⇡#Производительность: кодирование/декодирование видео
Баг в ранних драйверах не позволяла процессорам Turing работать на полной частоте выделенному блоку NVDEC, но ошибка уже частично устранена — по крайней мере для устройств Founders Edition, видеокарты сторонних производителей по-прежнему могут обрабатывать видео медленнее, чем должны были бы. Преимущество новой версии NVDEC перед аналогичным блоком в архитектуре Pascal заключается в чрезвычайно высокой скорости декодирования HEVC, особенно в разрешениях 4К и 8К. Ускорение H.264 и VP9, судя по всему, вызвано повышенными частотами GPU в картах 20-й серии.
В отличие от декодирования, запись видео в форматах H.264 и HEVC при помощи аппаратного кодера NVENC на RTX 20 работает без всяких проблем. Здесь мы видим, что быстродействие Turing в кодировании HEVC практически удвоилось по сравнению с тем, что показывают чипы Pascal, — вплоть до того, что RTX 2080 и RTX 2080 Ti способны в реальном времени записывать 8К-видеопоток с частотой 30 Гц. А пропускная способность в разрешениях 1080p и 2160p при «грязном» кодировании в один проход настолько велика, что в практических условиях не станут проблемой и более качественные режимы с высоким битрейтом.
⇡#Производительность: вычисления
Не все программы вычислений общего назначения уже способны работать с GPU нового поколения: в частности, нам придется отложить тесты GeForce RTX в пакете Blender и бенчмарке CompuBench CL. Остались только Sandra и LuxMark, но по ним хорошо заметно, как много общего Turing, формально нацеленная на графику и потребительские устройства, имеет с архитектурой Volta, которая оптимизирована именно для GP-GPU. GeForce RTX 2080 оставил GeForce GTX 1080 Ti далеко позади в задаче трассировки лучей LuxMark (напомним, что последний не использует RT-ядра). Скорость вычислений FMA/FFT в SiSoftware Sandra также увеличилась по сравнению с предыдущим поколением, впрочем этот тест уже не дает адекватной оценки быстродействия в реальных задачах GP-GPU — хотя бы по той причине, что GeForce RTX 2080 Ti здесь уступает RTX 2080 в расчетах FP32 одинарной точности.
⇡#Тактовые частоты, энергопотребление, температура, разгон
GeForce RTX 2080 основан на более компактном GPU, чем RTX 2080 Ti, и теплопакет старших видеокарт серии Founders Edition различается на 35 Вт. Вместе с тем эти два ускорителя снабжены практически одинаковыми системами охлаждения, так что графическое ядро RTX 2080 достигает существенно более высоких тактовых частот. Даже при длительной нагрузке чип TU104 от его предельной частоты 1995 МГц отделяет всего лишь 116 МГц.
Грех не попытать счастья в разгоне такой видеокарты, но алгоритм автоматического оверклокинга, который NVIDIA внедрила в ускорителях 20-й серии, подсказывает, что частотный ресурс GPU и без того практически исчерпан в рамках штатного TDP: все, что смогла сделать автоматика, — это подтянуть кривую тактовой частоты в бесполезном для любых задач диапазоне ниже 900 МГц. Тем не менее BIOS видеокарты позволяет увеличить резерв мощности на 23 %, и при поддержке вентиляторов СО, работающих на полной скорости, можно смело сдвинуть всю кривую на 100 МГц вверх. В таких условиях RTX 2080 поддерживает тактовую частоту GPU под нагрузкой на уровне 2017 МГц — близко к новому пределу в 2085 МГц. Стабильность на более высоких частотах требует повышенного напряжения питания, но с текущей версией драйвера регулятор вольтажа в оверклокерском ПО никак не влияет на чипы Turing. Зато эффективную частоту оперативной памяти удалось поднять с 14 до 16 ГГц, и это предел разгона RAM, который допускает прошивка Founders Edition.
| Настройки | Тактовая частота GPU, МГц | Напряжение питания GPU, В | Частота вращения вентиляторов, об/мин (% от макс.) |
Средн. |
Макс. |
Предел |
Средн. |
Макс. |
Предел |
Средн. |
NVIDIA GeForce RTX 2080 FE (1515/14000 МГц, 8 Гбайт) |
|
1879 |
1890 |
1980 |
1,010 |
1,018 |
1,200 |
1977 (53%) |
NVIDIA GeForce RTX 2080 FE (1615/16000 МГц, 8 Гбайт) |
+23% TDP, 100% RPM |
2017 |
2025 |
2070 |
1,043 |
1,043 |
1,200 |
3700 (100%) |
NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE (1350/14000 МГц, 11 Гбайт) |
|
1707 |
1740 |
1950 |
0,938 |
1,037 |
1,243 |
2087 (56%) |
NVIDIA GeForce GTX 1080 FE (1607/10008 МГц, 8 Гбайт) |
|
1697 |
1785 |
1911 |
0,920 |
0,993 |
1,243 |
2194 (55%) |
NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti FE (1480/11010 МГц, 11 Гбайт) |
|
1624 |
1709 |
1911 |
0,886 |
0,931 |
1,193 |
2386 (50%) |
AMD Radeon RX Vega 64 (1630/1890 МГц, 8 Гбайт) |
WattMan: Balanced |
1382 |
1492 |
1630 |
0,965 |
1,150 |
1,200 |
2392 (49%) |
Прим.: измерение всех параметров проводится в игре Crysis 3 (максимальное качество графики, 3840 × 2160, MSAA 4x) после прогрева GPU.
Но пусть читателей не обманывают высокие частоты и сравнительная легкость разгона GeForce RTX 2080. По энергопотреблению под нагрузкой видеокарта не идет ни в какое сравнение с GeForce GTX 1080 и мало отличается от GeForce RTX 1080 Ti либо Radeon RX Vega 64. Впрочем, это не претензия, а комплимент инженерам NVIDIA, создавшим системы охлаждения и питания видеокарты, ведь TU104 содержит больше транзисторов, чем GP102, и работает на более высоких частотах с большим напряжением питания.
⇡#Производительность: разгон
На первый взгляд, подъем частоты на 100 МГц ничего не решает для GPU, который изначально рассчитан на частоты немногим меньше 2 ГГц. Однако в комбинации с увеличенным TDP и разогнанной оперативной памятью разгон графического процессора TU104 принес прирост на величину от 5 до 9 % средней частоты смены кадров. При этом наилучшие результаты имеют место в разрешении 2160p.
1920 × 1080 |
|
Полноэкранное сглаживание |
NVIDIA GeForce RTX 2080 FE (1515/14000 МГц, 8 Гбайт) |
NVIDIA GeForce RTX 2080 FE (1615/16000 МГц, 8 Гбайт) |
NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti (1480/11010 МГц, 11 Гбайт) |
Ashes of the Singularity: Escalation |
MSAA 4x + TAA 4x |
53 |
57 |
53 |
Battlefield 1 |
TAA |
146 |
149 |
144 |
Deus Ex: Mankind Divided |
MSAA 4x |
53 |
57 |
53 |
DOOM |
TSSAA 8TX |
200 |
200 |
200 |
F1 2018 |
TAA |
160 |
171 |
147 |
Far Cry 5 |
TAA |
111 |
110 |
109 |
GTA V |
MSAA 4x + FXAA + Reflection MSAA 4x |
93 |
94 |
93 |
Shadow of the Tomb Raider |
SMAA 4x |
83 |
90 |
75 |
Tom Clancy's The Division |
SMAA 1x Ultra + TAA: Supersampling |
107 |
117 |
107 |
Total War: WARHAMMER II |
MSAA 4x |
46 |
49 |
47 |
The Witcher 3: Wild Hunt |
TAA + HairWorks AA 4x |
128 |
133 |
120 |
Макс. |
|
|
+9% |
+2% |
Средн. |
|
|
+5% |
−2% |
Мин. |
|
|
−1% |
−10% |
2560 × 1440 |
|
Полноэкранное сглаживание |
NVIDIA GeForce RTX 2080 FE (1515/14000 МГц, 8 Гбайт) |
NVIDIA GeForce RTX 2080 FE (1615/16000 МГц, 8 Гбайт) |
NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti (1480/11010 МГц, 11 Гбайт) |
Ashes of the Singularity: Escalation |
MSAA 4x + TAA 4x |
44 |
46 |
43 |
Battlefield 1 |
TAA |
128 |
138 |
118 |
Deus Ex: Mankind Divided |
MSAA 4x |
35 |
38 |
34 |
DOOM |
TSSAA 8TX |
194 |
200 |
196 |
F1 2018 |
TAA |
123 |
133 |
115 |
Far Cry 5 |
TAA |
99 |
103 |
96 |
GTA V |
MSAA 4x + FXAA + Reflection MSAA 4x |
79 |
83 |
80 |
Shadow of the Tomb Raider |
SMAA 4x |
56 |
61 |
49 |
Tom Clancy's The Division |
SMAA 1x Ultra + TAA: Supersampling |
77 |
84 |
76 |
Total War: WARHAMMER II |
MSAA 4x |
33 |
35 |
33 |
The Witcher 3: Wild Hunt |
TAA + HairWorks AA 4x |
96 |
103 |
91 |
Макс. |
|
|
+9% |
+1% |
Средн. |
|
|
+7% |
−4% |
Мин. |
|
|
+3% |
−13% |
3840 × 2160 |
|
Полноэкранное сглаживание |
NVIDIA GeForce RTX 2080 FE (1515/14000 МГц, 8 Гбайт) |
NVIDIA GeForce RTX 2080 FE (1615/16000 МГц, 8 Гбайт) |
NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti (1480/11010 МГц, 11 Гбайт) |
Ashes of the Singularity: Escalation |
Выкл. |
54 |
60 |
57 |
Battlefield 1 |
82 |
89 |
75 |
Deus Ex: Mankind Divided |
38 |
41 |
37 |
DOOM |
111 |
121 |
109 |
F1 2018 |
79 |
86 |
75 |
Far Cry 5 |
59 |
64 |
56 |
GTA V |
70 |
74 |
71 |
Shadow of the Tomb Raider |
47 |
52 |
43 |
Tom Clancy's The Division |
TAA: Stabilization |
46 |
51 |
44 |
Total War: WARHAMMER II |
Выкл. |
28 |
30 |
28 |
The Witcher 3: Wild Hunt |
64 |
70 |
61 |
Макс. |
|
|
+11% |
+4% |
Средн. |
|
|
+9% |
−3% |
Мин. |
|
|
+6% |
−9% |
Выводы
Глядя на результаты тестирования GeForce RTX 2080 и RTX 2080 Ti, гораздо проще рассуждать о второй видеокарте. С технической точки зрения NVIDIA добилась от флагманского ускорителя 20-й серии всего, на что можно было рассчитывать при условии, что переход с техпроцесса 16 нм на следующую технологическую норму еще не завершен, а узел 12 нм FFN является всего лишь промежуточной остановкой. Что касается небывалой стоимости RTX 2080 Ti, то, в отсутствие реальных аналогов даже для GeForce GTX 1080 Ti со стороны основного конкурента, у NVIDIA есть полное право требовать такие деньги за устройство с колоссальной вычислительной мощностью для современных игр и уникальными возможностями для грядущего поколения проектов.
Но к GeForce RTX 2080 нельзя подходить с той же линейкой. Пусть второй по рангу GPU семейства Turing обеспечил по сравнению с GeForce GTX 1080 примерно такой же рост быстродействия (25–37 %), как RTX 2080 Ti по сравнению с флагманом 10-й серии, эта видеокарта не лишена соперников в виде множества версий GeForce GTX 1080 Ti. RTX 2080 и GTX 1080 Ti практически равны по игровому быстродействию — с технической точки зрения это опять-таки триумф архитектуры Turing, которая способна выполнить ту же работу за счет меньшего набора вычислительных блоков и одновременно дает пропуск в будущее компьютерных игр, связанное с трассировкой лучей и машинным обучением.
С другой стороны, рекомендованная цена в $699 означает, что NVIDIA в этот раз не предлагает больше FPS за те же деньги, как происходило в предыдущие моменты смены поколений. Вместо этого даром прогресса стали только новые возможности — заманчивые, но пока далекие от реализации.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.