Новое исследование Стэнфордского университета показывает, что инструменты искусственного интеллекта затрудняют трудоустройство новичков в сфере разработки программного обеспечения и обслуживания клиентов, сообщает агентство Bloomberg. В исследовании отмечается замедление темпов трудоустройства молодых, неопытных специалистов.

Источник изображения: FLUX.1 AI
Хотя недавнее исследование Массачусетского технологического института показало, что большинство компаний не увидели существенного роста прибыльности от использования ИИ, это не мешает им продолжать внедрять данную технологию в той или иной форме. В некоторых отраслях такое внедрение может негативно сказаться на карьерных перспективах тех, кто ищет должности начального уровня.
Исследование Стэнфордского университета, соавтором которого выступил экономист Эрик Бриньолфссон (Erik Brynjolfsson) и исследователи из Лаборатории цифровой экономики, показало, что за последние три года занятость людей, начинающих свою карьеру в областях, которые считаются наиболее подверженными воздействию ИИ, таких как бухгалтеры, разработчики и административные помощники, сократилась на 13 %. Это особенно затронуло молодых сотрудников в возрасте 22–25 лет, хотя в исследовании за тот же период отмечен рост занятости в других областях начального уровня, например, в сфере ухода за больными. В то же время должности, требующие более высокого опыта, в отслеживаемых в рамках исследования компаниях либо не изменились, либо были расширены. Это может говорить о том, что более опытные сотрудники, использующие ИИ, могут быть более продуктивны, взяв на себя часть функций молодых сотрудников.
В рамках исследования отслеживались данные из системы автоматической обработки данных (ADP), а также рассматривались расчётные листы по заработной плате тысяч компаний с общим штатом в миллионы сотрудников в США.
Популярность искусственного интеллекта разожгла споры о том, как быстрое внедрение ИИ повлияет на занятость. Согласно одному аргументу, технология может автоматизировать простые функции в определённых отраслях, заменив человека. Другой аргумент говорит о том, что инструменты ИИ могут повысить производительность труда, увеличив общую производительность, а не устранив роли начального уровня.
Оба аргумента, судя по выводам исследователей из Стэнфорда, могут быть верными. Однако это поднимает вопрос о том, как будут заполняться подобные вакансии в будущем. Если ИИ повысит эффективность и без того высококвалифицированных и высокопроизводительных сотрудников, но при этом устранит те роли, которые изначально позволили им получить этот опыт и навыки, откуда возьмётся следующее поколение разработчиков, бухгалтеров и помощников администраторов? Некоторые лидеры отрасли считают, что эти роли просто займёт ИИ, в то время как другие полагают, что это может привести к развитию более творческих инициатив: люди будут генерировать идеи, а ИИ — их реализовывать.
Источники: