Сегодня 31 января 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Новости Hardware

Минтранс РФ определил, кто будет нести ответственность в авариях с беспилотными автомобилями

Законодателям стран с развитым автомобильным рынком рано или поздно предстоит сделать выбор в вопросе возложения вины в ДТП с участием беспилотных автомобилей, и Минтранс РФ уже подготовил законопроект, который описывает правила их эксплуатации на дорогах общего пользования в России, а также распределяет ответственность за ущерб, причинённый в результате аварий с их участием. В случае принятия закон должен вступить в силу с 1 сентября 2025 года.

 Источник изображения: Unsplash, Roberto Nickson

Источник изображения: Unsplash, Roberto Nickson

Издание «Коммерсантъ» напоминает, что с 2018 года беспилотные легковые и грузовые автомобили тестируются на выделенных участках дорог рядом российских разработчиков («Яндекс», «Сберавтотех», КамАЗ и «Магнит»), но за рулём обязательно находится страхующий водитель. Первые тесты показали, что применение автопилота позволяет снизить аварийность на 90 %, а затраты на грузоперевозки — на 30 % за счёт отказа от оплаты труда водителя и выбора более оптимального режима движения с точки зрения экономии топлива.

Российские власти, по данным источника, принципиальное согласие о допуске беспилотных транспортных средств на дороги выразили в 2021 году, но для реализации этого плана нужен отдельный закон, проект которого сейчас прорабатывается Минтрансом РФ во взаимодействии с экспертными группами. Этот законопроект носит наименование «О высокоавтоматизированных транспортных средствах», в первых двух редакциях он был представлен ещё в 2021 и 2022 годах, но в дальнейшем был отправлен на доработку. Текущий план предусматривает принятие закона к 1 сентября следующего года, и после этой даты беспилотные транспортные средства на дорогах общего пользования в РФ формально можно будет эксплуатировать на регулярной основе.

В текущей редакции законопроект предусматривает наличие на борту беспилотных транспортных средств систем, позволяющих «регистрировать события» с её участием и дистанционно переводить машину в «состояние минимального риска». Подразумевается, что в случае отказа автопилота транспортное средство должно иметь возможность остановиться в безопасном месте, где пассажиры смогут его покинуть без угрозы для своей жизни. Беспилотники будут допущены только на те трассы, которые имеют «цифровой двойник» — помимо подробной карты, он подразумевает систему телеметрии, позволяющую отслеживать не только погодные условия, но и данные о ДТП и заторах, которые беспилотный автомобиль сможет принимать в масштабе реального времени. У трассы М-11 такой двойник уже есть, на его создание было потрачено 300 млн рублей.

Законопроектом запрещается эксплуатация беспилотной машины, если на неё не установлены последние обновления ПО. По сути, от наличия свежего софта будет зависеть не только допуск беспилотника на дороги общего пользования, но и степень вины автовладельца в ДТП с его участием. Вообще, основная часть ответственности по умолчанию возлагается на собственника транспортного средства. Автопроизводитель будет отвечать за дефекты в конструкции, которые могли привести к ДТП, а дилер отвечать за ненадлежащее техническое обслуживание. Наконец, если беспилотник предусматривает функцию удалённого управления силами диспетчера, то при определённых условиях ответственность может быть переложена на такого специалиста.

К оформлению ДТП с участием беспилотников обязательно должны будут привлекаться сотрудники ГИБДД. При возмещении ущерба страховщик наделяется правом запрашивать у владельца транспортного средства данные с «бортового регистратора», собственник обязан их предоставлять по таким запросам. Именно страховщики смогут предъявить регрессный иск к собственнику беспилотника, если будет выяснено, что к моменту ДТП машина не использовала самую новую версию управляющего ПО из доступных.

Эксперты считают, что в законопроект необходимо включить и положения, описывающие особенности эксплуатации коммунальной техники с высокой степенью автоматизации на придомовых территориях и в парковых зонах. Некоторые из участников процесса обсуждения обеспокоены тем, что созданы перекосы в сфере определения ответственных за возмещение ущерба при ДТП. Те же дилеры могут принуждать автовладельцев чаще проходить ТО, чтобы обезопасить себя от возможных исков, причём шантажировать собственников беспилотников они смогут отключением автопилота дистанционным образом. Рабочая группа будет обсуждать текущую редакцию законопроекта на этой неделе, после чего он может быть отправлен в правительство РФ, а после этого — в Госдуму. Принять закон в окончательной редакции планируется к 1 сентября 2025 года.

Источник:

Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
Материалы по теме

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Google заблокировала 2,36 млн опасных приложений для Android в Google Play в 2024 году 2 ч.
Google запустила ИИ-функцию Ask for Me для звонков в автомастерские и маникюрные салоны вместо пользователя 2 ч.
«Наконец-то хорошая Horizon на PlayStation»: популярная гонка Forza Horizon 5 станет следующим эксклюзивом Xbox на PS5 8 ч.
Уютная градостроительная игра Town to City от авторов Station to Station отправит в XIX век возводить безмятежные средиземноморские города 9 ч.
«Control 2 подкралась незаметно»: анонсирован ролевой экшен The Directorate: Novitiate про волшебницу-гангстера в преступном мире Лос-Анджелеса 11 ч.
Маркетинговый директор Ubisoft рассекретил продажи Prince of Persia: The Lost Crown за первый год после релиза 11 ч.
Китайская ИИ-модель Kimi k1.5 освоила мультимодальные рассуждения и превзошла OpenAI o1 11 ч.
Группа инвесторов во главе с MrBeast готова предложить за TikTok «значительно» больше $20 млрд 13 ч.
Следующий большой патч для Warhammer 40,000: Space Marine 2 выйдет в феврале: шлем-клюв, гробница для PvP и другое в обновлении 6.0 13 ч.
Выручка Microsoft от Azure AI выросла на 157 %, но для удовлетворения спроса нужно ещё больше ЦОД 14 ч.
Intel завершила год с убытками в размере $18,8 млрд, но потери контрактного направления сократились 2 ч.
Microsoft представила ИИ-планшет Surface Pro 11 и ИИ-ноутбук Surface Laptop 7 на базе Intel Lunar Lake 6 ч.
Первая очередь ЦОД для ИИ-мегапроекта Stargate обойдётся всего в $1,1 млрд 7 ч.
Финны научат производителей 3D NAND выпускать чипы рекордной плотности 9 ч.
Канадцы построили фотонный квантовый компьютер и пообещали быстро масштабировать его до миллиона кубитов 11 ч.
Острый дефицит GeForce RTX 5080 и RTX 5090 обернулся беспорядками в Японии 11 ч.
Стартовали мировые продажи GeForce RTX 5090 и RTX 5080 — первые партии смели мгновенно 11 ч.
Более 80 % планшетов Росстата на «Авроре» оказались невостребованными после переписи населения в 2021 году 13 ч.
Chevron и Engine No. 1 построят в США газовые электростанции мощностью до 4 ГВт для прямого питания ИИ ЦОД 13 ч.
Новая статья: Обзор видеокарты NVIDIA GeForce RTX 5080 и архитектуры Blackwell 14 ч.