Radeon HD 7950 — тестирование, разблокировка и неограниченный разгон
Те, кто с нетерпением ожидал выхода более доступной модификации действующего короля бенчмарков, Radeon HD 7970, сегодня получат ответы на главные вопросы: сильно ли урезаны блоки GPU и можно ли прошить BIOS от старшей модели, чтобы их разблокировать. Хорошо ли разгоняется новая карта? Вы не представляете…
Конфигурация тестового стенда |
Центральный процессор |
Intel Core i7-2600K @ 4,8 ГГц (100x48) |
Материнская плата |
ASUS Maximus IV Extreme-Z |
Оперативная память |
DDR3 Kingston HyperX 4x2 Гбайт @ 1600 МГц, 9-9-9 |
ПЗУ |
Intel SSD 510 120 Гбайт |
Система охлаждения ЦП |
Cooler Master Hyper 612S + 2 кулера 120 мм |
Блок питания |
HIPER K1000W, 1000 Вт |
Корпус |
Cooler Master Test Bench 1.0 |
Операционная система |
Windows 7 Ultimate X64 Service Pack 1 |
ПО для карт AMD |
AMD Catalyst 11.12 |
ПО для карт NVIDIA |
285,88 |
Настройки драйвера AMD Catalyst — по умолчанию |
Antialiasing |
Application Settings |
Anisotropic Filtering |
Application Settings |
Tesselation |
AMD Optimized |
Catalyst A.I. Texture Filter Quality |
Quality, Enable Surface Format Optimization |
Wait for V-Sync |
Disable, unless application Specifies |
AA Mode |
Multisample |
Triple buffernig |
Disable |
Настройки драйвера NVIDIA |
CUDA графические процессоры |
Все |
Анизотропная фильтрация |
Управление приложением |
Вертикальная синхронизация |
Использовать настройку 3D-приложения |
Затенение фонового освещения |
Выкл. |
Максимальное количество заранее подготовленных кадров |
3 |
Потоковая оптимизация |
Авто |
Режим управления электропитанием |
Адаптивный |
Сглаживание — гамма-коррекция |
Выкл. |
Сглаживание — режим |
Управление от приложения |
Тройная буферизация |
Выкл. |
Ускорение нескольких дисплеев |
Режим многодисплейной производительности |
Фильтрация текстур — анизотропная оптимизация |
Выкл. |
Фильтрация текстур — качество |
Качество |
Фильтрация текстур — отрицательное отклонение УД |
Разрешить |
Фильтрация текстур — трилинейная оптимизация |
Вкл. |
Набор бенчмарков |
Программа |
API |
Настройки |
Опции рендеринга |
Разрешение |
3DMark Vantage |
DirectX 10 |
Профиль Extreme |
|
1920х1080 / 2560х1440 |
3DMark 11 |
DirectX 11 |
Профили Performance, Extreme |
|
1920х1080 / 2560х1440 |
Unigine Heaven 2 |
DirectX 11 |
Максимальная детализация, DirectX 11, тесселяция в режиме Extreme |
AA 4х, AF 16x |
1920х1080 / 2560х1440 |
Crysis 2 + Adrenaline Crysis 2 Benchmark Tool |
DirectX 11 |
Карта Downtown/Adrenaline. Макс. детализация, текстуры высокого разрешения, DirectX 11 |
Edge AA |
1920х1080 / 2560х1440 |
Far Cry 2 + Far Cry 2 Benchmark Tool |
DirectX 10 |
Карта Ranch Small. Макс. детализация |
AA 4х |
1920х1080 / 2560х1440 |
Metro 2033 + Metro 2033 Benchmark |
DirectX 11 |
Максимальная детализация, DirectX 11, DOF, тесселяция, NVIDIA PhysX выкл. |
MSAA 4x, AF 16x |
1920х1080 / 2560х1440 |
Aliens versus Predator + Alien vs Predator Benchmark Tool |
DirectX 11 |
Максимальная детализация, DirectX 11 |
AA 4х, AF 16x |
1920х1080 / 2560х1440 |
DiRT 3 |
DirectX 11 |
Максимальная детализация |
AA 4х, AF 16x |
1920х1080 / 2560х1440 |
Mafia 2 |
DirectX 11 |
Максимальная детализация, NVIDIA PhysX выкл. |
AA вкл., AF 16x |
1920х1080 / 2560х1440 |
Just Cause 2 |
DirectX 10 |
Максимальная детализация, Bokeh Filter выкл., Enhanced Water Detail выкл. |
AA 4х, AF 16x |
1920х1080 / 2560х1440 |
Для тестирования в карту зашили официальный BIOS Radeon HD 7950 от AMD, который установил тактовые частоты GPU и видеопамяти 800 и 1250 (5000) МГц соответственно. Другая серия тестов была проведена с фирменным BIOS XFX и соответствующими частотами.
В качестве соперников новинки в тестировании приняли участие следующие видеокарты:
- AMD Radeon HD 7970 (925/5500)
- AMD Radeon HD 6970 (880/5500)
- Radeon HD 6990 (880/5000)
- NVIDIA GeForce GTX 580
- NVIDIA GeForce GTX 590
⇡#Разгон, разблокировка, температура, энергопотребление
AMD Overdrive устанавливает ограничение на разгон 1100 МГц для GPU и 1575 (6300) для памяти. Чтобы продвинуться дальше, требуется «хакнуть» Overdrive с помощью сторонних инструментов, например свежей бета-версии утилиты MSI Afterburner. Она отодвигает границы до 1620 МГц для GPU и 1790 (7160 эффективных) для видеопамяти, а кроме того – дает возможность поднять напряжение питания процессора вплоть до 1,3 В (по умолчанию оно равно 1,031 В).
В ходе долгих экспериментов нам удалось достичь частот GPU и памяти в 1150 и 1790 (7160) МГц соответственно. Это значит, что оба компонента прибавили 43-44% от штатных частот, которые установила AMD! Причем видеопамять опять уперлась в ограничитель Overdrive. Для такого эпического разгона пришлось поднять напряжение на GPU до 1,185 В и включить систему охлаждения на полные обороты. Ползунок энергопотребления, само собой, откинули вправо на максимальные 20%. При попытке выжать из процессора еще десяток-другой мегагерц уже возникали графические артефакты, а при большем напряжении перегревалось ядро и бенчмарки вылетали. Более мощный кулер наверняка поможет достигнуть новых рекордов, не говоря уже о жидкостной системе охлаждения.
Замеры температуры под нагрузкой показали, что кулер у XFX R7950 DD действительно менее эффективный, чем эталонная система охлаждения HD 7970. При более низкой частоте по сравнению с HD 7970 и урезанных вычислительных блоках GPU, что хорошо сказывается на потребляемой мощности, карта могла бы греться и поменьше. (Прим.: нам предоставили два BIOS от XFX, различающиеся режимом работы кулера, и в тестах использовалась именно прошивка с более агрессивными настройками.)
Ну и самый интригующий вопрос – разблокировка отключенных текстурных блоков и шейдерных ALU. Прошить в HD 7950 BIOS от референсного Radeon HD 7970 удалось без проблем, карта не «брикнулась», частоты увеличились до соответствующего уровня. Но никаких изменений в конфигурации ядра GPU-Z не обнаружила, и производительность на частотах, стандартных для HD 7950, нисколько не увеличилась. В общем, халява отменяется, придется довольствоваться тем, что есть.
⇡#Производительность, синтетические тесты
3DMark Vantage
- Даже на минимальных частотах Radeon HD 7950 превосходит GeForce GTX 580.
- Разгон до частот 900/5500 МГц уже дает большую прибавку к производительности, а на частотах 1150/7160 HD 7950 опережает не только HD 7970, но и GeForce GTX 590.
3DMark 2011
- Radeon HD 7950 на частотах 800/5000 МГц уже не так сильно обгоняет GeForce GTX 580, как в 3DMark Vantage.
- Эффект от разгона HD 7950 также не столь велик. Парадоксально, но даже на предельных частотах он не может догнать HD 7970, не говоря уже о двухпроцессорных видеокартах. В очередной раз тесты 3DMark «радуют» нас странными результатами.
Unigine Heaven 2
- На частотах 800/5000 МГц HD 7950 все-таки заметно отстает от GeForce GTX 580.
- А вот при разгоне до 900/5500 МГц разница между HD 7950 и HD 7970 сокращается до минимума, но GeForce GTX 580 все еще немного быстрее обеих карт в режиме 1920x1080.
- На частотах 1150/7160 МГц HD 7950 опережает Radeon HD 6990 и лишь немного уступает карте GeForce GTX 590.
⇡#Производительность, игровые тесты
Crysis 2
- Даже на частотах 800/5000 МГц HD 7950 работает немного быстрее, чем GeForce GTX 580.
- На частотах 900/5500 МГц HD 7950 лишь на пару FPS отстает от HD 7970.
- Предельный разгон уравнивает Radeon HD 7950 с GeForce GTX 590.
Aliens vs Predator
- Radeon HD 7950 на частотах 800/5000 МГц слегка опережает GeForce GTX 580.
- На частотах 900/5500 МГц HD 7950 лишь пару FPS уступает карте HD 7970.
- В результате разгона до частот 1150/7160 МГц HD 7950 сравнялся с HD 6990 и совсем немного отстает от GeForce GTX 590.
DiRT 3
- На частотах 800/5000 МГц результаты HD 7950 меньше, чем у GeForce GTX 580, особенно при разрешении 1920х1080.
- При разгоне до 900/5500 МГц HD 7950 практически не отличается от HD 7970 и даже немного опережает его при разрешении 1920x1080 (это, конечно же, погрешность измерения).
- Разгон до частот 1150/7160 МГц дает колоссальный прирост быстродействия, но двухпроцессорные карты в этом тесте все равно недосягаемы для Radeon HD 7950.
Metro 2033
- HD 7950 на частотах 800/5000 и GeForce GTX 580 показали очень близкие результаты.
- HD 7950 на частотах 900/5500 работает столь же быстро, что и HD 7970.
- В результате разгона до 1150/7160 МГц HD 7950 обошел всех соперников в режиме 1920х1080, хотя немного уступает двухпроцессорным картам при разрешении 2560х1440.
Mafia 2
- Даже на минимальных частотах HD 7950 оказался немного быстрее GeForce GTX 580.
- В этой игре есть заметная разница между HD 7950 на частотах 900/5500 и HD 7970.
- После разгона до 1150/7160 МГц HD 7950 сравнялся с GeForce GTX 590 в режиме 2560х1440, но существенно уступает карте Radeon HD 6990.
- При разрешении 1920х1080 двухпроцессорные карты также существенно быстрее предельно разогнанного HD 7950.
Just Cause 2
- HD 7950 на частотах 800/5000 МГц немного быстрее, чем GeForce GTX 580 при разрешении 2560х1440, но на столько же отстает в режиме 1920х1080.
- Даже на частотах 900/5500 МГц HD 7950 уступает в быстродействии своему старшему родственнику, HD 7970.
- Разгон до частот 1150/7160 МГц дает огромный бонус к производительности, и в режиме 2560х1440 уже нет большой разницы между HD 7950 и двухпроцессорными картами, но при разрешении 1920х1080 они все еще заметно быстрее.
Far Cry 2
- Здесь старый добрый GeForce GTX 580 легко обходит новинку в обоих разрешениях.
- Radeon HD 7970 немного быстрее, чем HD 7950, разогнанный до 900/5500 МГц.
- Двухпроцессорные карты не по зубам HD 7950 даже на частотах 1150/7160 МГц.
⇡#Выводы
Главное оружие обеих карт семейства Radeon HD 7900 – прогрессивный техпроцесс и высокие тактовые частоты. Урезанная версия флагмана легко пережила потерю части вычислительных блоков, и на близких частотах результаты HD 7950 и HD 7970 в большинстве игр различаются незначительно. Потенциал чипов Tahiti таков, что разогнать HD 7950 до уровня HD 7970 не составляет никакого труда, и мы наверняка увидим множество моделей с частотой ядра 900 МГц и выше, а потом появятся специальные оверклокерские версии с оригинальными PCB и мощными системами охлаждения. 800 МГц – это уже совсем бедно для такого GPU. Ну а если разгонять карту самостоятельно, то без всяких аппаратных модификаций и с посредственной системой охлаждения можно легко достичь такого уровня производительности, какой имеют во многих играх двухпроцессорные адаптеры предыдущего поколения (Radeon HD 6990 и GeForce GTX 590). В общем, с практической точки зрения Radeon HD 7950 вышел даже более успешным, чем HD 7970.
Одно жалко: похоже, что его никак нельзя бесплатно превратить в HD 7970. Кроме того, есть подозрение, что HD 7970 и в разгоне способен на большее: плата у него должна быть рассчитана на повышенную потребляемую мощность и система охлаждения более солидная. Проверим это в ближайших статьях, оставайтесь с нами.
Напоследок: если сравнивать Radeon HD 7950 на эталонных тактовых частотах (800/5000 МГц) с GeForce GTX 580 (772/4004 МГц), то кажется, что последний-то еще ого-го! Он даже опережает новинку в традиционно благоприятных для архитектуры Fermi условиях, например при активном использовании тесселяции DirectX 11. C нетерпением ждем от NVIDIA первых представителей архитектуры Kepler.
← Предыдущая страница
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|