Сегодня 21 февраля 2024

Perseverance нашёл на поверхности Марса молекулы органики

Учёные NASA опубликовали в журнале Nature работу, в которой сообщили об обнаружении марсоходом Perseverance органических молекул на поверхности Красной планеты. Это ещё не обнаружение биологической жизни на Марсе, как мы её знаем по Земле, но приличный шанс рано или поздно открыть инопланетную биологию.

Источник изображений: NASA

Марсоход имеет два прибора для обнаружения органики на Марсе. Это PIXL («Планетарный инструмент для рентгеновской литохимии») и SHERLOC («Сканирование обитаемых сред с помощью комбинационного рассеяния и люминесценции для органических и химических веществ»). С помощью прибора PIXL марсоход уже находил органические молекулы в марсианских породах. Находка таковых с помощью ультрафиолетового рамановского спектрометра SHERLOC подтверждает первое открытие и служит дополнительным аргументом, что на Марсе в древности могла существовать биологическая жизнь.

К сожалению, это открытие не может быть однозначным подтверждением существования жизни на Марсе. Органические молекулы в виде соединения углерода и водорода, например, могут возникать в ходе естественных реакций веществ из неорганической химии. Более точно ответить на вопрос происхождения обнаруженной органики учёные смогут только после того, как изучат образцы с помощью целого комплекса инструментов, что возможно только на Земле. Однако произойдёт это не раньше середины 30-х годов, когда миссия по доставке образцов марсианских пород вернёт их (если сможет!) на Землю.

Концепция миссии по возврату марсианских образцов на Землю

Марсоход Perseverance исследует на Марсе кратер Езеро, который в древности мог быть озером. Он изучает осадочные породы в месте предполагаемой дельты реки доисторического Марса. На Земле в таких местах за миллионы лет образуются характерные наслоения из отходов жизнедеятельности микробов. Если на Марсе была микробная жизнь, то кратер Езеро — это перспективное место для обнаружения её следов. Находки органических молекул и их привязка к породам, образованным 3–4 млрд лет назад в какой-то степени подтверждает верность выбранной стратегии. Но точного подтверждения этому придётся подождать не менее 10 лет.