⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Обзор видеокарты ASUS ROG Strix RX Vega 64 OC: первая нереференсная Vega
В связи с тем, что AMD понадобилось больше года, чтобы выпустить игровые ускорители уровня GeForce GTX 1070 и 1080, семейство Radeon RX Vega столкнулось с трудностями догоняющего развития. Помимо того, что выпуск чипов Vega 10 с памятью HBM до сих пор не удовлетворяет спрос на видеокарты, конкурирующие продукты сохраняют преимущество в виде широкого ассортимента плат оригинального дизайна с мощной системой охлаждения. В то же время подавляющее большинство предложений на основе Vega представляет собой референсную конструкцию с закрытой системой охлаждения производства SAPPHIRE. При этом надо отдать должное инженерам AMD: компания учла негативный опыт первых видеокарт семейства Polaris и не стала экономить на оснастке референсных Vega 56 и Vega 64. Среди всех ускорителей референсного дизайна, которые когда-либо выпустили AMD и NVIDIA, Vega выделяется колоссальным резервом мощности, а система охлаждения, пожалуй, настолько эффективна, насколько это вообще возможно при закрытой конструкции с единственным радиальным вентилятором. Но в этой области у Vega все равно есть пространство для дальнейших усовершенствований. Чтобы полностью раскрыть частотный потенциал новых GPU, требуется еще сильнее увеличить доступную видеокарте мощность и при этом обеспечить адекватный отвод тепла с сохранением приемлемых акустических параметров. Спустя четыре месяца после выхода геймерских версий Vega на рынке есть несколько видеокарт оригинальной конструкции, все они относятся к «премиальным» сериям соответствующих брендов. Энергопотребление чипов Vega 10 не оставляет места для упрощенных вариантов, которые возможны в случае GeForce GTX 1070/1080. ASUS принадлежит честь выпустить на рынок первую модель Radeon RX Vega 64 с нестандартной платой и системой охлаждения, а мы на примере ASUS ROG Strix RX Vega 64 OC продолжим исследовать возможности новейшего графичеcкого процессора AMD. Кроме того, в этом обзоре пройдет проверку новый метод измерения тока непосредственно на линиях питания видеокарты — так мы узнаем истинное энергопотребление Vega 64 по сравнению с ускорителями NVIDIA и ее требования к мощности блока питания. ⇡#Технические характеристики, комплект поставки, ценаПо умолчанию ASUS ROG Strix RX Vega 64 OC работает на референсных частотах: предел для графического процессора составляет 1630 МГц, а памяти HBM2 — 1890 МГц. Режим OC Mode, который активируется в утилите ASUS GPU Tweak II, увеличивает пиковую частоту GPU на 20 МГц, а показатель Boost Clock (максимальная частота в диапазоне, который AMD гарантирует при типичной вычислительной нагрузке) возрастает с 1546 до 1590 МГц. Таким образом, оверклокерский режим здесь имеет чисто символическое значение.
Видеокарта укомплектована диском с ПО, бумажной документацией, переходником с двух шестиконтактных на один восьмиконтактный разъем питания и брендированными кабельными стяжками. На фоне общего децифита видеокарт семейства Vega добыть ASUS ROG Strix RX Vega 64 OC на данный момент еще сложнее, чем устройства референсного дизайна. Модель ASUS нет в наличии ни на российских, и на известных американских площадках (Newegg и Amazon). Только в нескольких онлайн-магазинах Германии и Австрии она недавно появилась в продаже по ценам от €715 до €951. ⇡#КонструкцияASUS ROG Strix RX Vega 64 OC насчитывает 298 мм в длину, а это больше стандартной ширины плат ATX (244 мм) и исключает установку видеокарты в компактные корпуса, где корзины накопителей расположены вплотную к материнской плате. По толщине устройство занимает два с половиной слота расширения. Во внешности видеокарты присутствуют все характерные признаки серии Strix. Прозрачные элементы корпуса СО и фигурная прорезь на защитной пластине с обратной стороны освещаются RGB-диодами, а фирменное ПО позволяет выбрать их оттенок, режим работы и синхронизировать подсветку видеокарты и материнской платы (при условии, что это плата ASUS c опцией Aura). Есть контакты для подключения двух корпусных вентиляторов с возможностью управлять оборотами в автоматическом либо ручном режиме и специальный разъем для питания светодиодных лент. Конструкция системы охлаждения в общих чертах повторяет таковую у ASUS ROG Strix GeForce GTX 1080 Ti . Здесь используются вентиляторы диаметром 92 мм, защищенные по стандарту IP-5X, что означает высокую (но не абсолютную) степень изоляции от твердых частиц. Когда температура GPU опускается до 55 °C, вращение вентиляторов прекращается. Шесть тепловых трубок диаметром 6 мм соединяют две секции массивного радиатора с полированной подошвой, снимающей тепло с кристалла GPU. К транзисторам системы питания графического процессора прижат отдельный выступ радиатора. Толстый алюминиевый каркас под радиатором придает видеокарте жесткость и охлаждает транзисторы, питающие чипы памяти, за счет отдельного блока ребер. Пластина, покрывающая оборотную сторону печатной платы, нужна исключительно для эстетики и защиты элементов поверхностного монтажа. В охлаждении она не участвует. ⇡#ПлатаСигнал на устройство вывода изображения передается по интерфейсам DisplayPort и HDMI, которые ASUS дополнила разъемом Dual-Link DVI-D, отсутствующим на плате эталонного дизайна. Плата ASUS ROG Strix RX Vega 64 OC сохранила оригинальную особенность эталонных видеокарт AMD — дублирующую микросхему BIOS с переключателем, которая в данном случае, как и на референсной Radeon RX Vega 64, содержит прошивку со сниженным лимитом мощности для трех предустановленных профилей WattMan — Power Save, Balanced и Turbo. В нашем экземпляре видеокарты установлен графический процессор Vega 10 тайваньской корпусировки, в которой используются микросхемы HBM2 производства Samsung, а зазор между чипами на подложке залит эпоксидным компаундом. В этом варианте Vega 10 чипы GPU и RAM имеют одинаковую высоту (в отличие от корейской сборки с памятью SK hynix), что способствует эффективному охлаждению и снижает риск при установке и снятии радиатора. ASUS ROG Strix RX Vega 64 OC, как и референсная плата, оснащена 13-фазной системой питания, но ASUS выделила две фазы для питания чипов RAM, а эталонная плата — одну. Место ШИМ-контроллера в преобразователе напряжения GPU занимает чип Infineon IOR 3567B — типичный выбор для высокопроизводительных плат на платформе AMD. Для агрессивного разгона предусмотрены контакты интерфейса Hotwire — они позволяют аналоговым методом измерять напряжения питания GPU, RAM, а также PLL (VDDCI) и регулировать их (либо отдельными инструментами, либо прямо через меню UEFI, которое есть в топовых материнских платах ASUS). Но аппаратный вольтмод, в отличие от мониторинга, активируется только после того, как пользователь удалит два резистора и добавит перемычку в нужных местах печатной платы (с неизбежной потерей гарантии). ⇡#Тестовый стенд, методика тестирования
⇡#Участники тестированияВ тестировании производительности приняли участие следующие видеокарты:
Прим. 1: в спецификациях Vega в качестве высшей частоты AMD указывает не максимально допустимую при штатных настройках, как было в предыдущих поколениях архитектуры GCN, а верхнюю границу диапазона, в котором GPU работает при типичной нагрузке. Но т. к. утилиты для монтиторинга и разгона, включая фирменный WattMan игнорируют Boost Clock и по старинке показывают предельную частоту, мы решили именно последнюю указывать на диаграммах. Прим. 2: тесты быстродействия Radeon RX Vega 64 выполнены с профилем энергопотребления по умолчанию (Balanced). Тактовые частоты, энергопотребление, температура, разгон До сих пор мы оценивали энергопотребление видеокарт по общей мощности компьютера — с помощью бытового ваттметра на входе блока питания либо соответствующей функции БП Corsair AX1200i. Сегодня мы протестируем иной метод, позволяющий напрямую измерить мощность платы отдельно от мощности CPU и прочих компонентов ПК. Для этого мы взяли жесткий райзер PCI Express x16, разорвали все линии +12 В и земли, идущие к видеокарте от разъема материнской платы, и подключили к отдельному шестиконтактному разъему питания. За счет этого БП Corsair позволяет регистрировать общий ток видеокарты, проходящий по двум разъемам дополнительного питания и модифицированному райзеру, с периодом 1 с, а мощность мы получаем путем умножения величины тока на величину напряжения 12 В в данный момент времени (чтобы принять в расчет падение напряжения, сопутствующее повышенному току). В качестве тестовой нагрузки мы используем FurMark с наиболее агрессивными настройками и Crysis 3. Стартовая сцена игры при разрешении 4К с полноэкранным сглаживанием серьезно нагружает даже современные GPU. Замеры мощности производятся после прогрева видеокарты, когда температура стабилизируется. Во время теста мы с помощью утилиты MSI Afterburner, помимо мощности, регистрируем ряд других переменных: тактовую частоту, напряжение питания и температуру GPU, скорость вращения вентиляторов системы охлаждения. ASUS ROG Strix RX Vega 64 OC в состоянии «из коробки» обеспечивает среднюю частоту GPU на уровне 1408 МГц в игровом тесте после прогрева, а максимальная составляет 1414 МГц. В референсном образце Vega 64 частота колеблется вокруг отметки 1382 МГц, но достигает 1492 МГц. Вместе с тем ASUS обеспечивает существенно более низкие температуры (разница в 15–20 °C) при меньшей скорости вращения вентиляторов СО. При разгоне видеокарты мы проигнорировали режим OC Mode, увеличивающий максимальную частоту графического процессора на 20 МГц, и сразу подняли лимит мощности до 150%, установив максимальную скорость вращения вентиляторов. При этом GPU позволил снизить напряжение питания на 75 мВ без потери стабильности. Эффективную тактовую частоту памяти HBM2 удалось повысить со штатных 1890 до 2100 МГц. В таком состоянии средняя частота GPU под игровой нагрузкой составила 1501, а максимальная — 1510 МГц. Неплохой прирост по сравнению со штатными настройками, но в то же время референсная Vega 64 при сниженном на 50 мВ напряжении питания GPU достигла результатов 1584/1591 МГц! Впрочем, в пользу ASUS ROG Strix RX Vega 64 OC говорит более эффективное охлаждение при сниженной относительно референсной карты скорости вращения вентиляторов и напряжении питания GPU. Что касается энергопотребления, то ASUS ROG Strix RX Vega 64 OC развивает большую мощность в штатном режиме, нежели референсная Vega 64, но абсолютный запас мощности, судя по тестам в FurMark, у двух видеокарт практически одинаков и примерно соответствует конфигурации разъемов питания (два восьмиконтактных по 150 Вт плюс 75 Вт слота PCI Express). При этом в игровом тесте референсная карта, будучи разогнанной, использует свой резерв более активно. Измерение тока на линиях питания видеокарты наглядно демонстрирует действительную разницу в энергопотреблении между различными моделями. Хотя ни один из участников тестирования в штатном режиме не достиг табличного уровня TBP/TDP по средней мощности (даже в FurMark), результаты референсной Vega 64 и ASUS ROG Strix RX Vega 64 OC превышают показатели GeForce GTX 1080 Founders Edition в Crysis 3 на 66% и 88% соответственно. Заметим, что мощность платы в отдельный момент времени может в несколько раз превосходить среднее значение — это стоит учесть при выборе блока питания для высокопроизводительной видеокарты.
Прим.: с нашего образца ASUS ROG Strix RX Vega 64 OC когда-то уже снимали систему охлаждения и меняли термоинтерфейс на GPU. Мы провели замеры температуры с заведомо качественной термопастой ARCTIC MX-4, которая может оказаться более либо менее эффективной по сравнению со стандартной пастой, которую использует при сборке ASUS. Производительность: 3DMark В 3DMark разогнанная ASUS ROG Strix RX Vega 64 OC получила на 11% больше баллов по сравнению с референсной видеокартой, работающей на штатных частотах, и этого более чем достаточно для того, чтобы превзойти результаты GeForce GTX 1070 Ti и GTX 1080.
Производительность: игры (1920 × 1080, 2560 × 1440) В играх при разрешении 1080p и 1440p сравнение референсных образцов Radeon RX Vega 64 и GeForce GTX 1080 заканчивается не в пользу AMD. Аналогом Vega 64 по средней частоте смены кадров является скорее GeForce GTX 1070 Ti, чем GTX 1080. Но разгон (главным образом за счет простого увеличения лимита мощности) ASUS позволил ROG Strix RX Vega 64 OC закрепиться на лидерской позиции благодаря прироста быстродействия на 11%.
⇡#Производительность: игры (3840 × 2160)Во многих из тестовых игр видеокарты уровня Radeon RX Vega 64 и GeForce GTX 1080 обеспечивают при разрешении 4К приемлемую частоту смены кадров. Этот режим сам по себе наиболее эффективно использует вычислительные ресурсы архитектуры GCN по сравнению более низкими разрешениями, поэтому среднее преимущество GTX 1080 перед референсной Vega 64 составляет лишь 4%. Кроме того, оверклокинг Vega тем эффективнее, чем выше разрешение экрана. В 4К быстродействие ROG Strix RX Vega 64 OC в разгоне на 15% превышает результат референсной видеокарты и на 11% — результат GeForce GTX 1080.
Выводы Испытания ROG Strix RX Vega 64 OC подтвердили впечатления о чипах семейства Vega, которые оставило знакомство с видеокартой референсного дизайна. В отличие от Polaris, новые GPU не испытывают проблем с набором тактовой частоты. В случае ускорителя ASUS на это косвенно указывает и возможность существенно снизить напряжение питания графического процессора. Главное препятствие на пути разгона Vega — высокое тепловыделение, поэтому мы с нетерпением ожидали появления карт оригинального дизайна с мощной системой охлаждения открытого типа. В штатном режиме ROG Strix RX Vega 64 OC поддерживает существенно более низкую температуру графического процессора и повышенные тактовые частоты по сравнению с эталонной видеокартой, а при низкой нагрузке массивный радиатор позволяет GPU охлаждаться в пассивном режиме. Для использования в составе игрового ПК без притязаний на оверклокинг выбор между референсным дизайном и картой ASUS очевиден — при условии, что вам посчастливится найти ее в продаже. А вот ситуация с разгоном не столь однозначна. Честно говоря, нас удивил тот факт, что контроль мощности ROG Strix RX Vega 64 OC не позволяет достигнуть столь же высоких результатов, как у референсной версии Vega 64, но с практической точки зрения ASUS все равно выигрывает по той причине, что преимущество референса в несколько десятков мегагерц не будет заметно в играх, а система охлаждения Strix куда лучше справляется с повышенной нагрузкой.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|