Цифровой автомобиль

Автодайджест №359: Hyperloop в России и летающий «Пегас»

⇣ Содержание

#Автомобильные технологии

Мы следим за развитием проекта Hyperloop с момента его анонса в 2013 году. Тогда уже известный на весь мир Элон Маск (Elon Musk) ошарашил всех идеей создания сверхскоростного общественного транспорта. Расчетная скорость передвигающегося внутри вакуумного трубопровода состава, похожего на капсулу, должна составить 1 220 км/ч. С тех пор развитие Hyperloop шло медленнее, чем у иных стартапов Маска. Да и вообще американский бизнесмен еще на начальном этапе снял с себя ответственность: он предложил развивать это направление другим компаниям и инвесторам. Месяц назад мы упоминали об успехах двух ключевых игроков: Hyperloop One и Hyperloop Transportation Technologies.

Пока все выглядит довольно скромно. Недавно Hyperloop One провела первые публичные испытания линейного двигателя, а Hyperloop Transportation Technologies подписала соглашение с Ливерморской национальной лабораторией относительно использования технологии Inductrack, касающейся магнитной левитации. И хотя пока дело не дошло даже до первых полноценных прототипов, в скором будущем обе компании планируют побороться за право строительства разветвленной сети вакуумных трубопроводов по всей территории США. Однако неделю назад СМИ начали активно сообщать о возможности строительства Hyperloop в России. Ввиду огромных расстояний нашей стране не помешал бы высокоскоростной транспорт.

Основная порция новостей приходила с Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2016). Сначала было объявлено о том, что на первом этапе вакуумный поезд свяжет московские аэропорты. С данным заявлением выступили сооснователь и председатель совета директоров Hyperloop One (по старой памяти многие российские СМИ называют ее Hyperloop Technologies, хотя компания уже переименована) Шервин Пишевар (Shervin Pishevar), мэр Москвы Сергей Собянин и основной акционер группы «Сумма» Зиявудин Магомедов, который инвестирует в Hyperloop One. Все три действующих лица подписали меморандум о сотрудничестве.

«Hyperloop может существенно улучшить жизнь для 16 миллионов человек в Московской области, в несколько раз сократив временные затраты на транспортировку, — заявил Пишевар в пресс-релизе. — Нашей более долгосрочной задачей является создание нового Шелкового пути». Это будет грузовой вариант Hyperloop, который бы позволял доставлять контейнеры из Китая в Европу за один день.

Несмотря на амбициозные планы, точных сроков официальные лица пока не называют. Более того, неизвестны и возможные затраты на строительство. Директор Hyperloop One Роб Ллойд (Rob Lloyd) в интервью агентству Reuters заявил, что пока он затрудняется оценить бюджет возведения сети в Москве. Также он отметил, что в столице отсутствует необходимость в максимальных скоростях Hyperloop (согласно предварительным планам, поезда смогут разгоняться до 1 220 км/ч).

Компания Hyperloop One одновременно рассматривает проекты и в других странах: Финляндии, Швеции, Нидерландах, Швейцарии, Объединенных Арабских Эмиратах, Великобритании и США. Пока не ясно, где же появится первая сеть высокоскоростного транспорта.

С более конкретными данными выступил министр транспорта России Максим Соколов. Правда, он говорил о совершенно другом участке: от границы с Китаем до поселка Зарубино, расположенного на берегу Японского моря (на 200 километров южнее Владивостока). «Мы договорились, что предложим в качестве первого «пилота» этой компании проект развития коридора «Приморье-2»: 70 километров между КНР и Приморским краем, выход на порт Зарубино. Коллеги утверждают, что инфраструктура будет дешевле железнодорожной, то есть о 70 километрах можно говорить в пределах 30-40 миллиардов рублей», — заявил Соколов. Минтранс рассчитывает, что проект будет реализован при государственной поддержке и станет частью транспортного коридора «Приморье-2», соединив китайскую провинцию Цзилинь с портом Славянка на юге Приморского края. Объем перевозок может составить 10 миллионов тонн грузов в год. Организатором китайских вложений в эту ветку может стать Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ).

Издание «Фонтанка» приводит данные о другом участке Hyperloop: Бронка – Гатчина и Бронка – Центральный порт в Ленинградской области. В рамках ПМЭФ-2016 прошло закрытое совещание, в котором приняли участие губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, глава комитета по инвестициям Ирина Бабюк, Шервин Пишевар и Зиявудин Магомедов. По его итогам не было сделано публичных заявлений. После этого в пресс-службе холдинга «Сумма» отметили, что речь шла не о пассажирских, а о грузовых перевозках.

Позже стало известно о том, что перспективы Hyperloop обсуждаются на самом высоком уровне. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что Владимир Путин в рамках ПМЭФ-2016 провел встречу с Шервином Пишеваром, в ходе которой пообещал поддержку проекту Hyperloop. «Да, в рамках встречи с инвесторами он (Пишевар) отдельно выступал. Рассказал о проекте, о планах по «пилоту». Потом уже на встрече «на ногах» президент поддержал и пообещал поддержку», — приводит РИА «Новости» ответ Пескова на вопрос о возможном финансировании проекта.

К амбициозному проекту хочет подключиться и ОАО «РЖД». Еще в мае газета «Ведомости» сообщала о создании рабочей группы с участием российской железнодорожной монополии и Hyperloop One. При этом источники издания утверждали, что инициатива исходила от американской компании. Руководство «РЖД» должно принять решение до конца 2016 года.

Что мы имеем в сухом остатке? На данный момент озвучено сразу несколько вариантов строительства линий Hyperloop в России. Пока пассажирский вариант рассматривается только в Московской области. Зато предложено целых три грузовых проекта: в Ленинградской области, между Китаем и Европой, а также между Китаем и приморским портом. Заинтересованность российского правительства, в том числе высшего руководства страны, позволяет надеяться, что в будущем проект сдвинется с мертвой точки.

Тем не менее есть и другая сторона медали. Скептики обращают внимание на тот факт, что за три года с момента презентации идеи Hyperloop заметного прогресса в развитии технологии не наблюдается. Ранее мы тоже говорили о том, что прошедшая в мае презентация напоминала скорее PR-акцию, чем доказательство технических возможностей команды инженеров. Кто-то даже приводит данные о том, что в проекте принимают участие в основном свободные разработчики, то есть пока нет даже костяка команды. Сторонники всемирных заговоров уверены, что ключевой задачей Элона Маска и его сподвижников является выжимание денег из инвесторов в сугубо меркантильных целях. Но будем объективны: этот бизнесмен не нуждается в легком заработке на аферах. По состоянию на июнь 2016 года его состояние оценивается в 9-13 миллиардов долларов, так что он входит в сотню богатейших людей планеты. При этом раскрытие злого умысла в проекте Hyperloop может оставить негативный отпечаток на других крупных проектах американца, в том числе Tesla Motors и SpaceX.

#Концепты

Весной был представлен концепт BMW Vision Next 100. Он был создан в честь столетия немецкой марки. Главная цель, которую преследовали баварцы, помимо привлечения внимания, – продемонстрировать направление развития компании в будущем. По задумке разработчиков, такая машина умеет сама ездить и обладает кузовом с «живой геометрией»: благодаря подвижным элементам (всего их насчитывается почти 800) удается достигнуть очень низкого коэффициента аэродинамического сопротивления — 0,18. Но не будем забывать, что в концерн BMW AG, помимо титульной марки, входят также MINI и Rolls-Royce. Теперь и они представили свои проекты, приуроченные к столетию материнской компании.

Марка MINI называет свои автомобили «идеальными премиум-компактами для современного города». Сегодня машины британской компании создаются по принципу разумного использования пространства, но при этом не забывается и определенный эмоциональный посыл. Сохранятся ли эти основополагающие вещи в будущем? Каким будет MINI в век возрастающей зависимости от цифровых технологий и связи? Ответы на эти вопросы должен дать концепт MINI Vision Next 100.

«Каждый MINI — мой MINI» – именно так звучит главный девиз проекта. Автомобиль сможет находить владельца сам, где бы тот ни находился. Также машина будет подстраиваться под индивидуальные предпочтения, вкусы и интересы водителя. «Персонализируемый автомобиль будущего, создающий уникальный эмоциональный опыт вождения» — так описывают свое детище авторы концепта.

MINI Vision Next 100 сможет подстраиваться не только под привычки и вкусы водителя, но и даже под его настроение. В зависимости от этих факторов машина подберет фоновую подсветку салона, музыкальное сопровождение, пункт назначения навигационной системы и даже цвет крыши. Именно эмоциональной связи между водителем и автомобилем было уделено особое внимание. В данном случае ее называли термином Cooperizer. Среди прочего упоминается кнопка «Вдохнови меня», по нажатии которой машина постарается стать музой для своего владельца. К примеру, она сможет спроецировать подборку работ вашего любимого художника или же предложит прокатиться по захватывающему загородному маршруту в заряженном режиме John Cooper Works.

Креативный подход прослеживается и в подборке материалов для MINI Vision Next 100. К примеру, в отделке салона использованы латунь, базальт и целлюлоза. Некоторые детали покрыты патиной. По мнению дизайнеров, она придает автомобилю налет эксклюзивности и изысканности.

О технической начинке MINI Vision Next 100 производитель не говорит ни слова. По всей видимости, куда важнее, что машина умеет вдохновлять, а что приводит ее в движение — дело десятое.

Несмотря на то, что и MINI, и Rolls-Royce являются британскими марками, да к тому же входят в один концерн, клиенты у этих компаний весьма существенно различаются. Именно поэтому если в MINI Vision Next 100 ставка сделана на эмоциональную составляющую, то в Rolls-Royce 103EX Vision Next 100 — на максимальное спокойствие, приватность и отстраненность от бытия.

В Vision Next 100 не так-то просто узнать MINI, а если убрать два небольших кругляша на прозрачной фронтальной панели, то задача еще усложнится. А вот в Rolls-Royce 103EX Vision Next 100 издалека чувствуется аристократическая стать британской марки – ее подчеркивает монументальная фронтальная часть с узнаваемой решеткой и характерной формой фар.

Rolls-Royce 103EX Vision Next 100 пусть и выполнен в фирменном стиле, но весьма существенно отличается как от современных моделей компании, так и от их легендарных предков. Да, при длине кузова 5,9 метра новинка недалеко ушла от Phantom. Однако данный концепт спроектирован не как автомобиль, а как уникальная скульптура с бесшовной поверхностью. Колеса спрятаны в огромные понтоны, при этом основная часть кузова сделана существенно более узкой. Благодаря этому создается ощущение элегантности и легковесности, даже несмотря на исполинские размеры роскошного купе.

В салоне Rolls-Royce 103EX Vision Next 100 тоже немало интересного. Сюрпризы начинаются еще до того, как вы проникли внутрь: чтобы сделать доступ максимально свободным, у автомобиля открывается не только дверь, но и крыша. Благодаря этому в него можно не садиться, а буквально заходить, словно на роскошную яхту. При этом для удобства пассажиров предусмотрена роботизированная подножка, при активации которой загорается красный свет: он должен символизировать красную ковровую дорожку.

 

Салон Rolls-Royce 103EX Vision Next 100 рассчитан на двоих. При этом в нем нет ни руля, ни педалей: все переднее пространство занимает большой экран, на котором крутится изображение «Духа экстаза» – той самой символической фигурки богини Ники, которая обычно венчает радиаторные решетки «Роллс-Ройсов». Теперь у нее появилось имя Элеонора, виртуальный голос и искусственный интеллект. Она должна стать настоящим спутником и верным собеседником хозяина автомобиля. Общая цель роскошного, но лаконичного интерьера — создать ощущение уединенности, тепла и полного расслабления.

Rolls-Royce 103EX Vision Next 100 лишен могучего V12. Солидное подкапотное пространство отдано на откуп багажу. Здесь даже предусмотрены полозья, которые сами задвигаются после водружения на них чемодана. Авторы проекта не дают точного ответа на вопрос, чем же роскошное купе приводится в движение. Они лишь указывают, что силовая установка Rolls-Royce 103EX Vision Next 100 не производит вредных выбросов, так что, скорее всего, это электродвигатель.

#Автомобильные шпионы

В шпионском разделе мы очень редко обсуждаем отечественные машины. Можно припомнить разве что «Ладу-Весту», замеченную в 2014 году в Италии, да прототип второго поколения Chevrolet Niva в Испании год назад (странно видеть российские предсерийные автомобили в тех странах, где они никогда не будут продаваться, не правда ли?). Но текущий случай совершенно уникален: теперь в объектив автомобильных папарацци попала не совсем обычная машина. Это лимузин и внедорожник проекта «Кортеж».

Вообще за последнее время поступило достаточно много новостей о «Кортеже» из разных источников. Часть из них являются официальными, часть — нет. Для тех, кто забыл, напоминаем, что изначально этот проект предусматривал создание российского правительственного лимузина. Его предполагалось использовать для перевозки высших лиц государства, в том числе президента. По сути, в правительстве хотят создать преемника ЗИЛ-41047, ЗИЛ-117 и прочим моделям советского прошлого. За последние четыре года на эту тему появилось множество слухов и спекуляций. Ранее даже озвучивались идеи, что на основе новой платформы будет создано целое семейство автомобилей (седан, внедорожник и минивэн), часть из которых даже поступит в свободную продажу.

Неделю назад в распоряжении портала Drom.ru оказались патентные изображения седана и внедорожника. Оба построены на основе одной модульной платформы, разработку которой ведет НАМИ. Над экстерьером лимузина, который проходит под индексом ЕМП-4123 (ЕМП — единая модульная платформа), работало четыре человека: руководители дизайн-студии НАМИ Юрий Черненко и Геннадий Тишкин, дизайнер Алексей Чвокин и макетчик Рудольф Иванов. Седан получился весьма консервативным. Форма передней решетки, фар, оконной линии и общая монументальность кузова заставляют сравнивать его с автомобилями Rolls-Royce.

Скрывающийся под индексом ЕМП-4124 внедорожник тоже навевает ассоциации с британским автопромом, но уже с Land Rover. В особенности это касается профиля и кормы (скорее всего, в аналогичном стиле будет выполнен новый Land Rover Discovery, на что намекает концепт Discovery Vision). Указывается, что образ этой модели рисовали Юрий Черненко, Геннадий Тишкин, Иван Борисов и Владимир Шит. Правда, по предварительной информации, на патентных изображениях представлен не правительственный внедорожник, а его «гражданский» родственник. Предполагается даже, что его могут выпускать под возрожденной маркой «Руссо-Балт» (существовала в Российской империи).

Специально для автомобилей проекта «Кортеж» будут разработаны новые двигатели. Пока известно о двух агрегатах: 12-цилиндровом двигателе для лимузина и 8-цилиндровом для внедорожника. В их проектировании принимают участие специалисты Porsche Engineering (при этом второй мотор и вовсе может быть целиком позаимствован у Porsche: немецкая компания устанавливает на свои автомобили 4,8-литровый ДВС).

Несколько месяцев назад в глобальной сети появились реальные фотографии несколько иного внедорожного автомобиля, который был выполнен в близком к лимузину стиле. Запечатленную на них модель в НАМИ назвали старым макетом, который уже не имеет отношения к будущему проекта «Кортеж».

 

Теперь от слухов перейдем к официальным новостям. На прошедшем недавно Петербургском международном экономическом форуме министр промышленности и торговли Денис Мантуров рассказал некоторые свежие новости о проекте «Кортеж». В частности, он отметил, что лимузин уже прошел краш-тест в Германии, получив максимальный балл за безопасность. Более точные детали не раскрываются.

На данный момент прототипы проходят испытания. По словам министра, в ходе подготовки к серийному выпуску автомобили проедут 100 000 километров. В целом это весьма скромная цифра, если сравнивать с тем, сколько проезжают на том же этапе современные легковые машины. К текущему времени уже пройдено 10 000 километров. В 2016 году на разработку правительственных автомобилей планируется потратить 3,7 миллиарда рублей. Весь бюджет проекта оценивается в 12,4 миллиарда.

Сейчас ключевой целью является выпуск первой партии лимузинов к концу 2017 – началу 2018 года. Эти автомобили планируется использовать в церемонии инаугурации президента в 2018 году. Дальнейшая судьба проекта в текущих рыночных и финансовых условиях остается крайне туманной. Ранее озвучивались планы по выпуску внедорожника УАЗ на новой платформе к 2019-2020 году. Тем не менее говорить об этом пока рано, тем более что в последнее время не раз появлялись слухи, согласно которым компания «Соллерс» (которая владеет УАЗом) уже давно отказалась от участия в проекте.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥