Сегодня 20 июля 2024

Выдуваемые из центра Млечного Пути гигантские газовые пузыри оказались сложнее, чем думали учёные

Международная группа учёных исследовала так называемые «пузыри eRosita» — газовые образования размером 36 тыс. световых лет, которые вырываются из центральной части нашей галактики Млечный Путь — и обнаружила их неизвестные до настоящего момента свойства.

Источник изображения: roscosmos.ru

Эти пузыри, названные в честь рентгеновского телескопа eRosita, с помощью которого их открыли — не единственные, что произрастают из диска нашей галактики. Есть также «пузыри Ферми», открытые при помощи одноимённого гамма-телескопа, но они, несмотря на схожую форму, имеют в два раза меньшие размеры, и менее энергетичны. Эти структуры простираются сквозь газ, окружающий нашу галактику. Астрономы надеются, что изучение этих структур поможет раскрыть новые механизмы звездообразования и объяснить, как собираются вместе галактики вроде нашей.

Открытия были сделаны на основе наблюдений, которые производились с 2005 по 2014 гг. Ранее считалось, что пузыри нагреваются ударными волнами газа, которые выбрасываются из Млечного Пути, но исследователи установили, что температура газа внутри пузырей не отличается от температуры газа вне них. Яркость же им придаёт не температура, а высокая плотность вещества.

Астрономы до сих пор не уверены в том, как появились галактические пузыри: одна из гипотез предполагает, что они «выдуваются» в результате активности расположенной в центре галактики сверхмассивной чёрной дыры Стрелец А*; но присутствие в них некоторых элементов указывает, что причиной скорее послужило интенсивное звездообразование в центре Млечного Пути. Дополнительную информацию о «пузырях eRosita» учёные надеются получить при помощи наблюдений в рамках новых космических миссий.