Видеокарты

GeForce2 MX vs Radeon SDR

⇣ Содержание
Автор: Миргородский Максим

Мы уже привыкли к ожесточенной конкуренции между Intel и AMD, но если оглянуться назад и посмотреть на состояние компаний до середины 1999 года... Тогда безусловным лидером был Intel, и это было аксиомой. AMD выпускал свои, казалось бы, очень конкурентоспособные продукты немного позже, чем Intel. Вся линейка K6... Ведь если бы где-нибудь на полгода раньше... Времена поменялись. Athlon перевернул все представления о лидерах процессорного рынка. Признайтесь, это очень напоминает то, что происходит сейчас на рынке графических карт. Для полноты картины нам не хватает лишь одного - своеобразного Athlon`а для ATI. Вот только представьте, что бы было, если бы линейка "Radeon" вышла на полгода раньше?! А так... После анонса "GeForce 2 GTS" это было уже не то... Ведь имелись многие бенчмарки, по которым детище ATI обгоняло конкурента, но тут опять помешал неcколько своеобразный "стиль" ATI. Мало того, что продукты появились слишком поздно, так у них еще и были понижены частоты (для всех тестов давали Retail версию с частотами 183/366, а предназначенные для продажи OEM`ы имели 166/333)!

Высокоскоростное решение провалилось. Но кроме Hi-End рынка существует еще и Middle-End, и Low-End. Уровень продаж последних в несколько раз выше уровня "> 200$" карт! И здесь ATI имеет все шансы. Супер-скорости не нужно, а необходима очень низкая цена и конкурентоспособная производительность. Об откровенном Low-End мы пока говорить не будем ("GeForce 2 MX 200" and "Radeon VE"). Это тема для отдельной статьи. Для сектора Middle-End решений ATI представила "Radeon SDR", который от обычного "Radeon" отличался только типом памяти и частотой (по непонятным причинам пониженной на 6 Mhz). nVidia же, помимо установки SDR памяти, кастрировала 2 конвейера рендеринга и серьезно понизила частоту чипа для обрезанной версии. По-моему, это правильный шаг. Не думаю, что скорость 4-х конвейерного 200Mhz монстра хоть как-то отличается от 2-х конвейерного 175Мгц чипа при использовании очень медленной SDRAM памяти. Беглые тесты, проводимые в то время, показали примерно равную скорость.

Ценовой марафон стартовал. Поначалу с огромным отрывом побеждал GeForce2 MX, брэндовые платы которого стоили на 30, а то и 40 долларов дешевле Radeon SDR. Видимо, нашлось не много покупателей, способных отдать 160$ за Middle-End карточку, и стоимость поползла вниз... Сейчас мы видим, что платы от ATI не просто догнали, а даже перегнали по ценам брендовые GF2MX! Естественно, изменилось и представление о SDR`е. Покупатель столкнулся с дилемой, что лучше? В нашем обзоре мы наивнимательнейшим образом рассмотрим 2 карты от двух конкурирующих фирм. Среди производителей GF2MX был выбран MicroStar (aka MSI) по двум причинам: одинаковые с Radeon SDR цены (OEM версий) и повсеместная распространенность на российском рынке. Итак, платы перед нами, приступим.

StarForce817

Плата представляет собой копию референс-дизайна от nVidia. Справа от графического процессора расположены 32Mb 6ns памяти, размещенной с лицевой стороны PCB в 4х чипах. Память произведена компанией WinBond (несмотря на то, что на коробке изображена память от Samsung). Чип функционирует на 175Mhz, память на 166, - стандартные значения. Видео процессор накрыт игольчатым радиатором большого размера. Также присутствуют отверстия для возможности установки других теплоотводных решений. Между радиатором и чипом нанесена термопаста. Разъем один - D-SUB. Никаких там TV-OUT, DVI, TwinView и пр. В принципе, для очень дешевых вариантов на GF2MX это норма.

Видео карта поступила в Ratail комплекте. В коробке стандартного размера находилась сама плата, 3-х страничная книжка-раскладка, 2 диска с драйвером и утилитами, огромные куски паралона, между которыми все это находилось. В книжке (если это так можно назвать), кроме подробной инструкции по установке карты в слот и установке драйвера, ничего нет, полноценная инструкция находится на диске. На первом диске записаны драйверы. Причем, не только для StarForce817, но и для других карт производства MSI (включая Trident Bade 3D, Savage3D и т.д.). Для GeForce2 MX имеются референс-драйверы Detonator 5,32 и Detonator 6,18. Из утилит присутствуют Adobe Acrobat Reader 3.01, MS DirectX 7, MSI 3DTurbo 2000 (утилита, предназначенная для настройки и разгона карт от MicroStar). На втором диске лежат программы MSIDVD, MS Internet Explorer 5.0 и... та же 3DTurbo 2000. Плюс, записано несколько коротеньких DVD демок. Короче, софт беден, ничего по-настоящему полезного там нет (кроме драйвера и инструкции).

Radeon SDR

По размерам RSDR больше предшественника. На лицевой стороне PCB расположены 32Mb 6ns памяти в 4х чипах. Память производства Micron. Частоты синхронны и равны 160Mhz. На видео процессоре прилеплен радиатор с вентилятором. Именно прилеплен, отверстий для установки других систем отвода тепла нет. Не скрою, вентилятор не самый тихий... Его шум отчетливо слышен на фоне Chrome Orb на 7В, винчестера c частотой оборотов 7200rpm на антивибрационной подставке, вентилятора на блоке питания и дополнительного вентилятора. Кулер можно демонтировать от радиатора и использовать другой, менее шумный (а можно попробовать понизить напряжение на этом). Чип греется очень незначительно (гораздо меньше, чем чип GeForce2 MX с пассивным охлаждением). Разъем, опять же, только D-SUB.

Карта досталась нам в OEM упаковке. В пакетике присутствовала плата, диск с драйвером и утилитами и маленький буклет с описанием процесса установки карты в слот установки драйверов на английском и японском (или китайском) языках. На диске записаны драйвер, инструкция, набор технологических демок и несколько мелких бесплатных утилит вроде Acrobat Reader и DirectX (7.0, если кому интересно). Обычная OEM поставка.

Разгон StarForce817

Наш образец разгоняется до 215/172Mhz (дефалт 175/166). Стоит уточнить - на 220Мгц по чипу все игры шли нормально, но тест DOT3 Bump Mapping из 3DMark2001 сильно глючил. Весьма скромный показатель для GF2MX. В принципе, видео процессор разогнался нормально, но вот память... И нет большой надежды, что на других экземплярах разгон будет значительно более удачным (Winbond он и в Африке Winbond).

Разгон Radeon SDR

Radeon разогнался до 187/187Mhz (дефалт 160/160Mhz).

Установка драйвера StarForce817

Установка драйвера прошла без проблем. Сразу в дополнительных настройках экрана появились 3 новые закладки:
    - GeForce2 MX
    - Устройство вывода
    - TwinView.
Нас интересует только первая, т.к. плата не поддерживает многомониторные конфигурации. После нажатия кнопки "Дополнительные свойства" открывается окошко свойств, где можно настроить цветовую гамму, Direct3D и OpenGL опции. Подробнее останавливаться на настройках не будем, вы и так может прочитать о них из наших обзоров карт GeForce серии. В целом, все прошло гладко, без конфликтов и прочих несчастий.

Установка драйвера Radeon SDR

Здесь я не могу сказать, что все было безоблачно... Карта встала в слот нормально, драйвера установились, и, казалось бы, все путем, но... Неожиданно при запуске Quake 3 пошли глюки. Причем везде: от главного меню до текстур. Перепробовал несколько версий драйверов, не помогло. Тогда что-то с чем-то несовместимо, подумал я, и полез в БИОС менять режим AGP. И действительно, когда я поставил AGP 2x, проблемы исчезли. А теперь самое интересное: карта тестилась на материнке EPOX 8KTA3 (чипсет VIA KT-133A)! Чтобы на мат. плате, собранной таким зарекомендовавшим себя производителем и на таком популярном чипсете, да проблемы? Пришлось перепробовать несколько версий "VIA 4 in 1" (до этого использовался AGP 4.03). Думаю, никого не удивит тот факт, что комп стал виснуть во время загрузки и ничего при этом не помогало (даже физическое удаление драйверов). Попытка переустановки Windows поверху существующего не увенчалась успехом - процесс установки так же успешно вис. Пришлось на корню сносить старые окна и переустанавливать OS с чистого листа.

Опытным путем, с гораздо большей осторожностью, было установлено, что две последние версии AGP минипорта не дают нужного эффекта (4,03 и 4,04). Вернее, дают, но только при установке в режиме Standart, при этом скорость была даже меньше, чем в режиме AGP 2x Turbo. С этим я смирился, решив тестировать Radeon в AGP 2x. Но в один прекрасный день разогнал систему до 133Mhz FSB (понизив коэффициент умножения до 6) и неизвестно по какой причине попробовал включить AGP 4x... Каково же было мое удивление, когда все заработало! Было 2 варианта: либо переводить всё тестирование на нештатный режим, либо тестить Radeon при AGP 2x. Пришлось решиться на последний, так как, даже не смотря на то, что это 80% "заслуга" чипсета, StarForce прекрасно работал. Таким образом, GF2MX тестировался в режиме AGP 4x, а Radeon SDR в 2x. Это будет немного сдерживать показатели RSDR в высоких разрешениях. Вернемся к драйверам и ПО. Если забыть о данном инцеденте на KT-133A + AGP 4x + 100Mhz FSB (тем более, что как решить проблему вы уже знаете), модернизация видео карты прошла абсолютно гладко. С помощью программы Radeon Tweaker можно довольно тонко настроить карту. Сразу укажу ссылку на мой профиль с настройками, с которым происходило тестирование. С ним видео плата настроена на максимальную производительность без потери качества (честно сказать, на твикинг у меня ушло немало времени, поэтому рекомендую вам не тратить свое и воспользоваться данным профилем).

Сравнительная таблица


GeForce2 MX Radeon SDR
Техпроцесс: 0,18 мкм 0,18мкм
Число конвейеров рендеринга: 2 2
Число TMU в каждом конвейере: 2 3
Частота чипа: 175Mhz 160Mhz
Fillrate (млн. пикс. в секунду): 350 320*
Fillrate (млн. текс. в секунду) при монотекстурировании: 350 320*
Fillrate (млн. текс. в секунду) при битекстурировании: 700 640*
Fillrate (млн. текс. в секунду) при тритекстурировании:
960*
Частота памяти: 166Mhz 160Mhz
Ширина канала памяти: 128Бит 128Бит
Пропускная способность памяти: 2,7Гб/с 2,6Гб/с
RAMDAC: 350Mhz 350Mhz
* Fillrate Radeon SDR приведен без учета HyperZ

Главное архитектурное отличие двух карт - число текстурных модулей. У Radeon их по 3 в конвейере, а у GeForce2 MX по 2. Но игр, использующих тритекстурирование, при котором можно было бы задействовать все TMU Radeon`а, до сих пор нет (сдается мне, и не будет, пока nVidia не начнет поддерживать наложение до 3-х текстур на полигон). Частота памяти у Radeon SDR немного ниже, но если учесть, что HyperZ существенно разгружает шину памяти при большом overdraw, в минусе должен оказаться GeForce2 MX.

Замечания по качеству драйверов

StarForce817

Карта тестировалась на Detonator`ах 5.32, 5.33, 6.18, 6.26, 6.72, 7.52. На всех, кроме двух последних, присутствовали артефакты в 2D в виде квадратиков разных цветов на рабочем столе:

2D глюки
Aртефакты

Эти проблемы появляются только при первоначальной загрузке Windows. Если нажать F5 (Refresh) или заместить глючные места каким-нибудь окном, артефакты исчезнут. Новые версии это как метлой сметают. 3D тестировался на огромном количестве игр (более 20). Нареканий, как и предполагалось, нет. Я остановил свой выбор на версии драйверов 6.72. Однако, и здесь не все гладко. 3DS MAX зависал практически сразу после начала работы (OpenGL). Что интересно, глюк только этой версии. А что 7.52? Там еще больше недостатков. После загрузки Windows98 необходимо сразу поменять разрешение (можно 2 раза, во второй раз вернувшись к прежнему). Если этого не сделать, то после выхода из любой игры экран гаснет и вернуть его в нормальное состояние очень не просто. Что примечательно, после смены разрешения драйвер автоматически выставляет частоту чипа 66Mhz (!!!). Приходится запускать утилиты твикинга и ставить нормальную частоту. Как итог - версия 7.52 была отброшена сразу. Еще довод в пользу 2х последних версий - более качественный S3TC, но об этом позже... Повторюсь, в тестировании принимала участие 6.72. Итого: из 6 версий драйвера нет ни одного полностью универсального, пригодного и для игр, и для работы.

Radeon SDR

В тестировании принимали участие 3 версии драйвера: 4.12.3044, 4.13.7075, 4.13.7097. Версия 3044 была записана на диске, 7075 - последняя официальная на момент написания статьи и 7097 - последняя бета. Артефактов в играх я не нашел (7075 и 7097). 3044 идущий с картой - самый сырой. На нем глючили некоторые игры. 7075 отличается от 7097 неработоспособностью теста "Point Sprites" из 3DM2001. Кроме того, 97 работает пошустрее в Quake3, но имеет некоторые редкие баги в "Game3 Lobby" (3DMark2001). По неизвестной мне причине "Star Wars: Racer" не работал при включенном FSAA на всех версиях (без сглаживания работал). В "Need For Speed: Porsche Unleashed" отсутствует туман. Твикером его включить не удалось... В итоге использовался драйвер 4.13.7097 как самый лучший из протестированных.

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥