Вчера в Китае представили поэтапный план создания на Луне полнофункциональной Международной лунной исследовательской станции (ILRS), самое активное участие в котором будет принимать Россия. Фактически китайцы рассказали, на что мы подписались, и какая программа будет соперничать с аналогичным проектом «Соглашение Артемида» США и их союзников.
Долгосрочный проект создания на Луне Международной научной лунной станции (МНЛС), как она называется в документах российской стороны, разбит на три этапа и приведёт к развёртыванию полноценной и готовой к эксплуатации лунной станции к 2050 году. В то же время первого значимого результата сотрудничества так долго ждать не придётся — «базовая версия» МНЛС должна быть завершена к 2028 году.
Первый этап будет проведён в процессе семи запусков — четыре из них совершит Китай («Чанъэ-4, 6, 7 и 8»), а три кто-то из партнёров, кем, скорее всего, окажется Россия. В ходе первых семи миссий будет детально изучаться лунная среда и её ресурсы. Важной частью первого этапа станет отработка спектра необходимых для создания и работы станции технологий. Если кто-то продолжает думать, что космос — это выброшенные деньги, то это не так. Прежде всего — это прогресс в технологиях, который никаким иным способом достичь нельзя.
На втором этапе будет создана «полная версия» станции. За это будут ответственны шесть миссий в период с 2030 по 2040 год. В ходе двух первых из них на Луне установят источники гарантированной выработки энергии, скорее всего — на ядерном топливе, и запустят многочисленные роботизированные программы по сбору образцов лунных пород. По сути — будет запущена сеть луноходов для разведки на местности.
В ходе третьей миссии второго этапа для разведки недр Луны будет использоваться георадар, и реализована программа по доставке на Землю образцов, собранных в ходе разведки двумя предыдущими миссиями. Во время четвёртой миссии второго этапа на Луне введут в строй полномасштабную ядерную силовую установку для выработки энергии для поддержки экспериментов и фундаментальных исследований в области физики и наук о жизни. Пятая миссия второго этапа будет нацелена на создание на Луне исследовательской инфраструктуры для астрономических наблюдений.
«Создав крупномасштабную долгосрочную платформу за пределами Земли для исследования Луны и Вселенной, мы объединим мудрость космических инженеров и учёных со всего мира, значительно улучшим наше понимание лунной среды и способность использовать лунные ресурсы, а также поддержим мечту человечества однажды отправиться на Марс и дальше», — говорят авторы проекта.
Для поддержки связи в пределах Луны и лунных миссий с Землёй, а также для обеспечения навигации на орбитах будет размещена спутниковая группировка Queqiao (Magpie Bridge). Также спутники будут поддерживать миссии на Марс, Венеру и далее.
На заключительном этапе строительства Китай и его партнеры построят больше инфраструктуры и расширят ILRS до «версии, ориентированной на применение». Произойдёт это к 2050 году, когда, как обещает план, начнётся полноценная эксплуатация станции. Первая высадка тайконавтов на Луну, отметим, ожидается намного раньше — предположительно до 2030 года. Это станет своеобразным маркером амбиций китайской космонавтики и для этого они приложат максимум усилия.
С момента публикации первых планов о создании на Луне Международной исследовательской станции Китай подписал соглашения о сотрудничестве или письма о намерениях с рядом стран и международных организаций, включая Россию, Аргентину, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты, Бразилию и Азиатско-Тихоокеанскую организацию космического сотрудничества. К этому союзу могут присоединиться все желающие на любом этапе развития программы. Переговоры продолжаются ещё с 10 потенциальными партнёрами, делятся секретами китайцы.
Для координации строительства и управления проектом будет создан новый орган под названием Международная организация по сотрудничеству лунных исследовательских станций (ILRSCO).
Источник: