Жанр | Приключение |
Издатель | Panic |
Издатель в России | Нет |
Разработчик | Julián Cordero, Sebastian Valbuena |
Минимальные требования | Windows 10, процессор уровня Intel Core i7-7700HQ 2,8 ГГц или AMD FX-8350 4 ГГц, 8 Гбайт оперативной памяти, видеокарта уровня Nvidia GeForce GTX 1050 или AMD поколения RX 7000 с 4 Гбайт видеопамяти, 8 Гбайт на жестком диске |
Рекомендуемые требования | Windows 11, процессор уровня Intel Core i5-8600K 3,6 ГГц или AMD Ryzen 5 2600 3,4 ГГц, 16 Гбайт оперативной памяти, видеокарта уровня Nvidia GeForce GTX 1660 (6 Гбайт видеопамяти) или AMD Radeon RX 580 (4 Гбайт видеопамяти) Дата выхода: 1 мая 2025 года |
Дата выхода | 1 мая 2025 года |
Локализация | Нет |
Возрастной ценз | Нет |
Платформы | PC, PS4, PS5, Xbox Series X, Series S |
Официальный сайт |
Одно из моих первых воспоминаний (а возможно, и самое первое — разве можно их в голове распределить по датам?) — как папа объясняет мне правила офсайда, расставляя в нужном порядке резиновых животных. В офсайде (за линией защиты), как сейчас помню, ошивался поросенок. Ну а кто еще, в семье-то болельщиков «Спартака»?

despelote превосходно работает с переходными планами — начинается игра, к примеру, с погружения в «игру в игре», которая затем плавно встраивается в большой мир. Чувствуется, что автор — из семьи кинематографистов
Первым же чемпионатом мира, который я помню по-настоящему хорошо, был чемпионат, проходивший в США в 1994 году. Жаркое лето, я стараюсь смотреть побольше игр, но это не всегда удается сделать в деревне — антенна ловит там так себе, да и по времени неудобно. Ну а финал мы с папой смотрели частично почему-то во время прогулки до магазина «Свет». Серию пенальти мы смотрели, стоя у какого-то другого магазина, где телевизоры были развернуты на улицу с витрины. Там-то я увидел легендарные удары Барези и Баджо, прибившие пару птичек в небе Пасадены. Мне было восемь лет.
Совсем как Хулиану, главному герою игры despelote, проводящему самую запоминающуюся осень в жизни — сборная Эквадора неожиданно зацепилась в отборочном турнире и имеет шансы выйти на свой первый чемпионат мира. Событие для маленькой латиноамериканской страны невиданное. Есть нюанс — на самом деле Хулиану было на тот момент четыре, и это не только герой, но и автор игры despelote, которая не столько рассказывает о футболе (честно говоря, о футболе despelote не сообщает, по сути, ничего), сколько пытается по-своему реконструировать первые воспоминания. И делает это совершенно удивительным образом.
На первый взгляд, despelote выглядит не просто неказисто, а даже неряшливо — в пиксельном (хотя, скорее, пуантилистском) монохромном мире существуют условно нарисованные белые фигуры, которые рассказывают о чем-то своем, не особенно обращая внимание на Хулиана. Но тому и не нужно внимание — все оно сосредоточено на мяче. При любом удобном случае парень летит на улицу, где с упоением его пинает — с друзьями или один. А когда мяча нет — пинает все, что попадется под ногу.

Помимо мяча, можно взаимодействовать и с другими предметами. Этот, к примеру, обещает destrucción total
По сути, это единственная механика игры. Нам доступны две кнопки — одна отвечает за дриблинг, вторая за удар, причем можно контролировать его силу и направление. Иногда даже придется пытаться куда-то попасть (например, по бутылкам на стене), но в основном, да, просто пинаем мяч и слушаем болтовню вокруг. Или не слушаем. Возвращаемся домой вовремя. Или не возвращаемся. Пытаемся не запачкать костюм, в котором нам сейчас идти на праздник. Или…
В общем, живем свою лучшую детскую жизнь — дома еще можно в футбол на приставке поиграть, Tino Tini's Soccer 99. Эту «игру в игре» с видом сверху, жутковатой графикой и жутковатым управлением, к слову, сконструировал Гейб Кузилло — самый продуктивный Гейб в текущем игропроме, создавший шикарную APE OUT и работающий сейчас над baby Steps. Ну и по пути спродюсировавший despelote.

В игре немало свободы — на самом деле, мы вольны делать почти что угодно в рамках отмеренных отрезков времени. Но детская свобода очень условна. Где-то вас ведут за руку буквально (родители), а в остальных случаях — фигурально
Геймплейный арсенал невеликий — помимо перечисленного выше, иногда можно еще взаимодействовать с некоторыми объектами. Графика как минимум своеобразная — хотя обаяния в конечном счете игре не занимать. Тогда почему здесь такая оценка? (Вы же тоже сначала смотрите оценку, а потом читаете, так ведь?)
Дело не только в том, что Хулиан Кордеро (вместе с Себастьяном Вальбуэной — по сути, это игра от двух человек), как вы поняли, внезапно сделал игру обо мне. То есть и это тоже, но у него получилось нащупать сразу и уникальный способ говорить о памяти, и удивительную интонацию.
Несмотря на то, что ностальгия — это по сути своей чувство порочное (обращаться к прошлому с сожалением — дело не лучшее), у Хулиана получается избежать малейшей тоски. Вместо этого despelote наполнена теплом и счастьем — «здорово быть малышом». При этом перед нами не стопроцентная игра из детства, вроде «Санька» или Alba: Wildlife Adventure: воспоминания отрывочны, и автор в какой-то момент ломает четвертую стену и попросту врывается с комментариями от своего лица, а не от лица себя-ребенка (который, к слову, безмолвен). То есть повествование ведется с взрослой точки зрения — при этом драма расставания с нежным возрастом почти не прорывается. Некоторая горечь чувствуется в сегментах, посвященных подростковому возрасту, когда Хулиан безуспешно пытается заниматься футболом, но во что-то большее это чувство не перерастает. В какой-то момент ты уже начинаешь ждать чего-то трагического, каким-то образом ломающего или хотя бы меняющего жизнь главного героя — законы жанра буквально молят об этом , но ничего не происходит.
При этом игра остается интересной до самого конца — не в последнюю очередь из-за того самого напряженного ожидания, которое толком не разрешается. Можно было бы поболеть за сборную Эквадора, — но и тут ты знаешь, чем все закончится, для этого даже в «Википедию» лезть не обязательно — с самого начала никто не скрывает, что поход на чемпионат мира увенчается успехом. При этом ты успеваешь понять, что этот поход значил для страны, которую, как это принято в Латинской Америке, трясло в экономическом и социальном плане (хотя Эквадор всегда был весьма благополучен на фоне многих соседей), — для нашего героя, впрочем, существовал только один план, и он касался навеса Агинаги и удара головой Кавьедеса, а точно не политики и «долларизации» экономики.
despelote оставляет щемящее чувство, но при этом не скатывается в сентиментальность. Экспериментирует с формой и ломает четвертую стену, но делает это без излишней театральности или пошлости. Это маленькая игра по хронометражу и по ее общему устройству, но большая по творческой задаче — и справляется она с этой задачей (показать эпизодический характер детских воспоминаний и в чем-то даже суть работы памяти) блестяще.
***
В какой-то момент мы узнаем, что родители создателя despelote сняли в конце девяностых фильм Ratas, ratones, rateros — папа был режиссером и автором сценария, мама продюсировала. Фильм попал на международные фестивали и для многих эквадорцев даже стал первым эквадорским кино, которое они посмотрели. Что ж, значит, такая судьба у семьи Кордеро — наносить Эквадор на карту мира в разрезе разных видов искусства. Хулиан это сделал с видеоиграми — причем сделал очень оригинальным, особенным образом.
Достоинства:
- очень точно переданная суть детских воспоминаний;
- если вы в детстве любили футбол, то это будет игра про вас;
- уникальный звуковой дизайн.
Недостатки:
- очень своеобразное графическое исполнение;
- скоротечность.
Графика |
Сочетание намеренно «обрушенных» в пиксели 3D-моделей и фотографий Кито и недетализированных рисованных персонажей несколько режет глаз, но также и запоминается — похожих на despelote игр, по сути, нет. |
Звук |
В despelote впечатляющий звуковой дизайн: полевые записи звуков города очень здорово работают на погружение, а вместо актеров реплики для игры авторы попросили озвучить реальных персонажей — своих родственников и других жителей города. Музыка более-менее фоновая и часто диегетическая (то есть звучит из каких-то виртуальных источников), но все вкупе здорово работает на погружение в атмосферу. |
Одиночная игра |
Симулятор пинания мяча на улицах Кито, симулятор беззаботного детства, симулятор хождения за ручку с матерью. |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Ориентировочное время прохождения |
2 часа. |
Общее впечатление |
По сути своей небольшая зарисовка о счастливых детских воспоминаниях, видеоигра в жанре «срез жизни», но каким-то таинственным образом она умудряется занять место у сердца — и сделать этому самому сердцу теплее. |
Оценка: 9,0/10
Видео:




изображения (15)

Все комментарии премодерируются.