Сегодня 21 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Ноутбуки и ПК

Добываем максимум FPS в киберспортивных играх: тестирование видеокарт, процессоров и памяти, а также история одного ПК

⇣ Содержание

#Методика и стенд

Для создания этой статьи использовались следующие комплектующие и ПО:

Тестовые стенды
AMD Intel
Центральный процессор AMD Ryzen 7 3800X
AMD Ryzen 3 3300X
Intel Core i7-10700K
Intel Core i5-10400F
Intel Core i3-8350K
Охлаждение Cooler Master MasterAir MA620M
Материнская плата ASUS PRIME B450-A MSI MEG Z490 UNIFY
ASUS ROG STRIX Z390-E GAMING
Оперативная память Corsair Vengeance CMK16GX4M2Z3466C16, DDR4-3466, 2 × 8 Гбайт
Corsair Vengeance RGB PRO CMW32GX4M4K4400C18, DDR4-4400, 4 × 8 Гбайт
Видеокарта Palit GeForce GTX 1650 KalmX
ASRock Radeon RX 5500 XT Phantom Gaming D 8G OC
ASUS GeForce RTX 2060 SUPER DUAL EVO
GIGABYTE GeForce GTX 1660 SUPER OC
MSI GeForce GTX 2070 SUPER Ventus
MSI GeForce RTX 2080 SUPER GAMING X TRIO
Palit GeForce RTX 2080 Ti Dual
Накопитель Samsung 970 EVO Plus, 2 Тбайт
Блок питания Cooler Master V750 Gold, 750 Вт
Корпус Открытый стенд
Cooler Master MasterCase H500P Mesh White ARGB
Монитор Samsung Odyssey G7
Операционная система Windows 10 Pro x64 2004
ПО для видеокарт
AMD 20.8.2
NVIDIA 452.06
Дополнительное ПО
Удаление драйверов Display Driver Uninstaller 18.0.2.2
Измерение FPS Fraps 3.5.99
FRAFS Bench Viewer
Разгон и мониторинг GPU-Z 2.29.0
MSI Afterburner 4.6.3
Дополнительное оборудование
Тепловизор Fluke Ti400
Шумомер Mastech MS6708
Ваттметр watts up? PRO

Различные эксперименты и тестирование конфигураций проводились в 11 играх в разрешении Full HD. Список игр и настройки качества графики:

  • World of Tanks encore RT (1.02). DirectX 11. Бенчмарк. Режимы: 1 — «Минимальное»; 2 — «Среднее»; 3 — «Ультра».
  • Dota 2 (7.27c). DirectX 11. Запись матча. Максимальная частота кадров — 240. Режимы: 1 — «Скорость»; 2 — «Качество -1»: 3 — максимальное качество.
  • Counter Strike: Global Offensive (1.37.6.4). DirectX 9. Карта FPS Benchmark. Многоядерная обработка — вкл. Режимы: 1 — минимальное качество; 2 — среднее качество (стриминг текстур — вкл., повышенный контраст игроков — вкл., 8x AF); 3 — максимальное качество.
  • StarCraft II (5.0.3.81433). DirectX 9. Миссия «Ставки сделаны». Режимы: 1 — «Низкое»; 2 — «Среднее»; 3 — «Ультра» + сглаживание.
  • Overwatch (1.51.1.0.72127). DirectX 11. Запись матча. Максимальная частота кадров — 300. Режимы: 1 — «Низкое»; 2 — «Высокое»; 3 — «Эпическое».
  • VALORANT (01.06.00.0463397). DirectX 11. Стрельбище. Режимы: 1 — «Низкое» (виньетка — выкл., сглаживание — нет, AF — 1x, повышенная четкость — выкл., ореол — выкл., искажение — выкл., тени от первого лица — выкл.); 2 — «Среднее» (виньетка — вкл., сглаживание — нет, AF — 8x, повышенная четкость — вкл., ореол — вкл., искажение — вкл., тени от первого лица — вкл.); 3 — «Высокое» (виньетка — вкл., сглаживание — 2х, AF — 16x, повышенная четкость — вкл., ореол — вкл., искажение — вкл., тени от первого лица — вкл.).
  • Fortnite (13.40). DirectX 11. Запись матча. Разрешение 3D — 100 %. Режимы: 1 — «Низкое»; 2 — «Среднее»; 3 — «Эпическое».
  • PlayerUnknown's Battlegrounds (8.2.5). DirectX 11. Режим тренировки. Режимы: 1 — «Очень низкое»; 2 — «Среднее»; 3 — «Ультра».
  • Tom Clancy’s Rainbow Six Siege (4.0). DirectX 11. Встроенный бенчмарк. Масштабирование — 100. Режимы: 1 — «Низк.»; 2 — «Высок.»; 3 — «Ультра».
  • DOOM Eternal. Vulkan. Первая миссия. Минимальное качество.
  • Battlefield V. DirectX 12. Миссия «Последний тигр». Минимальное качество графики.

Производительность в играх определялась с помощью хорошо известной программы MSI Afterburner. Она позволяет получить время рендеринга каждого кадра. Использование 99-го процентиля вместо показателей минимального количества кадров в секунду обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.

#История одного ПК

Эта статья не появилась бы без поддержки наших партнеров, а потому, отдавая дань уважения компаниям AMD, Cooler Master, Intel, MSI, Samsung, а также компьютерному магазину «Регард», мы решили собрать мощный игровой компьютер и протестировать его в современных и актуальных киберспортивных дисциплинах. Причем речь идет о полноценной сборке — с монитором и периферией. Полный перечень устройств выглядит следующим образом:

#Комплектующие

Итак, в нашем ПК было решено использовать 8-ядерный процессор Core i7-10700K — подробный обзор этого чипа выходил на нашем сайте.

 Intel Core i7-10700K

Intel Core i7-10700K

По сути, мы имеем дело с несколько усовершенствованной версией модели Core i9-9900K, и оба 8-ядерника великолепно подходят для мощных игровых сборок. Ранее мы убедились, что для киберспортивных игр не требуется больше 6 ядер, но у платформы LGA1200 есть определенная особенность: мы можем отключать для каждого ядра технологию Hyper-Threading. При таком подходе систему можно настроить как для онлайн-игр, так и для более ресурсоемких приложений.

Модель с разблокированным множителем взята не просто так — я буду разгонять Core i7-10700K минимум до 5 ГГц по всем восьми ядрам.

Cooler Master MasterAir MA620M

А поможет в этом мне суперкулер Cooler Master MasterAir MA620M. Суперкулер — потому что мы имеем дело с двойной «башней», насчитывающей аж 6 медных теплотрубок. Даже без подсветки MasterAir MA620M выглядит футуристично и интересно, ведь верхняя часть системы охлаждения снабжена защитной крышкой. Внутри, между пластинами, «спрятался» 120-мм вентилятор SF120R.

Подошва кулера имеет цельную медную основу. При этом высота устройства достигает 165 мм, что позволяет использовать MasterAir MA620M во многих корпусах форм-фактора Midi-Tower. Алюминиевые ребра расположены высоко, и они не помешают установке модулей ОЗУ с большими радиаторами охлаждения. Сам кулер устанавливается на любую платформу очень просто — для этого его не требуется разбирать.

Комплектный вентилятор SF120R оснащен гидродинамическим подшипником с параметром MTFT в 160 000 часов. Частота его вращения меняется в диапазоне от 650 до 2000 об/мин, а заявленный уровень шума находится в пределах 8-30 дБА.

Устройство снабжено адресуемой RGB-лентой, которая активирует подсветку на его крышке. В комплекте с кулером также идет внешний контроллер. С его помощью можно активировать один из нескольких режимов подсветки. А еще подсветку можно настроить при помощи специального ПО Cooler Master и материнской платы.

 MSI MEG Z490 UNIFY

MSI MEG Z490 UNIFY

Основой игровой сборки стала материнская плата MSI MEG Z490 UNIFY, поддерживающая разгон и работу с высокочастотной памятью, — именно с ее помощью проводилось большинство тестов в статье. Серия MEG, как известно, включает флагманские продукты для платформ AMD и Intel. Особенностью устройств UNIFY является отсутствие какой-либо подсветки — и эта «фишка» приглянется многим нашим читателям.

MEG Z490 UNIFY выбрана не за внешний вид. Конвертер питания устройства насчитывает 16 сдвоенных фаз (реальное значение — 8) для ядер чипов Comet Lake. Это значит, что модель подходит для разгона любого процессора серии Core — в том числе и экстремального. При этом материнка получила внушительное охлаждение VRM-зоны. Два крупных алюминиевых радиатора соединены медной теплотрубкой, а внутри спрятан небольшой вентилятор. Портить обстановку своим назойливым шумом «карлсон» не будет, так как его работу можно настроить в BIOS или специальном ПО MSI Hardware Monitor (раздел Fan Control). Настроить так, что вентилятор будет включаться только при достижении, например, 80 градусов Цельсия по датчику, расположенному рядом с мосфетами, — то есть никогда.

MEG Z490 UNIFY имеет множество полезных сборщику функций:

  • Предустановленную I/O-панель.
  • Кнопку обновления прошивки BIOS — для успешного обновления микрокода даже не требуется установки процессора и памяти.
  • Зоны вокруг монтажных отверстий свободны от каких-либо элементов, что снижает риск повредить материнку при ее установке в корпус.
  • Умную кнопку управления системой, позволяющую перезагружать ПК (в том числе и в безопасном режиме), включать/отключать подсветку и активировать режимы работы вентиляторов.
  • Индикаторы POST-кодов и инициализации основных компонентов системы.

Наконец, MEG Z490 UNIFY оснащена всеми продвинутыми интерфейсами и контроллерами, такими как Intel AX201 (беспроводной модуль с пропускной способностью до 2,4 Гбит/с и поддержкой стандарта Wi-Fi 6), Realtek ALC1220 (с ЦАП ESS SABRE9018Q2C) и Realtek 8125B (LAN-контроллер с пропускной способностью 2,5 Гбит/с).

 MSI GeForce RTX 2080 SUPER GAMING X TRIO

MSI GeForce RTX 2080 SUPER GAMING X TRIO

Добытчиком FPS в системе стала видеокарта MSI GeForce RTX 2080 SUPER GAMING X TRIO — мы уже выяснили, что переплачивать за самую топовую видеокарту в случае с киберспортивными играми нет смысла. Буква «Х» в названии устройства говорит, что мы имеем дело с разгонной версией GeForce RTX 2080 SUPER — в Boost-режиме ее частота соответствует 1845 МГц, а чипы GDDR6-памяти работают с пропускной способностью 15,5 Гбит/с.

Видеокарта оснащена кулером TRI-FROZR с тремя вентиляторами TORX 3.0. Низкий уровень шума устройства, как говорится на официальном сайте MSI, обеспечивается, в частности, и за счет использования двухрядных подшипников. Радиатор системы охлаждения состоит из семи массивных теплотрубок, а его ребра выполнены в виде волн. Чипы памяти видеокарты и элементы конвертера питания GAMING X TRIO дополнительно охлаждаются отдельными пластинами.

Вентиляторы ускорителя начинают вращаться только в тот момент, когда температура чипа достигает 60 градусов Цельсия. На открытом стенде максимальная температура GPU составила всего 70 градусов Цельсия. При этом вентиляторы системы охлаждения раскручивались максимум на 38 % — это примерно 1260 оборотов в минуту. Реальная частота GPU в режиме по умолчанию стабильно держалась на уровне 1980 МГц. Как видите, главный компонент сборки имеет приличный фабричный разгон.

Адаптер оснащен массивным бекплейтом, увеличивающим жесткость конструкции. Боковая сторона видеокарты имеет встроенную светодиодную подсветку Mystic Light. К тому же кожух вентиляторов обрамлен двумя рядами симметричных огней.

Подсистема питания GPU насчитывает 10 фаз, еще два канала предназначены для работы чипов памяти Samsung.

 Samsung 970 EVO Plus

Samsung 970 EVO Plus

Уровень производительности накопителей Samsung серии 970 EVO Plus сомнению не подлежит. В нашем подробном обзоре мы выяснили, что это один из самых быстрых SSD, построенных на базе NAND-памяти. Совершенно не удивительно, что этот накопитель пользуется бешеной популярностью среди пользователей, включая геймеров. Именно этот SSD использовался во всех наших тестах.

Причем ребята из Samsung прислали версию объемом 2 Тбайт — фантастический объем для SSD такого класса! Его однозначно хватит для огромнейшей коллекции игр, ведь представленная сборка, как вы сами прекрасно понимаете, подходит не только для киберспорта, но и для любых игр вообще — и не только в разрешении Full HD.

Большинство приложений, рассмотренных в этой статье, занимают мало места на накопителе. Для «Доты», «Контры» и «Танков» вполне хватит SSD объемом 120-256 Гбайт. С другой стороны, та же «Tom Clancy's Rainbow Six Осада» с паком HD-текстур занимает больше 120 Гбайт на накопителе! Так что терабайт-другой продвинутому игровому ПК точно не повредит.

 Cooler Master V750 Gold

Cooler Master V750 Gold

За питание тестовой системы отвечает модульный блок питания Cooler Master V750 Gold. У этого устройства отстегиваются все кабели, что значительно облегчает их прокладку в корпусе — мы просто не используем ненужные для конфигурации провода. БП поддерживает стандарт 80 PLUS Gold — это значит, что его КПД не упадет ниже 86 %. Источник питания мы взяли весьма качественный, так как «мясо» блока собрано исключительно из японских конденсаторов. По 12-вольтовой линии V750 Gold передает 100 % от заявленной производителем мощности. Блок питания поддерживает стандарты защиты OVP, OPP, SCP, OCP, UVP и OTP.

Система с Core i7-10700K и GeForce RTX 2080 SUPER максимально потребляет около 400 Вт — подробно про это мы писали в статье «Какой блок питания необходим современному игровому ПК». Однако я всегда рекомендую брать блоки питания с запасом. Во-первых, при такой нагрузке вентилятор БП работает тише (в V750 Gold предусмотрен пассивный режим при загрузке до 20 %). Во-вторых, наибольшую эффективность работы устройство демонстрирует в диапазоне нагрузки 25-60 %. В итоге, установив в нашу сборку V750 Gold, мы получаем бесшумную, холодную и эффективную систему, а при желании честный 750-ваттник потянет и установку второй GeForce RTX 2080 SUPER.

Cooler Master MasterCase H500P Mesh White ARGB

Наконец, все комплектующие были помещены в просторный корпус Cooler Master MasterCase H500P Mesh White ARGB. Как видно из названия, устройство (точнее, комплектные передние вентиляторы) оснащено адресуемой RGB-подсветкой, настраиваемой при помощи специальных технологий материнских плат: ASUS AURA Sync, ASRock Polychrome Sync, GIGABYTE RGB FUSION 2.0 и MSI Mystic Light Sync. Есть у MasterCase H500P и отдельный аналоговый контроллер управления подсветкой.

Две 200-мм вертушки работают на постоянной частоте 800 об/мин — это, пожалуй, самые тихие элементы в системе. 140-мм «карлсон», установленный на задней стенке, работает с частотой 1200 об/мин, он не имеет подсветки. Корпус — просторный, основной отсек лишен корзины для жестких дисков (она спрятана в нижней части, где располагается блок питания). В результате устройством поддерживается установка E-ATX-матплат, видеокарт длиной до 412 мм и процессорных кулеров высотой до 190 мм. Видеокарту можно расположить и в вертикальном положении. Боковая панель MasterCase H500P Mesh White ARGB выполнена из закаленного стекла, верхняя часть — тоже. Место установки блока питания скрыто металлической шторкой. Само посадочное место поддерживает устройства длиной до 220 мм. Передняя и верхняя панели поддерживают установку радиаторов СЖО длиной 360 мм.

На мой взгляд, у нас получилась весьма интересная и симпатичная сборка.

#Монитор

Для тестирования компания Samsung предоставила нам монитор C32G75TQSI . Эта модель относится к новой серии игровых мониторов Odyssey, в частности, в данном обзоре — модель Odyssey G7. Устройство обладает изогнутым 31,5-дюйм QLED-дисплеем с откликом в 1 мс (от серого к серому) и частотой вертикальной развертки в 240 Гц. Разрешение экрана составляет 2560 × 1440 точек, а радиус кривизны — 1000R. Хорошие у Odyssey G7 и максимальная яркость с контрастностью: 600 кд/м2 и 2500:1. Наконец, монитор поддерживает технологию G-SYNC от NVIDIA и HDR600 — то есть устройство предназначено не только для игр, но для потребления контента вообще.

Samsung Odyssey G7 LC32 G75 TQSIXCI

Производитель заявляет, что радиус кривизны с собственным обозначением 1000R (чем меньше это значение, тем больше кривизна экрана) «заполняет ваше периферийное зрение и позволяет видеть мельчайшие детали облика и действий героя на экране», но я буду честен с вами. Когда играешь в такие проекты, как «Дота» и VALORANT, ты полностью погружен в игровой процесс — в такие моменты какого-либо эффекта от вогнутого дисплея лично я (и это ключевой момент) не ощущаю. Некогда ощущать. Посмотрите, как близко садятся к экрану некоторые проигроки. Так близко, что рука с мышью оказывается за монитором.

В других моментах, например при просмотре фильмов, кривизна 1000R очень даже ощущается — все же перед нами монитор, а не телевизор, и он достаточно близко расположен перед лицом — намного ближе, чем телевизор.

Монитор получил большую эргономичную подставку — у нее есть держатель для гарнитуры. Сзади расположена светящаяся полусфера, которая поддерживает пять цветовых режимов.

Сборка, которую я описал ранее, отлично подходит для любых игр — в том числе и в разрешении WQHD. Как раз такое разрешение поддерживает Odyssey G7.

#Периферия

Думаю, очевидно, что подбор монитора и периферии является занятием сугубо индивидуальным. Все мы — разные, а потому предъявляем разные требования к мыши, гарнитуре и клавиатуре. Например, присланная мышь Cooler Master MM710 для меня оказалась слишком легкой — ее масса составляет всего 53 грамма. Это хорошая мышь, но она подойдет тем, кто не любит ощущение чего-то тяжелого в руке.

Cooler Master MM710

Корпус MM710 выполнен в интересном дизайне — как будто ты сам распечатал его на 3D-принтере. Внутри манипулятора стоит сенсор PixArt PMW3389, позволяющий переключаться между семью режимами чувствительности: от 400 до 16000 dpi. Нажатие на клики осуществляются с массой 50 г, в конструкции используются свичи Omron с ресурсом в 20 миллионов нажатий. Всего же MM710 имеет шесть активных кнопок.

Cooler Master MK850

А вот MK850 очень даже приглянулась — клавиатура оказалась большой и тяжелой. Производитель утверждает, что устройство отлично подходит как для жанра MOBA, так и для FPS. Корпус «клавы» выполнен из алюминия, но кнопки и некоторые элементы декора сделаны из пластика. В качестве переключателей используются Cherry MX Red. Их срок службы составляет примерно 50 миллионов нажатий, общая длина хода составляет 4 мм, а точка активации происходит при усилии в 45 г и ходе 2 мм. При этом для повторного нажатия этим линейным переключателям не надо возвращаться в исходное положение. Следовательно, геймерам, которым постоянно и быстро требуется нажимать одни и те же кнопки, MK850 понравится. А еще Cherry MX Red работают относительно бесшумно.

В комплекте с клавиатурой идет большая и тяжелая, но мягкая и приятная на ощупь подставка под запястье. Все кнопки оснащены независимой RGB-подсветкой — пользователю доступно 17 режимов работы.

Вместе с MK850 ребята из Cooler Master положили… знаете, MP750-XL тяжело назвать ковриком. Это настоящий коврище размером 940 × 380 мм! Из особенностей аксессуара отмечу наличие у него RGB-подсветки — для ее активации необходимо подключить коврик к компьютеру при помощи идущего в комплекте USB-кабеля.

Cooler Master MH630

Что касается гарнитуры MH630, то устройство показалось мне удобным. Корпус устройства выполнен из пластика, а амбушюры сделаны из вспененного материала, покрытого мягкой тканью. В результате масса гарнитуры не превышает 300 г. Конструкция у MH630 — разборная и подвижная: микрофон и полутораметровый шнур с 3,5-мм джеком отстегиваются. Так удобнее носить гарнитуру с собой. В комплекте идет кабель-разветвитель длиной 30 см, оснащенный парой 3,5-мм коннекторов.

Каждая чашка в MH630 снабжена 50-мм динамиком с неодимовыми магнитами. Микрофон же оснащен шумодавом. К качеству звучания и передаче голоса у меня претензий не возникло.

#Результаты

В заключение осталось поделиться с вами результатами тестирования собранной системы. Для большей наглядности я решил испытать компьютер в двух режимах. Сначала — в режиме по умолчанию, где только активировался XMP-профиль оперативной памяти. Затем — после разгона процессора, видеокарты и настройки таймингов ОЗУ. Так, у Core i7-10700K был отключен Hyper-Threading — в первой части статьи мы выяснили, что для многомногоядерных чипов в этом есть толк. Затем все ядра были разогнаны до 5,1 ГГц — в нашем случае хватило прибавки напряжения всего на 0,1 В в режиме Offset. Правда, для приложений, использующих AVX-инструкции, я оставил номинальную частоту в 4,7 ГГц.

У оперативной памяти были настроены тайминги. Основная формула задержек выглядит как 16-16-16-28. Вторичные и третичные тайминги также были уменьшены. Подробно о настройке комплекта Corsair Vengeance RGB PRO CMW32GX4M4K4400C18 вы можете прочитать в статье «Какая оперативная память необходима игровому компьютеру в 2020 году (и в 2021-м — тоже)».

Напоследок была разогнана видеокарта MSI GeForce RTX 2080 SUPER GAMING X TRIO: до 1960 МГц по чипу в Boost-режиме и до 18 000 Мбит/с на контакт по памяти.

Результаты тестирования приведены в таблице ниже, и они получились весьма любопытными. Мы видим, что в одних играх прибавки FPS, считай, и нет — например, в Dota 2 и CS: GO. А в других приложениях система стала заметно быстрее. В VALORANT и Fortnite минимальный фреймрейт увеличился на 18 и 15 %, а в Rainbow 6 — сразу на 23 %.

Стоило так заморачиваться с системой или нет — решать вам, уважаемые читатели. Я же просто отмечу, что минимальный фреймрейт перевалил за отметку в 240 FPS в шести случаях из одиннадцати.

Сравнение производительности тестовой системы (Core i7-10700K, GeForce RTX 2080 SUPER, DDR4-4400), Full HD, низкое качество графики (режим 1), FPS (больше — лучше)
Дефолт Настройка и разгон
AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN
Dota 2 216 119 224 125
CS: GO 623 127 641 138
World of Tanks* 610 384 618 400
StarCraft II 500 200 564 231
Overwatch 299 231 300 249
VALORANT 673 419 757 496
Fortnite 405 277 451 321
PUBG** 216 155 237 166
Rainbow 6 403 280 461 345
DOOM Eternal 364 294 389 314
Battlefield V 197 117 200 144

* Тестирование в World of Tanks проводилось в режиме 2 (среднее качество графики).

** Тестирование в PUBG проводилось в режиме 3 (максимальное качество графики).

#Выводы

Ни один мощный компьютер, никакая клавиатура, мышь и монитор не сделают вас первоклассным киберспортсменом. Все эти атрибуты помогут стать чуточку лучше, только если вы уже хорошо играете в ту или иную онлайн-игру. К чему это я? Да к тому, что крутой компьютер — это не роскошь, а всего лишь «средство передвижения», если несколько переиначить всем известную поговорку.

Мы видим, что онлайн-игры не имеют высоких системных требований. Грубо говоря, для получения удовольствия от PUBG, Overwatch, StarCraft II достаточно весьма средненькой сборки с маломощной видеокартой, 8 Гбайт ОЗУ и 4-поточным центральным процессором. Но если хочется выжать из своего монитора с высокой частотой развертки максимум, то придется вложиться в покупку шестиядерного чипа Core последних трех поколений (и лучше — с возможностью разгона), высокочастотной памяти с настройкой основных таймингов и видеокарты хотя бы уровня GeForce GTX 1660 SUPER.

Выражаем благодарность российским представителям компаний Cooler Master, MSI и Samsung, а также компьютерному магазину «Регард» за предоставленное для тестирования оборудование.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥