Сегодня 21 мая 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Игры

despelote — го-о-о-о-о-о-о-о-о-о-ол! Рецензия

Жанр Приключение
Издатель Panic
Издатель в России Нет
Разработчик Julián Cordero, Sebastian Valbuena
Минимальные требования Windows 10, процессор уровня Intel Core i7-7700HQ 2,8 ГГц или AMD FX-8350 4 ГГц, 8 Гбайт оперативной памяти, видеокарта уровня Nvidia GeForce GTX 1050 или AMD поколения RX 7000 с 4 Гбайт видеопамяти, 8 Гбайт на жестком диске
Рекомендуемые требования Windows 11, процессор уровня Intel Core i5-8600K 3,6 ГГц или AMD Ryzen 5 2600 3,4 ГГц, 16 Гбайт оперативной памяти, видеокарта уровня Nvidia GeForce GTX 1660 (6 Гбайт видеопамяти) или AMD Radeon RX 580 (4 Гбайт видеопамяти) Дата выхода: 1 мая 2025 года
Дата выхода 1 мая 2025 года
Локализация Нет
Возрастной ценз Нет
Платформы PC, PS4, PS5, Xbox Series X, Series S
Официальный сайт

Одно из моих первых воспоминаний (а возможно, и самое первое — разве можно их в голове распределить по датам?) — как папа объясняет мне правила офсайда, расставляя в нужном порядке резиновых животных. В офсайде (за линией защиты), как сейчас помню, ошивался поросенок. Ну а кто еще, в семье-то болельщиков «Спартака»?

 despelote превосходно работает с переходными планами — начинается игра, к примеру, с погружения в «игру в игре», которая затем плавно встраивается в большой мир. Чувствуется, что автор — из семьи кинематографистов

despelote превосходно работает с переходными планами — начинается игра, к примеру, с погружения в «игру в игре», которая затем плавно встраивается в большой мир. Чувствуется, что автор — из семьи кинематографистов

Первым же чемпионатом мира, который я помню по-настоящему хорошо, был чемпионат, проходивший в США в 1994 году. Жаркое лето, я стараюсь смотреть побольше игр, но это не всегда удается сделать в деревне — антенна ловит там так себе, да и по времени неудобно. Ну а финал мы с папой смотрели частично почему-то во время прогулки до магазина «Свет». Серию пенальти мы смотрели, стоя у какого-то другого магазина, где телевизоры были развернуты на улицу с витрины. Там-то я увидел легендарные удары Барези и Баджо, прибившие пару птичек в небе Пасадены. Мне было восемь лет.

Совсем как Хулиану, главному герою игры despelote, проводящему самую запоминающуюся осень в жизни — сборная Эквадора неожиданно зацепилась в отборочном турнире и имеет шансы выйти на свой первый чемпионат мира. Событие для маленькой латиноамериканской страны невиданное. Есть нюанс — на самом деле Хулиану было на тот момент четыре, и это не только герой, но и автор игры despelote, которая не столько рассказывает о футболе (честно говоря, о футболе despelote не сообщает, по сути, ничего), сколько пытается по-своему реконструировать первые воспоминания. И делает это совершенно удивительным образом.

На первый взгляд, despelote выглядит не просто неказисто, а даже неряшливо — в пиксельном (хотя, скорее, пуантилистском) монохромном мире существуют условно нарисованные белые фигуры, которые рассказывают о чем-то своем, не особенно обращая внимание на Хулиана. Но тому и не нужно внимание — все оно сосредоточено на мяче. При любом удобном случае парень летит на улицу, где с упоением его пинает — с друзьями или один. А когда мяча нет — пинает все, что попадется под ногу.

 Помимо мяча, можно взаимодействовать и с другими предметами. Этот, к примеру, обещает destrucción total

Помимо мяча, можно взаимодействовать и с другими предметами. Этот, к примеру, обещает destrucción total

По сути, это единственная механика игры. Нам доступны две кнопки — одна отвечает за дриблинг, вторая за удар, причем можно контролировать его силу и направление. Иногда даже придется пытаться куда-то попасть (например, по бутылкам на стене), но в основном, да, просто пинаем мяч и слушаем болтовню вокруг. Или не слушаем. Возвращаемся домой вовремя. Или не возвращаемся. Пытаемся не запачкать костюм, в котором нам сейчас идти на праздник. Или…

В общем, живем свою лучшую детскую жизнь — дома еще можно в футбол на приставке поиграть, Tino Tini's Soccer 99. Эту «игру в игре» с видом сверху, жутковатой графикой и жутковатым управлением, к слову, сконструировал Гейб Кузилло — самый продуктивный Гейб в текущем игропроме, создавший шикарную APE OUT и работающий сейчас над baby Steps. Ну и по пути спродюсировавший despelote.

 В игре немало свободы — на самом деле, мы вольны делать почти что угодно в рамках отмеренных отрезков времени. Но детская свобода очень условна — где-то вас ведут за руку родители прямо, а в остальных случаях — фигурально

В игре немало свободы — на самом деле, мы вольны делать почти что угодно в рамках отмеренных отрезков времени. Но детская свобода очень условна. Где-то вас ведут за руку буквально (родители), а в остальных случаях — фигурально

Геймплейный арсенал невеликий — помимо перечисленного выше, иногда можно еще взаимодействовать с некоторыми объектами. Графика как минимум своеобразная — хотя обаяния в конечном счете игре не занимать. Тогда почему здесь такая оценка? (Вы же тоже сначала смотрите оценку, а потом читаете, так ведь?)

Дело не только в том, что Хулиан Кордеро (вместе с Себастьяном Вальбуэной — по сути, это игра от двух человек), как вы поняли, внезапно сделал игру обо мне. То есть и это тоже, но у него получилось нащупать сразу и уникальный способ говорить о памяти, и удивительную интонацию.

 Игра разбита на эпизоды — по количеству матчей до выхода в финальную часть Чемпионата мира

Игра разбита на эпизоды — по количеству матчей до выхода в финальную часть чемпионата мира

Несмотря на то, что ностальгия — это по сути своей чувство порочное (обращаться к прошлому с сожалением — дело не лучшее), у Хулиана получается избежать малейшей тоски. Вместо этого despelote наполнена теплом и счастьем — «здорово быть малышом». При этом перед нами не стопроцентная игра из детства, вроде «Санька» или Alba: Wildlife Adventure: воспоминания отрывочны, и автор в какой-то момент ломает четвертую стену и попросту врывается с комментариями от своего лица, а не от лица себя-ребенка (который, к слову, безмолвен). То есть повествование ведется с взрослой точки зрения — при этом драма расставания с нежным возрастом почти не прорывается. Некоторая горечь чувствуется в сегментах, посвященных подростковому возрасту, когда Хулиан безуспешно пытается заниматься футболом, но во что-то большее это чувство не перерастает. В какой-то момент ты уже начинаешь ждать чего-то трагического, каким-то образом ломающего или хотя бы меняющего жизнь главного героя — законы жанра буквально молят об этом , но ничего не происходит.

При этом игра остается интересной до самого конца — не в последнюю очередь из-за того самого напряженного ожидания, которое толком не разрешается. Можно было бы поболеть за сборную Эквадора, — но и тут ты знаешь, чем все закончится, для этого даже в «Википедию» лезть не обязательно — с самого начала никто не скрывает, что поход на чемпионат мира увенчается успехом. При этом ты успеваешь понять, что этот поход значил для страны, которую, как это принято в Латинской Америке, трясло в экономическом и социальном плане (хотя Эквадор всегда был весьма благополучен на фоне многих соседей), — для нашего героя, впрочем, существовал только один план, и он касался навеса Агинаги и удара головой Кавьедеса, а точно не политики и «долларизации» экономики.

 Да, конечно, именно это я рисовал всегда и везде в восемь лет. Да и позже

Да, конечно, именно это я рисовал всегда и везде в восемь лет. Да и позже

despelote оставляет щемящее чувство, но при этом не скатывается в сентиментальность. Экспериментирует с формой и ломает четвертую стену, но делает это без излишней театральности или пошлости. Это маленькая игра по хронометражу и по ее общему устройству, но большая по творческой задаче — и справляется она с этой задачей (показать эпизодический характер детских воспоминаний и в чем-то даже суть работы памяти) блестяще.

***

В какой-то момент мы узнаем, что родители создателя despelote сняли в конце девяностых фильм Ratas, ratones, rateros — папа был режиссером и автором сценария, мама продюсировала. Фильм попал на международные фестивали и для многих эквадорцев даже стал первым эквадорским кино, которое они посмотрели. Что ж, значит, такая судьба у семьи Кордеро — наносить Эквадор на карту мира в разрезе разных видов искусства. Хулиан это сделал с видеоиграми — причем сделал очень оригинальным, особенным образом.

Достоинства:

  • очень точно переданная суть детских воспоминаний;
  • если вы в детстве любили футбол, то это будет игра про вас;
  • уникальный звуковой дизайн.

Недостатки:

  • очень своеобразное графическое исполнение;
  • скоротечность.

Графика

Сочетание намеренно «обрушенных» в пиксели 3D-моделей и фотографий Кито и недетализированных рисованных персонажей несколько режет глаз, но также и запоминается — похожих на despelote игр, по сути, нет.

Звук

В despelote впечатляющий звуковой дизайн: полевые записи звуков города очень здорово работают на погружение, а вместо актеров реплики для игры авторы попросили озвучить реальных персонажей — своих родственников и других жителей города. Музыка более-менее фоновая и часто диегетическая (то есть звучит из каких-то виртуальных источников), но все вкупе здорово работает на погружение в атмосферу.

Одиночная игра

Симулятор пинания мяча на улицах Кито, симулятор беззаботного детства, симулятор хождения за ручку с матерью.

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Ориентировочное время прохождения

2 часа.

Общее впечатление

По сути своей небольшая зарисовка о счастливых детских воспоминаниях, видеоигра в жанре «срез жизни», но каким-то таинственным образом она умудряется занять место у сердца — и сделать этому самому сердцу теплее.

Оценка: 9,0/10

Подробнее о системе оценок

Видео:

 
 
3DNews рекомендует!
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
Комментарии загружаются...

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Глава Gearbox: «настоящий фанат» найдёт способ купить Borderlands 4 и за $80 2 ч.
ИИ-платформа Microsoft Discovery создала жидкость для СЖО за 200 часов вместо нескольких месяцев 3 ч.
«Славься, Повелитель Ночи»: разработчики Warhammer 40,000: Rogue Trader заинтриговали фанатов тизером скорого анонса 3 ч.
Google мощно обновила приложение Gemini: изучение мира в реальном времени, улучшенный Deep Research и многое другое 3 ч.
Google начала тестирование нового пользовательского интерфейса в Android 16 3 ч.
Из раннего доступа Steam скоро выйдет The Wandering Village — градостроительная стратегия о выживании на спине гигантского зверя 4 ч.
Google добавила ИИ-помощника Gemini в Chrome — он сделает сёрфинг в интернете удобнее 4 ч.
«Мы вернулись, друзья»: спустя почти пять лет судебной борьбы Fortnite вновь стала доступна в американском App Store 4 ч.
Запуск Doom: The Dark Ages стал крупнейшим в истории id Software, но есть нюанс 6 ч.
Google анонсировала Beam — платформу 3D-видеосвязи для бизнеса 9 ч.
Китайская ADA Space вывела на орбиту первые 13 из 2,8 тыс. спутников для создания космического ИИ ЦОД 27 мин.
«Я вообще-то не только танцую»: роботы Tesla Optimus учатся готовить обед и прибираться в доме 54 мин.
Репортаж со стенда GIGABYTE на выставке Computex 2025: материнские платы и видеокарты на любой вкус 2 ч.
«Российский Starlink» получит статус нацпроекта 2 ч.
Представлен ПАК Tantor XData 2B — машина баз данных на российском процессоре Baikal-S 2 ч.
По пятам Apple: 2-нм чипы MediaTek будут готовы к производству уже к сентябрю 2 ч.
AMD представила профессиональную видеокарту Radeon AI Pro R9700 с 32 Гбайт памяти 3 ч.
Tesla придётся попотеть: беспилотные такси Waymo удвоили число поездок до 10 млн всего за пять месяцев 3 ч.
Японцы изобрели камеру, способную снимать голограммы живых органов в реальном времени 3 ч.
Meizu вернулась на глобальный рынок со множеством новых смартфонов, очками дополненной реальности и смарт-кольцом 3 ч.