Цифровой автомобиль

Автодайджест №428: SEMA 2017

⇣ Содержание

#Электрокары и гибриды

На Токийском автосалоне было представлено много концептов, однако большинство из них никогда не станут реальными автомобилями: их задача — либо показать примерный вектор развития дизайна машин компании, либо просто привлечь внимание к продукции бренда. Ничего революционного мы не увидели. Казалось бы, передовые технологии в самых разных отраслях до сих пор тесно связаны с Японией, одако даже Toyota до сих пор всерьез не выпускает электрокаров (диковинные модели вроде RAV4 EV и iQ EV не в счет). Является ли это свидетельством того, что японский гигант пока не видит смысла инвестировать в это направление? Или это просто признак его бессилия? Вряд ли представители Toyota дадут внятный ответ на эти вопросы, однако на мотор-шоу в Токио все же была озвучена весьма любопытная информация. Японская компания не только ведет разработки в этом направлении, но и якобы вплотную приблизилась к технологическому прорыву.

Речь идет о так называемых твердотельных аккумуляторах. Индустрия говорит о них уже добрый десяток лет, так что вскоре это словосочетание будет восприниматься примерно как пресловутые «британские ученые». Тем не менее именно в этом типе АКБ многие видят спасение автомобильной отрасли. Теперь Toyota ускорила разработку таких элементов питания: команда, занимающаяся ими, насчитывает уже более 200 инженеров. К тому же японский бренд является одним из лидеров по количеству патентов по данной теме.

Предполагается, что твердотельные аккумуляторы позволят как минимум удвоить емкость относительно литий-ионных батарей, применяющихся в современных электромобилях. Еще одним ощутимым преимуществом новой технологии должна стать более быстрая зарядка. Пока разработчики не разглашают даже примерные данные, так что все зависит от того, какие показатели были взяты за точку отсчета. Если под удвоением удельной емкости подразумевается рост до 300 Вт⋅ч/кг, то в этом нет ничего удивительного. Сегодня действительно распространены батареи с 150 Вт⋅ч/кг, однако в свежих версиях «Тесл» этот показатель составляет около 250 Вт⋅ч/кг, а для ячеек Model 3 и вовсе стремится к 300 Вт⋅ч/кг. Если же японским инженерам удалось вдвое превысить и этот показатель, достигнув 500-600 Вт⋅ч/кг, то это можно считать настоящей революцией. Примерно то же самое можно сказать и про время зарядки: без привязки к конкретным значениям можно лишь делать какие-то предположения о реальных показателях.

С формальной точки зрения Toyota сегодня выпускает 37 электрифицированных машин в 90 странах мира. Это различные гибриды, в том числе с поддержкой внешней зарядки, и автомобили с топливными ячейками. Ежегодный объем производства таких моделей составляет 1,5 миллиона, так что японская марка является одним из лидеров рынка («Тойоте», по ее же собственным данным, принадлежит 43 % рынка электрифицированных машин), хоть и не производит ни одного электрокара.

В последнее время участились известия о готовящемся прорыве на рынке тяговых аккумуляторов. Около месяца назад схожее заявление сделала Toshiba: она разработала прототип батареи, способной всего за шесть минут зарядки обеспечить запас хода в 320 километров. Новая технология является дальнейшим развитием идеи литий-титанатных аккумуляторов, которые были представлены под маркой Toshiba SCiB в 2008 году. В руководстве японской компании считают, что применения новой технологии в коммерческих продуктах можно ожидать уже в 2019 году.

Представители некоторых других производителей аккумуляторов уверены, что прогресс в области существующих литий-ионных батарей практически остановился. К примеру, глава Panasonic Кадзухиро Цуга (Kazuhiro Tsuga) недавно заявил, что в рамках используемой технологии нынешние АКБ уже близки к теоретически предельным значениям. На бумаге можно повысить энергетическую плотность еще на 20-30 %, но могут возникнуть проблемы с безопасностью. Так или иначе, становится очевидно, что без прорыва не приходится рассчитывать на качественный рост показателей.

Напомним, что Panasonic — один из лидеров в сфере производства батарей. Японская компания тесно сотрудничает с Tesla: она не только много лет поставляет АКБ для американских электромобилей, но и принимает непосредственное участие в строительстве завода Gigafactory-1, расположенного в Неваде.

Многие ожидают прорыва от лидеров рынка в сфере электромобилей, но сможет ли осуществить его молодая компания? К примеру, основанная всего год назад Fisker Inc. Ее руководителем является автомобильный дизайнер Хенрик Фискер (Henrik Fisker), который когда-то рисовал автомобили BMW и Aston Martin, а в 2007 году организовал Fisker Automotive. Правда, уже в 2013 году его компания обанкротилась, в 2014-м права на нее выкупил китайский конгломерат Wanxiang, который позже переименовал ее в Karma Automotive, а весной текущего года началось производство гибрида Karma Revero, который является обновленной версией Fisker Karma. Но Фискер не унывает и раз в квартал делает очередное громкое заявление. Теперь стали доступны дополнительные подробности о дебютной модели, которую мы увидим на CES 2018.

Речь идет о «революционном» электрокаре Fisker EMotion. Впрочем, не стоит принимать все слова предпринимателя за чистую монету: ранее Фискер уже несколько раз «переобувался». Если первоначально он заявлял об использовании суперконденсаторов, то позже в обещаниях стали упоминаться литий-ионные батареи LG Chem. Но в некоторых аспектах EMotion все еще обещает прорывные характеристики. В частности, этот автомобиль одним из первых станет использовать напряжение 800 В. Для сравнения: в «Теслах» этот показатель составляет 350-400 В.

Для чего потребуется столь высокое напряжение? Господин Фискер стремится хотя бы в чем-то уделать Элона Маска (справедливости ради отметим, что Fisker Karma вышла на рынок раньше Tesla Model S, хотя дальнейшую историю вы уже знаете), так что EMotion должен предложить и более емкую батарею, и более быструю зарядку. В новой модели будут использованы батарейки LG Chem 21700, обеспечивающие общий заряд 145 кВт⋅ч (топовые модели Tesla на текущий момент располагают АКБ на 100 кВт⋅ч). С учетом этого запас хода составит около 650 километров.

Этим превосходство Fisker EMotion не ограничится. Владельцы электромобиля всего за девять минут смогут пополнить запас хода на 200 километров. Для сравнения: Tesla Model S тратит 30 минут, чтобы получить заряд, которого хватит на 270 километров. Именно для обеспечения преимущества в скорости возобновления энергетического ресурса и требуется повысить напряжение. При этом на 800 В будет работать и батарея, и проприетарная система Ultra Charger.

Одним из ключевых партнеров Fisker будет британская инженерная компания Ricardo. «Преимущества электрической системы с напряжением 800 В: более тонкие и легкие кабели, более компактные и эффективные электродвигатели, меньший вес системы, меньшая выработка тепла, более низкие производственные затраты, более быстрая зарядка и более высокая пропускная способность», — заявляют представители Ricardo.

«В прошлом году мы работали в режиме невидимости, говоря о нашей технологии, но не обсуждая партнеров. Поскольку CES станет мировым дебютом Fisker EMotion, теперь мы начинаем делиться информацией о наших партнерах. Ricardo, без сомнения, является мировым лидером в области интеграции силовых агрегатов. С помощью EMotion мы установим новую планку для электрических машин, и Ricardo является еще одним партнером, который поможет сделать EMotion автомобилем действительно мирового уровня», — не стесняясь громких оборотов, комментирует Хенрик Фискер.

Отметим, что Фискер не собирается демпинговать: Fisker EMotion будет стоить минимум 129 900 долларов, то есть примерно как топовая версия Tesla Model S. Продажи многообещающего электромобиля начнутся в 2019 году.

Перейдем к более близким к российской действительности новостям. На прошлой неделе официальный сайт мэра и правительства Москвы опубликовал вероятные маршруты первых электробусов. По словам руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максима Ликсутова, экологически чистый общественный транспорт появится на следующих троллейбусных маршрутах: № 7 (станция метро «Парк Победы» — кинотеатр «Ударник»), № 34к (улица Кравченко — Киевский вокзал), № 42 (Рижский вокзал — станция метро «Динамо»), № 76 (улица Холмогорская — станция метро «ВДНХ»), № 36, 83, 73 и 80.

«Два года мы испытывали разную технику и на сегодняшний день подошли к тому, чтобы уже определиться с техническим заданием, которое, на наш взгляд, позволит получить для Москвы самый лучший, самый надежный, самый качественный электробус, обязательно российского производства», — заявил Максим Ликсутов. Ранее на московских улицах прошли испытания нескольких моделей электробусов: ЛиАЗ-6274 первого и второго поколения (Россия), КамАЗ-6282 (Россия), Белкоммунмаш-43303А (Белоруссия), БКМ E433 Vitovt Max Electro (Белоруссия), Linkker 13 (Финляндия) и Yutong (Китай). Пока в правительстве не уточнили модели, которые первыми выйдут на линию.

Примечательно, что с 2021 года Москва будет закупать только электробусы: от автобусов с дизельными двигателями город откажется. В целом это соответствует планам других европейских столиц.

В завершение рубрики, посвященной электрическим машинам, обсудим вечные проблемы этого вида транспорта. Критики нередко обращают внимание на то, что электромобили вовсе не так уж чисты в экологическом плане. Производство и утилизация некоторых компонентов (в особенности батарей) приводят к загрязнению, но еще больший вред может таить непосредственно эксплуатация. Сами по себе электрокары не создают вредных выбросов, однако для их зарядки используется энергия, которая зачастую добыта с применением «грязных» источников. Такое мнение широко распространено среди скептиков, и недавно его озвучил Владимир Путин.

Вот как глава государства охарактеризовал электромобили: «Хороший, действительно весьма экологичный вид транспорта. Но для того чтобы подключиться к электрической сети и испытать батарею, аккумулятор, нужно выработать электроэнергию, а для этого нужен первичный источник. Сегодня в мире таким первичным источником номер один является даже не нефть, а уголь, — сказал глава государства на Международном форуме по энергоэффективности и развитию энергетики «Российская энергетическая неделя». — На мой взгляд, в конечном итоге на сегодняшний день более экологичным видом топлива является газомоторное».

Настолько ли «вредны» электромобили в действительности? В предыдущий раз мы обращались к этой теме в июне, когда вышел очередной доклад некоммерческой организации Union of Concerned Scientists («Союз обеспокоенных ученых»). Его эксперты заявили, что, по данным на 2014 год, средний электрокар в США по загрязнению атмосферы сравним с гипотетической бензиновой машиной, потребляющей 3,2 литра топлива на 100 километров. По разным регионам наблюдается разброс от 1,5 до 6,2 л/100 км (в данном аспекте результаты зависят исключительно от структуры энергетики отдельных штатов).

Теперь результатом аналогичного исследования поделился Брюссельский свободный университет. Подсчеты комиссии говорят о том, что в течение жизненного цикла электромобили окажутся более выгодны с точки зрения экологии, чем дизельные машины, даже если использовать их в странах с относительно «грязной» энергетикой. Правда, неблагоприятными странами в этом отношении ученые посчитали вовсе не Индию, Китай или Россию, а Германию и Польшу: именно на них приходится максимальная по меркам Европы доля энергогенерирующих мощностей, так или иначе приводящих к появлению «парниковых газов».

Если перевести дискуссию в плоскость цифр, то выводы Брюссельского свободного университета говорят о следующем: в Польше электрокар косвенно произведет на 25 % меньше углекислого газа, чем дизельная машина. В то же время в Швеции разница будет существенно больше — 85 %.

Также эксперты отметили, что в Европе постоянно повышается доля возобновляемых источников энергии. Вполне возможно, что в общем ситуация действительно складывается подобным образом, но проблема в том, что мир не ограничивается одним лишь Евросоюзом. На планете полно развивающихся стран, которые пока не столь чистоплотны. В этом отношении Владимир Путин вовсе не слукавил, когда говорил о том, что главным источником энергии по сей день является уголь.

Эти данные подтверждаются отчетом Международного энергетического агентства за 2017 год: судя по графику, доля угля с начала 70-х остается примерно на одном уровне — около 40 %. При этом в некоторых странах этот показатель еще выше: в 2016 году 58 % электричества в Китае было выработано при сжигании угля. Это может показаться странным, но в той же Польше уголь еще популярнее — 88 %.

Также необходимо учитывать, что то самое «газомоторное топливо» (а это метан, он же компримированный природный газ), о котором говорил президент, при сжигании в ДВС производит примерно на 30 % меньше углекислого газа, чем дизельное топливо. Иными словами, в той же «условной Польше» на данный момент автомобиль на метане будет более экологически чистым, чем 100-процентный электрокар.

Конечно, эти расчеты и выводы в существенной степени условны и приблизительны, а более глубокое исследование данной проблемы может стать основой для серьезного научного труда, однако в реальности ситуация отнюдь не столь однозначна, как может показаться на первый взгляд. Да, электромобиль будет гораздо более благоприятен для окружающей среды в Норвегии, где 98 % энергетики приходится на возобновляемые источники (в основном это гидроэлектростанции). Однако для многих стран ситуация может быть обратной.

#Интересности и необычности

Многие знают, что Стив Джобс был не только талантливым, но и весьма своеобразным человеком. Это проявлялось в самых различных сферах, в том числе и автомобильной. К примеру, несколько лет назад мы рассказывали историю о том, почему глава Apple не использовал номера на своем Mercedes-Benz SL55 AMG. Но мало кто знает, что в гараже легендарного дизайнера, инженера и управленца был еще один примечательный автомобиль — BMW Z8. Теперь немецкий родстер уйдет с молотка.

Согласно данным аукциона RM Sotheby's, Джобс купил BMW Z8 под влиянием Ларри Эллисона (Larry Ellison). Сооснователь и председатель совета директоров Oracle сказал главе Apple, что Z8 является вершиной автомобильной инженерии того времени. По-видимому, Стив Джобс был убежден подобными доводами, поскольку шестого октября 2000 года он стал обладателем серебристого BMW Z8 с черным кожаным салоном. Любопытным дополнением является мобильный телефон Motorola StarTAC с логотипом BMW. Интересно, что думал о нем Стив Джобс за семь лет до презентации первого iPhone?

На одометре родстера указан весьма скромный пробег — 15 199 миль (24 460 километров). Это 67-й экземпляр Z8, выпущенный немецкой компанией. История данного экземпляра тоже примечательна. Джобс продал автомобиль еще в 2003 году. Второй владелец избавился от Z8 уже через год, но позже пожалел об этом и в 2006 году уговорил покупателя совершить обратный обмен.

Сам автомобиль тоже не простой. В облике BMW Z8 явно прослеживаются мотивы ретро: дизайн родстера является отсылкой к модели BMW 507 из 50-х. Кстати, дизайнером «зетки» был Хенрик Фискер (о нем мы говорили чуть выше), который позже основал и потерял компанию Fisker Automotive, а теперь собирается представить «революционный» электрокар Fisker EMotion.

В компактной модели используется вполне «взрослый» двигатель — 4,9-литровый V8 от BMW M5. Он развивает 400 лошадиных сил, а трансмиссия на Z8 ему полагается только одна — шестиступенчатая «механика». Всего было выпущено 5 703 таких автомобиля, причем почти половина тиража пришлась на США.

RM Sotheby's собирается выручить за бывший автомобиль Стива Джобса от 300 до 400 тысяч долларов США. На момент выпуска BMW Z8 стоил около 128 000 долларов. Таким образом, даже с учетом набежавшей за 17 лет инфляции эта машина подорожала более чем в два раза. Торги намечены на шестое декабря.

Последний эпизод первого сезона The Grand Tour (нового автомобильного шоу с Джереми Кларксоном, Ричардом Хаммондом и Джеймсом Мэйем, которые покинули Top Gear) вышел на Amazon Video еще в феврале. У знаменитой троицы уже готов второй сезон, трейлером которого они поспешили поделиться.

Судя по всему, перемен ждать не приходится: зрителей по-прежнему ждут разношерстные автомобили, съемки в самых живописных уголках планеты и непрекращающиеся взаимные подколки ведущих. Первая серия нового сезона выйдет на Amazon Video в декабре.

Кстати, один из инцидентов, произошедших во время съемки второго сезона The Grand Tour, ранее уже широко освещался в СМИ. В июне Ричард Хаммонд вылетел с трассы на электрическом суперкаре Rimac Сoncept One. Вскоре после аварии автомобиль загорелся, но ведущий успел выбраться из него. Ричарда на вертолете доставили в больницу кантона Санкт-Галлен. У журналиста был обнаружен перелом колена, но к настоящему моменту Хаммонд уже прошел курс реабилитации.

Одна из любимых марок Ричарда Хаммонда — Porsche. Эта немецкая компания известна своей привязанностью к консервативному внешнему виду, но при этом по части техники она является одним из локомотивов развития автомобильной отрасли. Трудно припомнить современный агрегат, которого бы не было автомобилях Porsche: турбомоторы, гибридные двигатели, «роботы» с двумя сцеплениями, полноуправлямое шасси, гидроопоры двигателей, углерод-керамические тормоза…. Кстати, о последних: неделю назад компания объявила о начале производства барабанных тормозов. Да, именно так.

Вообще «барабаны» давно считаются атавизмом: к текущему моменту они сохранились только на бюджетных моделях, да и то лишь в самых доступных комплектациях. Что уж говорить о Porsche! Однако их выпуск был возобновлен в рамках программы Porsche Classic, которая предусматривает продажу запчастей для раритетных моделей. К примеру, эти барабанные тормоза созданы для Porsche 356 A, появившегося в 1955 году.

«Новая» деталь будет производиться в Австрии. Компания обещает сохранить оригинальный внешний вид и механические свойства тормозных механизмов: современные технологии будут использоваться в основном лишь для тщательного тестирования, а сам процесс изготовления за 60 лет практически не изменился. Но не стоит думать, что такие «барабаны» будут стоить не дороже, чем тормоза на отечественную «классику»: за каждый придется заплатить 2 100 долларов. Таким образом, комплект для одного автомобиля обойдется в $8 400, или примерно 490 000 рублей по текущему курсу.

Перейдем к другим темам. Давно хотели узнать, что будет с автомобилем, если на нем проехать через сотню лежачих полицейских на высокой скорости? Вряд ли подобная затея может хорошо закончиться. Проверить это попробовали ребята с канала YouTube-DestructionNation. К счастью, они не решились на реальный тест и ограничились испытаниями в симуляторе BeamNG.drive.

Результаты, как оказалось, во многом зависят от типа транспортного средства — больше всего шансов успешно пройти это испытание у автомобилей с большим дорожным просветом и мягкой подвеской. В то же время не стоит полностью доверять симуляции: хотя BeamNG.drive и оснащен достаточно качественным физическим движком, назвать его на 100 % реалистичным все же нельзя. 

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
Комментарии загружаются...
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥