Как известно, современные автомобили не обладают полным автопилотом, как бы Tesla не пыталась убедить нас в обратном, и самостоятельно они способны выполнять лишь часть задач, но отвлекаться от дороги водителю явно не стоит. Это не мешает пользователям такого рода систем пренебрегать правилами безопасности, как показало исследование IIHS.

Источник изображения: Mobileye
Страховой институт дорожной безопасности, чья деятельность финансируется участниками американского страхового рынка, проанализировал за месяц поведение пользователей двух систем активной помощи водителю, поставляемых в транспортных средствах Tesla (Autopilot) и Volvo (Pilot Assist) соответственно. Исследователи пришли к выводу, что водители при использовании таких систем довольно быстро начинают пренебрегать правилами безопасности и формально подходить к требованиям, предъявляемым разработчиками таких систем. Например, если от водителя требуется раз в несколько секунд касаться рулевого колеса, то он будет делать это без особой концентрации на дорожной обстановке, просто чтобы усыпить бдительность контролирующей его автоматики.
Водители довольно быстро адаптируются к предусмотренным разработчиками систем автопилота ограничениям, чтобы заниматься во время поездки делами, отвлекающими их от дороги. Системы, частично автоматизирующие процесс управления транспортными средствами, по мнению авторов исследования, нуждаются в более тщательной разработке условий, предотвращающих их некорректное и опасное использование. В случае с Tesla исследование подразумевало слежение за 14 пользователями, которые в общей сложности преодолели более 19 300 км с активированной системой Autopilot, на протяжении эксперимента сигнал о необходимости следить за дорогой применялся 3858 раза. В среднем водители реагировали на эти сигналы в течение трёх секунд, обычно прилагая некоторое усилие к рулевому колесу, чтобы избежать усугубления претензий со стороны автоматики.
В случае с Volvo наблюдение велось за 29 водителями, которые во время работы системы частичной автоматизации вождения Pilot Assist отвлекались от дороги 30 % времени. Этот показатель авторы исследования сочли «чрезмерно высоким». Ранее опрос IIHS, проведённый среди 600 водителей, выявил излишнюю уверенность респондентов в надёжности работы автоматики в 53 % случаев, если ориентироваться на пользователей бортовых систем GM. Среди водителей машин Tesla показатель достигал 42 %, а у водителей Nissan он не превысил 12 %. Авторы исследования тогда выразили мнение, что большинство водителей плохо понимают границы безопасного применения новых технологий.
Источник: