Сегодня 23 июля 2024

Осенью мимо Земли пролетит комета, которая может оказаться ярче звёзд — если повезёт

В год, когда человечество в далёких от полярных широтах впервые за 500 лет наблюдало полярное сияние, космос приготовил ещё один сюрприз — грядущей осенью, вероятно, многие люди на Земле получат возможность полюбоваться яркой кометой, видимой невооружённым взглядом.

Ко*** C/2023 A3 (Tsuchinshan-ATLAS). Источник изображения: wikipedia.org

Комета C/2023 A3 (Tsuchinshan-ATLAS). Источник изображения: wikipedia.org

За последние пару лет внимание широкой общественности привлекли лишь две кометы: в начале февраля 2023 года вблизи Земли прошла C/2022 E3 (ZTF), а в апреле этого года на небольшом расстоянии от нас оказалась комета Понса — Брукса (12P/Pons-Brooks). Увидеть любую из них было непросто: для этого требовалось свободное от земного света небо, да и в бинокле или телескопе они выглядели как слабые, нечёткие световые пятна. Теперь всё может быть по-другому.

В осеннем небе появится яркая и хорошо видимая комета C/2023 A3 (Tsuchinshan-ATLAS). Она была открыта в январе 2023 года астрономами из китайской обсерватории Tsuchinshan — в феврале открытие подтвердила система оповещения об астероидах ATLAS. Первоначально объект приняли за астероид, но после стало известно, что речь идёт о комете. В конце сентября она будет видна на закате, и лучше всего её будет наблюдать в Южном полушарии. 27 сентября комета достигнет перигелия, пройдя на расстоянии 58 млн км от Солнца, что примерно соответствует орбите Меркурия, и станет двигаться в соединении с Солнцем, 9 октября отдалится от него на 3,5°, а 12 октября пройдёт на расстоянии 71 млн км от Земли, достигнув максимальной яркости.

К сожалению, этого может не произойти. Расчёты показывают, что C/2023 A3 движется из облака Оорта — такие кометы ранее никогда не проходили вблизи от Солнца, а их ядра покрыты очень летучими материалами, которые испаряются вдали от звезды, производя кратковременные всплески яркости. Но по мере приближения к Солнцу их яркость может снизиться или упасть до нуля. Обычно, когда такие объекты пересекают орбиту Марса, их устойчивая тенденция к увеличению яркости начинает ослабевать — резкое снижение яркости будет свидетельствовать, что сближения с Солнцем она, вероятно, не переживёт.

Этой точки комета достигнет в конце июля. Если после этого момента её яркость продолжит расти, то есть большая вероятность, что осенью нас ждёт увлекательное зрелище — если же она останется на одном уровне или начнёт уменьшаться, то перспективы объекта незавидны. И наблюдать за этим процессом летом можно будет только из Южного полушария.