⇡#Концепты
Уходящий год не стал каким-то особенным в отношении автомобильных концептов: крупные автошоу были переполнены всевозможными фантазиями дизайнеров и инженеров, застывших в металле, пластике, стекловолокне и карбоне. Среди массы шоу-каров несколько действительно заслуживают чести обратить на них внимание. К таким ярким концептам стоит отнести Jaguar C-X75, Mercedes-Benz F800 и Porsche 918 Spyder.
⇡#Jaguar C-X75
Создание образа Jaguar C-X75 приурочено к 75-ой годовщине легендарного британского бренда. Нарисовавшие его художники вдохновлялись спорткупе Jaguar XJ13, выпущенном в 1966 году. Проще же всего провести аналогию с суперкаром XJ220. Оценить внешний вид Jaguar C-X75 сможет каждый: он сногсшибателен. С техникой сложнее: столь радикальных решений даже припомнить сложно! Чтобы досконально разобраться в устройстве Jaguar C-X75, необходимо уделить этому автомобилю полноценную статью, мы лишь укажем самые важные моменты конструкции.
Спортивное купе весит 1350 кг, основной материал кузова – алюминий. Большие колеса крутят электромоторы: по одному на каждое. Один электродвигатель имеет мощность 195 лошадиных сил, в сумме – 780! Результирующий крутящий момент вдвое больше, 1600 Нм. Трудно представить, какие аккумуляторные батареи позволят ездить на столь мощном электрокаре. На одной лишь энергии от встроенных химических источников Jaguar C-X75 может проехать не более 109 км. Расширить пробег могут две небольшие турбины, находящие в кормовой части купе. Работая на сжатом природном газе, дизельном топливе и даже биотопливе, они развивают скорость до 80 тысяч оборотов в минуту. Именно турбины позволяют проехать на Jaguar C-X75 до 900 км. Когда требуется максимальное ускорение, они могут добавлять всю свою мощностью электромоторам, благодаря чему максимальная скорость достигает 330 км/ч.
Представить Jaguar C-X75 в реальности пока затруднительно. Однако руководство британской компании уже подумывает о выпуске полноценного суперкара: достойного такого звания автомобиля в современной линейке моделей Jaguar нет.
⇡#Mercedes-Benz F800
В 2004 году свет увидел Mercedes-Benz CLS. Модель заложила новый класс автомобилей – «четырехдверное купе». За прошедшие шесть лет многие компании стали выпускать аналогичные автомобили: четырехместные, без рамок дверей, с низкой покатой крышей, но с четырьмя дверьми. Родоначальник жанра уже успел обзавестись потомством, а в немецкой компании подготовили потрясающий концепт – Mercedes-Benz F800. Создан ли он в качестве PR-решения, либо указывает направление развития дизайна будущих моделей Mercedes-Benz, похоже, не решили еще даже в самой компании.
В облике концепта нет ничего знакомого: Mercedes вновь экспериментирует с внешностью. Попытку создать запоминающийся образ можно засчитывать - выглядит F800 впечатляюще. Строгий, но одновременно современный облик нарисован плавными изгибами, постепенно переходящими друг в друга. Металлические мускулы, не иначе.
Технически в основе Mercedes-Benz F800 лежит разработанная еще для B-класса F-CELL платформа. Бензиновый 300-сильный V6 и электромотор мощностью 109 лошадиных сил – вот формула успеха по мнению немецких инженеров. Суммарная бензин-электрическая тяга разгонит стильное авто с 0 до 100 км/ч за 4,7 секунды. Максимальная скорость традиционно ограничена отметкой 250 км/ч, при этом без запуска бензинового V6 концепт может ехать со скоростью 121 км/ч. Протяженность такого электрического путешествия может достигать 29 км. Разумеется, эта величина рассчитана для вождения в аккуратном стиле, никаких максимальных ускорений.
В Mercedes-Benz F800 немало современных гаджетов. Салонное зеркало заднего вида заменено камерой и сенсорным цветным дисплеем с возможностью плавного увеличения картинки, а опция Traffic Jam Assistant позволит забыть о транспортных проблемах мегаполиса: на скорости до 25 км/ч управление автомобилем полностью берет на себя электроника.
Porsche 918 Spyder Concept
Одним из самых интересных концептов в Женеве стал Porsche 918 Spyder. Внешне купе несколько напоминает известный спорткар Carrera GT, но в немного уменьшенном масштабе. Техническая начинка не менее интересна, чем экстерьер: 500-сильный бензиновый V8 и два электромотора по 109 лошадиных сил.
Футуристичный Porsche 918 Spyder имеет динамику лучших современных суперкаров: 3,2 секунды отделяют покоящийся автомобиль от скорости 100 км/ч. Это впечатляет, но не удивляет. А вот что действительно потрясает, так это расход топлива: чуть больше трех литров бензина на 100 км!
⇡#Автомобильные технологии 2010
Запомнится ли 2010-ый год новыми автомобильными технологиями? Интересных новинок было представлено немало, однако радикально новых концепций производители не представили. Наступление гибридов и электрокаров продолжается по всем фронтам. Все интересные новинки этой области мы рассматривали в рамках еженедельных выпусков Автодайджеста, повторяться не будем. Лучше уделим немного времени действительно интересным и уникальным разработкам. Например, интерактивному ветровому стеклу.
⇡#Укажи мне путь-дорогу
В недрах General Motors спеет план по внедрению в автомобили проекционного дисплея нового поколения. Ранее на ветровое стекло выводилась информация о скорости и оборотах двигателя. Подобные решения уже можно найти в серийных автомобилях Audi и BMW. Американцы планируют значительно расширить функционал этой системы. Им понадобиться доработанная версия технологии Opel Eye, использованной в новых моделях Astra и Insignia. Эта система позволяет распознавать дорожную разметку и знаки, информируя водителя об их указаниях. В будущем автомобили будут не только дублировать предписания дорожных знаков на ветровом стекле, но и обеспечивать безопасность передвижения. Водитель вправе включить подсветку краев дороги, которые будут обозначены на ветровом стекле яркими линиями. Подсвечивают нужные участки прозрачные люминофоры, которые являются отдельным слоем стекла. Остается только связать все звенья цепи воедино: информацию с камер обрабатывает компьютер, внутренняя камера рассчитывает положение водителя и рисует проекцию, люминофоры указывают человеку путь.
На благо будущего работают инженеры General Motors, в команду также входят сотрудники Университета Карнеги-Меллона в Питтсбурге и Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе. Подобная технология может найти применение в серийных автомобилях не ранее 2016 года.
⇡#Новые трансмиссии
За 2010 год известия о революционных коробках переключения передач то и дело привлекали интерес автолюбителей. Участие в информационной борьбе приняли не только крупные инженерные компании, но и изобретатели-одиночки. Например, австралиец Стив Дурнин обещал перевернуть рынок вариаторных трансмиссий своим открытием. Жаль, но больше никаких вестей от Стива не поступало.
Первый шаг на пути к успеху Стив Дурнин уже сделал: он подал заявку в патентное бюро. На схематическом изображении изобретения заметны два вала, шлицевые кольца, пара угловых редукторов. Разобраться в этой конструкции пока может лишь сам Стив. По его расчетам новая схема КПП позволит экономить до 20% топлива. Пока же не существует даже полномасштабного прототипа.
В компании Antonov Plc, чьим основателем является болгарин Румен Антонов, представили свое видение будущего трансмиссий. Устройство TX6 довольно значительно отличается от привычных гидротрансформаторных АКПП, хотя солнечная передача тут в наличии. Благодаря особенностям конструкции TX6 может переключаться с четных на нечетные передачи молниеносно, практически без потери крутящего момента. Ограничение крутящего момента – 270 Нм. Значит, на спорткарах TX6 уже не встретишь. Но остается еще огромный рынок простых и экономичных автомобилей. Уже в следующем году Antonov Plc планирует начать серийное производство, заявленный объем выпуска – до 200 тысяч TX6 в год.
В компании Vernier Moon Torque Technologies тоже замышляют переворот. Расположившаяся в США команда инженеров уже готова выпускать вариаторные трансмиссии нового поколения. Они будут на 30% эффективнее существующих вариаторов, а также компактнее, легче, проще, надежнее, дешевле. Не много ли эпитетов? Генеральный директор Ричард Уилсон уверен, что Universal Transmission достойна и большего. Особенности конструкции не уточняются, однако озвученный предел мощности подключаемого двигателя впечатляет: до 525 лошадиных сил.
Дальше – больше. Новинку в будущем хотят устанавливать на автомобили, вертолеты, водный транспорт и даже танки. Мы уже ждем этого счастливого будущего, когда Universal Transmission станет самой надежным и эффективным конвертором крутящего момента.
⇡#Новый принцип ДВС
Американская компания EcoMotors получила крупное перечисление от Билла Гейтса. Дотация будет потрачена не разработку программного обеспечения, а на создание нового двигателя внутреннего сгорания невиданной эффективности. Главный инженер EcoMotors Питер Хофбауэр еще недавно работал над экономичными двигателями Jetta Clean Diesel. Новый ДВС будет иметь очень необычное строение: оппозитные цилиндры, оппозитные поршни. В официальном названии Opoc отражена эта особенность: opposed piston, opposed cylinder.
Эффективность Opoc поражает: почти вдвое экономичнее лучших бензиновых двигателей аналогичной мощности! Дополнительно Opoc будет оснащен умной системой турбонаддува, гибко варьирующей геометрию крыльчатки в зависимости от режима работы и требуемой мощности. Очень интересная разработка.
⇡#Автономные путешествия
За год создание автопилота для автомобиля значительно продвинулось. Пока на этапе прототипов, но уже видны неплохие результаты. В начале осени Audi TTS без водителя покорила вершину горы Пайкс-Пик в США. Тестовый участок включал и прямые асфальтовые участки, и резкие повороты по гравийной дороге – настоящее ралли. В итоге нашпигованное электроникой купе справилось с прохождением дистанции за 27 минут. Отмечается, что профессиональный гонщик укладывается в 17 минут. Но стоит иметь в виду ограничение скорости: Audi TTS не разрешили разгоняться быстрее 72 км/ч. Похоже, уже совсем скоро человек будет соревноваться с компьютерными соперниками не только в виртуальном мире, но и на вполне реальных треках.
Похожие разработки уже вовсю ведут Volkswagen, BMW и еще целый ряд производителей. Сколько компаний держат свои технологии в секрете - остается только догадываться. С каждым годом автономные системы управления автомобилем становятся все ближе к основной цели их разработчиков: полной замене водителя небольшим компьютером. Уже прошли испытания системы VisLab. Построенный на базе небольшого минивэна прототип, которых в составе группы было три, за 3 месяца испытаний прошел более 13 тысяч километров. Значительная часть маршрута прошла по территории России, где дорожная обстановка известна своей сложностью. Не менее известен эксперимент компании Google, в результате которого переделанный Toyota Prius исколесил территорию США вдоль и поперек. Единственная коллизия случилась по вине человека: в остановившийся на светофоре автономный автомобиль врезался другой участник движения.
Можно еще долго вспоминать примеры удачной реализации управления автомобилем без участия человека. О серийном применении наработанного опыта пока никто не говорит, но существующие технологии уже позволяют перевести на компьютерное обеспечение большую часть транспорта.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.