⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Обзор SAPPHIRE Radeon RX 6800 XT Nitro+: хорошая видеокарта, которую я куплю… летом
Знаем-знаем, сейчас очень тяжело купить хорошую игровую видеокарту. Особенно ярко это «очень тяжело купить» проявляется, когда речь заходит про новинки AMD и NVIDIA. Увы, дефицит графических адаптеров не обошел стороной и такие модели, как Radeon RX 6800 и Radeon RX 6800 XT. А потому остается лишь надеяться, что ситуация скоро исправится. Естественно, тестовая лаборатория решила не отказываться от испытаний новых видеокарт. Вы, конечно же, можете глумиться над нами в комментариях, приговаривая что-то в стиле: «Очередной обзор очередной бумажной видеокарты». Что ж, пусть будет и так. Только лично у меня есть уверенность, что наши обзоры рано или поздно помогут некоторым читателям сделать правильный выбор — пусть это и случится не сейчас. ⇡#Технические характеристики и особенности конструкции Ради любопытства я все же изучил наличие SAPPHIRE Radeon RX 6800 XT Nitro+ в московских розничных магазинах. «Яндекс.Маркет» показал, что эту видеокарту на момент написания статьи (начало февраля) можно было купить всего в трех магазинах по цене от 99 500 до 107 500 рублей. Напомню, что рекомендованная цена эталонной Radeon RX 6800 XT составляет 59 900 рублей…
Перед тем как говорить про конкретную реализацию Radeon RX 6800 XT, настоятельно рекомендую прочитать статью «Смогла: обзор видеокарт AMD Radeon RX 6800 и Radeon RX 6800 XT», в которой подробнейшим образом разобраны все основные особенности микроархитектуры RDNA 2, а также графических чипов Navi 21. Сразу станет видно, что модель SAPPHIRE Radeon RX 6800 XT Nitro+ получила неплохой заводской разгон процессора — +110 МГц в Boost-режиме. Остальные характеристики новинки указаны в таблице выше. Видеокарта поставляется в большой красочной коробке, цвет настроения — синий. Впрочем, помимо ускорителя, внутри ничего интересного я не нашел. Новинка внешне напоминает модель SAPPHIRE NITRO+ RX 5700 XT SE, про которую мы рассказывали в прошлом году. И все же версия Radeon RX 6800 XT довольно заметно отличается от «сапфировых» ускорителей прошлого поколения. Первое, что бросается в глаза, — это новые вентиляторы, входящие в состав кулера Tri-X. Две крайние крыльчатки получили по 12 лопастей, а их диаметр составляет 95 мм. Эти «карлсоны» вращаются против часовой стрелки. Вентилятор, расположенный посредине, имеет всего 9 лопастей, а его диаметр равен 85 мм; он вращается по часовой стрелке. У каждой из трех крыльчаток лопасти соединены друг с другом внешним ободом и имеют л-образные прорези. По словам производителя, такая гибридная конструкция сочетает в себе бесшумность традиционных осевых вентиляторов и высокое давление воздушного потока, присущее вентиляторам тангенциального типа. Вентиляторы, как обычно, очень легко снимаются — необходимо открутить всего один винт и аккуратно достать крыльчатку из пластиковых салазок. Это приходится кстати еще и потому, что так вентиляторы проще чистить: снял, салфеткой протер, обезжирил, вернул на место. Вряд ли за весь жизненный цикл Nitro+ вам доведется менять вентиляторы из-за их поломки — в конструкции «карлсонов» используются качественные двойные подшипники. Но и такую возможность исключать не стоит. А еще в продаже вы встретите SE-версию Nitro+, в которой применяются крыльчатки с RGB-подсветкой. Наглядная визуализация работы этой модели представлена в видеоролике выше. Адаптер получился крупным, но вы вряд ли найдете в продаже компактные версии Radeon RX 6800 XT. Длина Nitro+ составляет 320 мм, но в корпусе устройство займет на 15 мм меньше. Толщина героя этого обзора составляет 52 мм — это чуть меньше трех слотов расширения. При этом мы видим, что печатная плата SAPPHIRE Radeon RX 6800 XT Nitro+ оказывается заметно короче кулера. Жесткости конструкции добавляет массивный металлический бэкплейт толщиной 1,5 мм. Плюс задняя пластина является частью системы охлаждения — она соприкасается с элементами конвертера питания со стороны выводов контактов. Есть у алюминиевого бэкплейта и перфорация, но она, полагаю, как и подсвечиваемый логотип, используется здесь исключительно в декоративных целях. На торце видеокарты, ближе к видеовыходам, расположен трехпозиционный переключатель BIOS. По умолчанию выставлен режим работы №3 — это значит, что активирована возможность выбора режима работы в фирменном приложении TRIXX. Положение рычага №2 активирует вторую микропрограмму, в которой записаны более щадящие настройки, позволяющие видеокарте работать медленнее, но и тише. Режим работы №1 активирует заводской разгон. А еще на печатной плате устройства есть 5-вольтовый трехконтактный разъем для подключения кабеля асинхронной RGB-подсветки. Соединив видеокарту с платой (сейчас материнки комплектуются как 5-, так и 12-вольтовыми коннекторами), вы сможете синхронизировать работу подсветки обоих устройств. На I/O-панели нашлось место сразу для трех портов DisplayPort и одного HDMI. Решетка для вывода нагретого воздуха за пределы корпуса однозначно внушает доверие — она получила довольно крупные фигурные отверстия. Правда, поперечное расположение ребер радиатора не способствует тому, чтобы воздух выдувался через эту решетку. Мощные видеокарты уже давно перестали комплектоваться конструктивно простыми кулерами. Теперь такие системы охлаждения — это сложный набор деталей, комплексное инженерное решение. Ранее мы уже выяснили, что бэкплейт SAPPHIRE Radeon RX 6800 XT Nitro+ тоже является частью кулера. Однако поражает использование в этой видеокарте сразу двух массивных радиаторов. Тот, что поменьше, предназначен для охлаждения чипов памяти и компонентов VRM-зоны. Этот радиатор изготовлен из алюминия, имеет три блока массивных ребер и оснащен двумя длинными медными теплотрубками. Он довольно сильно облегчает работу основному радиатору видеокарты. Производитель утверждает, что в конструкции кулера применяются новые термопрокладки K6.5 — их теплопроводность выше на 38 % в сравнении с аналогичным показателем термоинтерфейса прошлого поколения. Второй (больший) радиатор получил сразу шесть медных теплотрубок. Он служит только для охлаждения GPU. Трубки объединены при помощи большой медной металлической пластины, а на их концах закреплены два блока алюминиевых радиаторов. Пластины имеют волнообразную форму, что, по данным SAPPHIRE, уменьшает трение при попадании воздушного потока на пластины радиатора и снижает шум. Во второй части статьи вы узнаете все детали работы видеокарты, но на первый взгляд кажется, что SAPPHIRE Radeon RX 6800 XT Nitro+ обладает очень эффективной СО. Конвертер питания SAPPHIRE Radeon RX 6800 XT Nitro+ насчитывает 16 фаз. В цепи используются полевые транзисторы IR TDA21472 — такие же стоят и в Radeon RX 6800 XT эталонного образца. За их работу отвечает ШИМ-контроллер Infineon XDPE132G5D. Приятно видеть качественный подбор фильтрующих компонентов в цепях перед силовыми каскадами и после них. Везде используются только SMD-конденсаторы, а с обратной стороны от GPU — целый массив мелких алюминиевых электролитов (SP-CAP). К видеокарте требуется подключить два 8-контактных разъема PCI-E блока питания. Линии питания 12 и 3,3 В, включая разъем PCI Express, оснащены предохранителями, которые подстрахуют в случае короткого замыкания. ⇡#Методика тестирования и стендСравнение Radeon RX 6800 XT со многими другими графическими адаптерами — во всех популярных разрешениях — вы найдете в этой статье. В этом обзоре я сравнил SAPPHIRE Radeon RX 6800 XT Nitro+ с Palit GeForce RTX 3080 GamingPro OC. Полностью тестовый стенд указан в таблице ниже.
Нагрузка видеокарты осуществлялась при помощи игры The Witcher III: Wild Hunt (максимальные настройки качества графики, 4K-разрешение) на протяжении двух часов. Уровень производительности участников тестирования определялся бенчмарками 3DMark Time Spy, 3DMark Fire Strike и Unigine Superposition. Температура в помещении на момент тестирования составляла 22 градуса Цельсия. Уровень шума измерялся при помощи прибора Mastech MS6708, установленного напротив видеокарты на расстоянии 15 см. Тестирование видеокарт проводилось в 16 играх в трех популярных разрешениях: Full HD, WQHD и Ultra HD. Полный перечень приложений и настроек графики приведен ниже:
Производительность в играх определялась с помощью хорошо известной программы CapFrameX. Она позволяет получить время рендеринга каждого кадра. Использование 99-го процентиля вместо показателей минимального количества кадров в секунду обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы причинами, не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы. ⇡#Результаты тестирования⇡#Тактовые частоты, энергопотребление, температура, уровень шума и разгонКулер SAPPHIRE Radeon RX 6800 XT Nitro+ работает в полупассивном режиме — вентиляторы вступают в игру при нагреве ГП свыше 50 градусов Цельсия. Причем, насколько я понимаю, пассивный режим работы кулера становится неотъемлемой частью всех новых видеокарт AMD — соответствующая настройка есть в меню драйвера устройства.
Как уже было сказано, герой обзора имеет две прошивки: основную, с заводским разгоном, и тихую, с заниженными показателями. В режиме по умолчанию после двух часов нагрузки в игре «Ведьмак-3» максимальная температура чипа достигла 73 градусов Цельсия — это отличный результат для карты с TDP 300+ Вт. При этом частота ГП постоянно держалась выше 2290 МГц — мы уже отмечали тот факт, что большие Navi работают на очень высоких частотах. В обзорах видеокарт Radeon RX 5700 XT мы не раз сталкивались с проблемой перегрева памяти GDDR6. Напомню, что для чипов Micron предельным показателем является значение 90 градусов Цельсия. Проблемы с перегревом привели к тому, что ряд производителей дорабатывал кулеры своих устройств. В SAPPHIRE Radeon RX 6800 XT Nitro+, как мы уже выяснили, используется довольно внушительный радиатор для охлаждения VRAM, которая, кстати, набрана 8 чипами Samsung GDDR6 с маркировкой K4Z80325BC-HC16. Максимальный показатель GPU Memory Junction Temperature составил 91,4 °C — результат далеко не самый впечатляющий. Стоит учитывать, что малый радиатор охлаждает не только чипы VRAM, но и силовые сборки VRM. Температура горячей точки достигла 94 градусов Цельсия, но мы знаем, что предел Junction Temperature для Navi составляет 110 градусов Цельсия. Следовательно, видеокарта функционирует на приличном расстоянии от границы теплового троттлинга — отсюда и работа чипа на максимальных частотах все время. В целом перед нами довольно холодная видеокарта. Пиковое энергопотребление стенда в «Ведьмаке» составило немаленькие 437 Вт, а шум, измеренный с расстояния в 15 см, — 37,6 дБА. Да, работа кулера видеокарты под нагрузкой отчетливо слышна, но я не могу назвать ее шумной. У кулера, если так можно выразиться, есть приличный запас прочности. Если максимально разогнать вентиляторы Tri-X, то максимальная температура GPU опустится аж на 20 градусов Цельсия. То есть у нас есть хороший задел для настройки видеокарты вручную. Второй режим действительно делает видеокарту более тихой. Правда, заметно возрастают температуры. А вот включение так называемого Rage Mode никаких плодов не принесло. Мы видим, что из SAPPHIRE Radeon RX 6800 XT Nitro+ уже выжат практически максимум. Это подтверждает и ручной разгон видеокарты. После увеличения лимита мощности на 15 % мне удалось поднять частоту ГП всего на 81 МГц. Память разогналась до максимума, заложенного в драйвере, — до 2150 МГц. В таких условиях Nitro+ стала работать заметно шумнее, но мы имеем дело со все еще тихим 3D-ускорителем. С другой стороны, увеличение частоты вращения вентиляторов привело к снижению температуры памяти и процессора. Так получилось, что ко мне практически одновременно приехали сразу три разные версии Radeon RX 6800 XT (обзоры этих кастомов выйдут позже на нашем сайте), и Nitro+ оказалась самой неразгоняемой. В итоге оверклокинг видеокарты увеличил быстродействие системы всего на 3-6 %. ⇡#Производительность в играхВидеокарта Radeon RX 6800 XT — это долгожданный ответ топам NVIDIA. Конкретно эта модель конкурирует с GeForce RTX 3080. Читая комментарии к статье «Смогла: обзор видеокарт AMD Radeon RX 6800 и Radeon RX 6800 XT», я, если честно, так и не понял настроения читателей. Ясно одно: ваши мнения разделились. С одной стороны, мы видим, что Radeon RX 6800 XT стоит (на бумаге) меньше GeForce RTX 3080, но наличие 16 Гбайт видеопамяти (вместо 10 у Ampere) позволяет говорить о том, что когда-то положение дел в этом противостоянии изменится и карта NVIDIA раньше сойдет с дистанции — за последние лет 10 мы видели такое не раз. С другой стороны, GeForce RTX 3080 оказывается заметно быстрее в играх с трассировкой лучей и продвинутее за счет таких технологий, как DLSS. Обращу ваше внимание, что SAPPHIRE Radeon RX 6800 XT Nitro+ тестировалась при использовании технологии SAM (у NVIDIA она называется Resizable BAR). Теперь технология изменения регистров, являющаяся частью спецификации PCI Express, поддерживается и платформой LGA1200 (не всеми матплатами, правда). Действительно, Re-Size BAR (именно под таким названием ищите эту функцию в BIOS материнской платы) способствует росту FPS в некоторых играх. Довольно заметная прибавка кадровой частоты наблюдается в Red Dead Redemption 2, Shadow of the Tomb Raider, Gears 5, Battlefield V и Cyberpunk 2077. GeForce RTX 3080, как известно, поддержку Resizable BAR уже не получит. Тем не менее в разрешении Ultra HD (наименее процессорозависимом) «зеленый» ускоритель опередил Nitro+ в среднем на 4 % в играх без использования трассировки и DLSS. Здесь важно учесть, что модель SAPPHIRE — это кастом с приличным заводским разгоном, а оверклокинг видеокарты Palit можно назвать чисто символическим (чтобы на упаковке значок OC не выглядел обманом). При такой разнице можно смело ставить знак равенства в быстродействии между этими видеокартами — опять же с учетом того, что речь идет про игры без использования трассировки лучей. В целом SAPPHIRE Radeon RX 6800 XT Nitro+ отлично подходит для игр в разрешении WQHD и хорошо — в Ultra HD. Только хорошо, потому что в 4К вы уже не увидите запредельного FPS, а в том же Cyberpunk 2077 точно придется снижать качество графики. Собственно говоря, окончательный выбор всегда остается только за вами: необходимость лучей, цена, запас прочности — вы сами должны расставить все «ништяки» в порядке от важных к менее значимым.
⇡#ВыводыКастом SAPPHIRE меня порадовал: производителю удалось не только прилично разогнать графический процессор, но и снабдить его эффективным и тихим кулером. Придраться можно, пожалуй, только к нагреву чипов памяти, но за время тестирования я не выявил никаких проблем, связанных с этим фактом. Надеюсь, Nitro+ прослужит верой и правдой очень долго, однако не стоит забывать, что кулер TRI-X позволяет настраивать его работу в весьма широких пределах — как говорится, было бы желание. О противоборстве Radeon RX 6800 XT с GeForce RTX 3080 на нашем сайте сказано уже немало слов. Мы видим, что в играх, не использующих трассировку лучей, эти видеокарты в среднем оказываются равны. Поэтому окончательный выбор стоит делать, акцентируя внимание на других аспектах: цене, доступности, преимуществах в виде фирменных технологий.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|