Сегодня 02 мая 2024

Астрономы обнаружили звезду, которая превращается в алмаз размером с планету

Недавно астрономами были обнаружены признаки того, что белый карлик, расположенный приблизительно в 104 световых годах от Земли, медленно «кристаллизуется» в алмаз размером с планету. Открытие частично подтверждает существующие теории об окончательной судьбе большинства звёзд.

Источник изображения:  Daniele Levis Pelusi/unsplash.com

Источник изображения: Daniele Levis Pelusi/unsplash.com

Данные телескопа Gaia Европейского космического агентства (ESA) позволяют предположить, что белый карлик гравитационно связан с системой из трёх звёзд — HD 190412. Наблюдения свидетельствуют, что его ядро находится в процессе кристаллизации, что может мешать установить реальный возраст звезды. Хотя прочие светила из этого «квартета» насчитывают приблизительно по 7,3 млрд лет, белый карлик, возможно, намного моложе, его возраст предположительно составляет около 4,2 млрд лет. Результаты исследования, проведённого учёными из Австралии, Канады, Великобритании и США, доступны в базе arXiv, но пока не получили рецензий, поэтому читателям стоит воспринимать информацию с осторожностью.

Белый карлик представляет собой позднюю стадию жизненного цикла звезды — она превращается в подобное небесное тело после того, как сожгла весь водород. На этом этапе у звёзд с массами от низкой до умеренной в результате термоядерных реакций сбрасываются внешние оболочки и остаётся чрезвычайно плотное ядро, которое, собственно, и является белым карликом, масса звезды может умещаться в объёме, эквивалентном объёму Земли. Когда окончательно сжигают топливо более массивные звёзды, они могут коллапсировать в чёрные дыры.

Изначально температура белых карликов чрезвычайно высока, но постепенно они остывают и кристаллизуются, поскольку новые источники энергии отсутствуют. В итоге такие звёзды, предположительно, станут холодными и тёмными объектами — чёрными карликами, по составу и структурно похожими на алмазы. Согласно теориям учёных, на подобный процесс уйдёт намного больше 13,8 млрд лет, прошедших со времён Большого взрыва, поэтому, вероятно, чёрных карликов пока во вселенной не существует. Тем не менее, подобная судьба, как ожидается, в итоге ожидает около 97 % звёзд Млечного пути, включая Солнце.

Согласно существующим теориям, по мере приближения тепловой смерти Вселенной последними останутся только чёрные дыры и чёрные карлики, остальные звёзды и галактики к тому времени уже исчезнут. Обнаружение звезды в процессе кристаллизации так близко к Солнечной системе поможет астрономам лучше понять происходящие процессы и насколько такие звёзды распространены вообще. Пока считается, что из 100 ближайших звёзд меньше 10 — белые карлики, поэтому находка имеет большую ценность для наблюдений.

Также не так давно открыта планета, вращающаяся вокруг двух звёзд — как Татуин из «Звёздных войн», и пока астрономам известно только 12 циркумбинарных систем.