⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Как разогнать AMD Radeon VII до 2 ГГц, и что этому мешает
⇡#Тестовый стенд, методика тестирования
В большинстве тестовых игр показатели средней и минимальной кадровых частот выводятся из массива времени рендеринга индивидуальных кадров, который записывает встроенный бенчмарк (или утилита OCAT, если его нет). Средняя частота смены кадров на диаграммах является величиной, обратной среднему времени кадра. Для оценки минимальной кадровой частоты вычисляется количество кадров, сформированных в каждую секунду теста. Из этого массива чисел выбирается значение, соответствующее 1-му процентилю распределения. Исключением из этой методики являются игры F1 2018, Far Cry 5 и Wolfenstein II: The New Colossus. Встроенный бенчмарк F1 2018 не записывает время рендеринга отдельных кадров — файл с результатами содержит среднюю частоту смены кадров и минимальную, рассчитанную по максимальному времени кадра. Встроенный бенчмарк Far Cry 5 также выводит лишь среднее и минимальное (не известно, в каком квантиле распределения) значения кадровой частоты. Для тестирования в Wolfenstein II мы используем OCAT, но в этой игре утилита не записывает время рендеринга отдельных кадров, поэтому в качестве минимального FPS приводится число, обратное 99-му процентилю времени кадра. Мощность видеокарт регистрируется отдельно от CPU и прочих компонентов ПК с помощью амперметра MingHe VAC-1050A. Чтобы одновременно измерить ток, проходящий по разъемам дополнительного питания и слоту материнской платы, видеокарта подключается через жесткий райзер PCI Express x16, в котором линии питания разорваны и выведены на отдельный кабель. В качестве нагрузки для тестов мощности и уровня шума используется игра Crysis 3 при разрешении 3840 × 2160 без полноэкранного сглаживания и максимальных параметрах качества графики, а также стресс-тест FurMark с наиболее агрессивными настройками (разрешение 3840 × 2160, MSAA 8x). Замеры всех параметров выполняются после прогрева видеокарты, когда температура GPU и тактовые частоты стабилизируются. ⇡#Участники тестированияВ тестировании производительности приняли участие следующие видеокарты:
⇡#Тактовые частоты, энергопотребление, температура, разгонВ качестве нагрузки для оценки «физических» параметров видеокарты мы по-прежнему используем Crysis 3. Среди игр последних лет ее можно считать своего рода стресс-тестом GPU — такое сильное потребление мощности возникает при агрессивных настройках качества графики. Однако Radeon VII в штатном режиме поддерживает в Crysis 3 довольно высокие тактовые частоты — на уровне 1756 МГц, а это близко к его «мягкому» пределу в 1802 МГц. По сравнению с GPU на плате Radeon RX Vega 64 чип Vega второго поколения быстрее на 301 МГц. Но удивляет другое: оказывается, «семерка» не исчерпывает лимит мощности 300 Вт и даже уступает по энергопотреблению своему предшественнику (286 против 292 Вт). А вот для новой системы охлаждения у нас не найдется комплиментов. AMD пообещала, что Radeon VII будет тише по сравнению с референсной версией Radeon RX Vega 64. Формально это правда. Но как получилось, что разница по уровню шума в игровом тесте между ними — всего лишь 1 дБА, а в FurMark новинка даже громче? Ведь на Radeon VII установлен открытый кулер с тремя аксиальными вентиляторами, а все, что есть у Vega 64, — довольно компактный радиатор и вентилятор-турбинка, при этом оба GPU разогреваются до одинаковой температуры (77 °C по краевому датчику). Конечно, охлаждение Radeon VII в какой-то степени пострадало из-за необходимости втиснуть радиатор в закрытый двухслотовый кожух. Но ведь для другого производителя это не стало препятствием — посмотрите на уровень шума разогнанного GeForce RTX 2080 Founders Edition. О Radeon RX Vega 64 с водяным охлаждением нечего и говорить, это недостижимый идеал тишины для остальных участников теста.
Прим.: измерение всех параметров проводится после стабилизации температуры GPU. Питающее напряжение GPU в верхней точке кривой авторазгона у Radeon VII составляет 1,078 В. Пока у нас нет доступа к другим образцам «семерки», трудно сказать, нужен ли в действительности такой вольтаж для работы Vega 20, но наш экземпляр в нем явно не нуждается. Видеокарта стабильно работает при напряжении 0,977, а в силу того, что Crysis 3 приводит Radeon VII к лимиту мощности, частоты от андерволтинга не пострадали и даже немного возросли. А главное, потребляемую мощность таким образом удалось понизить на 50 Вт, да и по уровню шума Radeon VII стал ничуть не хуже ускорителей Founders Edition. Не будем исключать фактор так называемой кремниевой лотереи: как знать, может, нам достался чрезвычайно качественный экземпляр Vega 20, а разброс параметров в ранних партиях 7-нанометровых GPU побудил AMD оставить большой запас по напряжению питания. Как бы то ни было, выгодное соотношение частоты и напряжения позволяет свободно манипулировать обоими параметрами. Так, для умеренного оверклокинга можно оставить GPU под штатным напряжением, увеличить резерв мощности до разрешенных 120 % и указать пиковую частоту 1952 МГц (+150 МГц к штатному значению). Но большой выгоды полумеры не приносят: так, в Crysis 3 графический процессор разогнался лишь на 96 МГц, а рост мощности на 15 Вт сделал кулер Radeon VII еще громче. Строго говоря, из-за шумной СО даже консервативный оверклокинг «семерки» лишен практического смысла, но ведь это не повод прекратить эксперимент. Наш образец способен на разгон вплоть до 2027 МГц, хотя для этого пришлось согласиться на предельно допустимое напряжение питания — 1,218 В и рост потребляемой мощности до 340 Вт. Как ни странно, кулер Radeon VII в таких условиях все еще справляется с нагрузкой, поддерживая температуру в пределах 77 °C, но вступает в силу другой ограничивающий фактор. Взгляните на таблицу: реальная частота GPU при агрессивном разгоне до 2027 МГц меньше, чем при умеренном, до 1952 МГц. Похоже, видеокарте просто не хватает резерва мощности. К счастью, не все тесты настолько разогревают GPU, как Crysis 3: в других играх Radeon VII вполне способен поддерживать частоты выше 1900 МГц и совершать кратковременные броски за пределы 2 ГГц. Однако мы снова в недоумении: как получилось, что Radeon RX Vega 64, аппетиты которой в действительности выше, позволяет увеличить TDP на 50 %, а Radeon VII — всего лишь на 20 %? Четыре стека HBM2 на подложке чипа Vega 20 со штатной пропускной способностью 2000 Мбит/с на контакт допускают разгон вплоть до 2400 Мбит/с. В первых тестах «семерки» нам пришлось остановиться на 2300 Мбит/с — возникло подозрение, что память перегревается при более высоких тактовых частотах. Так это или нет, нам пока не известно, ведь даже WattMan скрывает температуру и напряжение питания HBM2 на Radeon VII. Но, судя по всему, «оконная» методика разгона и в отношении VRAM сработала безотказно. ⇡#Игровые тесты (3840 × 2160)Для успешного разгона Radeon VII с текущей версией драйвера нужно соблюдать одно правило — не запускать 3D-приложения на полном экране или безрамочном окне. Однако оконный режим влияет на частоту смены кадров, и чаще всего — отрицательно, поэтому соперники «семерки» были поставлены в такие же условия, а для того чтобы поскорее поделиться с вами результатами тестов, мы ограничились разрешением 2160p. При штатных частотах диспозиция между Radeon VII и его главными недругами — GeForce GTX 1080 Ti и GeForce RTX 2080 —совершенно не изменилась. Когда сравниваются видеокарты, настолько близкие по общему уровню быстродействия и настолько разные по архитектуре GPU, результат в немалой степени определяют предпочтения отдельно взятых приложений. Среди одиннадцати тестовых игр можно выделить откровенно «зеленые» (Assassin's Creed Odyssey, Final Fantasy XV и GTA V) и откровенно «красные» проекты (Strange Brigade и Wolfenstein II: The New Colossus). Формально устаревшая видеокарта GeForce GTX 1080 Ti стала удобной мишенью для Radeon VII. Пусть в среднем между ними можно поставить знак равенства, соперники обменялись тяжелыми ударами в отдельных играх. А вот единственный тест, в котором Radeon VII превзошел GeForce RTX 2080, — это «красная» Strange Brigade. По средней частоте смены кадров устройство NVIDIA располагает преимуществом в 7 %. Radeon RX Vega 64 Liquid Cooled и GeForce RTX 2080 Ti в этом тесте участвуют в качестве почетных гостей: по сравнению с первой Radeon VII быстрее на 19 %, а быстродействие RTX 2080 Ti, с другой стороны, на 32 % выше. Эффект от оверклокинга Radeon VII прямо зависит от того, насколько высоких тактовых частот позволяет достигнуть резерв мощности в той или иной игре. В среднем речь идет о росте быстродействия на 8 %, но есть и выдающиеся примеры, такие, скажем, как Assassin’s Creed Odyssey. В этом бенчмарке разгон увеличил FPS на 18 % — неудивительно, ведь и рост тактовой частоты в ней максимальный. Что касается референсных видеокарт NVIDIA, то оверклокерский ресурс GeForce GTX 1080 Ti и RTX 2080 примерно такой же, как у Radeon VII, — около 7–8% по средней частоте смены кадров. Как следствие, разгон не помог разорвать ничью между Radeon VII и GTX 1080 Ti. А вот RTX 2080 Founders Edition разгоняется все-таки похуже, и его преимущество сократилось до 6 %. Кстати, по штатным частотам графического процессора Radeon VII соответствует нижней части того диапазона, в котором работает GeForce GTX 1080 Ti, а в разгоне близок к RTX 2080. Выходит, архитектура GCN при сопоставимых частотах и транзисторном бюджете GPU вполне может соревноваться с Pascal и Turing, и только удельная производительность на ватт по-прежнему ограничивает чипы AMD.
Прим. После основного обзора Radeon VII мы выбрали другую тестовую сцену в бенчмарке Wolfenstein II: The New Colossus, чтобы сильнее нагрузить GPU. ⇡#ВыводыНепростая история с разгоном Radeon VII оставила единственный вопрос, который мы уже не раз повторили: AMD, ну как же так? В последние годы компания направила большие усилия на повышение качества программного обеспечения. Репутация разработчика вечно сырых драйверов постепенно уходит в прошлое, утилита WattMan содержит почти все инструменты, необходимые для настройки «красных» ускорителей, в декабре пакет Radeon Software получил крупное обновление с массой новых функций. И тут вдруг такой нелепый баг в драйвере первой модели среди массовых одночиповых видеокарт AMD по цене $699, который обнуляет разгон GPU в полноэкранном режиме. Но прочь обиду — подведем итог тому, что мы узнали из сегодняшних экспериментов. С сугубо технической, аппаратной точки зрения видеокарта, которая стала оболочкой для чипа Vega второго поколения, вызывает двойственное впечатление. В своей основе это качественный и дорогой продукт, который будто лишь по щедрости AMD оказался в руках геймеров, и речь не только о первом 7-нанометровом GPU и 16 Гбайт памяти HBM2. Разработчики не поскупились и на другие компоненты платы: Radeon VII оснащен весьма эффективным и мощным регулятором напряжения. Жаль, что того же нельзя сказать обо всем, что не распаяно не текстолите. Кулер Radeon VII хорош на вид и отлично справляется с охлаждением GPU — но как вышло, что он шумит почти так же, как референсная «турбинка» Vega 64? А ведь потребляемая мощность у «семерки» ниже. Недоумение вызывает также кривая частот и питающего напряжения, которой ускоритель следует по умолчанию. Не будем судить обо всех чипах Vega 20 по одному экземпляру, но наш Radeon VII изначально работает с откровенно завышенным напряжением питания: простой андерволтинг одновременно привел в норму шум системы охлаждения, радикально срезал энергопотребление и немного увеличил рабочие частоты. С другой стороны, у Vega 20 есть нешуточный потенциал для оверклокинга. 2 ГГц для него — явно не предел, но и тут проблема: разгон упирается в лимит мощности, который можно увеличить лишь на 20 %, в то время как более прожорливая Vega 64 позволяет изменить его на все 50. По всему видно, что с выпуском Radeon VII производитель очень торопился. Однако наше возмущение лишено злорадства. Драйвер обязательно исправят. Также выразим робкую надежду на появление партнерских версий «семерки» и пожелаем удачи в разгоне Vega 20 с применением более подходящего охлаждения.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|