Сегодня 14 ноября 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Видеокарты

ASUS Radeon 9800 XT: переломный момент

⇣ Содержание
В каждом бизнесе неизбежно наступают
переломные моменты - когда
влияние внешней среды и изменившихся
условий бизнеса достигают десятикратной
величины. Последними их замечают высшие
менеджеры компаний-лидеров.
Иногда бывает слишком поздно...

Эндрю Гроув

ASUS RADEON 9800 XT
Чип VPU ATI R360
Память DDR 256 Mb; 2.5 ns
Частоты: 412/750 (DDR) MHz
Особенности: VIVO
Динамический разгон
Цена: 500$

Немного истории

Еще лет десять назад рынок графических карт потребителького уровня был прост как три копейки - S3 и Trident выпускали мейнстримовские чипы и раздавали их всем желающим, ATI и Matrox позиционировались как компании посерьезней и никому своих разработок не отдавали. Но в те времена единственным показателем видеотестов, наполненным хоть каким-то смыслом и который можно было померить, был "скорость отрисовки графического интерфейса", ну, и пожалуй "кристальная чистота изображения", прикинутая на глазок, чем так славилась компания Matrox.

Появление на графическом рынке компании 3dfx спровоцировало сразу четыре события, которые ключевым образом повлияли на всю компьютерную индустрию:

Первое - появление на рынке первой графической карты, работающей в двух режимах - 2D и 3D. Точнее за 2D отвечало "что-то традиционное", стоящее в обычном на то время PCI слоте, а рядом сидела специализированная видеокарта для игроков, в корне меняющая вид убогих на то время 3D игрушек на нечто действительно потрясающее и не имеющее аналогов.
Последствие: взрыв интереса к трехмерным технологиям со стороны массового рынка.

Второе - Glide от 3dfx, как первый серьезный графический API, предназначенный исключительно для игр.
Последствие N1: Под Glide тут же были переписаны сотни 3D игр в виде выпуска патчей под уже изданные игры. Кто помнит наши новости тех лет, подтвердит, что каждый день выходило по несколько заплаток кряду и так продолжалось целый год.
Последствие N2: DirectX, стандарт для мультимедийных приложений, разрабатываемых на платформе Windows, был обьявлен впервые в 1995 году, но не получил поддержки со стороны разработчиков. Встроенный в DirectX стандарт взаимодействия с 3D акселераторами (Direct3D) появился только в третьей версии и был не более чем поспешным ответом на стандарт Glide от 3dfx. Т.е. своим появлением и дальнейшим победоносным развитием он полностью обязан Glide.

Третье - все традиционные игроки S3, ATI, Matrox, Trident не поняли серьезности наступившего "ключевого момента" и продолжали неспешно модернизировать свои архитектуры чипов, тогда как их необходимо было в корне менять.
Последствие: появление на рынке компании nVidia, которая сделала ставку именно на конкуренцию с 3dfx в области 3D. Их первоначальной задачей стало интеграция 2D и 3D в одном флаконе, на что долго не решалась 3dfx. И полное игнорирование Glide со стороны nVidia - ставка делалась на DirectX, за что nVidia получила необходимую поддержку со стороны MS.

Четвертое - битва графических акселераторов между 3dfx и nVidia на многие годы застолбила заголовки новостей компьютерных изданий и стала темой "номбер ван".
Последствие: Такой разворот событий заставил наконец некоторых неповоротливых и непонятливых обратить свой взгляд на очевидные для потребителя вещи. Для большинства старичков пропуск "ключего момента" было последним, что они наконец поняли, а вот компания ATI решилась в полной мере ввязаться в схватку.

Итак, все это уже стало седой историей и происходило еще в прошлом веке. В результате массовых скупок и разорений, в новый век видеоиндустрия вошла полностью обновленной. На исходе 2000-го года nVidia скупила руины 3dfx, S3 был выкуплен Diamond Multimedia, которую в свою очередь за ничтожные 50 млн$ выкупила VIA, Micron Technology прибрал Rendition и т.д... и т.п... всего уже и не припомнишь.


Сегодня: ATI или nVidia?

Сегодня мы имеем двух реальных лидеров - ATI и nVidia и кто из них "первый" ответить не так уж и просто. Что считать лидерством?

  • Победу в производительности самой крутой видеокарты из арсенала компаний? Пусть так, но продажи hi-end решений малы (5-8%). Цель их выпуска - демонстрация технологических достижений.
  • Доля общего рынка проданых чипов? Хорошо, но чипов и линеек продукции слишком много - начальные 5200, 9200, средние 5600 и 9600, Hi-end всех мастей, интегрированные чипсеты, плюс решения для ноутбуков, игровых приставок, сотовых телефонов и всяческого эмбеддеда для аэропортов, банков и магазинов. Подсчитать долю никто не в силах.
  • Пакет наработок на будущее и технологический задел? Несомненно...
  • Чистый доход от деятельности за год и перспективы на развитие? Да! Поскольку в этом есть хоть какой-то смысл от предыдущих телодвижений...

Вот мы и пришли к пониманию такого простого факта, что только тщательное рассмотрение всего комплекса этих факторов позволит высказать вердикт в отношении их лидерства на рынке.

Но, в конце концов, мы с вами не инвесторы и покупаем не многомиллиардные компании со всеми ими потрохами, а их продукцию на данный конкретный исторический отрезок времени. И тут уже несколько тезисов для общего их состояния можно привести без опасения быть подвергнутым остракизму со стороны PR-отделов этих компаний, поскольку они общеизвестны.

Факты на конец 2003-го года:

  1. По производительности hi-end решений в современных графических приложениях оба лидера имеют примерный паритет.
  2. "Графическая технология будущего" - пиксельные шейдеры - технология, позволяющяя оперировать объектом на уровне пикселя (дым, огонь, трава, облака, волосы) лучше реализована у ATI и это общеизвестный и сто раз доказанный факт. Лидерство началось с прошлогодним выпуском RADEON 9700 Pro - первой видеокартой с поддержкой DX9.
  3. "Технологический процесс" - тут всё не просто. nVidia начала свой переход на 0.13 микрон с выпуска NV30 - т.е. чипа, который должен был по плану противостоять 9700Pro. Но именно этот дорогостоящий переход несоизмеримо повысил стоимость чипа, что сделало конкуренцию невозможной. ATI начала свой шаг к 0.13 микронам позже и с более простого в изготовлении чипа - RADEON 9600 и сделала свой переход менее болезненным. Налицо серьезная ошибка nVidia, которую она расхлебывает до сих пор.
  4. "Успешность выхода на новые рынки"? - тоже правильно и важно... у обоих компаний значительные успехи. Правда, у nVidia в прошлом (чипсет nForce2 для закрытого проекта Athlon и проигранный тендер для XBox2 - поставки чипов для первого XBox давали nVidia 25% всего их дохода), а у ATI в будущем (чипсет RADEON 9100 IGP для P4 и выигранный тендер для XBox2).
  5. "Средняя стоимость продукции" - видеочипы от ATI традиционно несколько дешевле аналогичной продукции nVidia. Соответственно и карты тоже.
  6. "Доля общего рынка проданых чипов" - несомненно самый важный фактор. И тут доля nVidia в общих продажах видеокарт несоизмеримо больше чем ATI. За исключением мобильных решений.
  7. "Стоимость акций"? - за ними интересно следить, но их стоимость совершенно не отражает реальное положение вещей. Это игра других игроков...


Asus - как катализатор переломного момента

Так почему же, невзирая на то, что видеокарты ATI дешевле и мощнее, потребитель до сих пор предпочитает nVIDIA? Потребительская инерция - штука страшная и в один момент ее не переломить. Необходимо подряд несколько успешных циклов смены линеек, прежде чем мы с вами привыкнем к очередному лидеру, к которому много лет относились с пренебрежением. Второй фактор - элементарный дефицит чипов. Размещение заказов на фабриках, располагающих необходимым оборудованием - дело хлопотное и планируется на годы вперед. Сама ATI, по их признанию, никак не могла прогнозировать свой успех RADEON9700/RADEON9800 и заказать в то время необходимое рынку число чипов. И третий фактор - партнеры. В обойме nVidia традиционно находилось абсолютное большинство всех приличных и не очень компаний, повязанных многолетними контрактами на закупку чипов и изготовление карт (такие вещи тоже планируются на годы вперед).


 ASUS RADEON 9800 XT Logo

Сегодня можно констатировать, что и этим дням приходит конец. ASUS, один из самых старых и надежных партнеров NVIDIA, теперь производит карты ATI, сохранив линейку NVIDIA, и сломив тем самым многолетюю традиции "партнерства с одним поставщиком". GIGABYTE даже немного раньше объявил о производстве карт обоих ведущих производителей графических чипов. Но, фактически, ASUS уже выпустил свою первую видеокарту на чипе ATI - Asus RADEON 9800 XT, которая и стоит сегодня на нашем стенде.

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
FTC потребовала от Meta продать Instagram и WhatsApp 4 ч.
Поработайте за нас: AWS предоставит учёным кластеры из 40 тыс. ИИ-ускорителей Trainium 7 ч.
Комедийный детектив Loco Motive в духе квестов 90-х выйдет на два года позже обещанного — дата релиза и новый трейлер 7 ч.
Warhammer 40,000, Armored Core и даже Concord: анимационный сериал Secret Level от авторов «Любовь, смерть и роботы» получил насыщенный трейлер 8 ч.
«RuStore на гаджетах Apple быть!» — Госдума приняла в I чтении законопроект об обязательной установке RuStore 9 ч.
«Дарим играм вечную жизнь»: GOG запустил программу по сохранению игровой классики для будущих поколений 9 ч.
Никаких «красных линий»: Microsoft продолжит выпускать эксклюзивы Xbox на PS5 и Switch 10 ч.
Dogecoin подскочил на 153 % после выборов в США — по капитализации он обогнал Ford 10 ч.
Microsoft ещё не оправилась от покупки Activision Blizzard, но уже засматривается на новые игровые студии 11 ч.
Intel облегчила графические драйверы на 500 Мбайт, но они всё равно «тяжелее» пакетов AMD и Nvidia 11 ч.