Как и планировалось, власти Евросоюза решили с 5 июля повысить пошлины на ввоз в регион электромобилей китайского производства. Действовать назначенные дополнительные тарифы будут как минимум на протяжении четырёх месяцев, а если к началу ноября не появятся веские причины для их пересмотра, то такие пошлины будут актуальны на протяжении последующих пяти лет.
Впрочем, как отмечает Reuters, в течение ближайших четырёх лет европейские чиновники надеются на сохранение активного диалога с заинтересованными китайскими компаниями и коллегами, поэтому величина таможенных пошлин на китайские электромобили может быть пересмотрена к началу ноября. Помимо уже действующей ставки 10 %, китайские электромобили теперь будут облагаться дополнительной пошлиной в размере от 17,4 до 37,6 %, конкретный размер которой в большей степени будет определяться степенью уверенности европейских властей в непричастности конкретного китайского импортёра к злоупотреблению государственными субсидиями у себя на родине. Крупнейший автопроизводитель Китая, компания BYD, отделается надбавкой в размере 17,4 %, тогда как владеющая Volvo компания Geely сможет ввозить электромобили в Европу по ставке 19,9 % сверх уже имеющейся 10-процентной. Наконец, в наиболее неблагоприятной ситуации окажется SAIC, которая столкнётся с надбавкой в размере 37,6 %. Досталось даже Tesla и BMW, которые свои электромобили тоже собирают в Китае. Профильную продукцию при ввозе в Евросоюз придётся обложить по ставке 30,8 % с учётом базового тарифа.
Китайские власти после утверждения временных пошлин на электромобили китайского производства заявили, что будут принимать все необходимые меры для защиты своих национальных интересов. В качестве ответа китайская сторона может пересмотреть таможенные пошлины на французский коньяк и свинину европейского производства. Европейские чиновники пытаются внушить китайским партнёрам мысль, что причин для обострения «торговой войны» нет, и повышенные пошлины на китайские машины призваны «лишь обеспечить равные для всех участников рынка правила игры».
К началу ноября государства, входящие в Евросоюз, должны будут проголосовать за утверждение постоянных таможенных пошлин на ввоз в регион электромобилей китайского производства. Если стороны переговоров достигнут какого-то обоюдно выгодного решения, то власти Евросоюза могут и отказаться от утверждения постоянных повышенных пошлин. Текущие рыночные условия в сегменте электромобилей, как утверждает еврокомиссар Валдис Домбровскис, «существенно искажают рынок».
Электромобили MG и Nio, как заявили представители китайских компаний, владеющих этими марками, в Европе подорожают до конца текущего года именно из-за введения повышенных пошлин. XPeng пришлось заявить о наличии у компании планов по локализации производства своих электромобилей на территории Европы. Chery Auto намеревается наладить сборку электромобилей в Испании при участии местного партнёра. Tesla также придётся поднять цены на электромобили Model 3, поставляемые в Европу из Китая.
Представители крупнейшего европейского автоконцерна Volkswagen в целом выступили с критикой в адрес решения повысить пошлины. Компания опасается за свой бизнес в Китае, который может пострадать от ответных мер. В целом, немецкие автопроизводители около трети своей выручки в прошлом году получили от реализации продукции в Китае, поэтому немецкие власти наиболее активно выступали против принятого на этой неделе Еврокомиссией решения.
Европейские чиновники необходимость повышения пошлин обосновали тем, что доля китайских марок на местном рынке электромобилей выросла с 1 % в 2019 году до 8 % в текущем, а к 2025 году она может вырасти до 15 %. В среднем, электромобили китайской сборки оказываются на 20 % дешевле европейских, как говорится в отчёте комиссии.
Источник: