Сегодня 22 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Видеокарты

Обзор и тестирование Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC: другими глазами

⇣ Содержание

#Тестовая конфигурация, инструментарий и методика тестирования

Тестирование производительности видеокарт было проведено в закрытом корпусе на системе следующей конфигурации:

  • Системная плата: Intel Siler DX79SR (Intel X79 Express, LGA2011, BIOS 0594 от 06.08.2013);
  • Центральный процессор: Intel Core i7-3970X Extreme Edition 3,5/4,0 ГГц (Sandy Bridge-E, C2, 1,1 В, 6x256 Kбайт L2, 15 Мбайт L3);
  • Система охлаждения CPU: Phanteks PH-TC14PЕ (2х900 об/мин);
  • Термоинтерфейс: ARCTIC MX-4;
  • Видеокарты:
    • NVIDIA GeForce GTX 980 4 Гбайт 1127-1216/7012 МГц;
    • ASUS STRIX GeForce GTX 970 (ссылка) 4 Гбайт 1114-1253/7012 МГц;
    • Sapphire Vapor-X R9 290 OC 4 Гбайт 1030/5600 МГц и 1080/6500 МГц;
    • AMD Radeon R9 290X 4 Гбайт 1000/5000 МГц;
    • AMD Radeon R9 290 4 Гбайт 947/5000 МГц;
  • Системный диск: Intel SSD 730 480GB (SATA-III, BIOS vL2010400);
  • Диск для программ и игр: Western Digital VelociRaptor (SATA-II, 300 Гбайт, 10000 об/мин, 16 Мбайт, NCQ) в коробке Scythe Quiet Drive 3,5”;
  • Архивный диск: Samsung Ecogreen F4 HD204UI (SATA-II, 2 Тбайт, 5400 об/мин, 32 Мбайт, NCQ);
  • Звуковая карта: Auzen X-Fi HomeTheater HD;
  • Корпус: Antec Twelve Hundred (передняя стенка — три Noiseblocker NB-Multiframe S-Series MF12-S2 на 1020 об/мин; задняя — два Noiseblocker NB-BlackSilentPRO PL-1 на 1020 об/мин; верхняя — штатный 200-мм вентилятор на 400 об/мин);
  • Панель управления и мониторинга: Zalman ZM-MFC3;
  • Блок питания: Corsair AX1200i (1200 Вт), 120-мм вентилятор;
  • Монитор: 27-дюймовый Samsung S27A850D (DVI-I, 2560х1440, 60 Гц).

Для сравнения с Sapphire Vapor-X R9 290 OC со стороны NVIDIA мы включили в тестирование эталонную NVIDIA GeForce GTX 980 и оригинальную ASUS STRIX GeForce GTX 970 на номинальных для обеих видеокарт частотах.

Со стороны AMD сегодня у нас будут выступать две эталонные видеокарты: AMD Radeon R9 290X и AMD Radeon R9 290.

Они также были протестированы на номинальных частотах. Добавим, что значение Power Limit на всех видеокартах было выставлено на максимум.

Для снижения зависимости производительности видеокарт от скорости платформы 32-нм шестиядерный процессор при множителе 48, опорной частоте 100 МГц и активированной функции Load-Line Calibration был разогнан до 4,8 ГГц при повышении напряжения в BIOS материнской платы до 1,380 В.

Технология Hyper-Threading активирована. При этом 32 Гбайт оперативной памяти функционировали на частоте 2,133 ГГц с таймингами 9-11-11-20_CR1 при напряжении 1,6125 В.

Тестирование, начатое 4 ноября 2014 года, было проведено под управлением операционной системы Microsoft Windows 7 Ultimate x64 SP1 со всеми критическими обновлениями на указанную дату и с установкой следующих драйверов:

Производительность видеокарт была проверена в двух разрешениях: 1920х1080 и 2560х1440 пикселей. Для тестов использовались два режима качества графики: Quality + AF16x — качество текстур в драйверах по умолчанию с включением анизотропной фильтрации уровня 16х и Quality + AF16x + MSAA 4х(8х) с включением анизотропной фильтрации уровня 16х и полноэкранного сглаживания степени 4x или 8x, в случаях, когда среднее число кадров в секунду оставалось достаточно высоким для комфортной игры. В отдельных играх, в силу специфики их игровых движков, были использованы иные алгоритмы сглаживания, что будет указано далее в методике и на диаграммах. Включение анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания выполнялось непосредственно в настройках игр. Если же данные настройки в играх отсутствовали, то параметры изменялись в панели управления драйверов Catalyst или GeForce. Там же была принудительно отключена вертикальная синхронизация (V-Sync). Кроме указанного, никаких дополнительных изменений в настройки драйверов не вносилось.

Видеокарты были протестированы в двух графических тестах и четырнадцати играх, обновлённых до последних версий на дату начала подготовки материала. Отдельно стоит сказать об обновлении Thief, в котором появились дополнительные оптимизации Mantle, поэтому даже в сравнении с результатами предыдущего тестирования видеокарты на графических процессорах AMD смогли повысить свою производительность примерно на 10%. Вместе с тем показатели видеокарт на GPU NVIDIA не изменились. Вот как выглядит список тестовых приложений (игры расположены в порядке их официального выхода):

  • 3DMark (2013) (DirectX 9/11) — версия 1.4.780, тестирование в сценах Cloud Gate, Fire Strike, Fire Strike Extreme и Fire Strike Ultra;
  • Unigine Valley Bench (DirectX 11) — версия 1.0, максимальные настройки качества, AF16x и (или) MSAA 8x, разрешение 1920х1080 и 2560х1440 пикселей;
  • Sleeping Dogs (DirectX 11) — версия 1.5, использовался Adrenaline Action Benchmark Tool v1.0.2.1, максимальные настройки качества графики по всем пунктам, Hi-Res Textures pack установлен, FPS Limiter и V-Sync отключены, двойной последовательный прогон теста с суммарным сглаживанием на уровне Normal и на уровне Extreme;
  • Hitman: Absolution (DirectX 11) — версия 1.0.447.0, встроенный тест при настройках качества графики на уровне Ultra, тесселяция, FXAA и глобальное освещение включены;
  • Crysis 3 (DirectX 11) — версия 1.2.0.1000, все настройки качества графики на максимум, степень размытости — средняя, блики включены, режимы с FXAA- и с MSAA4x-сглаживанием, двойной последовательный проход заскриптованной сцены из начала миссии Swamp продолжительностью 110 секунд;
  • Tomb Raider (2013) (DirectX 11) — версия 1.1.748.0, использовался Adrenaline Action Benchmark Tool, настройки качества на уровне Ultra, V-Synс отключён, режимы с FXAA- и с 2xSSAA-сглаживанием, технология TressFX активирована, двойной последовательный проход встроенного в игру теста;
  • BioShock Infinite (DirectX 11) — версия 1.1.25.5165, использовался Adrenaline Action Benchmark Tool с настройками качества Ultra и Ultra+DOF, двойной прогон встроенного в игру теста;
  • Metro: Last Light (DirectX 11) — версия 1.0.0.15, использовался встроенный в игру тест, настройки качества графики и тесселяции на уровне Very High, технология Advanced PhysX включена, тесты с SSAA-сглаживанием и без него, двойной последовательный проход сцены D6;
  • Company of Heroes 2 (DirectX 11) — версия 3.0.0.16116, двойной последовательный прогон встроенного в игру теста при максимальных настройках качества графики и физических эффектов;
  • Total War: Rome II (DirectX 11) — версия 2.0.0.0, настройки качества на уровне Extreme, V-Synс отключён, SSAA-сглаживание активировано, двойной последовательный проход встроенного в игру теста;
  • Batman: Arkham Origins (DirectX 11) — версия 1.0 (update 8), настройки качества на уровне Ultra, V-Synс отключён, все эффекты активированы, все функции DX11 Enhanced задействованы, Hardware Accelerated PhysX = Normal, двойной последовательный проход встроенного в игру теста;
  • Battlefield 4 (DirectX 11) — версия 111433, все настройки качества графики на Ultra, двойной последовательный проход заскриптованной сцены из начала миссии TASHGAR продолжительностью 110 секунд (для видеокарт на GPU AMD использовался API Mantle);
  • Thief (DirectX 11) — версия 1.7 build 4158.21, настройки качества графики на максимальный уровень, технологии Paralax Occlusion Mapping и Tessellation активированы, двойной последовательный проход встроенного в игру бенчмарка (для видеокарт на GPU AMD использовался API Mantle);
  • GRID Autosport (DirectX 11) — версия 1.0.103.1840, использовался встроенный в игру тест на трассе «Сан-Франциско» (десять машин), настройки качества графики на максимальный уровень по всем пунктам, тесты с MSAA8x-сглаживанием и без него;
  • Sniper Elite III (DirectX 11) — версия 1.14, настройки качества на уровне Ultra, V-Synс отключён, тесселяция и все эффекты активированы, тесты с 4xSSAA-сглаживанием и без него, двойной последовательный проход встроенного в игру бенчмарка (для видеокарт на GPU AMD использовался API Mantle);
  • Middle-earth: Shadow of Mordor (DirectX 11) — версия v1636.29, все настройки качества вручную выставлены на максимальный и Ultra-уровень, тесселяция и глубина резкости активированы, не менее двух последовательных проходов встроенного в игру бенчмарка.

Если в играх реализована возможность фиксации минимального числа кадров в секунду, то оно также отражалось на диаграммах. Каждый тест проводился дважды, за окончательный результат принималось лучшее из двух полученных значений, но только в случае, если разница между ними не превышала 1%. Если отклонения прогонов тестов превышали 1%, то тестирование повторялось ещё как минимум один раз, чтобы получить достоверный результат.

#Результаты тестов производительности и их анализ

На диаграммах результаты тестирования видеокарт NVIDIA GeForce GTX 980 и ASUS STRIX GeForce GTX 970 отражены светло-зелёным цветом, а обе видеокарты на графических процессорах AMD — привычным красным. Героиня сегодняшней статьи — Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC — выделена на диаграммах лиловым цветом как на своих номинальных частотах, так и при разгоне.

Изучение и анализ результатов по сложившейся традиции начнём с полусинтетических бенчмарков.

  • 3DMark (2013)

В 3DMark (2013) только самая дорогая видеокарта сегодняшнего тестирования — NVIDIA GeForce GTX 980 — идёт впереди с небольшим отрывом, а результаты остальных четырёх видеокарт близки друг к другу. Тем не менее нужно отметить, что Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC на номинальных частотах практически равна эталонной AMD Radeon R9 290X, а также едва уступает оригинальной ASUS STRIX GeForce GTX 970. Разгон героини сегодняшнего обзора увеличивает её производительность совсем не намного, что не удивительно, ведь мы смогли добиться очень скромного прироста частоты графического процессора, который играет главную роль в этом тесте.

  • Unigine Valley Bench

В тесте Unigine Valley мы можем наблюдать отличную от 3DMark картину.

В лёгком графическом режиме при разрешении 1920х1080 пикселей и без использования сглаживания лидируют видеокарты на GPU NVIDIA, однако третью строчку занимает Sapphire Vapor-X R9 Tri-X 290 OC, обходя и AMD Radeon R9 290X, и Radeon R9 290 как на номинальных частотах, так и при разгоне. Если же смотреть на результаты в ресурсоёмком разрешении 2560х1440 пикселей и с использованием сглаживания MSAA8x, то ASUS STRIX GeForce GTX 970 — уже не соперник для Sapphire Vapor-X R9 290 OC, да и эталонная NVIDIA GeForce GTX 980 опережает оригинальную модель Sapphire при разгоне на считаные баллы.

  • Sleeping Dogs

Актуальными для достаточно старой игры Sleeping Dogs можно считать качественные режимы с использованием сглаживания, где результаты четырёх видеокарт из пяти различаются в минимальной степени.

Тем не менее Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC удаётся как минимум не уступать оригинальной ASUS STRIX GeForce GTX 970 и быть впереди обеих эталонных Radeon R9 290(X).

  • Hitman: Absolution

Ещё убедительнее Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC выглядит в Hitman: Absolution.

Лишь в самом лёгком режиме лидирует пара NVIDIA GeForce GTX 980 и ASUS STRIX GeForce GTX 970, тогда как при трёх остальных настройках тестирования Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC смогла опередить не только своих сестёр из AMD вместе с ASUS STRIX GeForce GTX 970, но и NVIDIA GeForce GTX 980.

  • Crysis 3

Вот и в Crysis 3 конкурировать с Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC может разве что NVIDIA GeForce GTX 980, но и та проигрывает при максимальных настройках качества в разрешении 2560х1440 пикселей.

  • Tomb Raider (2013)

Несколько по-другому ведут себя видеокарты в игре Tomb Raider, но и здесь Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC на номинальных частотах способна демонстрировать такую же производительность, как и эталонная AMD Radeon R9 290X, а при разгоне слегка опережать её.

Преимущество оригинальной модели Sapphire перед AMD Radeon R9 290 в этой игре составляет 6,5-9,2%. А вот от GeForce GTX 980 все «красные» карты отстают даже в тяжелых режимах.

  • BioShock Infinite

Как известно, в бенчмарке игры BioShock Infinite видеокарты на графических процессорах AMD имеют преимущество по минимальному числу кадров в секунду, хотя по среднему FPS NVIDIA всё же быстрее конкурента.

Несмотря на тот факт, что здесь Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC столь же быстра, сколь и эталонная AMD Radeon R9 290X, обойти оригинальную ASUS STRIX GeForce GTX 970 на сей раз не получается, в том числе и при разгоне.

  • Metro: Last Light

В игре Metro: Last Light с активированной технологией Advanced PhysX видеокарты на графических процессорах AMD не могут противостоять NVIDIA.

Зато без использования Advanced PhysX вся тройка AMD выглядит на фоне карт NVIDIA, и в особенности ASUS STRIX GeForce GTX 970, весьма уверенно.

Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC в который уже раз не уступает эталонной AMD Radeon R9 290X, а при далеко не выдающемся разгоне даже чуть-чуть опережает её.

  • Company of Heroes 2

Игра Company of Heroes 2, как известно, разработана при активной поддержке компании AMD, поэтому позиции видеокарт на её графических процессорах довольно высоки.

Правда, оригинальная ASUS STRIX GeForce GTX 970 в трёх из четырёх тестовых режимов отстаёт от Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC вместе с AMD Radeon R9 290X на считаные FPS и, без сомнения, перекроет их своим впечатляющим разгоном, однако это не умаляет достоинств тестируемой сегодня троицы Radeon R9, и в особенности это касается Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC.

  • Total War: Rome II

Примерно такую же ситуацию мы можем наблюдать и в игре Total War: Rome II.

  • Batman: Arkham Origins

Особенностью тестов видеокарт в игре Batman: Arkham Origins является разная расстановка сил в режимах без использования сглаживания и при его активации.

Если в первом случае преимущество NVIDIA GeForce не подвергается сомнению, то во втором, имеющем, на наш взгляд, большую практическую ценность, AMD Radeon R9 с успехом конкурируют со своими соперниками по среднему FPS, хотя минимальный у AMD в этом тесте ниже вне зависимости от режима тестирования.

  • Battlefield 4

«Классическую» для сегодняшнего тестирования расстановку сил мы видим в игре Battlefield 4.

  • Thief

Как мы упоминали в методике тестирования, игра Thief получила очередное обновление, коснувшееся оптимизации алгоритмов работы Mantle на видеокартах с графическими процессорами AMD. За счёт этого эффективность работы данной технологии возросла, и все Radeon R9 прибавили примерно по 10% производительности в каждом тестовом режиме. Теперь они готовы составить конкуренцию не только ASUS STRIX GeForce GTX 970, но и NVIDIA GeForce GTX 980.

  • GRID Autosport

В GRID Autosport отметим лидерство эталонной NVIDIA GeForce GTX 980 и небольшое отставание AMD Radeon R9 290, а троица из ASUS STRIX GeForce GTX 970, Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC и AMD Radeon R9 290X демонстрирует примерно одинаковые результаты.

  • Sniper Elite III

Ещё одной игрой нашего тестового списка, поддерживающей Mantle, является Sniper Elite III.

Поэтому вряд ли кого-то удивляет успешное выступление всех AMD Radeon R9 в контексте сегодняшнего тестирования. Обращаем внимание на тот факт, что Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC опережает AMD Radeon R9 290X даже на номинальных частотах работы (за исключением наименее ресурсоёмкого графического режима).

  • Middle-earth: Shadow of Mordor

Неплохо выглядят видеокарты на графических процессорах AMD и в Middle-earth: Shadow of Mordor.

По крайней мере в номинальном режиме работы ASUS STRIX GeForce GTX 970 не может превзойти результаты эталонной AMD Radeon R9 290X и равной ей Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC.

Дополним построенные диаграммы итоговой таблицей с результатами тестов с выведенными итоговыми средним и минимальным значением игровых FPS по каждой видеокарте.

Далее переходим к сводным диаграммам.

#Сводные диаграммы

Первая пара сводных диаграмм отведена под оценку преимущества оригинальной Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC перед эталонной AMD Radeon R9 290, результаты которой приняты за ноль, а результаты видеокарты Sapphire показаны отклонениями от неё.

Как видим, все отклонения плюсовые, что вполне логично, ведь Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC имеет не только на 83 МГц более быстрое ядро, но и на 600 эффективных мегагерц более быструю память. Это и объясняет тот факт, что в ресурсоёмких режимах с использованием сглаживания преимущество Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC выше, чем в лёгких режимах, и в среднем по всем тестам составляет 6,3-7,7%. Разумеется, такого преимущества Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC хватило для того, чтобы практически везде опередить эталонную AMD Radeon R9 290X, что нам подтверждает следующая пара сводных диаграмм.

По большому счёту можно сказать, что эти видеокарты равны. Можно даже отдать победу Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC, приняв во внимание только результаты, полученные в разрешении 2560х1440 пикселей. Данная оригинальная модель даёт нам понять, что нет смысла гнаться за более дорогой Radeon R9 290X — выгоднее найти удачную R9 290.

На заключительной паре сводных диаграмм мы сравним Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC и ASUS STRIX GeForce GTX 970. На момент подготовки статьи (середина ноября) рыночная ситуация складывалась таким образом, что оригинальная модель ASUS стоила примерно на 4 тысячи рублей дороже оригинальной же видеокарты Sapphire. Тем не менее в некоторых играх Vapor-X R9 290 Tri-X OC сумела превзойти STRIX GeForce GTX 970.

В их числе, что немаловажно, новинки Sniper Elite III и Middle-earth: Shadow of Mordor, Thief, из старых игр отметим Crysis 3 и Hitman: Absolution, а также режимы с использованием сглаживания нескольких других игр. В свою очередь, преимущество ASUS STRIX GeForce GTX 970 очевидно в Metro: Last Light, BioShock Infinite, небольшой отрыв есть в Tomb Raider (2013) и паре-тройке игр без активации сглаживания. Если исключительно математически вывести среднее по всем играм, что не слишком объективно (поскольку математика не учитывает нюансов отдельных игр), то Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC отстаёт от ASUS STRIX GeForce GTX 970 на 6,4%. Это очевидно меньше разницы в стоимости данных видеокарт. В то же время разгоняется ASUS STRIX GeForce GTX 970 значительно лучше Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC, да и уровень энергопотребления у неё заметно ниже. Кстати, об энергопотреблении.

#Энергопотребление

Измерение энергопотребления системы с различными видеокартами осуществлялось с помощью многофункциональной панели Zalman ZM-MFC3, которая показывает потребление системы «от розетки» в целом (без учёта монитора). Измерение было проведено в 2D-режиме при обычной работе в Microsoft Word или интернет-сёрфинге, а также в 3D-режиме. В последнем случае нагрузка создавалась с помощью четырёх последовательных циклов вступительной сцены уровня Swamp из игры Crysis 3 в разрешении 2560х1440 пикселей при максимальных настройках качества графики, но без использования MSAA-сглаживания.

Давайте сравним уровень энергопотребления систем с протестированными сегодня видеокартами.

Если для кого-то из наших читателей уровень энергопотребления имеет весомое значение, то здесь AMD крыть нечем. Даже топовая система с NVIDIA GeForce GTX 980 в пике нагрузки оказывается экономичнее любой из протестированных сегодня AMD-конфигураций. Примечательно, что система с оригинальной видеокартой Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC оказалась даже чуть менее прожорливой, чем с эталонной AMD Radeon R9 290. И это несмотря на повышенные у Sapphire частоты и усиленную печатную плату. Видимо, маркетологи компании не обманули, убеждая нас в описании видеокарты, что им удалось создать не только более совершенную в технологическом плане, но и более экономичную плату. Компьютер с разогнанной Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC едва превосходит по уровню энергопотребления систему с эталонной AMD Radeon R9 290X. Ну и добавим, что для протестированных конфигураций с видеокартами AMD придётся запастись как минимум 600-ваттным блоком питания.

#Заключение

Благодаря снижению рекомендованной стоимости, сегодня на такие видеокарты, как оригинальная Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC, можно действительно смотреть иначе, чем прежде. Пусть они и не являются бескомпромиссными лидерами в игровом сегменте и не смогут порадовать любителей оверклокинга впечатляющим частотным потенциалом, для них, на наш взгляд, именно сейчас наступила золотая пора, которая будет длиться до выхода новых видеокарт на графических процессорах AMD и даже чуть дольше.

Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC при заметно более низкой цене способна обеспечить практически такой же уровень производительности, как и оригинальная GeForce GTX 970, а в наиболее ресурсоёмких режимах даже опережать её. Высококачественная элементная база с долговечными компонентами и эффективная система охлаждения с интеллектуальным режимом управления скоростью вентиляторов делают эту модель по-настоящему привлекательной для приобретения. При этом тишины в 3D-режиме от неё ждать не стоит — видеокарту хорошо слышно на фоне тихого системного блока. Стоит отметить и приличные размеры видеокарты, а также невозможность её использования в CrossFireX-конфигурациях в комбинации через один PCI-Express-слот материнской платы. В достоинствах продукта исчерпывающая комплектация вместе с красивой, надёжной и информативной упаковкой. Эх, если бы она ещё действительно стоила около 300 долларов США при прежнем курсе рубля, то это было бы фантастически заманчивое предложение.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Облако Vultr привлекло на развитие $333 млн при оценке $3,5 млрд 21 мин.
Разработчик керамических накопителей Cerabyte получил поддержку от Европейского совета по инновациям 26 мин.
Вышел первый настольный компьютер Copilot+PC — Asus NUC 14 Pro AI на чипе Intel Core Ultra 9 3 ч.
Foxconn немного охладела к покупке Nissan, но вернётся к этой теме, если слияние с Honda не состоится 8 ч.
В следующем году выйдет умная колонка Apple HomePod с 7-дюймовым дисплеем и поддержкой ИИ 8 ч.
Продажи AirPods превысили выручку Nintendo, они могут стать третьим по прибыльности продуктом Apple 9 ч.
Прорывы в науке, сделанные ИИ в 2024 году: археологические находки, разговоры с кашалотами и сворачивание белков 17 ч.
Arm будет добиваться повторного разбирательства нарушений лицензий компанией Qualcomm 21 ч.
Поставки гарнитур VR/MR достигнут почти 10 млн в 2024 году, но Apple Vision Pro занимает лишь 5 % рынка 23 ч.
Первая частная космическая станция появится на два года раньше, но летать на неё будет нельзя 24 ч.