Цифровой автомобиль

Автодайджест №359: Hyperloop в России и летающий «Пегас»

⇣ Содержание

#Автомобильные новости

Летающие автомобили были излюбленной мечтой фантастов середины прошлого века. Гибрид самолета и машины, который бы одинаково уверенно чувствовал себя и на дороге, и в небе, мог бы существенно повысить мобильность человека. Сегодня все понимают, что в обозримом будущем подобные транспортные средства не появятся. Но энтузиасты все же ведут разработки в этом направлении. Периодически даже появляются позитивные новости. На прошлой неделе их было сразу две: автомобиль-самолет Terrafugia Transition прошел сертификацию в США, а во Франции был представлен летающий багги Pegase Mark II.

На пути создания крылатого автомобиля существует две ключевых сложности. Первая и самая очевидная — техническая. Хотя сейчас уже не начало XX века и ни самолет, ни автомобиль уже давно не считаются чудом, объединить эти два вида транспорта в одной модели не так-то просто. Однако даже если у какого-то Кулибина получится сделать подобный гибрид, использовать его без разрешения властей все равно не удастся (или удастся, но недолго). Поэтому тот факт, что Федеральное управление гражданской авиации США классифицировало модель Terrafugia Transition как легкий спортивный самолет, многие считают долгожданной победой.

На самом деле американские чиновники пошли навстречу компании Terrafugia, которая в скором времени планирует начать продажи Transition. В действительности данная машина тяжелее и быстрее летательных аппаратов, которые могут быть сертифицированы в качестве спортивных. Сейчас установлено ограничение в 599 кг при максимальной скорости сваливания 45 узлов (примерно 84 км/ч), в то время как Terrafugia Transition весит 817 кг, а скорость сваливания у нее составляет 54 узла. Несмотря на это, Федеральное управление гражданской авиации сделало исключение из правил. Так что владельцу такой крылатой машины будет достаточно получить базовую лицензию, которая выдается после 20 часов летной практики.

Вторая новость пришла из Франции. Считается, что вдохновение может подтолкнуть человека к удивительным открытиям. Так было и с Джеромом Дофи (Jérôme Dauffy): однажды увидев летающую машину в фильме «Безумный Макс – 2: Воин дороги» 1981 года, он уже никогда не расставался с мечтой создать подобное транспортное средство. В 2010 году он основал компанию Vaylon, а теперь представил миру летающий багги Pegase Mark II.

В отличие от его прототипа в «Безумном Максе», у Pegase Mark II нет большого винта, создающего подъемную силу. Вместо этого данная модель устроена по типу параплана – в ней используется мягкое двухоболочковое крыло. Действительно, зачем придумывать схему с выдвигающимися крыльями, если для поездки по автостраде можно их просто сложить в сумку?

В дебютном ролике Pegase Mark II летит на фоне чистого неба и безмятежных полей, хотя публичная демонстрация машины состоялась на выставке вооружений Eurosatory в Париже. Да, летающий автомобиль может быть использован не только в гражданских, но и в военных целях. Разработчики считают, что их детищем могут заинтересоваться правительства разных стран, ведь Pegase Mark II пригодится для переброски небольших групп спецназа, патрулирования таможенных зон, приграничного контроля и многих других целей. Также компания Vaylon планирует заинтересовать экологов и операторов в сфере туризма. Говорят, что на летательный аппарат обратила внимание почтовая служба одной из африканских стран, которой необходимо доставлять посылки в два удаленных поселка, разделенных между собой 18 километрами и рекой.

Модель Pegase Mark II может брать на борт двух человек. В летающем автомобиле предусмотрен большой пропеллер, который толкает его вперед. Чтобы раскрутить пропеллер, используется двигатель внутреннего сгорания объемом 0,4 литра от скутера Peugeot. По данным производителя, максимальная скорость необычного транспортного средства на земле составляет 100 км/ч, в воздухе — 70-80 км/ч. Для взлета «Пегасу» достаточно ровного клочка земли протяженностью 50-100 метров: подойдет даже обычное поле или отрезок автомобильной дороги. Крылатая машина может находиться в воздухе до трех часов. Предельная высота полета — три километра.

Французская компания планирует продавать Pegase Mark II за 100 000 долларов. Предполагаемый объем выпуска составляет 150 машин в год, но все будет зависеть от спроса.

#Электрокары и гибриды

Любители электрокаров и гибридов нередко задаются вопросом: почему бы не установить на крышу машины солнечные батареи? Зачем вообще подключать автомобили к розетке, если можно черпать энергию буквально из воздуха? На самом деле ответ на этот вопрос очевиден: КПД фотоэлектрических преобразователей пока слишком мал, чтобы обеспечить сколь-нибудь заметный уровень заряда. Однако в ближайшей перспективе на знаменитом гибриде Toyota Prius все же может появиться крыша с солнечными батареями. О перспективах технологии рассуждал главный инженер проекта Коджи Тойошима (Koji Toyoshima).

Речь пойдет не о базовой версии Toyota Prius, а о модификации Toyota Prius Prime, представленной весной текущего года. Она отличается возможностью заряжаться от внешних источников энергии. В ее основе лежит все тот же 1,8-литровый бензиновый мотор, работающий по циклу Аткинсона, с отдачей 98 лошадиных сил и 142 ньютон-метра. Еще 72 «лошадки» добавляет электродвигатель. Но батарея у такой модификации, в отличие от простого «Приуса», более емкая — 8,8 кВт⋅ч. Благодаря этому Prius Prime способен перемещаться в полностью электрическом режиме. Правда, недолго — до 35 километров. Каких результатов можно ожидать после появления солнечной батареи?

На самом деле революции ожидать не приходится. По словам Коджи Тойошимы, с учетом фотоэлектрического элемента удалось повысить общую эффективность работы гибрида – максимум на 10 %. Такой выигрыш достигается в идеальных условиях, то есть в ясную погоду с солнцем в зените.

Режим использования солнечной крыши будет зависеть от состояния автомобиля. Во время стоянки Toyota Prius Prime будет заряжаться встроенный тяговый аккумулятор, а при движении вся энергия уйдет на нужды различных потребителей электричества: системы кондиционирования, ламп, стеклоподъемников и так далее.

Пока не ясно, будет ли солнечная батарея предлагаться в качестве опции или же станет стандартной системой всех Prius Prime. Не называются и сроки появления таких автомобилей в продаже. Коджи Тойошима надеется, что инженерам удастся внедрить систему до конца жизненного цикла текущего поколения Toyota Prius Prime. При этом первое время крыша-генератор будет доступна только для покупателей в Японии и Европе. В США такая система не пройдет более строгие требования к безопасности. По заявлению Тойошимы, пока Toyota не располагает технологией ламинирования фотоэлементов с использованием смолы, которая бы не разрушалась при опрокидывании.

На данный момент Toyota Prius является одним из самых популярных гибридных автомобилей, даже несмотря на то, что за несколько лет спрос на эту модель существенно снизился. А в сегменте недорогих электрокаров пока лидирует Nissan Leaf. Осенью прошлого года его обновили, увеличив емкость аккумулятора с 24 кВт·ч до 30. Благодаря этому максимальный пробег на одной зарядке возрос с 190 до 250 километров. Теперь появились более детализированные данные о преемнике текущей модели. Согласно смелым прогнозам, на одной зарядке она сможет проехать до 550 километров.

Это уже не спекуляции, а вполне официальная информация: новыми сведениями поделился директор отдела электрических машин Nissan Гарет Дансмор (Gareth Dunsmore). Правда, в недавнем интервью британскому изданию Autocar представитель японской компании все же избегал точных прогнозов. В частности, он вовсе не заявлял, что следующий Leaf будет способен проехать 550 километров на одной зарядке. Вместо этого он отметил, что аккумуляторы, предоставляющие такой запас хода, пройдут тесты и будут соответствовать критериям Nissan по долговечности и доступности ориентировочно через два года. Но ведь именно на 2018 год запланирован запуск второго поколения Leaf. Вряд ли все это является простым совпадением.

На текущий момент Nissan Leaf пользуется устойчивым спросом в Европе. Согласно статистике, за 2015 год в Старом Свете было продано 15 303 таких электрокара (годом ранее — 15 158). Текущий год начался оптимистично: в феврале продажи увеличились вдвое относительно аналогичного показателя 2015 года. По данным японской компании, в марте на Leaf приходилось 6 % реализации всех машин Nissan в Европе (судя по всему, Россия не учитывается). К 2020 году Гарет Дансмор надеется повысить этот показатель до 20 %.

Глава отдела электрических машин Nissan не упустил случая покритиковать гибриды с возможностью внешней зарядки. Он признал, что сейчас они актуальны, но в целом сама их суть является компромиссом. Большую часть времени в них работает двигатель внутреннего сгорания, поэтому в окружающую среду все равно поступают вредные выбросы. А вот американскую компанию Tesla Motors господин Дансмор поблагодарил за популяризацию электрических машин.

Ожидается, что следующее поколение Nissan Leaf будет доступно с несколькими вариантами тяговых аккумуляторов. Упомянутая выше батарея с запасом хода 550 километров обоснуется в топовой версии электрокара, но будут предлагаться и более скромные модификации. Аналогичный подход практикует и Tesla, хотя для седана Model S и кроссовера Model X можно даже выбрать тип привода и мощность электромоторов. Внешность будущего Nissan Leaf пока держится в секрете. Ожидается, что он будет выполнен в духе концепта Nissan IDS, представленного на Токийском автосалоне в прошлом году.

На этом откровения Гарета Дансмора не заканчиваются. Он также указал на возможное расширение семейства электрических машин. Сегодня за экологически чистый вид транспорта в Nissan приходится отдуваться всего одной модели — Leaf. Однако уже в скором будущем ассортимент будет существенно расширен. Предусматривается сразу несколько направлений развития. Первое — создание более компактного автомобиля. Не секрет, что Leaf борется в C-классе, в то время как в Европе также хорошим спросом пользуются хетчбэки B-класса.

Не менее важно, что в скором времени японская компания собирается представить электрокары с более развитыми внедорожными способностями. Речь идет об электрических версиях кроссоверов Juke и Qashqai. «Мы являемся лидером в сегменте кроссоверов и лидером с моделью Leaf – и мы собираемся объединить их в будущем», — сказал Дансмор.

Сегодня для электрокаров Nissan используется отдельная платформа, которая специально адаптирована под особенности данного вида транспорта. Такой метод разработки будет приоритетным и впредь, однако в будущем на этапе проектирования электромобилей планируется закладывать возможность установки двигателей внутреннего сгорания с целью расширения модельного ряда. Обычно производители используют обратный подход: сначала создают машину с ДВС, а уже затем при необходимости переводят ее на полностью электрическое питание.

Пока в истории с электрическими паркетниками тоже не хватает подробностей: Гарет Дансмор не указал, когда могут появиться экологически чистые версии Juke и Qashqai. Зато на прошлой неделе всплыли подробности еще об одном кроссовере с нулевыми выбросами: следующее поколение модели Audi Q5 тоже обзаведется версией с электромотором.

Раньше предполагалось, что для противостояния с Tesla Model X будет создан кроссовер Audi Q6, который будет предлагаться исключительно в электрической версии. Его предвестником считается концепт Audi e-tron quattro, продемонстрированный публике на прошлогоднем мотор-шоу во Франкфурте. В нем использовалось два электромотора общей мощность 435 лошадиных сил и литий-ионный тяговый аккумулятор емкостью 95 кВт·ч. Эксплуатационные характеристики должны быть близки к показателям американского конкурента: разгон с 0 до 100 км/ч за 4,6 секунды и запас хода до 500 километров. Однако в последнее время планы немецкой компании вполне могли измениться. Чтобы оправиться после экологического скандала, концерну Volkswagen AG понадобится как можно больше электрических машин. Поэтому наряду с Audi Q6 будут продаваться и электрические модификации Audi Q5.

Специально для производства новой модели в мексиканском муниципалитете Сан-Хосе-Чьяпа заканчивается строительство нового завода Volkswagen AG. На нем будут выпускать как электрические, так и бензиновые или дизельные машины. Общая мощность предприятия оценивается в 150 000 автомобилей в год. По данным американского издания Reuters, к текущему моменту основные работы уже закончены, начато обучение персонала. Запуск новой площадки намечен на 30 сентября.

Технические подробности Audi Q5 пока держатся в секрете. Судя по фотографиям замаскированных прототипов, второе поколение среднеразмерного кроссовера вновь будет выполнено в консервативном духе. За пленкой можно разглядеть черты родственных моделей Audi Q7 и Audi Q3.

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии