⇡#Тестовый стенд, методика тестирования
Тестовый стенд |
CPU |
Intel Core i9-9900K (4,9 ГГц, 4,8 ГГц в AVX, фиксированная частота) |
Материнская плата |
ASUS MAXIMUS XI APEX |
Оперативная память |
G.Skill Trident Z RGB F4-3200C14D-16GTZR, 2 × 8 Гбайт (3200 МГц, CL14) |
ПЗУ |
Intel SSD 760p, 1024 Гбайт |
Блок питания |
Corsair AX1200i, 1200 Вт |
Система охлаждения CPU |
Corsair Hydro Series H115i |
Корпус |
CoolerMaster Test Bench V1.0 |
Монитор |
NEC EA244UHD |
Операционная система |
Windows 10 Pro x64 |
ПО для GPU AMD |
Все видеокарты |
AMD Radeon Software Adrenalin 2019 Edition 19.2.2 |
ПО для GPU NVIDIA |
Все видеокарты |
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 418.91 Beta |
Синтетические тесты 3D-графики |
Тест |
API |
Разрешение |
Полноэкранное сглаживание |
3DMark Fire Strike 1.1 |
DirectX 11 (feature level 11_0) |
1920 × 1080 |
Выкл. |
3DMark Fire Strike 1.1 Extreme |
2560 × 1440 |
3DMark Fire Strike 1.1 Ultra |
3840 × 2160 |
3DMark Time Spy 1.1 |
DirectX 12 (feature level 11_0) |
2560 × 1440 |
3DMark Time Spy Extreme 1.1 |
3840 × 2160 |
Игровые тесты |
Игра (в порядке даты выхода) |
API |
Настройки, метод тестирования |
Полноэкранное сглаживание |
1920 × 1080 / 2560 × 1440 |
Grand Theft Auto V |
DirectX 11 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
MSAA 4x + FXAA + Reflection MSAA 4x |
Ashes of the Singularity: Escalation |
Vulkan |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
MSAA 4x + TAA 4x |
Total War: WARHAMMER II, встроенный бенчмарк |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк (Battle Benchmark). Макс. качество графики |
MSAA 4x |
Wolfenstein II: The New Colossus |
Vulkan |
OCAT, миссия Roswell. Макс. качество графики. Deferred Rendering, GPU Culling, Adaptive Shading — выкл. |
TSSAA (8TX) |
Final Fantasy XV |
DirectX 11 |
Встроенный бенчмарк + OCAT. Макс. качество графики. GameWorks выкл., DLSS выкл. |
TAA |
Far Cry 5 |
DirectX 11 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
TAA |
Strange Brigade |
Vulkan |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
AA Ultra |
Shadow of the Tomb Raider |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
SMAA 4x |
Assassin's Creed Odyssey |
DirectX 11 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
TAA High |
Battlefield V |
DirectX 12 |
OCAT, миссия Liberte. Макс. качество графики. DXR выкл., DLSS выкл. |
TAA High |
Metro Exodus |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики. DXR выкл., DLSS выкл. |
TAA |
DiRT Rally 2.0 |
DirectX 11 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
MSAA 4x + TAA |
В большинстве тестовых игр показатели средней и минимальной кадровых частот выводятся из массива времени рендеринга индивидуальных кадров, который записывает встроенный бенчмарк (или утилита OCAT, если его нет).
Средняя частота смены кадров на диаграммах является величиной, обратной среднему времени кадра. Для оценки минимальной кадровой частоты вычисляется количество кадров, сформированных в каждую секунду теста. Из этого массива чисел выбирается значение, соответствующее 1-му процентилю распределения.
Исключением из этой методики являются игры DiRT Rally 2.0, Far Cry 5 и Wolfenstein II: The New Colossus. Встроенный бенчмарк DiRT Rally 2.0 не записывает время рендеринга отдельных кадров — файл с результатами содержит среднюю частоту смены кадров и минимальную, рассчитанную по максимальному времени кадра. Встроенный бенчмарк Far Cry 5 записывает количество кадров в отдельную секунду теста, поэтому среднее FPS рассчитывается исходя из этих чисел, а не по среднему времени рендеринга кадра.
Для тестирования в Wolfenstein II мы используем OCAT, но в этой игре утилита не сохраняет журнал рендеринга отдельных кадров. Здесь в качестве минимального FPS используется число, которое OCAT выводит на экран, обратное 99-му процентилю времени кадра.
Вычисления общего назначения, кодирование/декодирование видео |
Программа |
Настройки |
AMD |
NVIDIA |
Adobe Premier CC 2019 |
Рендеринг и кодирование 8К-видео |
Экспорт в H.265 (HEVC) 8K@24p |
Blender 2.8 Beta, Cycles Render |
Classroom Demo |
— |
CompuBench 2.0 |
Ocean Surface Simulation |
— |
N-Body Simulation 1024K |
— |
DXVA Checker 4.1.2, Decode Benchmark |
H.264 |
1920 × 1080 (High Profile, L4.1), 3840 × 2160 (High Profile, L5.1). Microsoft H264 Video Decoder |
H.265 |
1920 × 1080 (Main Profile, L4.0), 3840 × 2160 (Main Profile, L5.0), 7680 × 4320 (Main Profile, L6.0). Microsoft HEVC Video Extensions |
VP9 |
1920 × 1080, 3840 × 2160, 7680 × 4320. Microsoft VP9 Video Extensions |
Ffmpeg 4.0.2, кодирование H.264 |
1920 × 1080 |
-c:v h264_amf -quality speed -coder cabac -level 4.1 -refs 1 -b:v 3M |
-c:v h264_nvenc -preset fast -coder cabac -level 4.1 -refs 1 -b:v 3M |
3840 × 2160 |
-c:v h264_amf -quality speed -coder cabac -level 5.1 -refs 1 -b:v 7.5M |
-c:v h264_nvenc -preset fast -coder cabac -level 5.1 -refs 1 -b:v 7.5M |
Ffmpeg 4.0.2, кодирование H.265 |
1920 × 1080 |
-c:v hevc_amf -quality speed -level 4 -b:v 3M |
-c:v hevc_nvenc -preset fast -level 4 -b:v 3M |
3840 × 2160 |
-c:v hevc_amf -quality speed -level 5 -b:v 7.5M |
-c:v hevc_nvenc -preset fast -level 5 -b:v 7.5M |
7680 × 4320 |
— |
-c:v hevc_nvenc -preset fast -level 6 -refs 1 -b:v 20M |
LuxMark 3.1 |
Hotel Lobby (Complex Benchmark) |
— |
SiSoftware Sandra Titanium (2018) SP3b |
GPGPU Processing |
OpenCL (FP16/FP32/FP64) |
CUDA (FP16/FP32/FP64) |
GPGPU Scientific Analysis |
Мощность видеокарт регистрируется отдельно от CPU и прочих компонентов ПК с помощью амперметра MingHe VAC-1050A. Чтобы одновременно измерить ток, проходящий по разъемам дополнительного питания и слоту материнской платы, видеокарта подключается через жесткий райзер PCI Express x16, в котором линии питания разорваны и выведены на отдельный кабель.
В качестве тестовой нагрузки для тестов мощности и уровня шума используется игра Crysis 3 при разрешении 3840 × 2160 без полноэкранного сглаживания и максимальных параметрах качества графики, а также стресс-тест FurMark с наиболее агрессивными настройками (разрешение 3840 × 2160, MSAA 8x). Замеры всех параметров выполняются после прогрева видеокарты, когда температура GPU и тактовые частоты стабилизируются.
⇡#Участники тестирования
В тестировании производительности приняли участие следующие видеокарты:
⇡#Тактовые частоты, энергопотребление, температура, разгон
Среди видеокарт на базе процессоров Turing новоприбывший GeForce GTX 1660 Ti характеризуется довольно высокой базовой частотой графического ядра — 1500 МГц. Если отталкиваться от референсных спецификаций, то выше этот параметр лишь у GeForce RTX 2080. Кроме того, TU116 — довольно компактный чип по сравнению с его родственниками по архитектуре, а значит, под нагрузкой GTX 1660 Ti тоже должны покориться более высокие тактовые частоты. Но видеокарта GIGABYTE в этом отношении не оправдала ожиданий: в тесте Crysis 3 частота TU116 стабилизировалась на уровне 1870 МГц, а это, к примеру, вполне по силам партнерским версиям GeForce RTX 2060.
Впрочем, данная модификация GeForce GTX 1660 Ti и по другим параметрам не относится к устройствам «премиальной» категории, для которых характерен высокий заводской разгон. Так, у нее более шумные вентиляторы по сравнению со всеми видеокартами Founders Edition вплоть до GeForce RTX 2080, хотя это частично объясняется более строгим контролем температуры GPU, которая здесь не превышает 63 °C.
Как бы то ни было, вручную GIGABYTE GeForce GTX 1660 Ti разгоняется ничуть не хуже большинства ускорителей на основе старших чипов Turing. BIOS видеокарты позволил увеличить резерв мощности на 25 %, и этого оказалось достаточно для того, чтобы нащупать предельные частоты, на которых TU116 продолжает стабильную работу. Методика разгона всех «Тьюрингов» одинаково проста: достаточно сдвинуть вверх базовую частоту, а вместе с ней — и всю кривую, связывающую частоты и шаги питающего напряжения GPU. В данном случае базовая частота достигла символической отметки 1660 МГц, зато реальная частота под нагрузкой колеблется вокруг 2038 МГц (против 1999 в номинальном режиме). Таким образом, выигрыш от разгона составил 168 МГц.
Рабочие параметры под нагрузкой (Crysis 3) |
Видеокарта |
Настройки |
Тактовая частота GPU, МГц |
Напряжение питания GPU, В |
Частота вращения вентиляторов, об/мин (% от макс.) |
Частота вращения вентиляторов 2, об/мин (% от макс.) |
|
|
Средн. |
Макс. |
Предел |
Средн. |
Макс. |
Предел |
Средн. |
Средн. |
GIGABYTE GeForce GTX 1660 Ti (1500/12000 МГц, 6 Гбайт) |
|
1870 |
1905 |
1980 |
0,939 |
0,975 |
1,044 |
1950 (64%) |
НД |
GIGABYTE GeForce GTX 1660 Ti (1660/15000 МГц, 6 Гбайт) |
+25% TDP |
2038 |
2055 |
2130 |
0,979 |
1,000 |
1,044 |
2254 (74%) |
НД |
NVIDIA GeForce RTX 2060 FE (1365/14000 МГц, 6 Гбайт) |
|
1845 |
1845 |
1995 |
1,006 |
1,006 |
1,044 |
1849 (50%) |
1847 (50%) |
ASUS GeForce GTX 1060 OC (1506/9028 МГц, 6 Гбайт) |
|
1835 |
1560 |
1999 |
1,043 |
1,043 |
1,093 |
1446 (40%) |
НД |
NVIDIA GeForce GTX 1070 FE (1506/8008 МГц, 8 Гбайт) |
|
1772 |
1797 |
1911 |
1,001 |
1,031 |
1,093 |
2117 (53%) |
НД |
SAPPHIRE NITRO+ Radeon RX 590 SE(1545/8000 МГц, 8 Гбайт) |
Silent UEFI |
1545 |
1545 |
1545 |
1,142 |
1,168 |
1,150 |
1084 (25%) |
НД |
AMD Radeon RX Vega 56 (1590/1600 МГц, 8 Гбайт) |
WattMan: Balanced |
1342 |
1368 |
1590 |
0,963 |
1,012 |
1,200 |
2352 (49%) |
НД |
Прим.: измерение всех параметров выполняется после прогрева GPU и стабилизации тактовых частот.
Нам пока не удалось выяснить, распространяются ли на чип TU116 ограничения по напряжению питания графического процессора, которые NVIDIA ввела для видеокарт серии GeForce RTX, — 1,044 В в штатном режиме с возможностью увеличения до 1,068 В путем программного вольтмода. GeForce GTX 1660 Ti и близко не подходит к этим значениям: даже при максимальном разгоне его GPU довольствуется напряжением в пределах 1,0 В. А вот другая особенность алгоритма GPU Boost, которая водится за картами семейства GeForce RTX, явно сохранилась и в GeForce GTX 1660 Ti — программный вольтмод на практике просто не работает: ползунок вольтажа в MSI Afterburner и аналогичных программах не изменяет наблюдаемое напряжение и частоты.
Оперативная память на плате GIGABYTE разгоняется замечательно: со штатных 12 Гбит/с (на контакт шины) вплоть до 15 Гбит/с. Похоже, NVIDIA искусственно ограничила потенциал контроллеров RAM в кристалле TU116, которые наверняка достались ему прямиком от старших чипов архитектуры Turing, да и микросхемы GDDR6 с номиналом 12 Гбит/с в отношении доступных тактовых частот тоже мало отличаются от своих аналогов, рассчитанных на 14 Гбит/с.
С точки зрения энергопотребления GeForce GTX 1660 Ti оказался очень экономичным устройством. Формально у новинки одинаковый TDP с GeForce GTX 1060, но в действительности у GTX 1660 Ti ниже как потребляемая мощность в игровом тесте, так и резерв мощности, который выявил FurMark. А вот GeForce RTX 2060, к примеру, уже имеет аппетиты на 43 Вт больше. Что и говорить про Radeon RX 590 и Vega 56. Особенно RX 590, ведь с младшей «Вегой» у этой модели (по крайней мере, в модификации SAPPHIRE NITRO+) примерно одинаковая мощность, но несопоставимо разный уровень быстродействия. Впрочем, при разгоне мощность GIGABYTE GeForce GTX 1660 Ti возросла на 39 Вт и достигла лимита, разрешенного параметрами BIOS видеокарты. Значит, среди многочисленных вариаций на тему GTX 1660 Ti от разных производителей найдется место и для оверклокерских версий с возможностью достигнуть более высоких частот ценой дальнейшего нарастания потребляемой мощности.
⇡#3DMark
В синтетических тестах 3DMark графические процессоры архитектуры Turing легко выделить, даже не глядя на модели видеокарт: по сравнению с чипами Pascal у GPU этого поколения резко выросли результаты бенчмарка Time Spy под Direct3D 12. Именно в нем новинка больше всего превосходит GeForce GTX 1060 и Radeon RX 590, оставила позади GeForce GTX 1070 и порой не уступает Radeon RX Vega 56.
Но по совокупности тестов в среде Direct3D 11 и Direct3D 12 мощные видеокарты прошлого поколения — GTX 1070 и Vega 56 — все-таки быстрее на 7 и 21 % соответственно. Тем не менее GeForce GTX 1660 Ti сохранил преимущество перед GeForce GTX 1060 и Radeon RX 590 в размере 28 и 10 %.
Что касается GeForce RTX 2060, то в силу общей архитектуры графического процессора разница между ними в различных тестах 3DMark достаточно однородна, и в среднем RTX 2060 набрал на 22 % больше баллов, чем GTX 1660. С помощью разгона преодолеть эту дистанцию невозможно, хотя он и привел к неплохому увеличению среднего результата — на 12 %.
⇡#Игровые тесты (1920 × 1080)
Большинство игр в нашей тестовой методике работают под прогрессивными API Direct3D 12 и Vulkan, в которых архитектура Turing особенно сильна, — не удивительно, что GeForce GTX 1660 Ti даже при разрешении 1080p обеспечивает частоту смены кадров на 33 % выше, чем его предшественник, GeForce GTX 1060. Radeon RX 590 тоже стал для новинки легкой добычей: GTX 1660 Ti в среднем быстрее на 25 % и даже в откровенно «красных» проектах (таких как Strange Brigade) продукт AMD отстает не меньше чем на 9 %.
Равный по силам соперник для GeForce GTX 1660 — это совсем не Radeon RX 590, а другая видеокарта NVIDIA, GeForce GTX 1070. По усредненным результатам в дюжине игр эти модели обладают абсолютно одинаковым быстродействием, хотя в большинстве из них при разрешении 1080p преимущество оказалось именно на стороне GTX 1660 Ti.
Но что самое интересное — так это то, что Radeon Vega 56 в среднем лишь на 8 % превосходит GeForce GTX 1660 Ti. В иных играх она даже уступает сопернику из более легкой весовой категории (впрочем, «зеленый» окрас Final Fantasy XV, GTA V и Shadow of the Tomb Raider ни для кого не секрет), а разогнанный GTX 1660 Ti уже безоговорочно лидирует.
А вот GeForce RTX 2060 от GTX 1660 Ti оторвался не так сильно, как можно было предположить по результатам синтетических тестов: средняя разница в этой паре составляет 17 %, а оверклокинг GTX 1660 Ti позволил сократить ее до 5 %.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.