с Raptor Lake его сравнивать без толку

⇣ Содержание

#Описание тестовой системы и методики тестирования

Основной состав участников сравнительных тестов был объявлен в самом начале этой статьи. Это восьмиядерные Ryzen разных поколений: от Ryzen 7 1800X до новейшего Ryzen 7 7700X. Кроме того, за компанию с этими процессорами мы протестировали и Ryzen 7 5800X3D. Хотя его результаты нельзя считать полноправной иллюстрацией развития процессорных архитектур компании AMD, его участие позволит нам ответить на смежный вопрос: что полезнее для пользователей — дополнительный L3-кеш или новая архитектура Zen 4.

Также в тестирование был включён и процессор Core i5-13600K, показатели которого на диаграммах нужны главным образом для того, чтобы оправдать заглавие этой статьи. Он должен подтвердить, что по состоянию на конец прошлого — начало этого года Intel удалось убедительно обойти AMD в вопросе производительности CPU и даже старший представитель семейства Ryzen 7 не выдерживает конкуренции с процессором Intel более низкого класса.

В результате состав тестовых систем получился таким:

  • Процессоры:
    • AMD Ryzen 7 7700X (Raphael, 8 ядер, 4,5-5,4 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 5800X3D (Vermeer, 8 ядер, 3,4-4,5 ГГц, 96 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 5800X (Vermeer, 8 ядер, 3,8-4,7 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 3800X (Matisse, 8 ядер, 3,9-4,5 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 2700X (Pinnacle Ridge, 8 ядер, 3,7-4,3 ГГц, 16 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 1800X (Summit Ridge, 8 ядер, 3,6-4,1 ГГц, 16 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-13600K (Raptor Lake, 6P+8E-ядер, 3,5-5,1/2,6-3,9 ГГц, 24 Мбайт L3).
  • Процессорный кулер: кастомная СЖО EKWB.
  • Материнские платы:
    • ASRock X470 Taichi Ultimate (Socket AM4, AMD X470);
    • ASUS ROG Strix X570-E Gaming WiFi (Socket AM4, AMD X570);
    • ASUS TUF Gaming Z690-Plus WiFi (LGA1700, Intel Z690);
    • MSI MPG X670E Carbon WiFi (Socket AM5, AMD X670E).
  • Память:
    • 2 × 16 Гбайт DDR4-3600 SDRAM, 16-18-18-38 (Crucial Ballistix RGB BL2K16G36C16U4BL);
    • 2 × 16 Гбайт DDR5-6000 SDRAM, 32-38-38-80 (Kingston Fury Renegade DDR5 RGB KF560C32RSAK2-32).
  • Видеокарта: GIGABYTE GeForce RTX 4090 Gaming OC (AD102 2235/2535 МГц, 24 Гбайт GDDR6X 21 Гбит/с).
  • Дисковая подсистема: Intel SSD 760p 2 Тбайт (SSDPEKKW020T8X1).
  • Блок питания: ASUS ROG-THOR-1200P (80 Plus Titanium, 1200 Вт).

Наличие в списке комплектующих материнской платы, основанной на наборе логики AMD X470, обусловлено отсутствием сквозной совместимости между платами и процессорами внутри экосистемы Socket AM4. Процессоры Ryzen первого поколения не могут работать в современных платах, поэтому для тестов Ryzen 7 1800X пришлось использовать старую материнскую плату ASRock X470 Taichi Ultimate.

Настройки подсистем памяти выполнялись по XMP-профилям. Socket AM4-процессоры, за исключением Ryzen 7 1800X, тестировались с DDR4-3600, а Socket AM5 и LGA1700 – с DDR5-6000. Поскольку Ryzen 7 1800X не обеспечивал стабильной работоспособности с DDR4-3600, для него частота памяти понижалась до состояния DDR4-3466 со схемой задержек 16-18-18-38. Установленные спецификациями ограничения процессоров по максимальному потреблению были активированы.

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 11 Pro (22H2) Build 22621.607 с использованием следующего комплекта драйверов:

  • AMD Chipset Driver 4.11.15.324;
  • Intel Chipset Driver 10.1.19199.8340;
  • NVIDIA GeForce 528.24 Driver.

Описание использовавшихся для измерения вычислительной производительности инструментов:

Приложения:

  • 7-zip 22.00 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 4,6 Гбайт. Используется алгоритм LZMA2 и максимальная степень компрессии.
  • Adobe Photoshop 2023 24.0.0 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Используется тестовый скрипт PugetBench for Photoshop V0.93.6, моделирующий базовые операции и работу с фильтрами Camera Raw Filter, Lens Correction, Reduce Noise, Smart Sharpen, Field Blur, Tilt-Shift Blur, Iris Blur, Adaptive Wide Angle, Liquify.
  • Adobe Photoshop Lightroom Classic 12.0.1 — тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Используется тестовый скрипт PugetBench for Lightroom Classic V0.94, моделирующий базовую работу с библиотекой и редактирование, а также импорт/экспорт, Smart Preview, создание панорам и HDR-изображений.
  • Adobe Premiere Pro 2023 23.0.0 — тестирование производительности при редактировании видео. Используется тестовый скрипт PugetBench for Premiere Pro V0.95.6, моделирующий редактирование 4K-роликов в разных форматах, применение к ним различных эффектов и итоговый рендер для YouTube.
  • Agisoft Metashape 1.8.5 – измерение скорости фотограмметрии и построения 3D-модели местности по снимкам с воздуха. В тесте используется набор из 50 фото, снятых дроном DJI Phantom 4 Pro.
  • Blender 3.3.1 — тестирование скорости финального рендеринга в одном из популярных свободных пакетов для создания трёхмерной графики. Измеряется продолжительность построения финальной модели classroom из Blender Benchmark.
  • Handbrake 1.6.1 – тестирование скорости транскодирования 2160p@24FPS AVC-видео с битрейтом около 42 Мбит/с в более продвинутые форматы. Используются программные кодировщики x265 и AV1 (SVT).
  • Mathworks Matlab R2022b (9.13.0) — тестирование скорости инженерных и математических расчётов в популярном математическом пакете. Используется стандартный бенчмарк, в который входят матричные и векторные операции, решение дифференциальных и симметричных разреженных линейных систем уравнений, а также построение 2D- и 3D-графиков.
  • Microsoft Visual Studio 2022 (17.4.1) — измерение времени компиляции крупного MSVC-проекта — профессионального пакета для создания трёхмерной графики Blender версии 3.3.0 Alpha.
  • Stockfish 15.0 — тестирование скорости работы популярного шахматного движка. Измеряется скорость перебора вариантов в позиции «1q6/1r2k1p1/4pp1p/1P1b1P2/3Q4/7P/4B1P1/2R3K1 w».
  • Topaz Video Enhance AI v2.6.4 — тестирование производительности в основанной на ИИ программе для улучшения детализации видео. В тесте используется исходное видео в разрешении 640×360, которое увеличивается в два раза с использованием модели Artemis High Quality v12.
  • V-Ray 5.00 — тестирование производительности работы популярной системы рендеринга при помощи стандартного приложения V-Ray Benchmark Next.

Игры:

  • Cyberpunk 2077. Разрешение 1920 × 1080: Quick Preset = Ultra + RayTracing: Medium. Разрешение 3840 × 2160: Quick Preset = Ultra + RayTracing: Medium.
  • Dying Light 2. Разрешение 1920 × 1080: Quality = High Quality Raytracing. Разрешение 3840 × 2160: Quality = High Quality Raytracing.
  • Far Cry 6. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra, HD Textures = On, Anti-Aliasing = TAA, DXR Reflections = On, DXR Shadows = On. Разрешение 3840 × 2160: Graphics Quality = Ultra, Anti-Aliasing = TAA, DXR Reflections = On, DXR Shadows = On.
  • Hitman 3. Разрешение 1920 × 1080: Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = Ultra, Shadow Quality = Ultra, Mirrors Reflection Quality = High, SSR Quality = High, Variable Rate Shading = Quality. Разрешение 3840 × 2160: Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = Ultra, Shadow Quality = Ultra, Mirrors Reflection Quality = High, SSR Quality = High, Variable Rate Shading = Quality.
  • Horizon Zero Dawn. Разрешение 1920 × 1080: Preset = Ultimate Quality. Разрешение 3840 × 2160: Preset = Ultimate Quality.
  • Marvel’s Guardians of the Galaxy. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Preset = Ultra. Разрешение 3840 × 2160: Graphics Preset = Ultra.
  • Marvel’s Spider-Man Remastered. Разрешение 1920 × 1080: Preset = Very High, Ray-Traced reflection = On, Reflection Resolution = Very High, Geometry Detail = Very High, Object Range = 10, Anti-Aliasing = TAA. Разрешение 3840 × 2160: Preset = Very High, Ray-Traced reflection = On, Reflection Resolution = Very High, Geometry Detail = Very High, Object Range = 10, Anti-Aliasing = TAA.
  • Mount & Blade II: Bannerlord. Разрешение 1920 × 1080: Overall Preset = Very High. Разрешение 3840 × 2160: Overall Preset = Very High.
  • Serious Sam: Siberian Mayhem. Разрешение 1920 × 1080: Vulkan, CPU Speed = Ultra, GPU Speed = Ultra, GPU Memory = Ultra. Разрешение 3840 × 2160: Vulkan, CPU Speed = Ultra, GPU Speed = Ultra, GPU Memory = Ultra.
  • Shadow of the Tomb Raider. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = TAA. Разрешение 3840 × 2160: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = Off.
  • The Riftbreaker. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Texture Quality = High, Raytraced soft shadows = On, Ray traced shadow quality = Ultra, Raytraced ambient occlusion = On. Разрешение 3840 × 2160: DirectX12, Texture Quality = High, Raytraced soft shadows = On, Ray traced shadow quality = Ultra, Raytraced ambient occlusion = On.
  • The Witcher 3: Wild Hunt. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Preset = RT Ultra. Разрешение 3840 × 2160: Graphics Preset = RT Ultra.
  • Watch Dogs Legion. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, RTX = Off, DLSS = Off. Разрешение 3840 × 2160: DirectX 12, DirectX 12, Quality = Ultra, RTX = Off, DLSS = Off.

Во всех игровых тестах в качестве результатов приводится среднее количество кадров в секунду, а также 0,01-квантиль (первая перцентиль) для значений FPS. Использование 0,01-квантиля вместо показателей минимального FPS обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.

#Производительность в приложениях

Если вы читали наши прошлые обзоры, то вас вряд ли удивит, что Ryzen 7 7700X проигрывает по быстродействию в ресурсоёмких приложениях процессору Core i5-13600K, у которого всего шесть производительных ядер. Однако основная идея этого тестирования вовсе не в том, чтобы показать, насколько актуальные модели AMD оказались слабее конкурирующих решений. В центре сюжета — впечатляющий эволюционный путь, который проделали процессоры Ryzen всего за шесть лет: как следует из результатов, сегодняшний Ryzen 7 7700X вдвое быстрее восьмиядерников на архитектуре Zen и Zen+. Более того, Ryzen 7 7700X значительно выигрывает по производительности и у Ryzen 7 3800X. Его преимущество перед этим процессором четырёхлетней давности ровно полуторакратное.

Характерно, что наибольший скачок в производительности восьмиядерных процессоров у AMD произошёл на последнем шаге — при переходе от архитектуры Zen 3 к Zen 4. Объясняется это просто: здесь прирост быстродействия подпитывается не только увеличением IPC, но и не менее серьёзной прибавкой в тактовой частоте.

Сопоставляя между собой результаты разных Ryzen, нельзя не обратить внимание, что усреднённая производительность в приложениях у Ryzen 7 5800X и Ryzen 7 5800X3D примерно одинакова с небольшим перевесом в пользу первого CPU. Это означает, что с точки зрения вычислительных нагрузок добавление в процессор 3D-кеша не имеет особого смысла — этот ускоритель проявляет себя лишь на игровом поле.

Знакомство с результатами измерений производительности в отдельных приложениях заставляет обратить внимание на системный характер отставания Ryzen 7 7700X от Core i5-13600K. Процессор Intel, формально относящийся к более низкому классу, оказывается быстрее в 11 приложениях из 13. А в четырёх приложениях его относительное преимущество выражается двухзначными процентными показателями.

Что же касается соотношения результатов различных восьмиядерных Ryzen, то среди них никаких неожиданностей нет. В любом из тестовых приложений новые процессоры AMD лучше старых, и рост производительности вдвое за три поколения и в полтора раза за два — картина, которая встречается повсеместно.

Рендеринг:

Обработка фото:

Фотограмметрия:

Математические расчёты:

Работа с видео:

Перекодирование видео:

Компиляция:

Архивация:

Шахматы:

#Производительность в играх. Тесты в разрешении 1080p

Относительная игровая производительность восьмиядерных Ryzen разных семейств почти не отличается от относительного быстродействия в приложениях. Главные факты здесь таковы. Ryzen 7 7700X обеспечивает примерно вдвое более высокий FPS, нежели Ryzen 7 1800X и Ryzen 7 2700X. Превосходство Ryzen 7 7700X над Ryzen 7 3800X — примерно полуторакратное. А при сравнении Ryzen 7 7700X и Ryzen 7 5800X преимущество нового процессора в игровой производительности составляет в среднем 25 %. Таким образом, для геймеров не будет лишён смысла апгрейд любых Socket AM4-систем, но в особенности если процессор в такой системе имеет архитектуру Zen первого или второго поколения.

Но нужно оговориться: Ryzen 7 5800X3D в игровых тестах смотрится очень неплохо даже по меркам сегодняшнего дня. Его средняя производительность близка к производительности Ryzen 7 7700X, и оба эти процессора отстают от Core i5-13600K не более чем на 2 % по среднему FPS и не более чем на 10 % — по минимальному. Таким образом, добавление в процессор AMD дополнительного L3-кеша объёмом 64 Мбайт с точки зрения кадровой частоты в играх примерно эквивалентно смене архитектуры на одно поколение.

Важно подчеркнуть, что тесты игровой производительности, о которых идёт речь, были проведены с самой мощной на данный момент видеокартой, которая минимально ограничивает показатели кадровой частоты. Это значит, что приведённые диаграммы иллюстрируют именно возможности процессоров, а не связок «CPU + GPU». Иными словами, говоря о кратном превосходстве Ryzen 7 7700X над предшественниками, мы исключаем из рассмотрения конфигурации со старыми или бюджетными видеокартами, модернизация процессора в которых не имеет большого смысла.

Говоря о результатах тестов в играх, нужно напомнить, что восьмиядерный Ryzen 7 7700X основан на одном CCD-чиплете. Его L3-кеш не разделён на две части, а задержки межъядерного взаимодействия минимальны для обмена данными между любыми парами ядер. Это делает Ryzen 7 7700X самым быстрым геймерским процессором среди всех Ryzen 7000: как мы выяснили в предыдущих обзорах, он обеспечивает более высокий FPS даже по сравнению с флагманскими Ryzen 9 7900X и Ryzen 9 7950X, которые собраны на двух чиплетах CCD.

#Производительность в играх. Тесты в разрешении 2160p

Как это обычно и бывает, повышение разрешения ведёт к уменьшению разброса между игровыми результатами процессоров ввиду того, что основная часть нагрузки переносится на графическую подсистему. Тем не менее превосходство Ryzen 7 7700X над предшественниками в игровой производительности хорошо видно и в 4K. Мощности старых процессоров AMD на полноценную загрузку работой GeForce RTX 4090 не хватает даже в высоком разрешении. В результате среднее преимущество Ryzen 7 7700X перед Ryzen 7 1800X и Ryzen 7 2700X достигает 66 %, перед Ryzen 7 3800X — 29 %, а перед Ryzen 7 5800X — 12 %.

#Выводы

В текущих рыночных реалиях Ryzen 7 7700X — откровенно бестолковый процессор. В приложениях и играх он проигрывает более доступному по цене Core i5-13600K, к тому же он требует перехода на новую платформу Socket AM5 с дорогими материнскими платами и обязательным использованием DDR5-памяти. И даже те, кто на дух не переносит процессоры Intel, могут найти более выгодные по соотношению цены и производительности варианты. Например, Ryzen 7 5800X3D для игровых конфигураций или Ryzen 9 5900X для рабочих. Иными словами, серьёзно задумываться о приобретении восьмиядерника c архитектурой Zen 4 до появления в продаже Ryzen 7 7800X3D, усиленного 3D-кешем, совершенно точно не имеет смысла.

Но эта статья написана не для того, чтобы в очередной раз подчеркнуть слабые стороны текущего поколения Ryzen. Пользуясь актуальным восьмиядерником, мы исследовали совсем другой вопрос, а именно оценивали темпы роста производительности процессоров AMD за несколько последних лет. И как оказалось, компания наращивает мощность CPU весьма интенсивно: сегодняшний Ryzen 7 7700X опережает Ryzen 7 1800X и Ryzen 7 2700X — флагманы AMD образца 2017-2018 года — примерно вдвое. А его преимущество перед вышедшим три с половиной года тому назад Ryzen 7 3800X достигает полуторакратного размера.

При этом максимальный шаг в производительности восьмиядерных процессоров AMD произошёл как раз в конце прошлого года, в момент выхода Ryzen 7 7700X на архитектуре Zen 4. В нём AMD не только существенно оптимизировала строение ядер, повысив удельную производительность на 13 %, но и на 15 % подняла рабочую частоту, добившись превосходства новинки над Ryzen 7 5800X на 25-28 %.

Правда, вместе с рывком производительности произошёл и неприятный скачок рабочих температур. Гоняясь за быстродействием, AMD не позаботилась о снижении нагрева новых процессоров и повышении эффективности съёма тепла с уменьшившихся по площади кристаллов-чиплетов. В результате 90 градусов под нагрузкой стали для Ryzen 7 7700X новой нормой, в то время как его ближайшие предшественники в аналогичных задачах и с аналогичным охлаждением были как минимум на десять градусов холоднее.

Тем не менее упрекнуть разработчиков архитектуры Zen в недостаточности предпринимаемых усилий невозможно. Они проделали действительно огромную работу, а проблема c новыми Ryzen состоит в небрежном отношении компании к деталям. Ситуация с нагревом — один из примеров такой небрежности. А ещё AMD можно упрекнуть в том, что Ryzen 7 7700X получил на старте неоправданно высокую цену, которая до сих пор не снизилась до приемлемого и конкурентного уровня.

Однако в нашем списке претензий к Ryzen 7000 есть и куда более серьёзный пункт, ведь до сих пор мы не получили от AMD увеличения числа вычислительных ядер в серии Ryzen 7. На протяжении всех шести лет эволюции такие процессоры продолжают оставаться восьмиядерниками, и это сильно печалит, поскольку Core i7 за то же самое время превратились из шестиядерников в процессоры с 16 вычислительными ядрами, половина из которых имеет IPC не хуже, чем у Zen 4.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Linux — это дорого и сложно: AWS и Google Cloud заявили, что вырваться из экосистемы Microsoft невероятно трудно 2 ч.
Новая статья: South of Midnight — соткана по лекалам. Рецензия 4 ч.
Спустя восемь лет «беты» Escape from Tarkov взяла курс на версию 1.0 — план обновлений игры на 2025 год 6 ч.
ChatGPT научился использовать воспоминания о пользователе для персонализации веб-поиска 7 ч.
Создатели следующей Battlefield рассказали о новом «языке разрушения» и показали его в деле 8 ч.
Глава Microsoft Gaming Фил Спенсер намекнул на продолжение Indiana Jones and the Great Circle 9 ч.
Разработчики Everspace 2 решили снизить цену на дополнение Wrath of the Ancients, потому что «вокруг дорожает буквально всё» 10 ч.
Google обжалует «неблагоприятное» решение суда о признании её монополистом в интернет-рекламе 10 ч.
84 % россиян выходят в интернет каждый день, подсчитал Mediascope 11 ч.
Cloud.ru представил первый в России управляемый облачный сервис для инференса ИИ-моделей — Evolution ML Inference 13 ч.
Western Digital начала добывать редкоземельные и драгоценные металлы из жёстких дисков 7 ч.
HP отделалась выплатой $4 млн по иску о завышенных ценах и фиктивных скидках 10 ч.
Xiaomi представила компактный домашний проектор Redmi 3 Lite за $100 10 ч.
Nintendo Switch 2 избежала подорожания, несмотря на новые пошлины США — аксессуары тем же похвастаться не могут 10 ч.
Western Digital запустила в США масштабную программу извлечения редкоземельных элементов из HDD — уже переработано почти 23 т дисков Microsoft 11 ч.
Физики обнаружили аномальный эффект Холла в неожиданном месте 12 ч.
Из-за политики США европейские пользователи задумались об уходе из американских облаков 13 ч.
Продажи российского электромобиля Lada e-Largus выросли до одного экземпляра в первом квартале 13 ч.
Intel расследует падение производительности видеокарт Arc при работе со старыми CPU 13 ч.
Китайская EHang пообещала запустить сервис летающих такси по разумной цене до конца года 14 ч.